Древнегреческие философы

          Аристотель  (  384-322  до  н.  э.)  –   древнегреческий   ученый,
основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания,  родился  в
Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование  получил  в
Афинах, в школе  Платона.  Подверг  критике  платоновскую  концепцию  бытия.
Аристотель  видел  ошибку  Платона   в   том,   что   тот   приписал   идеям
самостоятельное существование, обособив и отделив их от  чувственного  мира,
для которого характерно движение, изменение.
    При  этом  у  Аристотеля  сохраняется  понимание  бытия   как   чего-то
устойчивого,  неизменного,  неподвижного.  Однако,  в   отличие   от   своих
предшественников,  он  ставит  задачу  найти  нечто  устойчиво  пребывающее,
инвариантное в чувственном  мире,  чтобы  сделать  возможным  достоверное  и
доказательное научное знание подвижного и  изменчивого  природного  мира.  В
результате  Аристотель  даёт  понятию  сущности   иное,   чем   у   Платона,
толкование.   Он   отвергает   учение   об   идеях   как    сверхчувственных
умопостигаемых  предметах,  отделённых  от  «причастных»  им  вещей.  Платон
признавал реально существующими виды и роды. Аристотель же назвал  сущностью
(бытиём) индивидуумы (индивидуум  –  неделимое),  а  виды  и  роды,  по  его
учению, суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.

    Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью, в  отличие  от
его состояний  и  отношений,  которые  являются  изменчивыми  и  зависят  от
времени, места, от связей с другими  сущностями  и  т.  д.  Именно  сущность
может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания –  науки.
Аристотель стремится познать сущность вещей  через  их  родовые  понятия,  а
поэтому в центре внимания у него находится отношение общего к  частному.  Он
создаёт первую в истории  систему  логики  –  силлогистику,  главную  задачу
которой он видит в установлении  правил  получения  достоверных  выводов  из
определённых посылок. Центр  аристотелевской  логики  составляет  учение  об
умозаключениях  и  доказательствах,  основанных  на  отношениях   общего   и
частного. Формальная логика, созданная  Аристотелем,  на  протяжении  многих
веков служила главным средством научного доказательства.

    Вопрос о том что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать  путём
анализа высказываний о  бытии.  «Высказывание»  по-гречески  –  «категория».
Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к  бытию,
но ближе всего к бытию стоит  аристотелевская  категория  сущности  (поэтому
её, как правило, и  отождествляют  с  бытием).  Все  остальные  категории  –
качества,  количества,  отношения,  места,  времени,  действия,   страдания,
состояния, обладания  –  соотносятся  с  бытием  через  категорию  сущности.
Сущность  отвечает  на  вопрос:  «Что   есть   вещь?»   Раскрывая   сущность
(субстанцию) вещи,  мы, согласно Аристотелю, даём  ей  определение,  понятие
вещи. Остальные 9 категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» -  и
определяют признаки, свойства вещи, её атрибуты. О сущности, таким  образом,
высказываются все категории, но она сама ни  о  чём  не  высказывается:  она
есть нечто самостоятельное, существующее само  по  себе,  безотносительно  к
другому. Аристотелю характерно  убеждение  в  том,  что  сущность  первичнее
отношений.

    Важная особенность аристотелевского учения заключается в том, что  хотя
под сущностью Аристотель понимает  отдельный  предмет  (индивидуум),  однако
сама сущность вовсе не есть что-то, воспринимаемое  чувствам:  чувствами  мы
воспринимаем лишь свойства той или иной сущности,  сама  же  она  –  единый,
неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то,  что  делает  предмет
«вот этим», не позволяет ему слиться с другим.
    Характеристика   бытия   как   единства,   неделимости,    устойчивости
(неизменности) остаётся  важнейшей  у  Аристотеля,  при  этом  неделимы  как
первичные сущности (этот человек),  так  и  сущности  вторичные  (человек  –
живое существо).

    Не  принимая  платоновского  отождествления  материи  и   пространства,
Аристотель в то же время рассматривает материю  как возможность  (потенцию).
Для того  чтобы  из  возможности  возникло  что-то  действительное,  материю
должна ограничить форма, которая и превращает  нечто  лишь  потенциальное  в
актуально сущее. Так, например если мы возьмем медный шар , то материей  для
него,  говорит  Аристотель,  будет  медь,  а  формой  –  шарообразность,  по
отношению к живому существу материей является его телесный состав, а  формой
– душа, которая и обеспечивает единство  и  целостность  всех  его  телесных
частей. Форма, согласно Аристотелю, есть активное  начало,  начало  жизни  и
деятельности, тогда как  материя  –  начало  пассивное.  Материя  бесконечно
делима, она лишена в самой себе всякого единства и определённости, форма  же
есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи.
    Вводя понятие материи и формы,  Аристотель  делит  сущности  на  низшие
(состоят из материи и формы),  каковы  все  существа  чувственного  мира,  и
высшие  –  чистые  формы.  Наивысшей  сущностью  Аристотель  считает  чистую
(лишенную материи) форму  –  вечный  двигатель,  который  служит  источником
движения и жизни всего космического  целого.  Природа  у  Аристотеля  –  это
живая связь всех единичных субстанций, определяемая  чистой  формой  (вечным
двигателем),  составляющей   причину   и   конечную   цель   всего   сущего.
Целесообразность (телеология) есть  фундаментальный  принцип  как  онтологии
Аристотеля, так и его физики.
                       МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

                         ( ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)



           Реферат по философии на тему «Древнегреческие философы»



                             Аристотель Стагирит
                         ( 384 – 322 гг. до н. э. )



                      Подготовил студент группы 03-203

                               Базылев Алексей



                                   1998 г.