Бухгалтерский баланс и отчётность


   Отчетность  предприятия   является   логическим   продолжением   процедур
финансового учета и представляет собой систему показателей,  характеризующих
имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
   Под учетной политикой организации  понимается  принятые  её  совокупность
способов ведения бухгалтерского учета  первичного  наблюдения,  стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового  обобщения  фактов  хозяйственной
деятельности.
   Цели учёта и отчётности на уровне предприятия:
 .   платёжеспособности   предприятия   (обеспеченности   его   кредиторской
   задолженности, ликвидности и т. п.);
 . рентабельности;
 . степени  ответственности  лиц,  занятых  хозяйственной  деятельностью,  в
   рамках  предоставленных  им   полномочий   по   распоряжению   средствами
   производства и рабочей силой.
   Бухгалтерская (финансовая.) отчётность  -  совокупность  итоговых  данных
бухгалтерского  учёта,  выраженная  в  определённой   системе   показателей,
используется для анализа имущественного состояния  хозяйственных  процессов,
обязательств и  финансовых  результатов.  Бухгалтерской  информации  присуща
более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном,  документальном
оформлении   всех   совершаемых   хозяйственных   операций   и   её   данные
подтверждаются материалами инвентаризации.
   Составление бухгалтерской отчётности - завершающий  этап  всего  учётного
процесса на предприятии. Т.к. отчёты,  и  квартальный  и  годовой,  являются
результатом    обобщения    текущего    учёта,    максимальное    подчинение
бухгалтерского  учёта  в  течение  года  составления  отчётности   обеспечит
получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками  в
установленные сроки.
   Процесс составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа:
 . первый этап - подготовительная работа;
 . второй этап - непосредственное заполнение отчётных  форм  при  соблюдении
   определённой очерёдности.
 Подготовительная работа в свою очередь делится на три части:
   а) разработка плана работы по составлению отчётности;
   б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса  к  составлению  годового
отчёта;
   в) заключительные записи к составлению  бухгалтерского баланса.
   Чтобы быть уверенным в  правильности  показателей  годовой  бухгалтерской
отчетности   на   предприятии   необходимо   еще   раз   проверить    записи
бухгалтерского учета и убедиться в том, что:
 . на счетах бухгалтерского учета  предприятия  отражены  все  хозяйственные
   операции отчетного года (полнота отражения);
 . записи в бухгалтерском учете  произведены  на  основании  соответствующих
   первичных документов (обоснованность отражения);
 .  отражение  хозяйственных  операций   не   противоречит   соответствующим
   положениям действующих нормативных актов (правильность отражения).
   На ООО “Бриз” счета закрывают в такой последовательности:
   1) Исчисляют себестоимость вспомогательных производств и  закрывают  счёт
«Вспомогательные производства».
   2) Составляют расчёт и списывают расчёт и часть расходов будущих периодов
на издержки текущего года.
   3) Закрывают счета «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы».
   4) Списывают  затраты  на  выпуск  продукции  и  исчисляют  себестоимость
незавершенного производства.
   5) Осуществляют списание затрат со счёта  «Обслуживающие  производства  и
хозяйства».
   6) Производят записи на счетах по учету капитальных вложений.
   7) Определяют финансовый результат от основной деятельности предприятия и
закрывают счета «Реализация  продукции  (работ  и  услуг)»,  47  «Реализация
прочих активов».
   8) Распределяют прибыль и закрывают счёт «Прибыли и убытки».
   Все операции по закрытию счетов находят отражение в Главной книге.
   Под статьёй баланса понимается  отдельный  вид  средств  (имущества)  или
источника (обязательств),  показанный  в  балансе  по  отдельной  позиции  и
выраженный отдельной суммой. Итоговая сумма  остатков  средств  предприятия,
отраженное в активе и пассиве баланса по строке «баланс» называется  валютой
баланса.
   Бухгалтерский учет на предприятии может быть организован по одной из двух
форм – мемориально-ордерной  или  журнально-ордерной.  Основой  мемориально-
ордерной формы являются мемориальные ордера, назначения которых  –  оформить
бухгалтерские записи по корреспондирующим счетам (составить проводки).
   В первом разделе баланса “Нематериальные активы”  -  это  часть  основных
средств, не имеющая физической  основы.  Оценка  нематериальных  активов  по
первоначальной  стоимости  производится  при  их  постановке  на   учета   и
определяется общей суммой затрат на приобретение или изготовление активов.
   Второй  раздел  актива  баланса.  Оборотные  активы  содержат  данные  об
остатках запасов призванных обслуживать процессы производства и обращения.
   Финансовое состояния фирмы  -  это  комплексная  оценка  его  здоровья  и
жизнеспособности, характеризующая рядом показателей.
  Задачи анализа финансового состояния предприятия (организации) является.
  1)  оценка и анализ состава и структуры имущества предприятия;
  2)  изучение  состава  и движения  производственных  запасов;
  3)   анализ  показателей   оборачиваемости  различных   видов   оборотных
активов;
  4)  анализ состава и структуры финансовых ресурсов;
  5)  оценка состояния  кредиторской и дебиторской задолженности;
  6)    анализ   показателей   характеризующих   финансовую    устойчивость
предприятия;
  7)  оценка  платежеспособности  и степени риска банкротства предприятия.
  Новая  форма  годового   бухгалтерского   баланса   позволяет   проводить
имущественно - финансовый анализ состояния  предприятия  непосредственно  по
балансу.
  Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие бухгалтеру управлять
дебиторской задолженностью:
 .  контролировать  состояние  расчетов  с   покупателями   по   отсроченным
   (просроченным) задолженностям;
 .  по  возможности  ориентироваться  на  большое  число  покупателей  целью
   уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
 . следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
 . используется способ предоставления скидок при досрочной оплате.
  Оценка финансового  положения  предприятия  осуществляется  на  основании
бухгалтерского баланса – форма №1., ф.№2 — «Отчет о прибылях и убытках».
  На первом этапе проводится визуальная и простейшая  проверка  показателей
бухгалтерского отчета по формальным и качественным  признакам;  правильность
и ясность заполнения форм (реквизиты: название предприятия,  отчетная  дата,
необходимые подписи и т. д.), увязка показателей форм отчетности.
  На втором  этапе  с  помощью  баланса  оценивают  тенденции  изменения  в
имущественном  и  финансовом  положении  предприятия.  К  таким   тенденциям
относятся:
 . увеличение (уменьшение) стоимости имущества предприятия и  его  отдельных
   составляющих;
 . изменение в структуре активов предприятия и источников их  образования  и
   др.
  На третьем этапе – расчет и оценка динамики аналитических  коэффициентов,
характеризующих финансовую устойчивость предприятия.