Артур Шопенгауэр


                                 ШКОЛА № 116



                              АРТУР ШОПЕНГАУЭР



                                                           Работу выполнила:
                                                             Шардакова  М.П.
                                                            ученица 10 А кл.



                                ПЕРМЬ-1998 г.


                       Краткие сведения из биографии.

      Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в городе Данциге.  Когда
Артуру было  5  лет  вольный  город  Данциг  подвергся  блокаде  со  стороны
королевских  прусских  войск.  Тогда  отец  Шопенгауэра  решился  совершенно
выселиться из родного города, за несколько  часов  до  вступления  в  Данциг
пруссаков, родители Артура выехали из города и направились в  вольный  город
Гамбург. Во время двенадцатилетнего пребывания в Гамбурге они  предпринимали
целый ряд более или  менее  отдаленных  путешествий.  Одной  из  целей  этих
путешествий   было  желание  Шопенгауэра-отца  содействовать   всестороннему
развитию Артура.  Девятилетним  мальчиком  он  сопровождал  отца  своего  во
Францию, причем отец оставил его на два года у  своего  хорошего  знакомого,
гаврского купца Грегуара,  с  сыном  которого  маленький  Артур  обучался  у
лучших учителей этого города. Одиннадцати  лет  от  роду  Артур  поступил  в
частную  гимназию  некоего  Рунге,  но,  так  как  программа  этого  училища
охватывала   преимущественно   коммерческую   сторону,   то   первоначальное
образование  Шопенгауэра оказалось довольно односторонним. Отец  Шопенгауэра
хотел сделать  из  него  купца  ,  но  к  великому  огорчению  представителя
старинной данцигской торговой фирмы, Артур не выказывал к этому ни  малейшей
наклонности; в нем рано сказалась  пламенная  любовь  к  отвлеченной  науке.
Чтобы  отвлечь Артура от мысли о поступлении в гимназию, его отец  предложил
ему отправиться вместе в новое  путешествие, предпринятое весною  1803  года
в Бельгию, Англию, Францию,  Швейцарию  и   Южную  Германию.  В  Англии  они
пробыли  около полугода. Чтобы не останавливать школьного  образования  сына
, родители поместили его в дом одного пастора в Уимблдоне, близ Лондона.  По
прибытии в Берлин Шопенгауэр-отец отправился по делам в Гамбург, а  Артур  с
матерью - в Данциг. Здесь осенью 1804 года шестнадцати с  половиной  лет  от
роду, он был конфирмован в той же церкви св. Марии, в  которой  его  в  1788
году крестили. В декабре того же года он вернулся  в  Гамбург.  Весною  1805
года  скоропостижно   умер  отец  Артура,  это  событие  произвело  на  него
сильное, удручающее впечатление.
      После смерти отца Артур Шопенгауэр решает поступить в университет,  он
переезжает в  Готу  ,  где  профессор   Деринг  взялся  подготовить  его  по
латинскому  языку, а профессор Якобс занялся  с  ним  немецкой  литературой.
Оба они отзывались с величайшей похвалой о своем  ученике.  Но  он  позволил
себе кое-какие насмешки над некоторыми из гимназических  учителей,  и  те  ,
узнав об этом, не допустили его к  сдаче  экзаменов  на  аттестат  зрелости.
Тогда  он  решил  переселиться  в  Веймар  и  там  продолжать  подготовку  к
университету.  Молодой  человек  энергично  стал  стремиться  к   достижению
намеченной  цели.  Уроки  нескольких  дельных  профессоров  и   прирожденные
способности к изучению языков позволили ему довольно быстро пополнить   свое
 одностороннее и далеко не систематическое  первоначальное  образование.  Он
работал днями и ночами, и когда он  в   21  год  поступил  в  славный  тогда
Геттингенский    университет,   то   оказался   настолько   основательно   и
многосторонне  подготовленным   к  слушанью  университетских  лекций  ,  как
немногие из его товарищей. Сначала он записался на медицинский  факультет  и
слушал лекции по естественной истории , но вскоре под влиянием Г. Е.  Шульца
  заинтересовался  философией  и  перешел  на   философский   факультет.   В
Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 год. Будучи нелюдим по  природе,
он не принимал почти никакого участия в обычной шумной  студенческой  жизни,
и круг его знакомств  ограничивался  лишь  очень  немногими  товарищами.  Во
время каникул Артур предпринимал экскурсии в Гарц, в Веймар и в Эрфурт,  где
ему пришлось побывать во время знаменитого Эрфуртского  конгресса.  Но  этот
молодой мыслитель, уже носившийся  в  то  время  с  планом  своего  будущего
капитального  труда  о  «мире  как   воле»,   по-видимому,   не   слишком-то
интересовался этой волей, воплотившейся в человека и называемой  Наполеоном.

      В 1811 году двадцатитрехлетний Шопенгауэр переселяется  из  Веймара  в
Берлин, куда его влекла громко гремевшая в это время  философская  репутация
Фихте  ;  но  уже  в  это  время  у  молодого  философа  сложилась   слишком
самостоятельная манера мышления , для того чтобы   всецело  идти  по  стопам
этого мыслителя , часто ударявшегося , по мнению Шопенгауэра ,  в  софистику
. но уже вскоре априорное преклонение его перед Фихте , по  его  собственным
словам, уступило место пренебрежению и насмешке.  Шопенгауэр  уже  собирался
держать в Берлине  докторский экзамен,  когда  сомнительный  исход  сражения
при Баццене и Люцене  заставил его покинуть Берлин и искать более  покойного
для его научных  занятий  убежища  в  Саксонии.  Вовремя  двенадцатидневного
бегства в Дрезден он очутился в самом разгаре  военной сутолоки;  бургомистр
одного городка, узнав случайно , что Шопенгауэр хорошо  владеет  французским
языком , обратился  к  его услугам,  и  ему  пришлось  взять  на  себя  роль
переводчика . Лето Артур провел в деревне невдалеке от  саксонского  городка
Рудольштадта , где он, среди окружавшего его военного шума,  обдумывал  план
своего сочинения «О четверояком  корне  закона  достаточного  основания.»  В
начале октября Иенский  университет , на основании  присланной  Шопенгауэром
диссертации, заочно провозгласил  его  доктором  философии,  а  на  зиму  он
переселился к матери , в Веймар. Но с ней он не смог ужиться из-за   полного
различия  характеров.  Привычку  молодого   человека   произносить   свысока
приговоры  можно  объяснить  унаследованной  самоуверенностью.  Развитая   в
Артуре  Шопенгауэре  вера  в  свою  непогрешимость,  его  мания  величия   и
угрюмость,  бесспорно  ,  возникли  на  почве  прирожденной   ненормальности
нервной системы, и их , конечно, нельзя поставить в вину  юноше,  как  нечто
вытекающее из своеволия; но вместе с тем  нельзя  не  пожалеть  о  том,  что
никто не был настолько близок  к   Артуру  Шопенгауэру  ,  чтобы   ласкою  и
увещаниями прочно и благотворно повлиять на эти  особенности  его  душевного
строя. Около этого же времени  Шопенгауэр  познакомился  с  известной  в  то
время актрисой Ягеман и серьезно увлекся ею.
В 1813 году он издал за свой счет первый  свой  труд  «О  четверояком  корне
закона достаточного основания.» Труд этот сразу обратил  на  себя  внимание,
вызвал похвальные отзывы в периодических  изданиях  и   горячие  похвалы  со
стороны учителя Шопенгауэра, профессора Шульца .  Но  Шопенгауэр  не  только
ничего не выручил от издания этой  книги,  но  ему  даже  пришлось  довольно
чувствительные убытки. Окончив осенью 1818 года свой труд «Мир  как  воля  и
представление», Шопенгауэр заключил договор с издателем Бронгаузом,  но,  не
дождавшись  выхода в свет сочинения,  над  которым  работал  четыре  года  и
которое сделало его имя знаменитым, он отправился путешествовать по  Италии.
Возвратившись оттуда, Шопенгауэр решил домогаться профессуры.  При  этом  он
имел в виду три университета: Гейдельбергский, Геттингентский и  Берлинский.
От гейдельбергской профессуры Шопенгауэр сам  отказался.  В  Геттингене  ему
предвещали благосклонный прием, но  крайне  ограниченное  число  слушателей,
поэтому он остановил свой выбор на Берлине, куда и прибыл летом  1820  года.
Но его философия   пришлась  не  ко  двору  тогдашней  «молодой   Германии».
Шопенгауэр сам в этом не замедлил убедиться, и, после  довольно   неуспешной
годовой профессуры,  весною 1822  года  снова  отправился  путешествовать  в
южно-европейские страны.
      В 1833 году Шопенгауэр окончательно решил поселиться во Франкфурте-на-
Майне   и  прожил  в  этом  городе  безвыездно  двадцать  восемь   лет.   До
последнего года своей  жизни Шопенгауэр  обладал   замечательным  здоровьем.
Но с апреля 1860 года  у  него  стали  случаться   учащение  сердцебиения  и
ощущение  стеснения  в  груди.   21   сентября   врач   застал   Шопенгауэра
опрокинувшимся на спинку  дивана  и  безжизненным:  паралич  легких  положил
конец  его  жизни.  Согласно  письменно   выраженному   им   желанию,   тело
Шопенгауэра не  вскрывали.  Чело  его  было  увенчано  лавровым  венком;  26
сентября  смертные  останки   Шопенгауэра   были   преданы   земле.   Могилу
Шопенгауэра украшает простая надгробная плита, увитая плющом. На этой  плите
высечены только два слова: Артур Шопенгауэр и больше  ничего:  ни  года  его
рождения, ни года его смерти , ни каких-либо других слов.[ 1 ]



Философская концепция Артура Шопенгауэра.

      В 1818 году Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля  и  представление»,
особенно популярной она стала на рубеже  XIX -  XX   столетий.  Отталкиваясь
от кантовской идеи о примате  практического  разума,  важнейшим  компонентом
которого  была  свободная,  «автономная»   воля,   Шопенгауэр   затем   стал
отстаивать примат воли по  отношению  к  разуму,  то  есть  начал  двигаться
скорее в антикантовском,  антиклассическом  направлении.  На  этом  пути  он
развил немало интересных и здравых идей  относительно  специфики  волютивных
(связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон  человеческого
духа,  их  роли  в  жизни  людей.  Например,  он   критиковал   классический
рационализм  за противоречащее реальной жизни  превращение  воли  в  простой
придаток разума. На деле же, рассуждал Шопенгауэр,  воля,  то  есть  мотивы,
желания человека, побуждения к  действию  и  сами  процессы  совершения  его
специфичны,  относительно   самостоятельны    и   в   значительной   степени
определяют направленность , результаты  разумного  познания.  «Разум»»,  как
его понимала классическая философия, Шопенгауэр  объявлял  фикцией  и  резко
критиковал традиционный рационализм. На  место  разума  и  должна  быть,  по
Шопенгауэру, поставлена воля. Но  чтобы  воля   могла  «померяться  силами»с
«всемогущим» разумом, каким его сделали философы-классики,  Шопенгауэр,  во-
первых, в своем толковании  представлял  волю  независимой  от  контроля  со
стороны разума, превратил ее в «абсолютно свободное хотение», которое  якобы
не имеет ни причин ни оснований. Во-вторых, воля была им как  бы  опрокинута
на мир, вселенную: Шопенгауэр  объявил,  что  человеческая  воля  родственна
«неисповедимым силам» вселенной, неким  ее  «волевым  порывам».  Итак,  воля
была превращена в первоначало и абсолют  -  мир  в  изображении  Шопенгауэра
стал «волей и представлением».  Идеализм  рационализма,  «мифология  разума»
классической философии  уступили  место  идеалистической  «мифологии  воли».
Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности  волюнтаризма
[2].
      Шопенгауэр известен преимущественно как один из главных представителей
пессимистического направления  в  философии.  Шопенгауэр  считает  одной  из
величайших ошибок почти всех метафизических систем то, что они  считают  зло
чем-то отрицательным; напротив, оно есть нечто положительное,  нечто  дающее
себя чувствовать. Зло, по его мнению, неизбежно, как  следствие  утверждения
желания  жить.  Существует  не  только  утверждение  желания  жить,   но   и
отрицании, даже полное упразднение его: в  этом  последнем  случае  являются
совершенно иной мир, совершенно иное существование, о  котором  мы,  правда,
не имеем понятия и которое кажется нам ничем,  но  ничем  не  абсолютным,  а
лишь  относительным.  Шопенгауэр  считает  освобождение  от   мирового   зла
возможным,  хотя,  правда,  лишь   путем   радикального   лечения,   полного
возрождения и обновления. Шопенгауэр находит утешение против существующей  в
мире массы зла в росте познания.

      Сущность взгляда Шопенгауэра на историю,  в  том  виде,  в  каком  она
изложена в его «Мире как воля и представление»,  заключается  приблизительно
в  следующем.  История  не  есть  наука,  так  как  ей  недостает  основного
характера науки, - взаимных причинностей трактуемых его  явлений,  -  вместо
которой она  представляет  одно  только  соотношение;  поэтому  и  не  может
существовать никакой системы  истории,  между  тем  как  существуют  системы
всякой иной науки. История - знание а не наука. История,  имея  постоянно  в
виду лишь  единичные,  индивидуальные  факты,  считая  только  факты  чем-то
исключительно реальным, представляет собой , по мнению  Шопенгауэра,  прямую
противоположность  философии.  Истории  недостает   единства,   целостности,
логической связи.
      В связи со взглядами Шопенгауэра на историю, на ее  роль  и  значение,
находятся и  взгляды  его  на  современные  ему  политические  и  социальные
порядки. Из изучения истории он пришел к тому убеждению, что в очень  редких
случаях торжество остается на стороне правого дела,  что  правое  дело  чаще
всего   само   себя   компрометирует   и   гибнет   в   следствии    избытка
принципиальности. По мнению Шопенгауэра, правовое государство  есть  не  что
иное, как фикция: политика, чем яснее она сознает свою  задачу,  тем  скорее
становится наукой, имеющей в виду прежде всего ближайшие потребности. Он,  с
одной стороны,  отрицает  за  каким  либо  смертным  право  властвовать  над
народом против воли последнего,  но, с другой стороны, называет  этот  самый
народ  «вечно  несовершеннолетним  державцем»,  который   постоянно   должен
находится под опекой [1].

      Сам Шопенгауэр без всякой ложной скромности был очень высокого  мнения
о своем  уме.  С  другой  стороны,  будучи  высокого  мнения  о  своем  уме,
Шопенгауэр признавал в то же время, что ум  и  вообще  интеллект  как  нечто
физическое, как мозговая деятельность органического тела, может цвести  лишь
сравнительно  непродолжительное  время,   что   достигнув   кульминационного
пункта, ум идет на уклон, - и это сознание Шопенгауэр переносит  и  на  свой
ум [1].



Библиографический список:

 1) Библиотека Флорентия Павленкова. Т.9 Челябинск, 1995.
 2) Введение в философию. Учебник для ВУЗов. ч.1 Москва, 1985.