Автоматизация инвестиционной компании


Оглавление.
       Введение. 2
       Система автоматизации инвестиционной компании.    3
       Архитектура системы автоматизации и состав функциональных  подсистем.
 6
       Подсистема управления деловыми процессами.  6
       Некоторые бизнес-объекты бэк-офиса в бухгалтерии. 7
       Подсистема бэк-офиса  8
       Подсистема бухгалтерии.    9
       Эксплуатация системы StokRoute.  11
       Автоматизация бизнес-процессов компании.    11
       Документы, реализующие функционал системы.  12
       Учет и отчетность в STOCKROUTE.  14
       Заключение.     19
       Список использованной литературы.      20

                                  Введение.

       За последние 7 лет прошел целый ряд  этапов  становления  и  развития
 рынка ценных бумаг. За этот период этот  экономический  институт  потерпел
 множество изменений: были подъемы, спады, а в последнее время и тяжелейший
 кризис. Но тем не менее рынок рос, развивался. И естественно, с  развитием
 рынка страны появилось «море финансовой  информации  -  от  сухих  цифр  с
 различных торговых площадок до новостей, способных повлиять на  дальнейшее
 развитие событий в том или ином секторе рынка. В этой связи  у  инвесторов
 всех типов возникает потребность в оперативной  и  полной  информации  для
 принятия правильных инвестиционных решений.
       Наряду с развитием непосредственно самого  фондового  рынка,  активно
 развивался и рынок информационных технологий.  Большой  поток  информации,
 поступающий  из  различных  источников,  требует   обработки.   При   этом
 существует  потребность  в  правильной  анализе  информации  с  целью   ее
 использования при решении  тех  или  иных  задач.  Ведь  информация  -  не
 самоцель. Любые данные должны систематизироваться и анализироваться.
       Особенно  важно  принять  правильное  и  своевременное  решение   для
 инвесторов, не являющихся профессиональными участниками  фондового  рынка,
 которые напрямую не подключены к торговым системам. Проблемы,  с  которыми
 приходится сталкиваться данным инвесторам, достаточно традиционны.
       Необходима оперативная и полная информация, поступающая в удобном для
 пользования и анализа виде. По возможности необходима  программа,  которая
 смогла бы автоматически  анализировать  поступающую  информацию.  В  любом
 случае преследуется одна цель  -  максимально  эффективное  инвестирование
 денежных  средств.  Из  этой  основной  уели  могут  вытекать   и   другие
 второстепенные  задачи:   правильное   финансовое   планирование   потоков
 платежей,  управление  рисками,  обеспечение  оптимального  баланса  между
 доходностью и ликвидностью активов и  просто  автоматизация  хозяйственной
 деятельности  компании,  начиная  с  бухгалтерского  учета  и   заканчивая
 оперативной связью с региональными отделениями.
       Часть из вышеуказанных проблем предлагает решить компания  ВЕСТЬ  АО.
 Это   предложение   состоит    в    интеграции    проверенных    временем,
 высокоэффективных и надежных программных продуктов. В  данном  случае  это
 система  управления  деловыми  процессами  WorkRoute  II  (ВЕСТЬ   АО)   и
 бухгалтерская система «Алеф - Бухгалтерия» (ТОО АЛЕФ).
       Каждая из этих программных  продуктов  прост  в  освоении,  удобен  в
 работе и содержит большое количество  настроек,  которые  легко  позволяют
 адаптировать систему в конкретной компании.

               Система автоматизации инвестиционной компании.

       Процесс деятельности инвестиционной  компании  как  профессионального
 участника фондового рынка состоит из заключения сделок и их исполнения.



       Рис1 Примерная структура брекерско-диллерской компании

       Инвестиционная компания может работать с различными ценными бумагами,
 а также их производными на разных торговых площадках.  В  настоящее  время
 значительная доля в обороте компании приходится  на  корпоративные  ценные
 бумаги. Самая большая концентрация сделок с ними на  торговую  внебиржевую
 систему РТС. Поэтому рассмотрим технологию работы,  характерную  для  этой
 торговой системы.
       В структуре брокерской (дилерской) компании можно выделить  следующие
 подразделения, связанные с процессом исполнения и учета сделки:
.  торговый отдел.
       Главной  функцией  торгового  отдела  является  заключение  сделок  с
 ценными бумагами от имени компании и по поручению ее клиентов. При этом на
 торговый отдел возлагается  минимум  учетных  и  расчетных  операций.  Они
 передаются бэк-офису;
.  бэк-офис.
       Бек-офис  (или расчетный отдел)  занимаются  подготовкой  документов,
 являющихся неотъемлемой частью сделки. В их числе:  подтверждение  сделки;
 договор купли-продажи; передаточное распоряжение для перерегистрации  прав
 собственности.  Кроме   того,   бэк-офис   обеспечивает   документооборот,
 связанный с процессом исполнения сделки, а именно: отслеживание  процессов
 отсылки  документов  для  перерегистрации  на   подпись   контрагенту   ил
 реестродержателям, отслеживание получения (или неполучения) уведомления  о
 перерегистрации  от   реестродержателя  и   контроль   за   отсылкой   его
 контрагенту.   Наконец,   бэк-офис   осуществляет   котировку    платежей,
 поступающих в компанию с  целью  привязки  их  к  конкретным  сделкам  для
 отслеживания степени их завершенности.
.  бухгалтерия.
       Деятельность бухгалтерии заключается в учете  (проведении)  операций,
 непосредственно связанных с торговлей ценными  бумагами  (в  основном  это
 платежи по сделкам и постановка своих ценных бумаг на баланс). Кроме того,
 бухгалтерия составляет финансовую отчетность в  соответствии  с  правилами
 российского бухгалтерского учета и осуществляет обычные,  характерные  для
 любого предприятия хозяйственные процессы (начисление и выплата заработной
 и арендной платы, начисление амортизации и т.д.)
       Безусловно,  правильным   является   утверждение   об   относительной
 автономности деятельности бэк-офиса и бухгалтерии, но нельзя рассматривать
 этот  процесс  как  абсолютно  несвязанную  деятельность,  поскольку   они
 отображают состояние одних и тех же хозяйственных процессов, но  в  разных
 ракурсах.  Более  того,   синхронизация  деловых   процессов   этих   двух
 подразделений является ключом  к  организации  согласованной  деятельности
 всей компании.
       Согласно  стандартам,  разработанным   НАУФОР,   бэк-офис   выполняет
 хозяйственные   операции,    соответствующие    исполнению    сделок,    с
 использованием  традиционного  для  бухгалтерии  системы  двойной  записи.
 Отличие заключается в том, что бэк-офис применяет особенный план счетов.
       Структура  плана  счетов  бэк-офиса  кроме   отслеживания   отношений
 собственности предусматривает отслеживание  положения  ценных  бумаг.  Это
 позволяет в любой момент времени осуществлять сверку местоположения ценных
 бумаг   с   данными   реестродержателей.   Поэтому,   если    поддерживать
 синхронизацию  деятельности  бэк-офиса  и  бухгалтерии,   можно   избежать
 последующего расхождения балансовых данных  с  данными  реестродержателей.
 Это лишь одно из достоинств.
       Другое же состоит в том, что поскольку два подразделения  работают  с
 одними и теми же документами, хотя и в разном ракурсе, процесс  исполнения
 и  учета  сделок  становится  не  только  саморегулируемым,  но  и   более
 динамичным.  А  это  позволяет  компании  увеличить  оборот  при  той   же
 численности персонала.
       И еще один ключевой момент.  Деятельность  бэк-офиса  предусматривает
 учет  процесса исполнения  сделок  в  реальном  времени.   Иными  словами,
 двойные записи  (проводки)  появляются  в  момент  осуществления  события,
 связанного с этапами совершения сделок, а не на момент появления первичных
 документов, удостоверяющих изменение валюты баланса фирмы.  Поэтому  счета
 бэк-офиса более реально  отражают  состояние  бизнес  процессов  компании,
 нежели счета российской бухгалтерии. И не всегда  двойная  запись  в  бэк-
 офисе имеет аналог в российской бухгалтерской методологии.

    Архитектура системы автоматизации и состав функциональных подсистем.

       В  упрощенном  виде  автоматизацию  инвестиционной   компании   можно
 представить следующим образом:



        Данные по сделке,
           Данные по сделке
  данные о завершении
       данные о завершении                             этапов

       этапов



                                   Тип сделки,
         Тип сделки,
                                  переменные
       переменные делового
                               делового процесса
       процесса



                              Платежи по сделке



                              Платежи по сделке

                 Подсистема управления деловыми процессами.

       В конкретной реализации она представлена разработкой  компании  ВЕСТЬ
 АО WorkRoute II   - фундаментом всей системы исполнения сделок. С  помощью
 карт деловых процессов система информируется  о  количестве  и  содержании
 этапов  сделок,   об   исполнителях   на   каждом   конкретном   этапе   и
 предусмотренных для их исполнения сроках. При этом система сама  назначает
 исполнителя в соответствии с загруженностью каждого сотрудника.
       Нужно также сказать о документировании и контроле исполнения  сделок.
 Действия  каждого  сотрудника  на  любом  этапе  технологической   цепочки
 фиксируется, в том числе и  при  попытке  несанкционированного  доступа  к
 информации. Также предусмотрен обмен информацией на каждом этапе  в  форме
 «вопрос - ответ».  И,  естественно,  в  любой  момент  времени  становится
 возможным проанализировать ход протекавших событий. К определенному  этапу
 совершаемой сделки  можно  прикрепить  документы,  непосредственно  к  ней
 относящиеся.  Хранение  большого  объема  информации  гарантирует  система
 электронного архива производства DOCS Open компании  PC  DOCS,  с  которой
 интегрируется WorkRoute II.
       Также присутствует  задача  отслеживания  времени  выполнения  этапов
 сделки. Если какой-либо из этапов будет просрочен, то об  этом  узнает  не
 только его исполнитель, но и руководитель.  Такой инструмент  необходим  в
 условиях  жестокой  дисциплины  исполнения  сделок,  что  необходимо   для
 надежной компании.
       В конфигурацию рабочего места подсистемы WorkRoute Client входит  так
 называемый Maps List - список внесенных маршрутов  деловых  процессов.  На
 экране пользователя предстает полная картина работы  компании  на  текущий
 момент: преимуществом здесь является то, что маршруты или карты исполнения
 сделок классифицируются по различным признакам.
       В состав конфигурации принята следующая схема:
.  дилерская или комиссионная сделка;
.  собственные ценные бумаги, бумаги клиента, по которым компания  выступает
  номинальным держателем, или бумаги клиента,  находящиеся  в  собственности
  компании;
.  аффелированное лицо;
.  тип перерегистрации (FF, FB, FC и т.д.);
.  валюта сделки;
.  локальная или региональная сделка.
       В дополнении к этому заказчик может сконструировать любой      другой
 тип сделки.
       При этом система управления процессами организует работу  компании  в
 реальном  времени.  Это  согласуется  с  методологией  отражения   учетных
 процессов в бэк-офисе. Таким  образом,  применение  workflow-подсистемы  в
 качестве  фундамента  для  всей  системы  компании  наиболее   гармонично,
 эффективно и оправдано.

              Некоторые бизнес-объекты бэк-офиса в бухгалтерии.

       Как следует из описания процессов деятельности компании,  весь  объем
 выполняемых работ можно условно разделить на следующие компоненты:
.  заключение сделок;
.  обслуживание потоков ценных бумаг;
.  обслуживание потоков денежных средств;
.  обслуживание трансакций компании в регионах.
       В подсистемах бэк-офиса  и  бухгалтерии  разработаны  соответствующие
 ресурсы прикладной области или  бизнес-объекты, каждый из которых содержит
 свой набор атрибутов и методов.
       Объект «Сделка». Он используется для построения  тех  этапов  бизнес-
 процессов, на которых сотрудники заключают  договоры.  Для  этого  объекта
 выделяются  следующие  атрибуты   -   название,   регистрационный   номер,
 покупатель, продавец, код ценной бумаги, количество, валюта, сумма и  т.д.
 и  методы  -  оформление  поручения  на  покупку-продажу   ценных   бумаг,
 заключение сделки, ее регулирование.
       В деятельности инвестиционной  компании  встречаются  различные  типы
 сделок: по купле-продаже ценных бумаг  у  юридических  и  физических  лиц,
 купле-продаже ценных бумаг с выполнением правила поддержания и т.п.
       Объект «Документы для перерегистрации».  Этот  этап  применяется  для
 построения этапов  исполнения  сделок,  в  которых  задействованы  покупка
 ценных бумаг. Методы объекта  обслуживают  следующие  этапы  хозяйственных
 процессов: отсылка договора  купли-продажи  и  передаточного  распоряжения
 контрагенту на подпись с  последующей  перерегистрацией;  отсылка  тех  же
 документов реестродержателям; получение уведомления о  перерегистрации  от
 реестродержателей, контрагентов и доверенных лиц.
       В  качестве  атрибутов  используются:  фактическая   дата   получения
 документов  от  контрагентов;  дата  отправки  документов;  дата  отправки
 документов на перерегистрацию; дата перерегистрации; регистрационный номер
 сделки.
       Объект «Платежи» Он используется для описания  тех  объектов  сделок,
 где  используются  потоки  денежных  средств.  Методы  объекта   позволяют
 регистрировать платеж; аннулировать его;  проводить  отчет  в  системе.  К
 атрибутам данного объекта относятся сумма платежа,  регистрационный  номер
 сделки, дата платежа, номер платежного поручения т.д. В  работе  с  данным
 объектом могут принимать участие как бэк-офис, так  и  бухгалтерия.  Важно
 то, что внутренняя логика этого объекта  обеспечивает  ввод  согласованных
 между бэк-офисом и бухгалтерией и  непротиворечивых  данных,  а  это  дает
 возможность достичь высокого темпа и качества обработки информации.
       Объект «Отчет из регионов» Этот объект выступает в  бизнес-процессах,
 отражающих работу доверенных лиц в регионах.  Методы  объекта  традиционно
 просты: создать, редактировать, провести  отчет.  Его  основные  атрибуты:
 сведения о доверенном лице; сумма, выданная  на  руки  по  всем  операциям
 купли-продажи в  регионах;  сумма  регистрационного  сбора  и  подоходного
 налога, удержанного и начисленного в процессе купли-продажи ценных бумаг.
       При этом структура бизнес-процесса, отслеживающего работу компании  в
 регионе, состоит из двух основных этапов:
1. финансирование операций в регионах (с использованием объекта «Платежи»);
2.  учета и анализа операций в регионе ( с  использованием  объектов  «Отчет
 из регионов» и «Сделка»)
       Структура  всего  процесса  полностью   соответствует   предлагаемому
 ассоциацией НАУФОР порядку учета операций с физическими лицами.
       Внутренняя  структура  бизнес-обектов  поддерживает  принцип  двойной
 записи, причем в соответствии  с  приведенной  классификацией  сделок  они
 содержат различные виды корреспонденций, общая структура которых совпадает
 с предложениями компании Artur Andersen по этому вопросу.

                            Подсистема бэк-офиса

       В основе учета исполнения сделок в бэк-офисе по рекомендациям  НАУФОР
 лежит   метод   двойной   записи.   Это   предопределяет   выбор   мощной,
 производительной и надежной бухгалтерской системы в качестве платформы для
 построения подсистем бэк-офиса и бухгалтерии.
       Подсистема   бэк-офиса   работает   на   внебалансовых   относительно
 бухгалтерии счетах. Иными словами из  всего  объема  собственных  денежных
 средств  компании  должен  быть  условно  выделен  фонд  под  операции  со
 сделками с ценными бумагами. Для этого в подсистеме бэк-офиса  открывается
 специальный контрольный счет. Он может корреспондировать со счетами  учета
 наличных  средств  в  кассе  или  на  расчетном  счете.  Смысл   этого   с
 экономической точки зрения заключается в том, чтобы привлечь средства  для
 осуществления   основной   деятельности   компании;    контрольный    счет
 обеспечивает балансирование ее активов и пассивов  на  момент  составления
 пробного или консолидированного баланса. Далее открываются счета  клиентов
 и контрагентов ценных бумаг и т.д. При завершении основных  этапов  сделки
 подсистема бэк-офиса производит соответствующие этому этапу двойные записи
 и помещает их в учетный раздел.
       Полную классификацию и исчерпывающее описание предназначения  счетов,
 которые использует бэк-офис, можно найти в  рекомендациях  по  внутреннему
 учету операций с ценными бумагами в брокерских или дилерских компаниях  от
 Artur Andersen.
       Эта подсистема автоматически формирует весь спектр учетных регистров,
 опубликованных в Стандартах НАУФОР, а именно:
.  журнал ежедневного учета денежных средств;
.  журнал ежедневного учета ценных бумаг;
.  книга учета (оборотная ведомость) денежных средств;
.  книга учета (оборотная ведомость) ценных бумаг;
.  журнал учета дилерских операций  (по  собственному  портфелю  и  портфелю
 клиентов компании);
.  журнал незавершенных сделок.
       Отметим, что подсистемы бэк-офиса  и  бухгалтерии  реализуют  базовые
 принципы функционирования учетной системы для инвестиционных  компаний.  А
 это значит,  что,  во-первых,  операции  с  ценными  бумагами  учитываются
 отдельно от административно-хозяйственных; во-вторых,  средства  клиентов,
 которыми распоряжается фирма, учитываются отдельно от собственных  средств
 компании; и в-третьих, учет ведется в режиме реального времени, т.е. любая
 операция отражается в системе в день ее совершения.

                           Подсистема бухгалтерии.

       Подсистема бухгалтерии обеспечивает полноту учета всех  хозяйственных
 процессов  в  инвестиционной  компании.  Благодаря  тесной  интеграции   с
 подсистемой бэк-офиса и поддержке релевантных бизнес-объектов  («Документы
 для регистрации», «Платежи») подсистема бухгалтерии  естественным  образом
 вовлекается в решение задачи учета результатов бизнес-процессов  компании.
 Одновременно с этим в  ней  предусмотрена  автоматизация  стандартных  для
 любого предприятия функций:
.  учет основных средств;
.  учет МБП;
.  расчета зарплаты;
.  кассовых операций;
.  банковских операций;
.  учета и отчетности.
       Поскольку счета учета  краткосрочных  вложений  фирмы  регистрируются
 параллельно в бухгалтерии и бэк-офисе,  то  заметно  упрощается  процедура
 двойного контроля  за  точной  интерпретацией  первичных  документов.  Это
 только повышает качество учетных процессов в компании.
       Необходимо и обратить внимание и на то,  что  структура  счетов  бэк-
 офиса полностью соответствует группировке счетов бухгалтерского учета,  на
 основании  которой   строится   финансовая   отчетность,   соответствующая
 стандартам IAS (International Accounting Standarts).

                       Эксплуатация системы StokRoute.



Система



Область автомати-
          зации


Модули
системы

Подразделения
компании



Система управления инвестиционной компанией

       Система состоит из  пяти  модулей  «Сделка»,  «Управление  сделками»,
 «Бухгалтерия», «Инвентарный учет» и «Зарплата». Основная  производственная
 деятельность по торговле ценными бумагами автоматизируется за счет  первых
 двух модулей. Они тесно связаны друг с другом, поскольку  они  обслуживают
 одни и те же хозяйственные процессы.

                  Автоматизация бизнес-процессов компании.

       В работе инвестиционной компании  можно  выделить  ряд  периодических
 операций.
       При заключении сделки: заключение сделки;  подготовка  документов  по
 сделке;  перерегистрации  прав   собственности;   осуществление   платежа;
 дополнительно, в  случае  заключения  сделки  с  клиентскими  бумагами,  -
 документирование поручения от клиента; формирование  подтверждения  сделки
 клиенту.
       При нарушении сроков на  каком-либо  этапе  сделки:  документирование
 сделки   (прикрепление   к   сделке   образцов   документов,    телефонных
 переговоров);  разработка  и  принятия  решения   начальником   бэк-офиса;
 разработка и принятие решения юристом.
       При получении отчета об  операциях  компании  в  регионах:  получение
 отчета из региона; получение ведомости из региона; получение контрактов из
 региона.
       При получении от клиентов комиссионного вознаграждения:  формирования
 счет-фактуры;  получение платежа.
       Эти  последовательности  классифицируются  как  деловые  процессы   с
 жесткой маршрутизацией заданий. Для их автоматизации  используется  модуль
 «Управление сделками».


                               Этапы


                                 к                  д

                                 о                  а

                                м                  н

                                а                   н

                                н                  ы

                                д                   е

                                а

                                Документы



       Таким  образом,  модуль  «Сделки»  играет  роль  системы   управление
 документами (система DMS), а модуль «Управление  сделками»  маршрутизирует
 эти документы, обеспечивая отражение хозяйственных  процессов  компании  в
 реальном времени. Исполнение сделки по этапам обеспечивает WorkRoute II, а
 работу с документами - модуль  «Сделки»,  представленный  продуктом  фирмы
 «Алеф консалтинг»,  используемый  в  «Альфа-РИНАКО».  Взаимодействие  этих
 модулей заключается в вызове электронных  документов  модуля  «Сделки»  со
 стороны  модуля  «Управление  сделками»  (в   соответствии   со   сроками,
 предусмотренными в торговом соглашении НАУФОР и договоре купли-продажи).
       Документы, реализующие функционал системы.
       Документы в StokRoute выполняют следующие функции:
        электронное  представление  первичного  документа  (распорядительная
 записка, платежное поручение и выписка из расчетного счета фирмы);
        плоские регистры для хранения структурированной информации  (сделка,
 документы для перерегистрации);
        непрямой источник для составления бака (любой документ,  формирующий
 двойственную операцию)
        отчеты (журнал незавершенных сделок, книга учета денежных средств  и
 ценных бумаг, отчет брокера перед клиентом);
        носитель управляющей информации, заменяющей функционирование системы
 (инструктор хозяйственных операций).



       Визуальное представление здесь означает, что документ имеет интерфейс
 для конечного пользователя. Карта с документами модуля «Сделки»  проста  и
 естественна: персонал  компании  заполняет  поля  документа,  затем  может
 сохранить его, пересчитать, сделать проводки по документу или распечатать.
 При этом система поддерживает целостность информации, вводимой посредством
 документов: нельзя удалить проводки или хозяйственные операции, не  удалив
 сам документ; изменить проводки можно также только через сам документ.
       Каждый документ имеет два основных вида представления: список  (list)
 и форму (single). Работа с любым  документом  начинается  через  «Список».
 Здесь  удобно  ориентироваться  между  разными  документами  одного  типа,
 имеются возможности для поиска, сортировки и выборки документа  по  любому
 из его полей. После отыскания нужного  экземпляра  можно  получить  другое
 представление документа - «форму». В ней также все понятно -  обыкновенная
 карточка, где разложены поля документа. На панели инструментов расположены
 кнопки, представляющие  все  необходимые  функции,  а  именно:  копировать
 текущий в новый (создать новый  документ  с  содержимым  старого  -  очень
 хорошее средство  для  экономии  времени  при  вводе  часто  повторяющейся
 информации);  удалить  документ;  сделать/удалить   проводки;   отпечатать
 документ.
       Документы имеют несколько форм  представления  (не  путать  с  видами
 представления),  т.е.  у  каждого  из  них  может  быть   множество   форм
 представления для отдельного вида (list или single), что  позволяет  иметь
 необходимое количество ракурсов на одну и туже  информацию  (хранящуюся  в
 документе).  Эта  особенность  модуля  органично  сочетается  с   развитым
 механизмом администрирования - модуль можно настроить  так,  чтобы  разные
 пользователи работали с различными срезами информации.
       Документ может принадлежать одному и только одному  учетному  разделу
 балансовой единицы, входящей в  инвестиционную  группу,  в  то  время  как
 хозяйственная  операция  может  затрагивать  учетные   разделы   различных
 балансовых единиц. Это  дает  возможность  неизбыточно  и  непротиворечиво
 отражать хозяйственные процессы всей инвестиционной группы.
       Учет и отчетность в STOCKROUTE.
       Эффективная система автоматизации для инвестиционной компаний  должна
 удовлетворять  и  внутренним   потребностям   компании,   и   требованиям,
 предъявляемым к ним  регулирующим  организациями.  Так,  порядок  учета  и
 отчетности со стороны НАУФОР предъявляет к компаниям следующие требования:
 ведение внутреннего  учета  отдельно  от  бухгалтерского;  отражение  всех
 операций в ведомости внутреннего учета на день их  совершения;  разделение
 во внутреннем учете собственных денежных средств (ценных бумаг) и денежных
 средств  своих  клиентов;  предоставление  регулярной   отчетности   своим
 клиентам.
       Внутренние потребности являются индивидуальными для каждой  компании,
 но и здесь можно выделить ряд общих: согласованная  работа  подразделений,
 осуществляющих основную деятельность компании  -  торгового  отдела,  бэк-
 офиса,  бухгалтерии  и  юридического  отдела;  оперативная  информация   о
 состоянии портфеля ценных бумаг с учетом незавершенных сделок; контроль за
 выполнением  собственных  обязательств  и  обязательств  контрагентов   по
 сделкам; документирование  сделок,  исполняемых  с  нарушениями  торгового
 соглашения НАУФОР и условий договора  купли-продажи.  Применение  базисной
 технологии, на которой построена вся система учета и отчетности, позволяет
 учесть все эти требования.
       Организация  плана  счетов  инвестиционной  группы,   оперативный   и
 бухгалтерский план счетов. С целью построения  гибкой  системы  учета  для
 инвестиционной группы, где вопросы  оперативного  и  бухгалтерского  учета
 балансовых единиц неразрывно связаны между  собой,  применяется  структура
 главной книги, включающей  в  себя  счета  российского  бухучета  и  счета
 оперативного  учета,  образованные  в  соответствии  с  рекомендациями  по
 внутреннему фирменному учету  в  бэк-офисе  дилерско-брокерских  компаний,
 подготовленные офисом Государственной службы компании «Артур Андерсен».
       В  системе  используется  принцип  централизации,  согласно  которому
 балансовые единицы инвестиционной  группы  применяют  единый  план  счетов
 (бухгалтерский и оперативный) и аналитические  разрезы  на  всех  на  всех
 счетах ведутся по единым справочникам. Для отражения всех операций на день
 их  совершения  используется  оперативный  план  счетов.  Все   данные   о
 хозяйственных процессах сразу поступают на соответствующие счета  системы,
 где по всем установленным аналитическим комбинациям происходит  вычисление
 сальдо, значение которого используется  в  отчетах  для  НАУФОР.  Значение
 сальдо может быть использовано и при изготовлении заказных  статистических
 форм.  В  случае  обработки   системой   первичных   документов,   имеющих
 свидетельство  об  изменении  собственности  компании  (валюты   баланса),
 используются счета российской бухгалтерии, для которых также,  как  и  для
 оперативных,  рассчитывается  сольдо,  значение   которого   поступает   в
 бухгалтерские регистры (оборотные ведомости, журналы ордера и т.д.).
       Виды счетов, счета системы учета денежных средств и ценных бумаг. Для
 оперативного отслеживания потоков денежных  средств  и  ценных  бумаг  все
 счета оперативного учета поделены на счета,  принадлежащие  системе  учета
 денежных средств, и счета системы ценных  бумаг.  Классификация  счетов  в
 системе  учета  ценных  бумаг  по  владению  и  местонахождению  позволяет
 определить, не только кому принадлежат ценные бумаги, но и кто держатель и
 в каком реестре.
       Система счетов оперативного учета
|Счет         |Название счета      |Система   |Система учета ценных|
|             |                    |учета     |бумаг               |
|             |                    |денежных  |                    |
|             |                    |средств   |                    |
|             |                    |          |Учет по  |Учет по   |
|             |                    |          |владению |местонахож|
|             |                    |          |         |дению     |
|010-001      |Счет клиента (резерв|+         |+        |          |
|             |по сделке)          |          |         |          |
|010-002      |Счет клиента        |+         |+        |          |
|             |(денежные средства) |          |         |          |
|079-001      |Акции в номинальном |+         |+        |          |
|             |держании            |          |         |          |
|091-001      |Акции компании      |+         |+        |          |
|092-001      |Короткие продажи    |+         |+        |          |
|099-401      |Акции в пути от     |          |         |+         |
|             |фирмы               |          |         |          |
|099-402      |Акции в пути к фирме|          |         |+         |
|099-406      |Реестр              |          |         |+         |
|071          |Банк                |+         |         |          |
|073          |Касса               |+         |         |          |
|089          |Контрагенты         |+         |+        |          |

       Структура счета. Счет может состоять  из  субсчетов,  а  те,  в  свою
 очередь, из  аналитических.  Счета  и  субсчета  могут  вестись  в  восьми
 независимых разрезах. В  качестве  разъясняющего  примера  можно  привести
 структуру счета «ценные бумаги» у оперативного плана счетов.
       Счет номер  «091»  -  ценные  бумаги  компании,  который  делится  на
 субсчета («001» - акции и «002» - облигации). Далее субсчет «001»  делится
 на аналитические счета - ценные бумаги, находящиеся в  портфеле  компании,
 т.е. EESR (обыкновенная именная акция РАО «ЕЭС России»), LKOH, TOMG и т.д.
 Первый аналитический разрез для субсчета «001» - эмитенты.  Это  означает,
 что ценные бумаги, но  не  облигации,  учитываются  в  разрезе  эмитентов.
 Второй аналитический разрез - стадия сделки. Он позволяет различать ценные
 бумаги, уже зарегистрированные на имя компании по уведомлениям из  реестра
 и ценные бумаги, «попавшие» в портфель по итогам предварительных данных из
 регионов. Третий аналитический разрез - собственник бумаг.  Он  закрепляет
 за  конкретным  владельцем  портфель  ценных  бумаг  (который  может  быть
 зарегистрирован как собственность компании, а может принадлежать клиенту).



                                                                1-ый
                                                                      разрез



                                                                          8-
 ой

 разрез



       Классификация и правила формирования этапов  хозяйственных  операций.
 Для отражения хозяйственных процессов  в  реальном  времени,  а  также  их
 дальнейшего обобщения формируется  система  хозяйственных  операций,  учет
 которых  ведется  по  принципу  двойной  записи.  При  этом   используются
 следующие формы учета: журнал учета денежных средств/ценных  бумаг,  книга
 учета денежных средств/ценных  бумаг,  отчет  брокера  перед  клиентом  на
 каждом этапе сделки, документирование региональных операций.
       Правила формирования хозяйственных операций в своем большинстве  были
 заимствованы  из уже упомянутых рекомендаций  компании  «Артур  Андерсен».
 Однако они  не  догма,  и  каждая  компания  вправе  иметь  свои  счета  и
 аналитические разрезы. Для решения этой проблемы в модуль «Сделки» встроен
 конструктор хозяйственных  операций,  позволяющий  изменить  их  структуру
 (удалять или добавлять проводки) и редактировать проводки (изменять в  них
 счета  и  аналитические  разрезы).  Хозяйственная  операция  для  процесса
 исполнения сделки включает в себя целый  ряд  этапов:  заключение  сделки;
 отсылка   документов   на   перерегистрацию;   получение   уведомления   о
 перерегистрации; осуществления платежа.
       Использование конструктора требует четкой классификации всех  этапов,
 поскольку для каждого из них делаются свои проводки. И только таким  путем
 (довольно трудоемких сообщений) удается добиться  настоящей  интеграции  и
 согласованности в деятельности различных подразделений и особенно там, где
 объем операций  велик  (к  примеру,  в  автоматизации  учета  региональных
 операций).
       Расчет средней стоимости ценных бумаг при списании. Этот вопрос тесно
 связан с задачей определения операциональной прибыли, зависящей от разницы
 между  себестоимостью  и  суммой  сделки.  Модуль  «Сделки»  автоматически
 рассчитывает   себестоимость   ценных   бумаг    по    двум    алгоритмам:
 средневзвешенной  стоимости  и  среднескользящей.  Этот   алгоритм   можно
 определить в настройках программы.
       Отчетность в  стандартах  НАУФОР.  К  видам  отчетов,  относящихся  к
 стандартам НАУФОР для операторов фондового рынка, относятся:
        журнал ежедневного учета ценных бумаг;
        журнал ежедневного учета денежных средств;
        журнал учета ценных бумаг;
        журнал учета денежных средств;
        книга учета ценных бумаг;
        книга учета денежных средств;
        журнал незавершенных сделок;
        отчет брокера перед клиентом;
        журнал дилерских операций;
       Применение оперативного плана счетов и отражение этапов хозяйственных
 процессов по методу двойной  записи  позволяет  легко  сформировать  такую
 отчетность.
        В  StokRoute  применен  следующий  подход  к  составлению  регистров
 НАУФОР.  Журналу  ежедневного  учета  денежных  средств  и  ценных   бумаг
 составляются по операциям компании (т.е. туда включены  записи  только  по
 тем счетам, операции по которым проводились в задаваемом диапазоне дат:  в
 номинале это один день, но можно задать  любой  промежуток).  Книга  учета
 ценных бумаг/денежных  средств  содержит  существующие  на  данный  момент
 остатки по счетам. И журналы учета,  и  книги  учета  позволяют  вычислить
 сальдо во всех существующих аналитических разрезах и по всем аналитическим
 счетам.
       Консолидация данных балансовых единиц.  StokRoute  предназначена  для
 работы в группе  компаний.  Она  обеспечивает  правильное  отражение  всех
 хозяйственных операций  группы  в  разрезе  каждой  участвующей  в  группе
 балансовой единицы. Достигается  это  следованием  принципу  централизации
 (все балансовые единицы работают с одним планом счетов.)
       Заключение.
       В заключении хотелось бы еще раз отметить, что данная программа  дает
 широкие возможности администрирования, т.е. разграничение прав  доступа  к
 информации, а также защиты  информации  от  несанкционированного  доступа.
 Кроме того имеются мощные средства администрирования  вплоть  до  прав  на
 редактирование  документов,   подготовленных   другими   сотрудниками,   и
 возможностям работы лишь с определенными формами документов.
       Комплексная  система  StokRoute,  разработка  и  реализация   которой
 осуществляется на основе системы учета инвестиционной  компании  «Альфа  -
 РИНАКО»,   обеспечивает   ряд   перспективных    возможностей,    наиболее
 значительные из которых:
        возможность работы через Internet;
        автоматический запуск работы по исполнению сделок по  информации  из
 РТС (не надо будет вводить тикет);
        интеграция системы электронного архива DOCS Open компании PC DOCS  с
 целью более эффективного доступа к неструктурированной информации компании
 (образцы документов, телефонные переговоры);
         интеграция  в  систему  продуктов   фирм,   специализирующихся   на
 программах финансового анализа.
       Список использованной литературы.
       Г. Ермаков «Средство для достижения  средств  (система  автоматизации
 инвестиционной компании)»// Рынок ценных бумаг 1997г., №22, с.151-155
        «Совершенствование информационных технологий -  необходимое  условие
 развития фондового рынка» // Рынок ценных бумаг, 1997 г., №24, с.78-79
        М. Минаев «Все упирается в информационные технологии»// Рынок ценных
 бумаг, 1997г. №15, с. 47-48
        Г.  Ермаков  «StokRoute:  интегрированное  решение»//  Рынок  ценных
 бумаг, 1997г., №24, с. 80-85



-----------------------
Бухгалтерия
. составление бухгалтерской отчетности
. перекладка отчетности согласно международным стандартам
. учет административных операций

                              Внутренние отчеты

                                Журналы учета

  Расчетный отдел
  . заключение сделок
  . котировка платежных документов
  . регистрация сделок
  . учет движения ценных бумаг
  . учет движения денежных средств
  . учет и анализ операций с собственными средствами
  . контроль незавершенных сделок
  . переписка с клиентами

                     Международная финансовая отчетность


                     Российская бухгалтерская отчетность


                    Отчеты о состояниях клиентских счетов


                             Платежное поручение

                             Платежное поручение

                          Передаточные распоряжения


                             Банковские выписки

                       Выписка из реестров акционеров



                                  Контракт

                            Подтверждение сделки


                      Распорядительная записка (тикет)


                               Торговый отдел
дилинг
     - заключение сделок

                              Заявка от клиента

                  Подсистема управления деловыми процессами

                            Подсистема бэк-офиса

                           Подсистема бухгалтерии

            Система управления инвестиционной компанией StokRoute

                       Основная деятельность компании

                 Административно-хозяйственная деятельность

                                  Зарплата

                              Инвентарный учет

                                 Бухгалтерия

                            Управле-ние сделками

                                   Сделки

                                 Бухгалтерия

                                 Бухгалтерия

                                 Бухгалтерия

.  торговый отдел
. бэк-офис
. отдел по работе с клиентами
. бухгалтерия
. аналитический отдел
. руководство



                                   Оплата

                               Перерегистрация

                              Заключение сделки

                                   сделка

1. Платежи

1. Передаточное распоряжение
2. Уведомление о перерегистрации

1. Тикет
2. Договор купли-продажи

   Этапы оформления сделки и их отражение в модулях «Сделки» и «Управление
                                  сделками»

 Визуальное представление
       Список (list)
        Форма (single)


       Интерфейс пользователя

       Ценная бумага

       Прода-вец

       Покупатель

       Дата сделки

       Хозяйственная операция
       в учетные разделы балансовых
       единиц фирмы

       Формирование системы учета денежных средств и ценных бумаг

       Модель документа модуля «Сделки»


       Проводки по российскому плану счетов

       Проводки по оперативным счетам бэк-офиса

       Аналитический счет

       Субсчет

       Счет

       Аналитический счет

       Субсчет

       Аналитический счет

       Субсчет

       Аналитический счет 1-го разреза

       Аналитический счет 1-го разреза

       Аналитический счет 1-го разреза

       Аналитический счет 8-го разреза

       Аналитический счет 8-го разреза

       Аналитический счет 8-го разреза

       Структура счетов в модуле «Сделка»