Лабораторные работы по деталям машин


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. КОСЫГИНА



                                                  Кафедра Детали машин и ПТУ



                           Лабораторная работа №1



                     Тема: «Сортамент крепёжных изделий»



                        Выполнил студент гр.8-99               /Сушкин О.В./

                                            Проверил:              /Хейло
                                       С.В./



                               МОСКВА 2002 г.
Цель работы: Изучить сортамент крепёжных изделий  (болтов,  винтов,  шпилек,
шайб,  применяемых  в  машиностроении)  и   их   условные   обозначения   по
стандартам.

Оборудование и  инструмент:  Стандартные  крепёжные  изделия  (болт,  гайка,
шайба и др.), линейка, шаблон резьбовой.

                         Теоретические предпосылки.
   Все машины и механизмы состоят из деталей и сборочных единиц. Деталь  (по
ГОСТ 2.101-68) – это изделие, составные части которого  подлежат  соединению
между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями.
   Детали и сборочные единицы связаны между собой тем или иным способом. Эти
связи можно разделить  на  подвижные  (шарниры,  подшипники,  зацепления)  и
неподвижные (резьбовые, сварные, шпоночные и др.).
   Подвижные связи необходимы для передачи движения  и  изменения  положения
деталей друг относительно друга. Неподвижные  связи  (жёсткие  или  упругие)
применяют с целью облегчения сборки и  разборки,  ремонта,  транспортировки,
эксплуатации   конструкций.   Неподвижные   связи   в    технике    называют
соединениями.
   Все  виды  соединений  делятся  на  разъёмные  и  неразъёмные.  Разъёмные
соединения (резьбовые, штифтовые, клиновые, клеммовые,  шпоночные,  шлицевые
и  профильные)  позволяют  собирать  и  разбирать  сборочные   единицы   без
повреждения деталей. В большинстве случаев  затяжку  разъёмных  резьбовых  и
клеммовых соединений осуществляют крепёжными  изделиями:  болтами,  винтами,
шпильками, гайками и шайбами.
   Соединение деталей  с  помощью  резьбы  является  одним  из  старейших  и
наиболее распространённых видов разъёмного соединения.
   Резьбу  получают   нанесением   на   цилиндрическую   (реже   коническую)
поверхность детали резьбовых канавок с сечением согласно профилю  резьбы.  В
зависимости  от  формы   канавок   резьба   бывает   метрическая,   трубная,
трапецеидальная,  прямоугольная,   упорная,   круглая   и   др.   Наибольшее
распространение  в  СНГ  и  других  странах  (кроме  США  и  Великобритании)
получила метрическая резьба,  которая  характеризуется  углом  профиля  а=60
(рис. 1).

                         Рис. 1. Метрическая резьба.

                                         [pic] – наружный диаметр наружной
                                            резьбы (болта);
                                         [pic] – наружный диаметр внутренней
                                            резьбы (гайки);
                                         [pic] – средний диаметр болта;
                                         [pic] – средний диаметр гайки;
                                         [pic] – внутренний диаметр болта;
                                         [pic] – внутренний диаметр гайки;
                                         [pic] – внутренний диаметр болта по
                                            дну впадины;
                                         [pic] – шаг резьбы;
[pic] – высота исходного треугольника резьбы, [pic];
[pic] – рабочая высота профиля резьбы, [pic];
[pic] – радиус впадины резьбы, [pic]
   Каждую резьбу характеризуют следующими  параметрами:  наружным  диаметром
резьбы болта  [pic],  наружным  диаметром  внутренней  резьбы  гайки  [pic],
средними [pic] и [pic] и внутренними [pic] и [pic] диаметрами резьбы,  шагом
резьбы [pic], который зависит от  диаметра  резьбы  стержня,  углом  подъема
резьбы [pic], числом заходов резьбы n.
   Метрическую  резьбу  с  крупным  шагом  обозначают  буквой  М  и  числом,
выражающим в миллиметрах наружный диаметр болта, для гайки  [pic],  например
М6, М12 и  т.д..  В  обозначение  резьбы  с  мелким  шагом  добавляют  число
выражающее в миллиметрах шаг например М6х0,6; М24х2 и т.д.
   В промышленности  наиболее  употребляемая  резьба  с  наружным  диаметром
стержня [pic] мм и шагом резьбы [pic] мм. В текстильном машиностроении  чаще
применяют резьбу с диаметром стержня 3, 4, 5, 6. 8, 10,  12,  16,  20  мм  и
крупным шагом.

              Рис. 2. Рабочий чертёж болта М12х40 ГОСТ 7805-72



                Рис. 3. Рабочий чертёж гайки М12 ГОСТ5945-72



         Рис. 4. Рабочий чертёж пружинной шайбы 13 65Г ГОСТ 6402-70



                         Рис. 5. Болтовое соединение