Краткая классификация двигателей внутреннего сгорания (ДВС) строительных и дорожных машин


   На строительных и дорожных машинах в качестве источника механической
энергии применяют поршневые двигатели внутреннего сгорания. Общими
признаками для двигателей внутреннего сгорания строительных и дорожных
машин являются:
-- конструкция кривошипно-шатунного механизма – тронковая (боковое
  усилие от шатуна воспринимается поршнем);
-- род применяемого топлива – жидкое (бензин, дизельное);
-- направление вращения коленчатого вала – правое (положение наблюдателя со
стороны, противоположной валу основного отбора мощности).
    Двигатели внутреннего сгорания строительных дорожных машин обеспечивают
диапазон мощности 1,5…400кВт. Применяют карбюраторные двигатели, в основном
особо малой мощности и на базовых автомобилях ГАЗ и ЗИЛ, и дизельные
двигатели мощностью от 20 кВт и выше. Наибольшее распространение получили
дизельные двигатели. Стандартом на промышленные дизели, к которым относятся
двигатели строительных и дорожных машин, введено условное обозначение
дизелей, состоящее из букв и цифр:  Ч – четырёхтактный, Д – двухтактный, Н
– с надувом, цифры перед буквами – число цилиндров, цифры после букв над
чертой – диаметр цилиндра в сантиметрах, цифры под чертой – ход поршня в
сантиметрах.
    Требуемая мощность двигателя должна обеспечивать перемещение машины с
заданными скоростями, выполнение работы рабочим оборудованием и
функционирование систем и механизмов. На строительных и дорожных машинах
применяются в основном двигатели тракторного, автомобильного и
промышленного назначения, мощности которых определяются стандартами.
   Все применяемые на строительных и дорожных машинах поршневые двигатели
внутреннего сгорания классифицируют по следующим основным признакам:

   . По способу осуществления газообмена:
          . двухтактные;
          . четырёхтактные;
         В двухтактных двигателях рабочий цикл осуществляется за два такта,
        что соответствует двум ходам поршня от одного крайнего положения
        до другого, или одному обороту коленчатого вала;
         В четырёхтактных двигателях рабочий цикл осуществляется за четы-
        ре хода поршня, соответствующее двум оборотам коленчатого вала.
   . По способу наполнения рабочего цилиндра:
                с естественным наполнением (наполнение обеспечивается пере-
               мещением поршня);
                с надувом (наполнение происходит при повышенном давлении
               от надувочного агрегата);

   . По способу смесеобразования:
        . с внешним;
        . с внутренним;
          В двигателях с внешним смесеобразованием основная часть про-
         цесса образования горючей смеси происходит в дополнительном
         устройстройстве, называемом карбюратором, путём испарения
         жидкого топлива (бензин) в струе воздуха;
          В двигателях с внутренним смесеобразованием горючая смесь обра-
         зуется внутри рабочего цилиндра путём раздельной подачи топлива
         (дизельного) и воздуха. Различают двигатели с непосредственным
         впрыском и с вихрекамерным смесеобразованием;

   . По способу воспламенения горючей смеси:
                    С принудительным зажиганием (от электрической искры);
 . С воспламенением от сжатия (дизели);

   . По числу и расположению цилиндров:
           . Одноцилиндровые;
           . Многоцилиндровые;
           . Рядные (с вертикальным расположением цилиндров в один
                      ряд);
            . V – образные (двухрядные с расположением цилиндров в
              рядом под углом 60, 75 или 90();

 . По отношению хода поршня S к диаметру D цилиндра:
            . Короткоходные (S/D<1);
            . Квадратные (S/D=1);
            . Длинноходные (S/D>1);

 . По степени быстроходности:
            . Тихоходные (средняя скорость поршня 6,5…10 м/с);
            . Быстроходные (средняя скорость поршня 10…15 м/с);

 . По типоразмерам:
            . С конкретными типоразмерами диаметра цилиндра и хода
              поршня D(S;

 . По способу охлаждения:
            . С жидкостным;
            . С воздушным;

 . По способу пуска:
            . С электростартером;
            . С электростартером и пусковым двигателем;
            . С пусковым двигателем.
                                        Литература
1. Кузин Э.Н. Строительные машины, том 1, 5-е издание, переработанное
   Москва “Машиностроение” 1991г.
2  Хачиян А.С.  Двигатели внутреннего сгорания, Москва, “Высшая школа”
     1978 г. 280 с.
3 Дьяченко Н.Х. Теория двигателей внутреннего сгорания, Москва 1974 г.