История Невского проспекта


    Главная магистраль  нашего  города  протянулась  более  чем  на  четыре
километра от Адмиралтейского пр. и Дворцовой площади до  площади  Александра
Невского. Начинаясь почти от Невы и снова выходя  к  ней,  Невский  проспект
как бы стягивает крутую излучину реки.
    Невский проспект – средоточие культурной и  общественной  жизни  Санкт-
Петербурга.  На  магистрали  и  вблизи  нее  расположены  музеи,  театры   и
концертные залы, кинотеатры и библиотеки,  универмаги  и  специализированные
магазины, кафе и рестораны.
    Невский проспект  отличается богатством, разнообразием и вместе  с  тем
единством и законченностью архитектурного облика. Перспектива его  основного
участка   завершается   с   одной   стороны   башней   и   золотой   "иглой"
Адмиралтейства, с другой –  обелиском  Городу-герою  на  площади  Восстания.
Строгие  ряды  домов  прерываются  живописными  панорамами   рек,   широкими
пространствами площадей, неразрывно связанных с проспектом.
    Невский проспект – свидетель важнейших исторических событий. Он  хранит
память  о  выдающихся  писателях,  художниках,  музыкантах,  ученых.  И  сам
Невский воспет в произведениях литературы и искусства.
    Рождение улицы относится к начальной поре Петербурга. В 1710—х  гг.  по
заболоченной   местности   были   проложены    две    дороги,    соединившие
Адмиралтейство и  Александро-Невский  монастырь  (с  1797  г.  –  Лавра)  со
старинным Новгородским трактом, проходившим примерно по трассе  современного
Лиговского проспекта. "Большая першпективная дорога", оконченная к 1979  г.,
служила главным въездом в северную столицу. Через два  десятилетия  ей  было
дано наименование Невской проспективы – по монастырю, к  которому  она  вела
(с конца XVIII в. – проспект).
    Два участка будущего проспекта не совпадали по осям  и  не  стыковались
друг с другом. Для того, чтобы трасса стала единой, восточнее тракта в 1730-
х гг. начали прокладывать  новую  проспективу.  Ее  не  удалось  довести  до
монастыря, но на этой линии возникли Гончарная и Тележная улицы,  а  отрезок
проспекта между  современными  площадями  Восстания  и  Александра  Невского
получил название Старо-Невский. Лишь в  1760-х  гг.  обе  части  улицы  были
непосредственно соединены. В месте их сочленения, у  нынешнего  Суворовского
пр., образовался излом – единственный на всем протяжении магистрали.
    В первой половине XVIII в. Невская проспектива застраивалась только  до
Фонтанки  –  границы  города.  Дома  стояли  с  промежутками,   между   ними
находились сады и пустые участки. В 1760-х гг. по проекту  А.В.Квасова  были
распланированы  новые   кварталы   на   территории   Адмиралтейского   луга,
определившие начало  улицы.  С  этого  времени  здания  строились  "сплошною
фасадою".
    Проспект  стал  главной  улицей  северной  столицы.  Застройка  периода
классицизма оставила здесь самый значительный след. В первой трети  прошлого
столетия сложился целостный и гармоничный, строгий и торжественный  ансамбль
проспекта и прилегающих к нему площадей.
    С развитием капитализма  фешенебельная  улица  превратилась  в  деловой
центр страны. Здесь размещались многочисленные  банки  и  конторы,  торговые
фирмы, гостиницы. В 1863  г.  по  проспекту  была  проложена  конно-железная
дорога (конка). Линия трамвая открылась в 1907 году.
    Огромный урон был нанесен проспекту в годы Великой Отечественной войны.
Ленинградцы сделали все, чтобы в кратчайшее время вернуть ему  прежний  вид.
В 1950-1952 гг.  были  реставрированы  старинные  здания,  сняты  трамвайные
пути, расширены тротуары. Ныне  проспект  обновляется  реконструируются  его
отдельные здания.
    Связь Невского проспекта  с  Дворцовой  площадью  подчеркивает  дом  2,
составляющий единое целое со зданием Главного штаба.



    ДЖАКОМО

         Кваренги