Водоснабжение

                      Машины с электрическим приводом.
       Многоопорные  электрифицированные  дождевальные  машины   «Днепр»   ,
«Кубань»,  «Коломенка»,  а  также  колесные  трубопроводы  ДКН-80  и  ТКС-90
представляют группу машин оборудованных электроприводом.
      Колесные трубопроводы ДКН-80, ТКС-90  и  дождевальная  машина  «Днепр»
работают позиционно, а от позиции к позиции перемещаются  фронтально.  Такие
условия работы позволяют эффективно использовать электропривод.  Так  как  в
этом  случае  используется  один  передвижной  источник   электропитания   в
комплексе  с  несколькими  машинами,  рационально  используется   земля,   а
отсутствие у машин насосного  агрегата  обеспечивает  высокую  экономическую
эффективность  топлива.  Разобщенность  процесса   полива   и   передвижения
практически исключают опасность в работе оператора.
       Перспективен  электрический  привод  на  многодвигательных   машинах,
работающих с забором воды из открытого канала  («Кубань»).  В  этих  машинах
для  создания  требуемого   напора   ставятся   дизель-насосные   установки.
Логическим добавлением к дизель-насосной установке  является  генератор  для
выработки  электроэнергии,  обеспечивающей   питанием    двигатели   опорных
тележек. Электромеханические передачи имеют ряд преимуществ по  сравнению  с
другими  приводами,  применяемых  в  дождевальных   машинах.   Использование
электродвигателей в многоопорных  дождевальных  машинах  позволяет  повысить
надежность   в   работе,   улучшает   тяговые   качества   машины,   создает
благоприятные условия для автоматизации управления ими.
       В  последующих  разделах    приведены   технические   характеристики,
технологические   схемы   работы,   элемента   привода    и    автоматизации
вышеперечисленных машин с электрическим приводом.
      Вопросы,  связанные  с  энергосбережением,  улучшением  условий  труда
оператора,  а  также  с  охраной  окружающей  среды,  ставят  под   сомнение
использование дизельных двигателей в  многоопорных  дождевальных  машинах  с
электроприводом,   т.е.   необходима   их   замена   на    электродвигатели,
подключенные   к   центральной    энергосистеме    страны.    Многообещающим
представляется применение  постоянного  тока,  а  также  движителей  высокой
проходимости на базе мотор-колеса.

  Дождевальный фронтальный с механизированным перемещением «Днепр» ДФ-120.
        «Днепр»   ДФ-120   является   одной    из    первых    отечественных
электрифицированных машин.  Дождевальная  машина  ДФ-120  предназначена  для
полива зерновых и технических  культур,  лугов  и  пастбищ.   Водопроводящий
трубопровод машины расположен над поверхностью поля  на  расстоянии  2,1  м,
что позволяет поливать и высокостебельные культуры.  Машина  ДФ-120  «Днепр»
имеет   фронтальное   перемещение   и    работает    позиционно.    Основные
конструктивные элементы машины «Днепр» отмечены на рис.1-2
      Дождевальная  машина  «Днепр»  состоит  из   водопроводящего    пояса,
расположенного  на  опорных  тележках,  ферм,  на  каждой  из  которых   два
среднеструйных дождевальных аппарата, передвижной электрической станции.

                                    [pic]
                    Рис. 1 Дождевальная машина «Днепр» :

а - конструктивная схема; б - начальная часть; 1  -  опорная  тележка;  2  -
подсоединительтельный трубопровод; 3  -  водопроводящий  трубопровод;   4  -
дождевальные аппараты; 5 - фермы-открылки; 6 - гидранты;  7  -   передвижная
электрическая станция; 8 -  мачта;  9  -   стремянка;  10  -  соединительная
труба; 11 - сливной клапан; 12 - система раскрепляющих тросов

      Водопроводящий  пояс  представляет  собой  трубопровод,  собранный  из
соединительных    труб,    оборудованных    сливными     клапанами,     двух
подсоединительных  трубопроводов  с  опорами.   Трубопровод   поддерживается
системой раскрепляющих тросов, уголками и мачтой на каждой опорной  тележке.
На  выходной  патрубок  закрытой  оросительной  сети,  от  которой  работает
дождеватель, устанавливаются гидранты,  служащие  переходным  соединительным
звеном между водопроводящим поясом машины и оросительной сетью.
[pic]
                  Рис.2 Дождевальная машина ДФ-120 «Днепр».

               а - общий вид; б - схема водоподачи при поливе.

     Техническая характеристика дождевателя фронтального ДФ-120 «Днепр».

Тип   машины                                     Многоопорная    машина    с
фронтальным
                                             механизированным   перемещением
                                             на позиции.
Водозабор                                    Из открытой оросительной
                                              сети
Привод                                       Электрический
Источник        электроэнергии                                   Передвижная
электрическая
                                             станция-генератор ЕСС5-82-42  с
                                             приводом от ВОМ
                                             трактора ЮМЗ-6л ( ЮМЗ-6КЛ/6КМ)
Мощность электродвигателя мотор-редуктора, кВт           1,1
Габаритные размеры машины в рабочем и транспортном
положении, м:
      длина                                        448
      ширина                                       27
      высота                                       5,3
Количество секций, шт.                             17
Расстояние между гидрантами, м                           54
Расход, л/с                                        120
Напор на гидранте, м.вод.ст.                       45(5
Средняя интенсивность дождя, мм/мин                      0,3
Количество дождевальных аппаратов, шт.:
      а) с механизмом секторного полива и
      с соплами Д=7; 4 мм                                4
      б) без механизма секторного полива и
      с соплами Д=7; 12 ; 4 мм                           30
Марка дождевальных аппаратов                           «Роса-3»
Производительность за 1 час основного времени при норме
600 м3/га, га/ч                                          0,71
Ширина захвата с учетом перекрытия, м                    460
Рабочая скорость передвижения машины, км/ч               0,49
Допустимый уклон поля                              0,02
Количество опорных тележек, кг                           13700(1,5%



       Привод машины и автоматизация технологических процессов полива
      Передвижение машины с позиции  на  позицию  осуществляется  с  помощью
электропривода.   В   состав    электропривода    входят    мотор-редукторы,
смонтированные на каждой из семнадцати опорных тележках, системы  управления
и сигнализации, а также силовые кабели. На рис. 3 показан  основной  элемент
привода машины - опорная тележка.
[pic]
                           Рис. 3 Опорная тележка:
 1 - стеблевод; 2 - колесо; 3 - ось; 4 - кожух мотор-редуктора; 5 - рама; 6
  - желоб; 7 - мотор-редуктор; 8 - звездочка натяжная; 9 - цепная передача;
                   10 - передача зубчатая цилиндрическая.
      Опорная тележка представляет собой сварную  пространственную  раму  из
элементов трубчатого  профиля,  опирающуюся  на  два  металлических  колеса.
Мощность мотор-редуктора каждой тележки 1,1 кВт, напряжение 230 В.  Вращение
колес  осуществляется  через   пару   цилиндрических   зубчатых   колес   от
промежуточного  вала.  Промежуточный  вал,  в  свою  очередь,  приводится  в
движение от звездочек, расположенных на валу  мотор-редуктора,  при   помощи
цепных передач, смонтированных на тележке.
       Электроснабжение  привода  обеспечивается  от   электрогенератора   с
ходоуменьшением,   установленного  на   тракторе   ЮМЗ-6М,   с   номинальной
мощностью 44 кВт. Электрогенератор приводится  в  движение  от  вала  отбора
мощности трактора. Напряжение в сети 220 В, частота 50 Гц.
       Для  сохранения  прямолинейности   поливного   трубопровода   имеются
специальные электрические синхронизирующие устройства с напряжением  в  сети
120 В, включающие конечные выключатели, магнитные пускатели и блоки  ртутных
переключателей.  Механизм  управления  подсоединен  ко  всем  тележкам,   за
исключением первой и последней.
         Выравнивание    движения    промежуточных    тележек    выполняется
автоматическим механизмом синхронизации, изображенном на рис. 4.
[pic]
                Рис. 4. Механизм  управления машины «Днепр»:
  1 - проводящий трубопровод; 2 - штанга; 3 - опорный ролик; 4 - трос; 5 -
      тяга штанги; 6 - барабан; 7 - подвеска; 8 - пружина; 9 - ртутный
   прерыватель; 10 - кулачок; 11 - рычаг сигнализирующего устройства; 12 -
  кулачковый вал; 13 - концевые выключатели. Стрелкой показано направление
                              движения машины.
      Если  какая-либо  тележка  опережает  соседние,  то  штанга  смещается
относительно   изогнувшегося   водопроводящего   трубопровода   в   сторону,
противоположную  направлению  движения    машины,   и    с   помощью   троса
поворачивает барабан, а вместе с ним и кулачковый вал,  выключая  тем  самым
верхний конечный  выключатель.  Выключатель  отключает  магнитный  пускатель
двигателя-редуктора   и   тележка   останавливается.   После    выравнивания
трубопровода штанга под действием пружины смещается вперед по ходу  движения
машины, двигатель-редуктор включается и тележка вновь начинается двигаться.
      Если  в  результате  нарушения  работы  электропривода  тележки  изгиб
трубопровода  становится  недопустимым,  то  штанга   поворачивает   ртутный
прерыватель и  цепь  размыкается.  При  этом  на  пульте  управления  гаснет
лампочка и включается звуковой сигнал,  требующий  вмешательства  машиниста-
оператора.

                     Модификация машины «Днепр» ДФ-120.
      Базовая модель  машины  имеет  17  опорных  тележек.  Производственные
условия иногда  требуют  уменьшения  рабочей  длины  дождевателя.  Для  этих
случаев  промышленность  выпускает  четыре  модификации  машины,  в  которых
рабочая ширина захвата сокращена до 352 м, расчетный расход уменьшен  до  92
л/с, а потребляемая мощность уменьшена с 18,7 кВт  до  14,3  кВт.  Указанные
минимальные параметры соответствуют машине с 13 рабочими секциями.



                         Использованная литература:

      1. В. Ф. Озерин « Автоматизация и привод дождевальных и поливных
машин», Москва 1988, Ротапринт МИИСП им. Горячкина