Автомобильная промышленность


Российская Экономическая академия им.Плеханова



По предмету: “Размещение производственных сил ”
На тему: “Автомобильная промышленность в РФ и СНГ(частично)”



Работу выполнил
студент группы 9104
Ковалюк В.С.



Москва 2000


План
Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке.
II. Общая характеристика автомобильной промышленности.

III. Факторы, влияющие на размещение отрасли.
IV. Современная география автомобильной про       мышленности.
V. основные проблеемы и перспективы дальнейшего развития автомобильной
промышленности.

Заключение



  I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX –ом
  веке.


            Автомобиль, автомобильная магистраль, автомобильный парк,
  автомобильная промышленность, автомобильный транспорт, автомобильные
  войска вооруженных сил и правоохранительных органов, автомобильный спорт,
  автомобильный полигон, автомобильный рынок, автоводитель-профессионал и
  автоводитель-любитель - вот тот небольшой перечень понятий, который
  отражается во всех энциклопедиях и словарях и представляет собой
  совокупность функций, предметов и действий, пронизывающих жизнь
  современного индустриального общества.


  Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном
  государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам
  производства в настоящее время, проведя аналогии, можно сравнить с такими
  новыми постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и
  информационные технологии: огромные национальные и международные
  автомобильные и компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации
  производственного процесса; всепроникающие системы сервисного
  обслуживания автотранспорта и информационных технологий; наличие и
  постоянный рост, с одной стороны, огромного количества высококлассных
  специалистов и, с другой, массовое использование как автомобилей, так и
  компьютеров квалифицированными пользователями, обладающими необходимым
  уровнем знаний, которые к настоящему времени представлены практически
  всем взрослым населением страны, включая учащихся. Таким образом, и
  автомобиль, и компьютер представляют собой коммуникационную среду
  современного постиндустриального общества.


                Как и во многих других странах, в России автомобильная
  промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных
  центрах (Ярославль, Нижний Новгород,Москва), где  было налажено в
  основном мелкосерийное производство автомобилей. После революции в Москве
  построили завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод,
  специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они
  требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и
  моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками.
  Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым
  руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна
  более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства,
  начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ.
        Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности
  сыграла Великая Отечественная война.  Т.к. немцы вели бомбёжку,
  принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в
  восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства
  автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён  часть в МИАСС (Ныне УралАЗ),
  а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности
  кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод
  кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов,
  радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский
  автоагрегатный завод.
    Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех
  послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой
  научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом
  уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами.
    Однако общая нестабильная экономическая и политическая обстановка,
  сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению
  темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению
  производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-
  исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала
  особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они
  практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку
  перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что, безусловно,
  отразилось на техническом уровне наших автомобилей.
    Главные причины такого положения –

  1)это существенное сокращение государственного финансирования научных
  разработок;

     2)незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные
  проекты.3)определенная растерянность руководства научно-
  исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность
  искать новые формы работ и организации своей деятельности. Правда, в
  последнее время многие научно-производственные организации, институты и
  заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными
  государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к
  новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г.
  работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской
  Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.


    II. Общая характеристика автомобильной промышленности.

    Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время
  нестабильно.
    Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал
  неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств,
  сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового
  положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности,
  свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании
  деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393
  пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет
  средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на
  трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.Хотя в общем за эти
  10 лет структура автомобильной промышленности не претерпела значительных
  изменений:новых крупных производителей не появилось,концентрация
  производства не уменьшилась,а конкуренция между крупными автозаводами
  практически отсутствует.
    В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении,
  усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными
  партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались
  разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.
  таблиц Для наглядности приведу несколько таблиц:

ТАБЛИЦА 1 [pic]
    В автомобилестроении (без учета производства мотоциклов и велосипедов)
в апреле 1998 года по сравнению с апрелем 1997 года произошло увеличение
объема производства продукции в штучном выражении на 6.3%. Наилучший
результат по сравнению с апрелем 1997 года зафиксирован в производстве
троллейбусов (рост производства составил 57.1%). Наихудший результат
зафиксирован в производстве автобусов (падение производства составило
17.5%).
По сравнению с предыдущим месяцем (мартом 1998 года) в апреле 1998 года
рост производства составил 3.5%. Следует отметить, что в апреле 1997 года
рост производства в автомобилестроении по сравнению с мартом 1997 года
составлял 9.6%. Таким образом, наблюдается незначительное снижение темпов
роста производства в данной подотрасли машиностроения. Наилучший результат
по сравнению с предыдущим месяцем в апреле 1998 года зафиксирован в
производстве легковых автомобилей (рост 4.2%). Наихудший – в производстве
автобусов (падение 11.3%)
Рост производства за первые 4 мес. 1998 года по сравнению с аналогичным
периодом 1997 года составил 6.8%. Наибольший рост наблюдался в производстве
троллейбусов – 26.1%. Наименьший рост – в производстве легковых автомобилей
(4.7%).
      По предварительным данным Госкомстата, в мае 1998 года по сравнению с
апрелем            1998 года в автомобилестроении произошло падение
производства на 27.6%. Если эти данные подтвердятся, то можно говорить о
начале очередного спада в отечественном автомобилестроении после более чем
3-летнего роста. Последний раз падение производства в автомобилестроении в
штучном выражении продукции было зафиксировано по итогам 1994 года по
сравнению с 1993 годом. Тогда падение составило более 40%. Причиной резкого
сокращения производства в мае 1998 года может служить кризис
перепроизводства на АвтоВАЗе. Продукция АвтоВАЗа составляет более 60%
продукции отечественного автомобилестроения, что ставит в зависимость
результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе.
Снижение производства на АвтоВАЗе в результате оказало негативное влияние
не только на автомобилестроение, но и на все машиностроение в целом.
Производство грузовых автомобилей
    Уже второй месяц подряд российским предприятиям удается перевыполнять
среднемесячный плановый показатель производства грузовых автомобилей в 1998
году. В апреле текущего года грузовых автомобилей в России было выпущено на
3.3% больше, чем в марте, и на 0.5% больше, чем за аналогичный месяц
предыдущего года. Правда, следует отметить, что в апреле 1997 года по
сравнению с мартом 1997 года рост производства был значительно большим –
14.9%. Таким образом, в производстве грузовых автомобилей, как и в целом по
автомобилестроению, наметилось снижение темпов роста.
|Основную массу грузовых автомобилей в настоящий момент производят 3   |
|предприятия, которые заняли 92% рынка. Наиболее динамично развиваются |
|те заводы, которые еще год назад были в затруднительном положении –   |
|Ижмаш и ЗИЛ. Ульяновскому автозаводу пока удается превосходить        |
|прошлогодние результаты, но по сравнению с предыдущими месяцами       |
|текущего года у него заметно снижение объемов производства, что можно |
|объяснить частыми остановками конвейеров на ремонт и переналадку.     |
|                                                         |
|Таблица 1.1                                           |
|Производство грузовых автомобилей предприятиями России|
|в январе – апреле 1998 года                           |

|Предприя|Апрель|К      |К марту|Январь |К январю –|
|тие     |1998  |апрелю |1998   |–      |апрелю    |
|        |года  |1997   |года, %|апрель |1997 года,|
|        |      |года, %|       |1998   |%         |
|        |      |       |       |года   |          |
|ЗИЛ     |2250  |151.1  |102.7  |7925   |165.4     |
|ГАЗ     |8285  |103.4  |102.8  |32506  |114.1     |
|КамАЗ   |115   |5.9    |1642.9 |123    |4.6       |
|УралАЗ  |322   |70.0   |91.7   |1293   |98.5      |
|АвтоУАЗ |2414  |130.3  |87.1   |8955   |167.2     |
|ОЗТП-Сар|4     |80.0   |25.0   |20     |222.2     |
|мат     |      |       |       |       |          |
|Уральски|      |       |       |       |          |
|й       |62    |72.1   |66.0   |389    |111.1     |
|автомото|      |       |       |       |          |
|рный    |      |       |       |       |          |
|завод   |      |       |       |       |          |
|Ижмаш   |688   |340.6  |338.9  |1177   |151.3     |
|Брянский|      |       |       |       |          |
|автозаво|-     |-      |-      |3      |75.0      |
|д       |      |       |       |       |          |
|Всего   |14140 |100.5  |103.3  |52391  |119.7     |
|Производство легковых автомобилей.                                       |
|В производстве легковых автомобилей, так же как и в производстве грузовых|
|автомобилей, второй месяц подряд происходит перевыполнение               |
|среднемесячного плана. Суммарный результат апреля приблизился к          |
|среднемесячному результату 1990 года. Рост производства в апреле 1998    |
|года по сравнению с аналогичным месяцем 1997 года составил 8.4%. Это     |
|второй показатель после производства троллейбусов, что особенно          |
|примечательно, так как легковые автомобили – это 80% всего российского   |
|автомобилестроения (в штучном выражении продукции без учета производства |
|мотоциклов и велосипедов). Рост произошел несмотря на сокращение         |
|производства почти всеми заводами и был в основном обеспечен крупнейшим  |
|российским производителем легковых автомобилей – АвтоВАЗом. Наибольшие   |
|темпы роста по сравнению с прошлым годом показывает постепенно выходящий |
|из кризиса Москвич. Второе по объему выпускаемых легковых автомобилей    |
|предприятие – ГАЗ – в апреле несколько снизило производительность по     |
|сравнению с апрелем прошлого года. По сравнению с мартом 1998 года рост  |
|производства был не столь значительным – 4.1%. По данному соотношению    |
|увеличение объемов выпущенной продукции показали почти все предприятия,  |
|за исключением КамАЗа и СеАЗа, имеющие долю на данном секторе            |
|автомобильного рынка всего 2.5%. Важным фактом является наметившийся рост|
|производства легковых автомобилей после нескольких месяцев спада на      |
|Горьковском автозаводе. В несколько раз нарастил производство по         |
|сравнению с предыдущим месяцем Ижмаш. Однако уровня прошлого года        |
|удмуртское предприятие до сих пор достигнуть не может.                   |
|Производство автобусов.                                                  |
|Текущая динамика производства данного вида продукции пока демонстрирует  |
|наихудшие результаты в автомобилестроении и отстает от запланированных   |
|среднемесячных показателей, что в основном связано с сокращением объема  |
|производства автобусов, наблюдаемым у лидера на этом сегменте            |
|автомобильного рынка – АвтоУАЗа, который изготавливает более 40%         |
|производимых в России автобусов. Два других крупнейших производителя     |
|автобусов – ГАЗ и ПАЗ – наращивают производство очень незначительными    |
|темпами.                                                                 |
|Тем не менее за первые 4 мес. 1998 года производство автобусов           |
|превосходит результат аналогичного периода 1997 года на 13.4%            |
|На результат мая в большей степени окажет влияние тот факт, что, по      |
|предварительным данным, общий объем производства на АвтоУАЗе в мае 1998  |
|года сократился по сравнению с апрелем на 8%, а за первые 5 мес. 1998    |
|года увеличился на 29.9% по сравнение с аналогичным периодом 1997 года.  |
|По словам госкомстата, в 1999 г было произведено всего 1 млн 180 тыс     |
|автомобилей, в том числе 955 тыс легковых машин. Говоря о ситуации в     |
|текущем году,  в январе объем производство автомобильной промышленности  |
|России вырос на 5,1 проц по сравнению с аналогичным периодом 1999 г.     |
|Всего в текущем году планируется произвести 180 тыс грузовых автомобилей,|
|что на 6 проц превышает прошлогодний показатель, 54 тыс автобусов, что   |
|составит 4 проц роста к прошлому году.                                   |
|Касается производства легковых автомобилей, то в ближайшем будущем       |
|основными российскими автомобилями станут "Ока", "ВАЗ-1119" и семейство  |
|автомобилей "ВАЗ-2110". Парк автомобилей может составить около 25 млн    |
|машин против 19 млн в 1998 г.  По-моему,надо сказать пару слов о самих   |
|таблицах:они содержат наиболее полную информацию до 1999 года.Более новые|
|данные пока труднодоступны и неточны.например в ТАБЛИЦЕ 1 данные по      |
|странам СНГ за 1998,99 года отсутствуют.И сказать что положение не       |
|изменилось было бы в корне не верно.За это время образовалось несколько  |
|совместных предприятий по производству легковых(FORD-ESCORT, FORD-TRANSIT|
|– в Беларуси, ЗАЗ-CRYSLER- на Украине и т.д) , грузовых и                |
|автобусов(MAZ-MAN,MAZ-NEOPLAN,предприятия по сборке автобусов IKARUS и   |
|MERSEDES)                                                                |
|III. Факторы, влияющие на размещение отрасли.                            |
|Факторами размещения принято считать совокупность различных              |
|пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при использовании   |
|которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев |
|и поставленной цели размещаемых производственных объектов.               |
|Различают следующие группы факторов: природные - количественные запасы и |
|качественный состав природных ресурсов , горно-геологические и другие    |
|условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические,    |
|орографические условия и т.д.; экологические - охранные и конструктивные |
|мероприятия по бережливому использованию природных ресурсов и обеспечению|
|здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические -       |
|достигнутый и возможный уровень техники и технологии; социально –        |
|демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами , состояние         |
|социальной инфраструктуры; экономические – экономико-географическое и    |
|транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки  |
|строительства, эффективность производства, назначение и качество         |
|продукции, территориальные экономические связи и т.д.                    |
|На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и          |
|топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой |
|продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы.                  |
|IV. Современная география автомобильной промышленности.                  |
|Основные районы и центры специализации автомобильной отрасли             |
|промышленности.                                                          |
|В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация |
|предприятий на выпуск отдельных типов машин . Только "старые" заводы в   |
|Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и  |
|легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных     |
|видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе|
|(Москва, Брянск), в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском    |
|районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа - в Поволжском районе  |
|(Ульяновск). Автобусы разной вместительности производят в Центральном    |
|районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган).   |
|Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего -          |
|Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины - Поволжский |
|(Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а            |
|микролитражные - Юго-Западный (Луцк) районы.                             |
|Возникнув в силу особенностей своего размещения в центральных районах    |
|европейской части бывшего СССР (заводы Москвы, Горького, Ярославля), где |
|имелись наиболее благоприятные условия для организации внутри- и         |
|межотраслевой кооперации , автомобилестроение в годы войны и послевоенные|
|годы стало развиваться в новых районах (Уральский, Поволжский). К этому  |
|времени в этих районах также сложились необходимые условия для массового |
|производства сложной продукции автомобильной промышленности. Помимо      |
|Центрального района в важный район автомобильной промышленности          |
|превратился Поволжский, где к действующим заводам Тольятти и Ульяновске в|
|1976 г. прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г. Набережные      |
|Челны.                                                                   |
|Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральныйглавным      |
|образом на производстве грузовых машин, а Поволжский - преимущественно   |
|легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале      |
|(Ижевск, Миасс, Курган). В восточных зауральских районах страны          |
|автомобилестроение только начинает складываться (Чита). Роль зауральских |
|заводов в производстве автомашин ещене велика. В этих районах только     |
|формируются те предпосылки , которые обусловили создание районов         |
|автомобильной промышленности в европейской части страны.                 |
|Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин |
|также производство моторов , электрооборудования, подшипников, прицепов и|
|т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.               |
|Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд          |
|специализированных заводов (Ярославский – для грузовиков, Заволжский –   |
|для автозавода в Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский - для     |
|"Москвичей").                                                            |
|Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения .   |
|Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким      |
|автозаводам (например, Ярославский - Минскому, Кременчугскому и др.,     |
|Омский, Тюменский и Уфимский – Московскому и Ижевскому автозаводам).     |
|Как видим в бывшем Советском Союзе производство автотранспортных средств |
|располагалось неравномерно (большая часть автозаводов и заводов по       |
|выпуску комплектующих изделий находится в России). Тем не менее почти    |
|каждая бывшая республика СССР имела (и сохранила) монопольное            |
|производство какого-либо изделия. Так, Украина – единственный            |
|производитель средних городских, всех видов туристских и междугородных   |
|автобусов, большегрузных лесовозов, трубовозов и многоцелевых            |
|автомобилей, автопогрузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также       |
|легковых малолитражных автомобилей первой группы (типа "Таврия"). В      |
|республике Беларусь сосредоточено производство тяжелых и сверхтяжелых    |
|карьерных самосвалов грузоподъемностью 3О - 18О т и выше, большегрузных  |
|магистральных автопоездов типа МАЗ, внедорожных и тяжелых самосвалов     |
|МоАЗ. В Молдавии было создано уникальное производство большегрузных (11,5|
|и 22т) полуприцепов-рефрижераторов, в Грузии – специальных               |
|сельскохозяйственных автопоездов с дизелями, в Армении – автопогрузчиков |
|грузоподъемностью 1 - 2 т и городских автофургонов грузоподъёмностью 1 т,|
|в Азербайджане – малых  развозных  рефрижераторов,  в Киргизстане –      |
|сельскохозяйственных самосвалов с предварительным подъемом кузова, в     |
|Латвии - особо малых автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи,  |
|выполняемых на их базе , в Литве – компрессоров для двигателей КамАЗ и   |
|ЯМЗ и всех приводных цепей для бензиновых двигателей, мотоциклов и       |
|велосипедов, в Эстонии - ремней безопасности. Аналогичные монополисты    |
|имеются и в других бывших республиках.                                   |
|После распада СССР хозяйственные связи нарушились, что привело к         |
|сокращению выпуска и поставок необходимых изделий, у каждого суверенного |
|государства появилось желание организовать собственное производство      |
|отдельных наиболее важных для него машин. Однако от желания до его       |
|реализации - дистанция огромного размера. Организация собственного       |
|производства автомобилей или их компонентов требует длительного времени и|
|больших затрат, которые, как показали первые проработки, оказываются не  |
|по силам ряду суверенных государств. Кроме того, производство,           |
|рассчитанное на удовлетворение собственных нужд, для большинства из них  |
|оказалось бы малорентабельным или даже убыточным.                        |
|Расчеты доказали: с точки зрения как создания производства, так и        |
|потребления его продукта необходимо самое тесное сотрудничество          |
|государств. Подтверждает их и зарубежный опыт: автомобилестроение        |
|мирового сообщества развивается по пути широкой интеграции научного и    |
|промышленного потенциала всех стран, а катализаторами инте+              |
|грации выступают буквально несколько крупнейших фирм-производителей      |
|                                                                         |
|V. Основные проблемы,возможные пути их решения и перспективы развития    |
|автомобильной промышленности.                                            |
|О перспективах развития автомобилестроения в России.                     |
|                                                                         |
|В преддверии ожидаемого экономического подъема Правительство РФ оказывает|
|приоритетную поддержку отечественному автомобилестроению, которое, по его|
|мнению, даст мощный импульс развитию ряда других отраслей экономики,     |
|таких как металлургическая и химическая промышленность, отмечают СМИ     |
|Запада. "Когда среднегодовая зарплата в стране приближается к стоимости  |
|самой дешевой машины, начинается автомобильный бум, и Россия находится на|
|пороге такого бума.Его надо встретить не засильем импортных автомобилей, |
|а развитием собственного автомобилестроения. В то же время государство   |
|будет поддерживать лишь небольшое число автомобильных заводов: как       |
|свидетельствует мировая практика, 5-6 заводов смогут полностью насытить  |
|автомобильный рынок России.                                              |
|Обозреватели отмечают ярко выраженную ориентацию ведущих мировых         |
|автомобилестроительных фирм на создание совместных предприятий в РФ с    |
|целью выпуска популярных иномарок. Участие иностранных компаний в        |
|развитии автомобильной промышленности РФ в конечном итоге будет          |
|содействовать появлению конкурентоспособных российских автомобилей и     |
|повышению занятости населения;                                           |
|Американская корпорация "Форд" планирует инвестировать 150 млн. долларов |
|в создание СП с государственным предприятием "Русский дизель" в          |
|Санкт-Петербурге, пишет "Файнэншл таймс". Согласно "Радио Свобода", на   |
|первом этапе российско-американское СП предполагает производить 25 тыс.  |
|автомобилей "Форд" на одном из заводов "Русского дизеля" в городе        |
|Всеволжске. В отличие от заводов "Форд", построенных в последние годы в  |
|Польше и Белоруссии, российско-американский проект предусматривает       |
|создание предприятия с полным циклом сборки автомобилей, включающим      |
|кузовные и покрасочные работы, указывают обозреватели. "Форд" хотел бы   |
|открыть также свои предприятия в ряде других регионов РФ, в частности в  |
|Удмуртии, передает Рейтер.                                               |
|Зарубежные СМИ сообщают также о планах АО "АвтоВАЗ" и западногерманского |
|концерна "Адам Опель", являющегося филиалом компании "Дженерал моторс",  |
|создать в Тольятти СП по выпуску 35-50 тыс. автомобилей в год. Как       |
|отмечают специалисты "Дженерал моторс", бизнесплан СП будет готов уже в  |
|ближайшие 4-5 месяцев. Первоначально "Дженерал моторс" и "АвтоВАЗ"       |
|планировали построить сборочный завод совместно с финскими партнерами,   |
|указывает Рейтер, замечая, что переговоры с финской государственной      |
|компанией "Валмет" еще не завершены.                                     |
|Производство автобусов "Вольво" начнется в мае текущего года в Омске,    |
|сообщает "Радио Свобода". Ежегодно на Омском автомобильном заводе будут  |
|собираться 250 машин, указывает "Файнэншл таймс", замечая, что уже       |
|получен заказ на 107 автобусов от Сибирско-скандинавской автобусной      |
|компании. Как заявили в интервью "Радио Швеция" представители концерна   |
|"Вольво", первоначально в Омске будет производиться сборка машин из      |
|комплектующих, доставленных из Швеции, а с августа - из деталей,         |
|произведенных на омском заводе.                                          |
|АО "КамАЗ" достигло предварительного соглашения с ЕБРР о реструктуризации|
|своей задолженности. Недавно руководство "КамАЗа" провело переговоры с   |
|представителями ЕБРР в Лондоне и достигло принципиальной договоренности  |
|об обмене долговых обязательств на акции, указывают зарубежные СМИ. В    |
|1997 году из-за недостатка финансовых средств "КамАЗ" дважды останавливал|
|свое производство, в результате чего объем продукции составил лишь 12750 |
|грузовиков при плановом показателе 23500 грузовиков, в то время как в    |
|1996 году завод произвел 20737 автомобилей, отмечают специалисты.        |
|Также РОССИЯ ИМЕЕТ ШАНСЫ СТАТЬ                                           |
|МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ В ПРОИЗВОДСТВЕ                                           |
|ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ                                          |
|Тенденция развития мирового автомобильного рынка такова, что уже к 2025  |
|году половина транспорта планеты будет бегать на электричестве. У России |
|есть серьезный шанс выбиться в лидеры по производству именно             |
|электромобилей. Уникальные конверсионные технологии позволяют получать   |
|электричество напрямую из бензина, керосина, природного газа, метанола,  |
|водорода или этилового спирта. КПД такой установки достигает 75% - в два |
|раза выше, чем у бензинового мотора. В Миннауки закончена работа над     |
|концепцией развития российского электромобиля XXI века. По мнению ученых,|
|некоторые отечественные разработки на 3-4 года опережают зарубежные. Но  |
|надо спешить. Если упустить момент, то конкуренты, как и в других        |
|областях, уйдут вперед. А догонять - значит проигрывать.                 |
|ПРОБЛЕМЫ,ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ.                                                |
|Автомобилестроение: проблемы промышленно-экономического восстановления   |
|Назревшие к концу 80-х годов социально-экономические проблемы,           |
|последующие кардинальные преобразования в стране с их драматическими     |
|результатами привели общество к глубокому системному кризису, преодоление|
|которого требует выработки производственных программ, профессиональных   |
|практических действий и создания среди широких слоев населения           |
|психологической уверенности в эффективности последующих хозяйственных    |
|решений.                                                                 |
|                                                                         |
|Обострившийся спектр проблем, связанных с национальной безопасностью     |
|также определяется необходимостью восстановления отечественной           |
|промышленности и стабилизацией на этой основе социально-экономической    |
|обстановки.                                                              |
|                                                                         |
|В этой связи рассмотрим вопросы возрождения автомобилестроения и смежных |
|с ним отраслей, автомобилестроение - это, пожалуй, единственная          |
|промышленная система, представленная в мире массовым шоу-бизнесом,       |
|сформировавшимся в целую индустрию, которая обеспечивает стимулирование  |
|развития широкого спектра научно-технических и финансово-экономических   |
|исследований, а также формирование массового экономического сознания. К  |
|сожалению, внимание большинства экономических структур в стране          |
|сосредоточено преимущественно на вопросах иностранной финансовой помощи. |
|С учетом изложенного более подробно рассмотрим совокупность этих проблем.|
|                                                                         |
|Происходящая деградация отечественной промышленности, разрушение         |
|производительных отраслей народного хозяйства именно таким образом       |
|превращают страну в сырьевой придаток других более развитых государств.  |
|Все эти обстоятельства радикально меняют социально-экономическое         |
|положение в стране, определяя ее изменяющееся место в мире, включая      |
|военное и политическое, а также направленность и характер социального и  |
|культурного развития.                                                    |
|Необходимость и возможность понимания того, что происходит в             |
|действительности, определяются состоянием экономической науки и массового|
|общественного сознания. В этой связи отметим, что мир экономики слишком  |
|многообразен, внутренне сложен и противоречив, чтобы укладываться в рамки|
|преимущественно здравого смысла, а поэтому только научный анализ         |
|происходящего, опирающийся на позитивные практические действия по        |
|преодолению системного кризиса, может привести к стабилизации            |
|отечественного производства.                                             |
|В усложняющейся ситуации наиболее важным вопросом является необходимость |
|обеспечения способности к росту эффективности принимаемых экономических  |
|решений на всех уровнях производственной деятельности - от массовых      |
|хозяйственных до глобальных концептуальных решений экономической политики|
|государства.                                                             |
|                                                                         |
|                                                                         |
|К сожалению, в ближайшие годы восстановление, а затем и рост объемов     |
|производства будут идти не за счет инновационных усилий и других         |
|радикальных, но капиталоемких мер, необходимость которых бесспорна, а    |
|главным образом за счет возможностей самой отрасли. Появляются и надежды |
|на то, что правительство все-таки сделает шаги, направленные не на       |
|окончательное удушение, а на возрождение и развитие промышленности,      |
|прежде всего ее основы - машиностроения. В пользу этого говорит многое: и|
|общественный настрой, и отрезвление ведущих экономистов, постепенно      |
|становящихся на позиции здравомыслия, да и хотя бы то, что "дальше ехать |
|некуда". Если же этого не будет, машиностроение, в том числе такая его   |
|высокотехничная отрасль, как автомобильная, обладающая, несмотря ни на   |
|что, все еще достаточно мощным потенциалом, зачахнет вместе со всеми     |
|своими многоотраслевыми кооперантами.                                    |
|Основная часть предприятий уже проанализировала свои возможности и пути  |
|восстановления прежних объемов выпуска продукции, сохранения рабочих мест|
|в новых, исключительно неблагоприятных условиях. Причем сделала это      |
|квалифицированно. Гарантия тому - опыт и знания руководства, накопленные |
|десятилетиями работы в сложнейших условиях, без поблажек и льгот по      |
|финансированию, материально-техническому обеспечению, уровню             |
|вознаграждения и т.п.                                                    |
|Ведь нельзя не признать, что заводы еще функционируют именно благодаря   |
|директорскому корпусу, действующему вопреки мрачным прогнозам            |
|корифеев-экономистов, которые четвертый год грозят массовой безработицей |
|и, вероятно, не отдают себе отчета в социальных последствиях этой опасной|
|для обнищавшего общества пропагандистской кампании.                      |
|Однако нельзя не видеть и того, что уже начались изменения в составе     |
|руководства автозаводов, далекие от позитивных и снижающие уровень его   |
|компетентности. По данным некоторых источников, директорский корпус, если|
|брать его в целом, пока еще вполне в состоянии поднять нагрузки, в числе |
|которых важнейшая: восстановить трудовые навыки, утерянные коллективами  |
|за годы шатаний.                                                         |
|Тем не менее даже самым опытным руководителям придется (и нужно)         |
|пересмотреть многие из привычных своих представлений. В частности,       |
|отказаться от такого: высокая серийность есть сугубо положительный       |
|организационно-производственный фактор, ибо она позволяет оснащать       |
|производство автоматизированным узкоспециализированным оборудованием,    |
|обеспечивать высокие унификацию изделий и их конструктивную              |
|долговечность. Теперь нужен другой взгляд: такое оборудование            |
|технологически консервативно, не дает возможности учитывать динамику     |
|развития конкурентов, что в условиях рынка смертельно опасно.Большинству |
|предприятий именно самим предстоит наработать идеи и методы, изыскать    |
|ресурсы для восстановления и увеличения объемов производства, создания   |
|предпосылок освоения требуемых рынком изделий.                           |
|Направления приложения усилий могут быть следующие. Во-первых, частичная |
|модернизация изделий.  Она,  в принципе,требует сравнительно небольших   |
|глубины изменений и затрат. Однако характер изменений должен быть        |
|достаточным, чтобы обеспечить устойчивый сбыт изделия, и в целом         |
|экономически целесообразным.                                             |
|В этом случае у производителя и поставщиков сохраняется неизменными      |
|большая часть основных фондов, сокращаются сроки и объемы подготовки     |
|производства, остается клиентура, привыкшая к изделию, и т.п.            |
|Модернизация требует высокой квалификации в первую очередь дизайнеров,   |
|ибо, если ограничиться только улучшением технических характеристик при   |
|малоощутимых изменениях дизайна и декора, то в итоге можно получить при  |
|старых внешних формах новую высокую цену. Сигналом к переходу на         |
|модернизированное изделие могут служить выявившиеся дефекты, а также     |
|статистика рынка. Примером модернизации изделия может служить модель ВАЗа|
|ВАЗ 21099 как частично модернизированная ВАЗ 21115.                      |
|Во-вторых, коренная модернизация изделий и проектирование новых моделей  |
|на базе уже существующих с целью наименьших затрат на научно –           |
|исследовательские рабтоты (по существу, их обновление). Здесь            |
|используются технологические возможности производителя и                 |
|поставщиков-кооперантов, но, как правило, требуется значительное         |
|дооснащение производства. При этом изготовление новых узлов (чаще всего в|
|меньшей серийности) целесообразно организовывать при помощи уже          |
|имеющегося агрегатного или специального оборудования, обрабатывающих     |
|центров и т.п. Но, естественно, с использованием новой оснастки.         |
|Серьезным резервом восстановления и увеличения объемов выпускаемой       |
|продукции на ряде заводов, в-третьих, являются так называемые            |
|спецпроизводства, достаточно мощные по оснащенности, площадям и          |
|численности работников. Но при использовании такого уникального          |
|интеллектульно-производственного потенциала нужно, чтобы новое изделие   |
|имело определенную идеологическую и технологическую преемственность с    |
|ранее выпускаемым. Значит, нужны и меры по совершенстваванию последнего в|
|соответствии с новыми тактико-техническими требованиями, а также         |
|специально организованная система "проталкивания" нового объекта         |
|производства на внешние рынки. Создание такого рода "специзделий",       |
|которые при определенном объеме переделок могут стать машинами и         |
|гражданского назначения как для внешнего, так и внутреннего рынков, для  |
|отдельных предприятий будет самым правильным выходом из положения. Почему|
|– понятно: конкурентоспособность Российской колесной спецтехники и       |
|отдельных разработок (некоторые, возможно, требуют завершения) сомнений  |
|не вызывает.                                                             |
|Конечно, свобода выбора объекта и в спецпроизводстве должна быть полной, |
|поскольку прежний принцип (закрепление видов техники за отраслями) в     |
|условиях рынка противопоказан.                                           |
|Вместе с тем нельзя исключать и перепрофилирование многих спецпроизводств|
|отрасли одновременно с цехами инженерной подготовки и обеспечения. Оно   |
|может исключить или хотя бы свести к минимуму импорт многих видов        |
|дорожно-строительной техники, некрупного квалифицированного нефтяного    |
|оборудования, специальных машин и шасси, комплекса аэродромного          |
|обслуживания и т.п., т.е. окажется выгодным для всего народного хозяйства|
|страны. И не придется, как это рекомендуют многие горячие головы,        |
|открывать все наши двери настежь, чтобы ввозить из-за рубежа даже то, что|
|в избытке и не хуже может быть сделано дома. (Те, кто дает такие         |
|рекомендации, забывают, что Западная Европа пришла к объединению после   |
|десятилетий выравнивания и притирки национальных экономик, в том числе   |
|через свободу перемещения трудовых ресурсов и капиталов.)                |
|В-четвёртых для производителей грузовиков выходом из положения может     |
|стать выпуск специализированных шасси, а также выполнение спец. заказов, |
|в том числе и индивидуальных. Выполнение индивидуальных заказов повысит  |
|рейтинг продукции среди частных грузоперевозчиков, что повлияет на спос  |
|на продукцию данного предприятия. Так же дело обстоит и с                |
|автобусостроением.                                                       |
|Для производителей легковых автомобилейей для поддержания спроса можно   |
|расширить список устанавливаемого стандартного оборудования.             |
|Серьезной возможностью оживления производственно-коммерческой            |
|деятельности для производителей автомототехники могут быть, в-пятых,     |
|кооперационные связи с родственными зарубежными фирмами или их           |
|кооперантами, осуществляемые на коммерческих началах. При этом речь      |
|должна идти в первую очередь о повышении своего экспортного потенциала,  |
|т.е. главной задачей машиностроения России. Причем здесь не только не    |
|исключается, а наоборот, даже нужно взаимодействие и в форме совместных  |
|предприятий. Хотя, как показал опыт, расчет на иностранные инвестиции,   |
|которые "хлынут" к нам, обеспечивая изобилие качественных товаров,       |
|оказался явно несостоятельным (вместо ожидавшегося, противоестественного |
|для Запада, но исторически характерного для нас чисто русского альтруизма|
|мы натолкнулись на прагматизм, настороженность, а иногда и враждебность).|
|                                                                         |
|Целесообразен и лизинг, однако нельзя забывать, что он - удовольствие    |
|недешевое. Особенно, если речь идет не о дооснащении отдельных операций, |
|а о создании комплектных мощностей, что требует, как известно, особо     |
|высокой организационной четкости.                                        |
|Вероятно, получат обычное развитие мелкие отечественные производственные |
|подразделения, отпочковавшиеся от основного предприятия в самостоятельные|
|(производство мелких серий, некоторых комплектующих, товаров народного   |
|потребления и т.д.). Причем обязательным условием их самостоятельности и |
|долговечного успеха может быть только соблюдение этических норм (проще   |
|говоря, работа на чистоплотных началах).                                 |
|Естественно, организация выпуска новой техники требует нового оснащения, |
|материалов, подготовленных кадров и многого другого. Все вроде понимают  |
|это, но и здесь зачастую срабатывает стереотип (выработавшийся не за 70, |
|как принято утверждать,  а за последние10 - 15 лет): новое изделие       |
|обязательно ассоциируется с новыми же заводскими корпусами; высоким      |
|уровнем автоматизации, обеспечиваемой за счет оборудования,              |
|приобретаемого по импорту; "валютными" материалами (при наличии своих:   |
|вспомним те же бамперы из поликарбоната) и т.п. Однако при таком подходе |
|потребность в валюте и в рублях становится астрономической. Удовлетворить|
|ее в нынешних условиях, естественно, невозможно. Оборудование стареет    |
|всегда и везде, например, в США старение парка оборудования приостановили|
|(не остановили, а приостановили!) только в конце 1970-х годов. И там не  |
|спешили с внедрением новейшего оборудования, комплексных технологических |
|линий, особенно дорогостоящих гибких. Мы же все это закупали в 1980 -    |
|1990-е годы чуть ли не в массовом порядке. А преимущества, скажем, тех же|
|ГПЛ остались лишь в отчетах и реляциях. Тысячи изготовленных и           |
|приобретенных за валюту обрабатывающих центров, целые комплексные        |
|производства, по сути, заводы, так и не заработали. И как-то странно     |
|слышать, что мы, располагая всем этим богатством, не имеем перспективы в |
|реиндустриализации отрасли без масштабной финансовой помощи Запада.      |
|С такой точкой зрения согласиться нельзя. Автозаводы России располагают  |
|вполне дееспособным парком оборудования, в том числе вполне современного |
|и еще не устаревшего, эффективно действующей системой его обслуживания и |
|ремонта, мощными службами подготовки и обеспечения производства, наконец,|
|значительным парком демонтированного специального и агрегатного          |
|оборудования и собственными станкостроительными цехами. Кроме того,      |
|практически все предприятия имеют опыт технологической модернизации. То  |
|есть у них есть все, чтобы полагаться в основном на самое надежное -     |
|собственные силы. Поэтому попытки "залповых" заказов оборудования за     |
|рубежом с помощью средств госбюджета – это не что иное, как все та же    |
|безответственность, порождаемая безнаказанностью. Хотя вот тут бы и надо |
|вспомнить о зарубежном опыте, на который сейчас так модно ссылаться:     |
|головокружительные цены и риск часто вынуждают крупнейшиейшие фирмы      |
|поступаться престижными соображениями приобретать "старые"проверенные    |
|модели оборудования.                                                     |
|Необходимо вспомнить в этом смысле и о понятии "внутренние               |
|производственные резервы", о том, что использование резервов, связанных с|
|использованием оборудования, есть важнейшее направление приложения усилий|
|предприятий в нынешних условиях.                                         |
|Небезынтересна, в-шестых, практика составления зарубежными фирмами, в том|
|числе крупными, программ развития на год, три, пять, реже - до десяти    |
|лет. Причем в планирование они вовлекают весь персонал (без конкретизации|
|технических характеристик перспективных объектов, разумеется).           |
|Рассматривается это как активная форма воспитания чувства сопричастности |
|к делам фирмы. Такие программы должны быть обеспечены всем необходимым . |
|В официальном докладе Совета по конкурентоспособности США утверждается,  |
|что руководство частных фирм, прекрасно ориентируясь в финансовых        |
|вопросах, достаточно некомпетентно в технологических. Поэтому Совет      |
|официально рекомендует всем частным фирмам создавать службы технической  |
|экспертизы. Наши руководители, наоборот, компетентны в вопросах          |
|технологических. Но отсутствие конкуренции, нынешняя свобода в решениях, |
|в какой-то мере система приватизации породили кое у кого чувство излишней|
|самоуверенности именно в финансовых делах, чреватое осложнениями. Освоить|
|неосвоенное в этой области - еще одно направление приложения усилий.     |
|За рубежом значительную роль играют также консультационные фирмы. Ведь   |
|необходимые заводам конкретные разработки-рекомендации в состоянии дать  |
|только профессионалы с опытом и знаниями. Поэтому в 1950-е годы в США на |
|таких фирмах только промышленного направления работали около 4 тыс.      |
|инженеров и научных сотрудников. Причем 65 % затрат на их содержание     |
|финансировалось федеральным правительством. У нас же эта форма услуг     |
|практически отсутствует. Ее организация - седьмое из перечисленных       |
|направлений.                                                             |
|Рассмотренные выше меры, разумеется, не исчерпывают всех возможны0х. Но  |
|они, безусловно, входят в число тех, которые позволят поднять объемы     |
|производства, загрузить персонал, создать определенные предпосылки для   |
|последующего роста. Однако требуемых темпов автомобилизации страны они не|
|обеспечат. Для этого нужны инновационные, притом масштабные меры. Они    |
|неизбежны, если мы хотим занять достойное место в ряду развитых стран. На|
|этом этапе развития потребуется освоить технику новых поколений в        |
|капиталоемком массовом и серийном производстве, характерном для          |
|автомобилестроения. Причем тогда, когда оно лишено или располагает       |
|ограниченными инновационными возможностями. И вот тут-то без масштабной  |
|помощи извне эту задачу действительно решить будет сложно. Но главное -  |
|без активной государственной политики. Чтобы пребываищим у кормила власти|
|убедиться в этом, достаточно хатя бы ознакомиться с докладом КМТ         |
|(Комплексные многопрофильные технологии) о состоянии научно-технического |
|потенциала США. Там подчеркивается необходимость именно активной         |
|государственной политики, необходимость государственного вмешательства в |
|проблемы экономики, требующие оперативной реакции.                       |
|Заключение.                                                              |
|Получение и систематизация информации, необходимой для проведения        |
|глубокого анализа тенденций развития автомобилестроения в настоящее время|
|затруднены.                                                              |
|Представленный в данном реферате краткий обзор состояния дел в           |
|автомобилестроении позволяет сделать главный вывод, что следует          |
|активизировать работу по преодолению тенденции снижения деловой          |
|активности и падения объемов производства. Тем более что традиционные    |
|связи предприятий автомобилестроительного комплекса и их смежников из    |
|других отраслей становится все труднее.                                  |
|В совокупности с проведением разумной ценовой политики, политики         |
|формирования доходов, финансирования и кредитования, а также льготной    |
|налоговой политики в отношении средств, направляемых на развитие         |
|производства, это является залогом стабилизации производства             |
|автотранспортных средств, обеспечения занятости.                         |
|Задачи, стоящие перед автомобильной промышленностью Российской Федерации |
|сложны, требуют усилий под стать военным. Другого пути, кроме как        |
|работать сначала над сохранением, а потом и над развитием отрасли, у     |
|России нет.                                                              |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                        |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|Экономическая география России, учебное пособие, части I, II-III, Москва |
|1996                                                                     |
|Автомобильная промышленность, № 7, 1993                                  |
|Автомобильная промышленность, № 10, 1994                                 |
|4.За рулём, №2 (165), 2000                                               |
|5.Авто-РЕВЮ, № 1 (164), 1999                                             |
|6. “ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО”                                            |
|7.                                                                       |
|ссылка на сайт удаленаcontact://www2.zr.ru/statist/autocaroem/mainautocaroem.asp?backссылка на сайт удаленаcontact=ссылка на сайт удаленаcontact://w|
|ww2.zr.ru/zr-online/txt/otvias/kopilka.php                               |
|8. Сайт в сети "Интернет" информационного агентства AK&M                 |
|зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,                       |
|телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.                        |
|Www.akm.ru                                                               |
|9.Рынок ценных бумаг ( 10(169)2000-Автомобильная пром-ть РФ:на пути к    |
|рынку                                                                    |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |