Лекция по психологии



    Предмет и задачи психологической науки

  1. Общая характеристика психологии как науки
  2. Сравнение житейской и научной психологии
  3. Основные отрасли психологии
  4. Основные направления психологии
  5. Методы исследования в психологии
1. Общая характеристика психологии как науки
   В дословном значении психология это – знания о психике,  наука  изучающая
ее. Психика –  это  свойство  высоко  организованной  материи,  субъективное
отражение  объективного  мира,  необходимое  человеку  или   животному   для
активной деятельности в нем и управлении своим поведением.  Сознание  –  это
высшая  форма  психики,   необходимая   для   организации   общественной   и
индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой  деятельности.  Здесь
психология проявляется как совокупность типичных  для  человека  или  группы
людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира,  убеждение  и
предпочтение  черт  характера.  Например,   психология   студента,   женская
психология. Общей задачей психологии является изучение психики  человека  (и
животных) и его психологии.
2. Сравнение научной и житейской психологии
   Существует 2 разных  области  психологи  знания  –  научная  и  житейская
психологии, и если научная психология возникала сравнительно  не  давно,  то
житейская всегда была  включена  в  различные  виды  человеческой  практики.
Условием   существования   человека   является   определенной   сознательное
представление и окружающего мира и своего места  в  нем.  Знание  конкретных
психологических  закономерностей  позволяет  людям  понимать   друг   друга,
управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии  считают
1879 г. (Лейпциг, Германия).  Основатель  лаборатории  психологии,  а  затем
института психологии является  В.  Вундт  (1832-1920  г.).  Согласно  Вундту
предметом  изучения  психологии  является  сознание,  а   именно   состояния
сознания, связи и отношения между  ними,  законы  которым  они  подчиняются.
Отечественные ученые психологии считают, что предметом  психологии  является
закономерные основы функционирования и развития  психики.  Основное  отличие
научной психики от житейской заключается  в  том,  что  для  житейской  поле
исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной  психологии
происходит   резкое   сужение   поля   исследовательской   деятельности.   С
ограничением предмета и  появлением  специальных  методов  его  исследования
связаны и остальные различия научной и житейской  психологии:  1)  откуда  и
каким путем приобретаются психологические знания;  2)  в  каких  формах  они
сохраняются;  3)  благодаря  чему   передаются,   воспроизводятся.   Научная
психология является  системой  теоретических  (понятийных),  методических  и
экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.
3. Основные отрасли психологии
   Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по  сферам
деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает  человек
(психология труда, педагогическая психология); 2) по тому,  кто  именно  эту
деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с  тем  объектом
психологического  анализа  (субъект:  человек   определенного   возраста   –
возрастная  психология);  3)  по  конкретным  научным  проблемам,  например,
проблемам   связи,    нарушением    психики    с    мозговыми    поражениями
(нейропсихология).
4. Основные направления психологии
     Психоанализ,   бихевиоризм,   гештальт   психология,    гуманистическая
психология. Психоанализ  первоначально сложился как метод лечения  неврозов,
основная его идея – поведение человека определяется не только и  не  столько
сознанием, сколько бессознательностью. Пути  проявления  бессознательного  –
ассоциации,  сны,  случайные  действия  в   нашей   жизни.   Бихевиоризм   –
направление  американской  психологии  отрицающее  сознание,   как   предмет
психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение –  это
совокупность  реакций  организма  на  стимулы  внешнего   мира.   Основатель
направления Дж. Б. Уотсон.  S-R  (стимул  -  реакция)  –  предложил  Уотсон.
Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное  поведение  и  реакция.
Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек  подобен  животному
и его реакции подобны животному.  Торндайк показал, что научение  во  многих
случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое  поведение  определяется
своими  последствиями.  Гештальт  психология  (гештальт  (нем.)   –   форма,
конфигурация, организация). Это направление возникло  в  Германии.  Основные
представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер.  Предметы,  составляющие
наше окружение, воспринимаются чувствами не в  виде  отдельных  объектов,  а
как организованное целое. Основные два понятия гештальт  психологии:  фигура
и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание  часть,
а  фон  окружает  фигуру  и  кажется  непрерывно  продолжающимся   за   ней.
Гуманистическая  психология   (экзистенциальная   психология)   –   основные
понятия: личность, как уникальная ценностная система,  которая  представляет
собой ни ничто заранее  данное,  а  открытую  возможность  самоактуализации.
Главный  представитель:  А.  Маслоу.  Пирамида   потребностей   человека   –
самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение,  принятие  и  любовь,
потребность  в  безопасности,  физиологическая  потребность  в  еде  и   сне
(основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии:  1)
человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек  уникален;  3)
человек открыт миру, переживания  человеком  мира  и  себя  в  мире  главная
психологическая реальность;  4)  жизнь  должна  рассматриваться  как  единый
процесс становления  и  бытия  человека;  5)  человек  наделен  потенциалами
непрерывного развития и самореализации;  6)  человек  обладает  определенной
степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.
5. Методы исследования в психологии
    Основные  методы  –  наблюдение,  эксперимент,  беседа,  тестирование  и
анкетирование.

    Эволюционное развитие психики и сознания
   1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики
   2. Сознательная деятельность человека
   3. Психологическая характеристика сознания
   4. Возникновение и развитие сознания
   5. Сознание и бессознательность
1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики
   1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и  животные  происходят
от  одной  формы  жизни  и  являются  результатом  эволюции,  продолжающейся
миллионы лет».  В  настоящее  время  насчитывают  (12  млн.  Различных  форм
бактерий и растений, включая и животных, принадлежащих  к  1,2  млн.  видов.
Дарвин после экспедиции  совершенной  им  пришел  к  выводу,  что  все  виды
достигли своего многообразия  в  результате  изоляции,  когда  та  или  иная
группа была отделена от другой морским проливом или  горной  цепью.  Дарвину
нужно было объяснить, почему эволюция  данной  группы  шла  именно  в  таком
направлении. Дарвин основывался на теории  о  человеческом  обществе  Томаса
Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения  происходит  гораздо
быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода  или  войны,  когда
пищи  становится  недостаточно,  возникает  конкуренция  и   в   борьбе   за
существование  побеждает  сильнейший.   Этот   принцип   был   перенесен   с
человеческого общества на общество растений и животных. (Как в  растительном
мире  осуществляется  борьба  за  существование?)  С  точки  зрения   теории
эволюции даже  самые  простые  среди  живых  организмов,  благодаря  отбору,
обладают поведением  адаптированным  к  их  образу  жизни.  Уровни  развития
поведения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и  растений,
возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция  живых
организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция  живых
организмов  двигаться  под  воздействием  тепла.  Хемотропизм  –   тенденция
избирать определенную физико-химическую среду.  Топотропизм  –  тенденция  к
движению под воздействием механического раздражителя.  В  основе  всех  этих
реакций  лежат  биохимические  процессы.  Обмен  веществ  является   основой
саморегуляции   организма.   =   таксисы   –   характерны   для   простейших
одноклеточных организмов  (инфузория  туфелька).  С  помощью  очень  простых
автоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что  похоже  на
пищу и  удаляется  от  любых  неприятных  раздражителей.  Общая  и  при  том
механическая ориентация  организма  по  отношению  к  источнику  раздражения
называется таксисом. =  рефлекс  –  впервые  возникают  у  кишечно-полостных
животных. Медуза  –  ее  примитивная  нервная  система  состоит  из  нервных
клеток, которые связаны между собой подобием рыболовной  снасти.  Рефлекс  –
это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа  чувств  передаются  с
помощью нервной  системы  и  вызывают  автоматическую  реакцию.  Безусловный
рефлекс является врожденным и проявляется  только  при  строго  определенном
постоянстве  внешней  среды.  В  течении  жизни  под  воздействием   внешних
факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов  и  образуются
условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые  и
стереотипные реакции характерные для  самых  примитивных  животных.  Следует
различать инстинктивное поведение  и  инстинкт.  Инстинктивное  поведение  –
комплекс  врожденных  и  приобретенных   компонентов.   Инстинкт   –   часть
инстинктивного поведения, наименее  пластичный  его  компонент,  основан  на
безусловном  рефлексе  и  направленный,  как  правило,   на   удовлетворение
биологических потребностей. = научение – это  сформированные,  автоматически
осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля  и  специальных
волевых усилий для  его  выполнения.  С  развитием  способности  к  научению
эволюционно  более  продвинутые  виды  получали  возможность  изменять  свое
поведение в зависимости  от  обстоятельств  и  адаптироваться  к  изменениям
среды.  Человек  смог  выработать  способность  устанавливать  связь   между
различными элементами ситуации и выводить из нее правильное  решение,  путем
умозаключений, не  прибегая  к  пробным  действиям,  производимым  неудачно.
Основные черты поведения животных: 1)  интеллектуальное  поведение  животных
сохранило свою связь с биологическими мотивами и  не  может  перейти  за  их
границы;  2)  интеллектуальное  поведение   животных   всегда   определяется
непосредственно воспринимаемыми стимулами или  следами  прежнего  опята;  3)
заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника –  программы
заложенный в видовом опыте и источником поведения  является  непосредственно
опыт.   Эти  3  черты  сохраняют  основные  особенности  всякого   поведения
животных.
2. Сознательная деятельность человека
   Основные отличительные черты сознательной деятельности человека:  1)  Они
всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при  которых
сознательная деятельность входит в  конфликт  с  биологическими  мотивами  и
подавляет их. Самый распространенный  пример  –  человек  бросается  спасать
других из  огня  пожара;  2)  Деятельность  человека  вовсе  не  обязательно
определяется наглядными  впечатлениями  получаемыми  от  среды  или  следами
прошлого опыта. Человек  абстрагироваться  от  них.  У  человека  появляется
усвоение  общечеловеческого  опыта,  накопленного  до  него  предшествующими
поколениями.
3. Психологическая характеристика сознания
   Рефлексивная способность сознания,  т.е.  готовность  к  познанию  других
психических явлений и самого себя. Без  наличия  этих  способностей  человек
никогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким  образом,
психологическая характеристика включает  в  себя  ощущение  человеком  себя,
познающим  субъектом.  Это  означает,  что  человек   осознает   себя,   как
отделенное от мира существо, готовое  и  способное  к  изучению  и  познанию
этого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать  их,  выразить
их в словах,  понятиях,  передать  другому  человеку,  хранить  эти  знания,
воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате  сознания
такая  способность  теряется.  Вторая  характеристика  сознания   –   тесная
взаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в  данный
момент или вовсе не существование  в  данный  момент  человек  может  только
произвольно. Третья  черта  –  способность  сознания  к  коммуникации,  т.е.
передача другим лицам того, что осознает данный человек с  помощью  языка  и
других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди  выделяют
в сообщаемом главное, так происходит  абстрагирование,  т.е.  отвлечение  от
всего второстепенного  и  сосредоточение  сознания  на  самом  существенном.
Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.
4. Возникновение и развитие сознания
    Главным  условием  возникновения  и  развития   человеческого   сознания
является   совместное,   продуктивное,   опосредованное   речью    орудийная
деятельность людей. Она  требует  общения  и  взаимодействия  людей  друг  с
другом.  Она  предполагает  создание  продукта,  который  всеми  участниками
деятельности осознается как цель их сотрудничества.  Эта  цель  должна  быть
определена и выражена в слове. Прежде чем стать  достоянием  индивидуального
сознания,  слово  и  его  содержание  должны  получить  общее  значения  для
пользующихся ими людей. Это впервые происходит  в  совместной  деятельности,
получив всеобщее значение  слово  проникает  в  индивидуальное  сознание,  в
начале своего развития сознание человека  направлено  на  познание  внешнего
мира. Человек осознает, что находится в  него  его,  с  помощью  данных  ему
природой органов чувств. Он  видит,  воспринимает,  отражает  этот  мир  как
отделенный   от   него   и   существенно   независимый   от   него.    Такая
последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.
5. Сознание и бессознательность
    На  ряду  с  сознанием  у   человека   существует   и   бессознательное.
Бессознательность –  это  форма  психического  отношения,  в  которой  образ
действительности  и отношения  к  ней  человека  не  выступают  как  предмет
специальной  рефлексии.  Понятие  сознательности  в  науку  ввел  Фрейд.  Он
относил к бессознательности в личности те качества,  интересы,  потребности,
в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и  проявляются  в
разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях.  К
одному из  таких  явлений  Фрейд  относил  ошибочные  действия  –  оговорки,
описки, ошибки при написании и  слушании  слов,  не  произвольное  забывание
имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или  косвенно
связанно для человека с неприятными  переживаниями.  Третья  группа  явлений
проявления  бессознательности  –  представления  связанные  с   восприятием,
памятью и воображением.

    Познавательная сфера личности
   1. Ощущения
   2. Восприятие
   3. Память
   Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.
1. Ощущения
   Ощущения – это простейшая форма психического  отражения,  свойственная  и
животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств  предметов
и явлений. Ощущения являются источником наших знаний  о  внешнем  мире,  они
являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего  мира
доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться  в  окружающем.
Методы измерения Ощущений: прямой и  косвенный.  В  психологии  конца  19  –
начала 20 вв. сложилось представление,  согласно  которому  органный  чувств
(рецепторы)   пассивно   отвечают   на   воздействующие    раздражители    и
соответственно ощущения, с этой точки  зрения  ощущения  являются  пассивным
процессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс  –
основное положение этой теории заключается в следующем –  в  состав  каждого
ощущения  входит  движение.  Сложные  ощущения  не  возможны  без  активного
движения, примером  сложного  ощущения  может  быть  ощупывание  предмета  с
закрытыми глазами.



Общие свойства ощущений: 1)  Качество  –  каждый  вид  ощущений  имеет  свои
специфические особенности, отличающие его от других видов. 2)  Интенсивность
– определяется силой действующего раздражителя и  функционального  состояния
рецептора. 3) Длительность –  определяет  функциональное  состояние  органов
чувств,  временем   действия   раздражителя   и   его   интенсивностью.   4)
Пространственная  локализация   раздражителя   –   пространственный   анализ
осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения  о  локализации
раздражителя  в  пространстве.  5)  Порог  ощущений.   Минимальная  величина
раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог.  Максимальная
величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний  порог.  (Для  слуха
min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров.  Для  осязания  –  ощущение
движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).
2. Восприятие
   Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов  и
явлений  при  их  непосредственном  воздействии  на  органы  чувств.   Сумма
ощущений не является восприятием -  В(О+О+О. Все восприятия можно  разделить
на отдельные виды в зависимости от того, какие  анализаторы  играют  ведущую
роль: зрительные, слуховые,  двигательные  и  т.д.  Основные  характеристики
восприятия: 1) Предметность – отнесение  сведений,  получаемых  из  внешнего
мира, к этому миру. 2) Целостность – целостность предмета. 3)  Структурность
восприятия  –  восприятие   не   есть   сума   ощущений.   Мы   воспринимаем
абстрагированную от ощущений абстрактную структуру,  которая  формируется  в
течении некоторого времени.  4)  Контактность  –  относительное  постоянство
воспринимаемых  предметов  при   изменении   условий   их   восприятия.   5)
Осмысленность  –  восприятие  у  человека  тесно  связано  с  мышлением,   с
пониманием сущности предмета. Оно  не  сводится  к  одной  лишь  чувственной
основе.  Мы  воспринимаем  предметы,  имеющие  определенное  значение.    6)
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по  сравнению  с
другими. Она обусловлена направленностью  и  опытом  личности.   Зависимость
восприятия от содержания психической жизни  человека,  от  особенностей  его
личности называется апперцепцией. Восприятие пространства.  Здесь  различают
восприятие величины, формы, объемности  и  удаленности  предметов.  Форма  –
один из наиболее информативных признаков  внешнего  мира.  Восприятие  формы
требует выделения  предметов  из  фона  внешнего  мира.  Основную  роль  при
восприятии  объемности  предмета  играет  бинокулярное  зрение.   Восприятие
времени.   Это   отражение   длительности   и   последовательности   явлений
объективной действительности. Во многом зависит от  содержания  деятельности
и установки личности. Восприятие движения. Это  отражение  направленности  и
скорости  пространственного  существования  предмета.  Восприятие  предметов
может  быть  ошибочно.  Иллюзия  –   закономерно   неправильное   восприятие
предмета,  который  в  данный  момент  действует  на  наши  органы   чувств.
Галлюцинации – кажущиеся (ложные) восприятия.
3. Память
    Это  форма  психического   отражения,   заключающаяся   в   закреплении,
сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти человек  имеет
представление о воспринятых ранее вещах  или  явлениях,  в  результате  чего
содержание его сознания включает в  себя  приобретенный  в  прошлом  опыт  и
знания.  Ассоционисты  считают,  что   запоминание   есть   соединение   или
связывание  впечатлений  прошлого   или   настоящего.   Теория   деятельного
опосредования.  Запоминание  зависит  от  того,  какую  роль  играет  данный
материал в деятельности человека, каково его место в  системе  потребностей.
Классификация  видов  памяти:  1)  по  характеру  психической  активности  –
двигательная (запоминание  различных  движений),  эмоциональная  (память  на
чувства), наглядно-образная (память на вкусы, запахи, зрительные  картины  и
т.д.), словесно-логическая; 2) в зависимости от длительности  закрепления  и
сохранения  материалов  –   кратковременная,   долговременная,   оперативная
(мнемические процессы обслуживающие конкретную актуальную деятельность);  3)
в зависимости  от  приемов  заучивания  –  механическая,  логическая;  4)  в
соответствии  с  целями   деятельности   –   произвольная,   непроизвольная,
постпроизвольная.

    Психология личности
   Личность, ее структура и направленность
   1. История развития представлений о личности
   2. Структура личности
   3. Развитие личности
   4. Индивидные свойства личности
1. История развития представлений о личности
   По Неману 3 этапа развития  истории  представления  и  личности.  1эт.  –
философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан  с  поиском
конкретного ответа ан вопрос  о  нравственной  духовной  сущности  человека.
2эт. – клинический (начало  19  в.)  –  в  центре  внимания  те  особенности
личности, которые присущи больным людям.  Большинство  работ  этого  периода
включает в себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то,  что
были выработаны классификации личности связанные  с  определенной  болезнью.
3эт. – экспериментальный (начало 20  в.)  –  в  это  время  можно  наблюдать
кризисное  состояние  психологии,  связанное  с  невозможностью   объяснения
целостных сложных поведенческих актов только исходя  из  изучения  отдельных
психических функций.
2. Структура личности
    Личность  –  это  функциональный  психологический   орган,   позволяющий
индивиду  интегрировать  свою  жизнедеятельность  в  системе  множественных,
социально-детерминированных  связей   с   миром.   Культура   личности.   1)
Конституционально-антротеметрическая.  Объект  исследования   –   врожденные
предрасположенности  к  реагированию   (Шейден,   Крегмер).   2)   Факторная
стратегия – факторный анализ,  где  обработке  подвергается  вербальная  или
словесная реакция человека на определенное число  вопросов  (Дж.  Гильфорд).
3) Блочная стратегия – на основаниях наблюдения за  жизнью  людей  (Платонов
К.Н.): а) индивидуальные свойства человека – половое различие,  темперамент;
б) психические процессы; в) блок прошлого опыта –  знания,  умения,  навыки;
г)  направленность  личности.  4)  Мотивационно-динамичесая  стратегия  –  в
основе  этой   стратегии   лежат   представления   о   динамике   мотиваций.
Характеризуется это положение  общим  представлением  о  том,  что  в  любом
проявлении  личности  предполагается   иерархично-организованная   структура
потребностей и мотивов (пирамида Маслоу).
3. Развитие личности
   Развитие личности по Э. Эриксону – это последовательная смена этапов,  на
каждом их которых происходит качественное преобразование  внутреннего  мира,
отношений и поведения человека. Эриксон выделил 8 этапов развития  личности:



|Возрастные|Нормальное развитие |Аномальное развитие |
|периоды   |                    |                    |
|раннее    |ребенок обретает    |ребенок не доверяет |
|младенчест|доверие к людям, при|людям, эмоциональная|
|во (0-1   |взаимной любви и    |изоляция, его       |
|год)      |привязанности, а    |отвержение,         |
|          |также при           |игнорирование       |
|          |удовлетворении всех |                    |
|          |его жизненных       |                    |
|          |потребностей и      |                    |
|          |потребностей в      |                    |
|          |общении             |                    |
|позднее   |ребенок обретает    |чувство своей       |
|младенчест|автономность и      |неприспособленности,|
|во (1-3)  |уверенность в себе, |сомнение в своих    |
|          |установление баланса|возможностях, в этот|
|          |между чувством      |период у ребенка    |
|          |независимости,      |слабо развита речь и|
|          |самостоятельности и |присуще желание     |
|          |с другой стороны    |скрыть свою         |
|          |ограничениями       |ущербность          |
|          |взрослых            |                    |
|раннее    |формируется         |пассивность,        |
|детство   |активность,         |проявляющаяся в     |
|(3-5)     |инициативность,     |вялости,            |
|          |живое воображение,  |подавленности,      |
|          |активное изучение   |чувство зависти,    |
|          |окружающего мира,   |отсутствие признаков|
|          |включение в         |полоролевого        |
|          |полоролевое         |поведения           |
|          |поведение           |                    |
|среднее   |чувство долга,      |характерно чувство  |
|детство   |стремление к        |собственной         |
|(5-14)    |достижениям,        |неполноценности,    |
|          |происходит активное |слабые трудовые     |
|          |усвоение            |навыки, избегание   |
|          |инструментальных и  |сложных заданий и   |
|          |предметных действий |ситуаций            |
|          |                    |соревнований, а     |
|          |                    |также присуще       |
|          |                    |конформность –      |
|          |                    |«рабское поведение» |
|половая   |формируется         |путаница ролей,     |
|зрелость, |жизненное           |мысли не только о   |
|подростнич|самоопределение,    |будущем, но и о     |
|ество,    |выстраиваются планы |прошлом,            |
|юность    |на будущее, идет    |самокопание,        |
|(11-20)   |активный писк себя и|смещение форм       |
|          |экспериментирование |полоролевого        |
|          |в разных ролях, в   |поведения, путаница |
|          |том числе и в сексе,|в моральных и       |
|          |четкая половая      |мировоззренческих   |
|          |поляризация в формах|установках, потеря  |
|          |поведения           |трудовой активности |
|ранняя    |близость к людям,   |одиночество и       |
|взрослость|стремление к        |изоляция от людей,  |
|(20-45)   |контактам с людьми, |проявляется в       |
|          |рождение и          |избегании близких и |
|          |воспитание детей,   |интимных отношений с|
|          |любовь  и работа,   |людьми,             |
|          |удовлетворенность   |неразборчивость в   |
|          |                    |отношениях и        |
|          |                    |непредсказуемость в |
|          |                    |поведении           |
|средняя   |продуктивная работа |застой, эгоцентризм,|
|взрослость|над собой, зрелая,  |непродуктивность в  |
|(45-60)   |полноценная и       |работе, ранняя      |
|          |разнообразная жизнь,|инвалидность,       |
|          |удовлетворенность   |исключительная      |
|          |семейными           |забота о себе, все  |
|          |отношениями,        |прощение себя       |
|          |родительская        |                    |
|          |гордость            |                    |
|поздняя   |спокойная оценка    |отчаяние, ощущение, |
|взрослость|прошлого, принятие  |что жизнь прожита   |
|>60 лет   |прожитой жизни      |зря, бессмысленность|
|          |такой, какая она    |своего              |
|          |есть, ощущение      |существования,      |
|          |полноты и полезности|желание прожить     |
|          |прожитой жизни,     |жизнь заново,       |
|          |примирение с        |получить от нее     |
|          |неизбежным, т.е.    |больше чем было,    |
|          |отсутствие страха   |боязнь              |
|          |смерти              |приближающейся      |
|          |                    |смерти              |


4. Индивидные свойства личности
    Способности,  темперамент  и   характер.   Способности:   врожденные   и
приобретенные. Способности - индивидуальные  и  психологические  особенности
человека,  которые  выражают  его  готовность  к  осуществлению   конкретной
деятельности,  природными  предпосылками  способностей   являются   задатки.
Талант,  одаренность  –  высшее  проявление   способностей   и   связаны   с
особенностью мотиваций человека. Одаренные дети отличаются тем,  что  у  них
есть повышенная  тяга  к  занятию  делом,  которое  им  очень  нравиться,  и
впоследствии   вся   жизнь   концентрируется   вокруг   этой   деятельности.
Сенситивный период проявляется повышенной чувствительностью к тем  или  иным
средовым воздействиям, а также к освоению того ли  иного  рода  деятельности
(2-3 года – развитие  речи;  5-7  лет  –  чтение,  писание).  Темперамент  –
динамические характеристики психической деятельности, проявляющиеся  в  трех
областях: 1 область – общая активность человека; 2 область –  в  особенности
материи; 3 область – способность  к  эмоциональности.  Темперамент  является
природной или динамической основой характера. Характер  –  это  совокупность
устойчивых свойств, в которых выражаются типичные способы  его  поведения  и
эмоционального реагирования.

    Социально-психологические основы взаимодействие людей
    Общение и основы взаимоотношений
  1. Определение общения
  2. Структура и функции общения
  3. Интимные межличностные отношения
1. Определение общения
   Общение – это сложный  ,многоплановый  процесс  установления  и  развития
контактов между  людьми,  который  порождается  потребностями  в  совместной
деятельности  и  включает  в  себя  обмен  информацией,   выработку   единой
стратегии и взаимодействия, а также включает восприятие и понимание  другого
человека. 3 группы факторов доказывающие решающую роль  общения  в  развитии
человека: 1 фактор – изучение детей маугли;  2  фактор  –  изучение  явления
госпитализма; 3 фактор –  влияние  общения  на  общее  психическое  развитие
ребенка: а) общение может ускорять психическое развитие ребенка; б)  общение
позволяет преодолевать детям  неблагоприятные  ситуации;  в)  общение  может
исправлять дефекты неправильного воспитания.
2. Структура и функции общения
   Структура и функции общения  по  Г.М.  Андрееву  он  выделяет  3  стороны
общения:  1)  Коммуникативная  сторона  общения  –  общение  –   это   обмен
информацией  между  общающимися  людьми.   2)   Интерактивная   –   включает
организацию взаимодействия  общающихся  людей.  3)  Перцептивная  –  процесс
восприятия друг друга партнерами по общению и установлению  на  этой  основе
взаимодействия. Функции общения: 1)  общепсихологическая  классификация:  а)
информационно-коммуникативная   (прием   и    передача    информации);    б)
регуляционно-коммуникативная   (регулирование   деятельности   людей);    в)
аффективно-коммуникативная   (передача   эмоциональных   переживаний).    2)
социально-психологическая: а) функции организации  совместной  деятельности;
б) функция познания людьми друг друга с целью  взаимопонимания;  в)  функция
формирования и развития межличностных отношений.
3. Интимные межличностные отношения
   Дружба – положительные, интимные  взаимоотношения,  которые  основаны  на
взаимной открытости, полном доверии, общности интересов,  преданности  людей
друг другу и их постоянной готовности в любой момент придти  друг  другу  на
помощь. Дружеские отношения носят деловой характер или  утилитарный.  Другая
цель – эмоциональная цель  основанная  на  удовлетворении  от  дружбы.  Цель
может быть рациональной и может быть нравственной.
   Любовь. Графически изобразить любовь и дружбу не возможно. Любовь  –  это
такой вид отношений между людьми, который  не  допускает  господства  одного
человека  над  другим  или  беспрекословного  подчинения   одного   человека
другому. Виды любви по Э. Фромму: 1)  братская  любовь,  т.е.  любовь  между
равными людьми (равными по семейному положению);  2)  материнская  любовь  –
любовь сильного к слабому,  защищенного  к  незащищенному  -   такая  любовь
наиболее открыта и крепка; 3)  эротическая  –  любовь  психофизиологического
плана, в отличие от двух других видов требует предпочтительности  и  особого
выделения любимого существа  среди  других  и  исключительного  отношения  к
нему; 4) любовь человека к самому себе – эгоизм от любви к  себе  отличается
тем, что в нем существует исключительная любовь к себе, в  ущерб  такому  же
по отношению к окружающим; 5)любовь к  Богу  (религиозная  любовь)  –  такая
любовь является универсальной и выбирает в  себя  виды  любви.  Бог  в  этом
случае выступает как воплощение признаков добра, справедливости,  истинности
и любви.
   Вражда – это отношения взаимной  неприязни  и  ненависти  любви.  Причины
вражды: 1) антиподы; 2) на основе  не  сложившихся  дружеских  или  любовных
отношений. Неприязнь возникает на основе существования различных  интересов,
потребностей людей, индивидуальных и интеллектуальных различий среди  людей.
Одиночество  –  депрессия,  привычный  способ  реакции  на  одиночество,  он
проявляется в агрессии.


-----------------------
Виды ощущений

По контакту с раздражителем

По расположению рецептора

Дистантные ощущения

Контактные ощущения

слуховые

зрительные

обонятельные

кинестетические

кожные

вкусовые

органические

Интерацективные  - органические

Проприоцептивные (сигнализируют  о положение частей тела)

экстрацептивные

зрительные

слуховые

кожные

обонятельные