Анализ оптовой торговли

                        АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА


                                 СОДЕРЖАНИЕ



 1.                Сущность                оптовой                торговли.
    - 2-

 2.         Роль         и         функции         оптовой         торговли.
     - 3 -

 3. Анализ реализации товаров и услуг оптовыми
    предприятиями.
                   - 6 -

 4. Анализ выполнения плана и динамики оптового
    товарооборота.
                     - 9 -

 5. Особенности анализа влияния факторов на выполнение
    плана              и               динамику               товарооборота.
    - 12 -

 6. Оперативный анализ поставки товаров и оптового
    товарооборота.
                   - 14 -

 7. Таблица №1 «Анализ выполнения плана
    Товарооборота              по               видам               продаж».
    - 16 -

 8. Таблица №2 «Анализ оптового товарооборота».                      - 17 -

 9. Таблица №3 «Анализ выполнения плана
    поступления                       по                        источникам».
    - 18 -


 10. Таблица №4 «Динамика качественных

                  показателей             торговой             деятельности»
 - 20 -



                        1. Сущность оптовой торговли.


         Оптовая  торговля  оказывает  услуги   производителям   товаров   и
розничной торговле.  В  результате  её  деятельности  товар  приближается  к
потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
       Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать  товарное
предложение в  соответствии  со  спросом.  Объективная  возможность  успешно
решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой  торговли:  в
ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что  позволяет  не
ограничиваться операциями пассивного характера, а активно  влиять  на  сферу
производства,  розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.
        Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное  с  реализацией
товаров, способна активно регулировать региональные и  отраслевые  рынки  за
счёт накопления и перемещения  товаров.  Это  направление  работы  и  должно
занять определяющее место  во  всей  её  деятельности.  Оптовые  предприятия
призваны    совершенствовать     звенность     товародвижения,     развивать
централизованную поставку и  кольцевой  завоз  товаров.  В  настоящее  время
наряду  с  положительным  в   деятельности   оптовых   предприятий   имеются
существенные недостатки. Нередко  не  соблюдаются  сроки  поставки  товаров,
нарушаются договорные  обязательства  по  объёму,  ассортименту  и  качеству
поставляемых товаров.
         От  работы  оптовой  торговли  во  многом   зависит   эффективность
функционирования всего народнохозяйственного  комплекса,  сбалансированность
внутреннего рынка,  удовлетворение  растущих  потребностей  людей.  В  новых
условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно  расширена.
Усиление роли товарно-денежных  отношений  связано  не  только  с  развитием
оптовой  торговли  предметами  потребления,  но  и  с  переходов  к  оптовой
торговле  средствами  производства.  Эти  две  формы  станоятся   важнейшими
каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.
         Основной  показатель  хозяйственной  деятельногти   предприятий   и
организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он  представляет  собой
продажу товаров народного потребления  и  производственного  назначения  для
последующей  реализации  населению,  а  также   поставку   для   внерыночных
потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает  переход  товаров  из
сферы производства в сферу обращения и их движение внутри  сферы  обращения.
Его объём, структура, виды  и  формы  товародвижения  предопределяют  другие
важнейшие показатели хозяйственной деятельности.
        Основная цель анализа торговой деятельности  оптовых  предприятий  –
выявление,  изучение  и   мобилизация   резервов   развития   товарооборота,
улучшения  обслуживания  покупателей,  совершенствования  товародвижения.  В
процессе  анализа  необходимо  дать  оценку   выполнения   планов   оптового
товарооборота  и  поставки  товаров  покупателям;  изучить  их  в  динамике;
выявить и измерить влияние  факторов  на  развитие  оптового  товарооборота;
изучить причины недостатков в торгово-коммерческой  деятельности,  если  они
имеются, и разработать меры по их устранению  и  предупреждению;  определить
стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия.  Анализ
должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной  деятельности
учитывает   социально-экономическое   развитие    обслуживаемого    региона,
производственные возможности промышленных предприятий и других  поставщиков,
наличие  у  них  товарных  ресурсов,  объём  и   структуру   предполагаемого
поступления товаров из  других  регионов  республики,  ближнего  и  дальнего
зарубежья.


                     2. Роль и функции оптовой торговли.

        Оптовая торговля играет существенную роль  в  системе  экономических
связей  между  районами  страны,  отраслями   производства,   изготовителями
товаров и розничной торговлей. Напр., закупая у колхозов и  совхозов  лён  и
реализуя  его  предприятиям  текстильной  промышленности,  оптовая  торговля
становится связующим звеном между  сельским  хозяйством  и  промышленностью.
Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности поставки  её  швейникам,
также обслуживается оптовой торговлей. Тем самым  она соединяет  текстильную
и швейную отрасли. Наконец,  продавая  розничной  торговле  готовую  одежду,
предприятия   оптовой   торговли    поддерживают    связь    между    лёгкой
промышленностью и торговлей.
         Осуществляя  хозяйственные  связи  с  промышленностью  и   сельским
хозяйством,  оптовая  торговля  выступает  в  качестве   заказчика   товаров
народного потребления, в её  функции  входят  закупка  и  завоз  товаров  от
предприятий-изготовителей.  Следует  отметить,  что  она  призвана   активно
вовлекать   в   товарооборот   местные   товарные   ресурсы   и    проводить
децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя  завоз
товаров,  торговля  контролирует,  соблюдает  ли  промышленность  договорные
обязательства  по  поставкам   товаров   соответствующего   ассортимента   и
качества, строго в  обусловленные  сроки.  На  складах  оптовых  предприятий
закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их  несоответствия
запросам покупателей, снижения потребительских качеств.
         Оптовая  торговля  может  и  должна  активно  влиять  на  объём   и
ассортимент производимой продукции, требовать  замены  выпуска  товаров,  не
пользующихся спросом, на товары, потребности в  которых  удовлетворяются  не
полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента  изделий.
Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать  промышленности
товары низкого качества, что заставляетпромышленные предприятия улучшать  их
потребительские свойства.
         Чтобы   целеноправлено   воздействовать   на   изменение   торговой
конъюнктуры,  оптовая  торговля  должна  обладать  данными  о  состоянии   и
перспективных изменениях  ситуаций  на  отраслевых  и  региональных  рынках,
исследовать  и  прогнозировать  спрос  населения,  иметь   представление   о
возможностях поставщиков.
         Роль  оптовой  торговли  предусматривает  её  активное  участие   в
обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия  оптовой
торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах  обслуживаемой  зоны,
добиваясь постоянного наличия  в  продаже  товаров,  имеющихся  на  складах,
участвуют совместно с промышленностью в рекламных  мероприятиях,  организуют
перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы,  где  на
них имеется спрос.
   На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:
 .  интегрирующую  –   по   обеспечению   взаимосвязи   между   партнёрами-
   производителями, продавцами и покупателями – по  нахождению  оптимальных
   каналов сбыта продукции;
 . оценочную – по определению уровня общественно необходимых  затрат  труда
   через ценообразование;
 . организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения  и
   гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов,
   стимулирующих структурные изменения.
         Макроэкономические функции  оптовой  торговли  трансформируются  на
 микроуровне  в  разнообразные  подфункции  или  функции  оптовых   торговых
 предприятий, среди них можно назвать следующие:
 ~   функция   экономической    интеграции    территорий    и    преодоление
 пространственного разрыва;
 ~  функция  преобразования  производственного   ассортимента   в   торговый
 ассортимент товаров;
 ~ функция формирования запасов  для  страхования  от  изменений  спроса  на
 товары;
 ~  функция сглаживания цен;
 ~  функция хранения;
 ~ функция доработки, доведения товаров до требуемого  качества,  фасовки  и
 упаковки;
 ~   функция  кредитования  своих  клиентов,   особенно   мелких   розничных
 предприятий;
 ~ функция  маркетинговых исследований рынка и рекламы.
          Развитие  рыночных  отношений  способствует  возникновению   новых
 элементов  в  деятельности  оптовых  предприятий,   напр.,   предоставление
 разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.

         Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:
 1) традиционные – главным образом организационно-технические  (организация
    оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование
    ассортимента товаров, их транспортировка);
 2) новые, возникающие под влиянием развития рынка.

        Организация оптовой купли-продажи явл. одной  из  важнейших  функций
оптовой торговли с тех пор, как в процессе  общественного  разделения  труда
она обособилась  в  самостоятельную  подотрасль  торговли.  При  контакте  с
производителями   продукции   оптовые   посредники    выступают    в    роли
представителей спроса, а предлагая товар покупателям, они действуют от  лица
производителей.
        Оптовые предприятия организуют  завоз  товаров  в  различные  районы
страны, благодоря чему совершенствуется  территориальное  разделение  труда.
Осуществление  транспортной  функции  проявляется  при  достаке  товаров  со
складов предприятия в розничную сеть  или  внерыночным  потребителям  своего
региона.



                    3. Анализ реализации товаров и услуг

                           оптовыми предприятиями.

         Целью  анализа  товарооборота  явл.   оценка   положения   оптового
предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции  получения
необходимой прибыли. Высшей, основной целью деятельности любого  предприятия
в  условиях   рыночной   экономики   явл.   максимизация   прибыли.   Однако
предприниматели, менеджеры и владельцы  предприятий  на  определённом  этапе
ставят задачу достичь промежуточной цели,  обеспечить  безубыточную  работу,
сократить или завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный  рост
показателей и т.п. Каждая  из  этих  промежуточных  целей  всегда  выступает
средством  для  достижения  основной  (главной)  цели.  Такой  подход   явл.
типичным во многих сферах торговли, в том числе и в оптовом звене.
        В процессе анализа оптового товарооборота предприятия  решают  целый
ряд задач и оценивают их с позиции достижения поставленных целей.  Множество
таких задач целесообразно разделить на две группы:
задачи, связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками  товаров  и
услуг.
        В условиях рыночных  отношений,  во-первых,  необходимо  исследовать
процесс  реализации  в  разрезе  покупателей   (промышленных   и   розничных
предприятий,  частных  торговцев  и   т.д.),   степень   удовлетворения   их
потребностей и оценить уровень конкуренции и какое  место  занимает  оптовое
предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем  периоде
и т.д.  Для  этого  предприятию  необходимо  использовать  различные  методы
маркетингового исследования всех сторон товарных рынков.
        Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок  (провести
маркетинговые  исследования  закупок),   правил   отбора   по   определённым
критериям  поставщиков  товаров,  выработке  мер  по   активизации   закупок
(использование  инструментов  маркетинга   закупок),   условий   разовых   и
постоянных закупок, концентрации  и  распыления  заказов,  изучить  политику
цен, осуществлять контроль за поступлением товаров.
        Из приведённых положений видно, что  главным  для  предприятия  явл.
определение  потребностей  оптовых  покупателей,   установление   постоянных
связей  и  нахождение  источников  приобретения  товаров  в  целях   полного
удовлетворения  указанных  потребностей.  Деление  задач   на   две   группы
позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг.
         В  процессе  анализа  товарооборота  оптовые  предприятия   изучают
следующие показатели:
 - динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота
   в действующих и сопоставимых ценах;
 - долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по  общему  объёму
   на товарных рынках региона;
 - долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и  по  основным
   товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;
 - заявки покупателей и структуру оптового товарооборота;
 - отношение оптово-складского  товарооборота  к  розничному  и  коэффициент
   звенности   товародвижения,   исчисляемый    как    отношение    валового
   товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному  в
   динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по
   региону в целом).
         Для  более  обоснованного  исследования  дел  в  оптовой   торговле
предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его  влияние  на
развитие торговой деятельности.
         На  данном  этапе  важно  разобрать  какие  структуры  выступают  в
качестве  поставщиков  (на  основе   разовых   или   постоянно   действующих
контрактов), какова их роль в объёме поставок  товаров,  условия  и  порядок
расчётов за товары, установить момент перехода  риска  за  товар  (в  момент
погрузки или пересечения границы предприятия, в момент  поступления  товаров
на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п.
         Для  оптовых  предприятий  необходимо  иметь   большое   количество
надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать  предложение  и
наращивать объёмы торговой деятельности.
        Информация для анализа рынка закупок может  получена  от  внутренних
источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа)  и  внешних
(данные  о  статистике  товарооборота  и  розничных   или   оптовых   ценах,
путеводители по закупкам, ярмаркам,  каталоги  и  проспекты  по  продажам  и
т.п.). Работа по указанному направлению должна  вестись  непрерывно.  Каждое
предприятие должно делать выбор  таких  поставщиков,  которые  позволят  ему
лучшим  образом  достичь  своих  целей  –  обеспечить   получение   прибыли,
увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных  рынках,
решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.
         Для  оптового  предприятия  очень  важно  глубоко  изучать  вопросы
поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого  поставщика  в  общем
объёме поставок, но  и  постоянно  иметь  информацию  об  объёмах  и  сроках
поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию  промышленных
предприятий и других поставщиков  в  ценообразовании  и  использовать  её  в
своих интересах.
        В каждом отчётном  периоде  оптовые  предприятия  должны  изучать  в
динамике и в сравнении с другими предприятиями в той  же  зоне  деятельности
показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.
        Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения  каждого
контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного  количества
товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте.  Этот
же показатель может исчисляться и  в  стоимостном  выражении  как  отношение
фактического объёма поставок к её величине по контракту.
         При  анализе  необходимо   установить   и   абсолютное   отклонение
фактического количества  поставленных  товаров  от  объёма  их  поставок  по
контракту. В случаях изменения цен рассчитывается  влияние  этого  изменения
на стоимостную величину поставок.
        Оптовые предприятия изучают и ритмичность поставок:

              V = b * 100 : П, где
V – коэффициент вариации;
b – среднее квадратическое отклонение фактического объёма
      поставок от среднго уровня поставок, исчисленное по формуле:

             bn =  ? (Пi - П)2 / n, где
Пi – поставка за первый период;
П – средний уровень поставки, рассчитанный как П = ? П / n;
n – число поставок.

        При оценке исчисленного показателя  нужно  иметь  в  виду,  что  чем
ближе его величина к нулю, тем ритмичнее поставка, и  наоборот,  чем  больше
этот показатель, тем ритмичнее поставка товваров.
        Оптовое предприятие при анализе поставок  и  оценке  их  влияния  на
товарооборот   должно   учитывать   целый   ряд   факторов,   связанных    с
ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать:
1) в какой степени действующие цены могут обеспечить  реализацию  товаров  и
   услуг;
2) какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах;
3) каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации;
4) каков уровень рентабельности.
        Такая политика в области цен может  быть  признана  успешной  в  том
случае, если она позволит восстановить или улучшить позицию  предприятия  на
конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия.
        В процессе анализа товарооборота и закупок  товаров  и  услуг  нужно
разобраться в маркетинговой стратегии  предприятия  и  установить  имело  ли
место проникновение товаров на новый рынок; как происходило  развитие  рынка
товаров,  которыми  торгует  оптовая  база;  какие  сегменты  рынка  товаров
сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как  повлияло  на
развитие  товарооборота  и  обеспечение  прибыльной   работы   использование
активных мер в области ценообразования.
        На практике предприятие имеет  возможность  выбирать  одно  из  трёх
типовых ценовых стратегий:
1) установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов;
2) установление цен на уровне конкурентов;
3) установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.
         В  процессе  анализа  предприятие  должно  привести  доказательства
обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её  влияния  на  конечные
результаты оптового предприятия – объёмы товарооборота и прибыли.
        Заключительным этапом  анализа  товарооборота  оптового  предприятия
явл.:
( расчёт влияния на изменение складского  товарооборота  изменений  поставок
товаров  и  товарных  запасов   (путём   использования   балансовой   увязки
показателей товарооборота: З1 + П = Р + З2);
( изучение показателей эффективности,  исчисленных  как  отношение  оптового
товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);
(разработка  мер  по  использованию  резервов  увеличение  товарооборота   и
прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.



                    4. Анализ выполнения плана и динамики

                           оптового товарооборота.

        Торговая деятельность  оптовых  предприятий  характеризуется  прежде
всего степенью выполнения планов и динамики оптового  товарооборота.  Многие
оптовые  предприятия  наряду  с  оптовой  торговлей   занимаются   розничной
реализацией товаров. В связи с этим возникает  необходимость  определения  и
анализа общего (валового) товарооборота,  включающего  оптовую  и  розничную
реализацию товаров. В состав последнего не  включают,  а  выделяют  отдельно
внутренний  отпуск  товаров  своим   розничным   торговым   и   промышленным
предприятиям.
         По  составу  оптовый  товарооборот  подразделяется  на   реализацию
товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчётах.
Состав оптового товарооборота характеризуется абсолютными  и  относительными
показателями (суммой и удельным весом  отдельных  видов  оптовой  реализации
товаров в общем объёме товарооборота). Соотношение складского и  транзитного
оборота зависит  от  конъюнктуры  рынка,  финансово-экономических  интересов
поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на  складские  и  транзитные
услуги,  степени  специализации  промышленного  производства  и  предприятий
розничной  торговли,  условий  их   снабжения   и   расчётов,   ассортимента
поставляемых  товаров,  состояния   материально-технической   базы   оптовой
торговли и прежде  всего  от  наличия  складских  помещений,  а  главное  от
величины прибыльности производимых оптовых  операций.  Наиболее  экономичной
явл.  транзитная  реализация  товаров  и  особенно  транзитная  без  участия
оптового предприятия в расчётах. Транзит обеспечивает  оптовым  предприятиям
минимальные   издержки   обращения,    значительно    сокращает    звенность
товародвижения, ускоряет время обращения  товаров,  способствует  сохранению
их качества и т.п. Однако транзитную форму  реализации  не  всегда  возможно
применять,  особенно  по  товарам  сложного  ассортимента,  которые  требуют
подсортировки, преобразования  производственного  ассортимента  в  торговый,
что вызывает необходимость их  предварительного  завоза  на  склады  оптовых
предприятий. Расширению транзита  способствуют  укрупнение  и  специализация
розничных   торговых   предприятий,   развитие    контейнерных    перевозок,
централизованной доставки товаров в торговую сеть и  другим  покупателям.  В
условиях рыночной  экономики  при  выборе  складской  или  транзитной  формы
поставки  товаров  оптовое  предприятие  обязательно  учитывает   получаемые
доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность  складской  и  транзитной
поставки товаров изучают по каждому  покупателю  в  отдельности  (в  разрезе
партий товаров и товарных групп).
         Оптовый  товарооборот  изучают  также  по  направлениям  реализации
товаров (по рыночному и внерыночному фондам).
     Поставка товаров по рыночному фонду  включает  их  отпуск  предприятиям
розничной  торговли  для  продажи  населению  и  предприятиям  общественного
питания – для производства пищи  и  реализации  покупных  товаров.  Рыночный
фонд товаров занимает основное место  в  товарообороте  большинства  оптовых
предприятий республики.
     К внерыночному фонду относится поставка товаров  предприятий  лёгкой  и
пищевой промышленности  для  производственных  нужд  (ткани,  нитки,  сахар,
мука, соль  и  т.д.),  отпуск  спецодежды  и  спецобуви,  фонд  госбюджетных
организаций и учреждений.
Поставка  товаров  промышленным  предприятиям  для   производственных   нужд
включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного  потребления.  В
фонд промышленной переработки входит отпуск  товаров  в  качестве  основного
сырья (материалов) для производства определённой  продукции  (напр.,  отпуск
тканей для пошива  одежды).  В  фонд  промышленного  потребления  включается
поставка товаров промышленным предприятиям для использования их  в  качестве
вспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды).
         Анализ  выполнения  плана  и   динамики   проводится   по   каждому
направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам).  Прежде
всего проверяют выполнение плана  по  отдельным  направлениям  реализации  и
изучают причины выявленных отклонений.  Причинами  недопоставки  могут  быть
нарушения  поставщиками  договоров  поставки  товаров  по   общему   объёму,
ассортименту,  качеству  и  срокам  их  поступления,  а  также  транспортные
затруднения,  недостатки  в  организации  оптовой  торговли,   в   складском
хозяйстве,   другой   маркетинговой   деятельности.   Важным    показателем,
характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, явл.  удельный  вес
рыночного фонда в общем объёме  товарооборота.  Рост  доли  рыночного  фонда
товаров в оптовом товарообороте обычно положительно  характеризует  торговую
деятельность оптового предприятия.
         Анализ  оптового  товарооборота  должен  проводится  по   отдельным
покупателям. Оптовое предприятие с  каждым  покупателем  заключает  договоры
поставки товаров. При анализе проверяют  выполнение  договоров  поставки  по
общему объёму,  количеству,  ассортименту  и  качеству  товаров,  срокам  их
отгрузки,  условиям  транспортировки,  расчётам  за  поставленные  товары  и
разрабатывают  меры  по  полному  и  качественному   выполнению   договорных
обязательств.  Для  оценки  выполнения  оптовыми   предприятиями   договоров
поставки по объёму, количеству, ассортименту  и  срокам  отгрузки  применяют
показатель «оптовый товарооборот  с  учётом  выполнения  договоров  поставки
товаров»,  который  корректируется   на   недопоставку   товаров   отдельным
покупателям.  Анализ  поставки  и  оптовой  реализации  товаров   необходимо
проводить по  способам  их  оплаты  отдельными  покупателями.  В  частности,
выявляют пути, возможности и резервы  развития  оптовой  продажи  товаров  с
предварительной  оплатой,  оптомизации  расчётов  с  покупателями  по   мере
отгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с  рассрочкой  платежа).
Результаты анализа отгрузки  товаров  и  оптового  товарооборота  в  разрезе
покупателей оформляются специальными таблицами.
        Равномерность отгрузки  и  реализации  товаров  в  оптовой  торговле
имеет не меньшее значение, чем  в  розничной.  Своевременная  и  равномерная
поставка   товаров   магазинам   и   предприятиям   общественного    питания
обеспечивает успешное выполнение  плана  розничного  товарооборота,  высокие
темпы  его  роста  в  динамике  и  качественное   обслуживание   покупателей
(потребителей). В случаях, когда неритмичная поставка товаров  произошла  по
вине поставщиков (промышленных предприятий  и  др.),  следует  предусмотреть
создание на  складах  оптового  предприятия  резервных  товарных  запасов  и
принять соответствующие меры воздействия к поставщикам, нарушающих  договоры
поставки. Товары должны отгружаться,  в  первую  очередь,  наиболее  дальным
покупателям т.к. до конца месяца не  всегда  возможно  поступление  денежных
средств на счета в банке за отгруженные во второй половине месяца товары.


                   5. Особенности анализа влияния факторов
                       на выполнение плана и динамику
                           оптового товарооборота.

         Выполнения  плана  и  динамики  оптового   товарооборота,   как   и
розничного, зависят от трёх групп факторов:
1) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности
   труда;
3) от  состояния,  развития  и  использования  материально-технической  базы
   оптовой торговли.
        Анализ товарных ресурсов обычно  начинают  с  составления  товарного
баланса и изучения его показателей (в целом  по  оптовому  предприятию  и  в
разрезе товарных групп и  товаров).  В  проходную  часть  товарного  баланса
включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и  в  пути
на начало года, но и начальные остатки товаров  отгруженных,  если  моментом
оптовой реализации явл. поступление  платежей  за  поставленные  покупателям
товары.  В  расходную  часть  товарного  баланса  входит   помимо   оптового
товарооборота внутренний отпуск товаров розничным  торговым  и  промышленным
предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на  складах,
в пути и товаров отгруженных.
        Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют  анализу
поступления товаров. При этом необходимо не только дать  объективную  оценку
выполнения  плана  и  динамики  поступления  товаров,  но  и  выявить  пути,
возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков,  особенно
закупаемых  на  льготных  условиях,  улучшения   товароснабжения.   Изучение
источников поступления товаров проводят по всем товарным группам  и  товарам
и в ассортиментном разрезе.
        Важным вопросом анализа явл. изучение качества поступивших  товаров.
Предупреждение завоза товаров низкого качества  –  одна  из  основных  задач
оптовой торговли. Используя данные отчётов по контрольной проверке  качества
поступивших товаров и текущего учёта, следует выяснить,  как  осуществляется
проверка  качества  поступивших  товаров  (по  отдельным  поставщикам  и   в
ассортиментном  разрезе).  В  частности,   устанавливают,  сколько   товаров
проверено в абсолютном размере и в процентах ко  всем  поступившим  товарам,
сколько  из  них  переведено  в  пониженные  сорта,   в   брак,   возвращено
поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров.
        Анализ текущих товарных запасов на  оптовом  предприятии  проводится
примерно так же, как и в  розничной  торговле.  Товарные  запасы  в  днях  в
оптовой торговле рассчитывают только по  отношению  к  складской  реализации
товаров. Если же отдельно изучают  товары,  находящиеся  в  пути,  и  товары
отгруженные, то при  расчёте  их  в  днях  оборота  относят  сумму  товарных
запасов ко всему оптовому товарообороту с участием в расчётах.  По  товарам,
находящимся  в  пути,  выясняют,  не  превышены   ли   установленные   сроки
документооборота. Для оценки  фактических  текущих  товарных  запасов  могут
определяться удельные товарные запасы (отношением их абсолютной величины  на
конец года или квартала к объёму складской реализации товаров  за  изучаемый
период).
         Методика  анализа  товарооборачиваемости  на  оптовых  предприятиях
примерно такая же  как и в розничной торговле. В частности,  определяют,  на
сколько ускорилась или  замедлилась  оборачиваемость  товаров  в  днях  и  в
количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительно вложено  средств
за  счёт  изменения  товарооборачиваемости,   а   главное,   какие   имеются
возможности и  резервы  ускорения  времени  обращения  товаров,  оптимизация
товарных запасов.
        Оптовые предприятия создают  сезонные  запасы  товаров.  Проводя  их
анализ, прежде  всего  изучают  выполнения  планов  по  накоплению  сезонных
товаров,  своевременность  и  полноту  их  кредитования  (сезонные  товарные
запасы  нередко  кредитуются  на  льготных  условиях).  Далее  устанавливают
своевременность вовлечения сезонных товарных запасов в товарооборот.
         Анализ  обеспеченности  и   использования   трудовых   ресурсов   и
материально-технической  базы  оптового  предприятия  проводят  в  увязке  с
изучением  выполнения  плана  и  динамики  складской   реализации   товаров.
Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле.
        Завершается анализ обобщением  выявленных  возможностей  и  резервов
(особенно   прогнозных)   роста    оптового    товарооборота,    оптимизации
товародвижения, улучшения  использования  товарных,  трудовых  и  финансовых
ресурсов,  материально-технической   базы   торговли,   повышения   качества
обслуживания покупателей.


                   6. Оперативный анализ поставки товаров
                          и оптового товарооборота.

        Одно из  основных  условий  успешного  выполнения  плана  и  высоких
темпов роста оптового товарооборота –  правильная  организация  оперативного
анализа его развития. На оптовых предприятиях ведётся  оперативный  контроль
как  за  отгрузкой,  так  и   за   реализацией   товаров.   Каждому   складу
устанавливаются планы и графики поставки товаров  отдельным  покупателям  на
месяц, по декадам, а нередко и отдельным дням. На основании данных  товарно-
транспортных  накладных  и  других   документов   в   специальных   таблицах
определяют фактические объёмы отгрузки товаров за день  (пятидневку,  неделю
или декаду) и нарастающим итогом с  начала  месяца.  По  этим  данным  можно
установить отклонения от плана по  поставке  товаров  за  день  (пятидневку,
декаду) и с начала месяца отдельным получателям (в ассортиментном разрезе  и
по  общему  объёму  поставки)  и  принять  оперативные  меры  по   улучшению
товароснабжения. На каждом  складе,  кроме  того,  осуществляют  оперативный
контроль за движением товаров и состоянием товарных  запасов  в  развёрнутом
ассортименте,  данные  которого   используются   в   повседневной   торгово-
коммерческой работе с покупателями.

        На основании данных выписок из счетов в банке и  приложенных  к  ним
документов  оптовое  предприятие  оперативно  контролирует  ход  поступления
денежных средств  за  реализованные  товары,  выполнение  плана  и  динамику
товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе  издержек
обращения, финансовых результатов, платёжеспособности  оптового  предприятия
и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности.

         Применение  ЭВМ  позволяет  автоматизировать   оперативный   анализ
отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи  ЭВМ  и
других  современных  технических  средств  можно,  в  частности,  оперативно
контролировать, сколько и на  какие  суммы  выписано  товарных  и  расчётных
документов за отгруженные  товары,  кому  и  сколько  их  поставлено  и  как
своевременно оплачиваются реализованные товары.



                                 Таблица №1.


                           «Анализ выполнения плана


                       nоварооборота по видам продаж».


|виды продаж  |факт     |текущий год             | |в % к  |уд. вес.     | |
|             |прошлого |                        | |прошлом|             | |
|             |года     |                        | |у      |             | |
|             |(тыс.р.) |                        | |       |             | |
|             |         |план(тыс|факт(тыс|% вып.|       |прошл.|тек.го|
|             |         |.р.)    |.р.)    |      |       |год   |д     |
|Розничная    |80       |80      |63.6    |79.50 |75.90  |20    |10,71 |
|сеть         |         |        |        |      |       |      |      |
|Оптовая сеть |320      |470     |530     |112.77|165.63 |80    |89.29 |
|в т.ч.       |70       |100     |212     |212   |302.86 |17.50 |35.71 |
|экспорт      |         |        |        |      |       |      |      |
|ИТОГО        |400      |550     |593.60  |107.93|148.40 |100   |100   |

                                  Решение:

% вып. = факт/план * 100%


Текущий год:

   % вып.  Розничная сеть = 63,6/80*100 = 79,50%
                 Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77%
                 экспорт = 212/100*100 = 212%
                 ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93%

В % к прошл. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%

В % к прошлому:  Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%
                                Оптовая сеть = 530/320*100 = 165,63%
                                экспорт = 212/70*100 = 302,86%
                                ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40%


Уд.вес = часть/целое*100%

Уд.вес прошл.г. = факт прошл.г./итого факт прошл.г.*100%

          Розничная сеть = 80/400*100 = 20%
          Оптовая сеть = 320/400*100 = 80%
          экспорт = 70/400*100 = 17,50%

Уд.вес тек.г. = факт тек.г./итого факт тек.г.*100%

          Розничная сеть = 63,60/593,60*100 = 10,71%
          Оптовая сеть = 530/593,60*100 = 89,29%
          экспорт = 212/593,60*100 = 35,71%

                                   Анализ:

        В целом по предприятию   % вып.  (всего)  за  текущий  год  составил
107,93   %,   перевыполнение   -   7,93   %,   в   рублях   это     составит
43,60  тыс.руб.,  поскольку  удельный  вес  текущего  года  в  оптовой  сети
составил     89,29 %. По сравнению с прошлым годом план оптовой сети  также,
как и розничной значительно перевыполнен, в целом  по  сравнению  с  прошлым
годом Троста составил 148,40 %, Тприроста – 48,40 %. В оптовой  сети  Троста
составил 165,63 %, Тприроста –     65,63 %. Что касается  экспорта  товаров,
т.е. вывоза наших  отечественных  товаров  в  зарубежные  страны,  то  можно
сказать, что в текущем году по сравнению  с  прошлым  предприятию  поступило
большое количество предложений от иностранных  клиентов  и  в  текущем  году
удалось реализовать товара за границу на 212 тыс.руб., тогда как  в  прошлом
году было всего реализовано товаров на сумму   70 тыс.руб.  Удельный  вес  в
текущем году составил 35,70 %, а в прошлом был  17,50  %  от  общего  объёма
реализации.



                                 Таблица №2.
                      «Анализ оптового товарооборота».

|виды продаж      |факт    |текущий год                 |
|                 |прошл.го|                            |
|                 |да      |                            |
|                 |(тыс.р.)|                            |
|                 |        |план    |факт      |% вып.|
|                 |        |(тыс.р.)|(тыс.р.)  |      |
|Розничная сеть   |80      |80      |63.60     |79,50 |
|Оптовая сеть     |320     |470     |530       |112.77|
|ИТОГО            |400     |550     |593.60    |107.93|
|в т.ч. продажа   |300     |385     |413.40    |107.38|
|                 |        |        |          |      |
|1) Московская    |        |        |          |      |
|обл.             |        |        |          |      |
|2) переброска    |80      |155     |169.60    |109,42|
|3) прочее        |20      |10      |10,60     |106   |

                                  Решение:
% вып. = факт/план*100%

Текущий год:
   % вып. Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%
                Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77%
                ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93%
            а) Московская область = 413,40/385*100 = 107,38%
            б) переброска = 169,60/155*100 = 109,42%
            в) прочее = 10,60/10*100 = 106%
                                   Анализ:

        Всего % вып. за текущий год  составил  107,93  %  (перевыполнение  –
7,93 %), в рублях это  отклонение  составит  43,60  тыс.руб.  Перевыполнение
достигнуто в большей степени за счёт оптовой сети. По  сравнению  с  прошлым
годом  факт  текущего  года  увеличился,  тем  самым  отклонение  в   рублях
составило 193,60 тыс.руб., а Троста     48,40  %,  это  достигнуто  за  счёт
переброски, т.к. фактически за текущий год  она возросла  в  два  раза  и  в
текущем году составила 169,60 %. Всё это объясняется повышенным  спросом  на
продукцию данного предприятия, что говорит об успехе на рынке.



                                 Таблица №3.


                          «Анализ выполнения плана


                         поступления по источникам».


|источники    |факт   |текущий год             |в % к |уд.вес        |
|поступления  |прошл.г|                        |прошл.|              |
|             |.      |                        |      |              |
|             |(тыс.р.|                        |      |              |
|             |)      |                        |      |              |
|             |       |план(ты|факт(ты|% вып.|      |прошл.|текущ.|
|             |       |с.р.)  |с.р.)  |      |      |г.    |г.    |
|Московск.изд-|280    |385    |486.75 |126.43|173.84|70    |82    |
|ва           |       |       |       |      |      |      |      |
|Другие       |80     |155    |89.04  |57.45 |111.30|20    |15    |
|Покупка у    |40     |10     |17.81  |178.10|44.53 |10    |3     |
|насел.       |       |       |       |      |      |      |      |
|ИТОГО        |400    |550    |593.60 |107.93|148.40|100   |100   |

                                  Решение:

Факт прошл.г. = итого факт прошл.г.*Уд.вес (часть) прошл.г.

     Московские изд-ва = 400*70% = 280 тыс.руб.
     Другие = 400*20% = 80 тыс.руб.
     Покупка у насел. = 400*10% = 40 тыс.руб.

Факт тек.г. = итого факт тек.г.*Уд.вес (часть) тек.г.

     Московские изд-ва = 593,60*82% = 486,75 тыс.руб.
     Другие =  593,60*15% = 89,04 тыс.руб.
     Покупка у насел. = 593,60*3% = 17,81 тыс.руб.

% вып. = факт/план*100%

  Текущий год:
     Московские изд-ва = 486,75/385*100 = 126,43 %
     Другие = 89,04/155*100 = 57,45 %
     Покупка у насел. = 17,81/10*100 = 178,10 %
     ИТОГО = 593060/550*100 = 107,93 %


В % к прошл.г. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%


    Московские изд-ва = 486,75/280*100 = 173,84 %
    Другие = 89,04/80*100 = 111,30 %
    Покупка у насел. = 17,81/40*100 = 44,53 %
    ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40 %



                                   Анализ:

        В целом по предприятию  в  текущем  году  поступление  товаров  было
перевыполнено   незначительно,   планировалось   товара   на             550
тыс.руб., а фактически составило 593,60  тыс.руб.,  тем  самым  возросло  на
7,93 %. По сравнению с прошлым годом этот показатель  увеличился  на  193,60
тыс.руб. В текущем году, как и  в  прошлом  наибольшее  поступление  товаров
было от Московских издательств, которые играют  немаловажную  роль  в  нашей
стране,  поддерживая  тем  самым  российского  писателя.  Кроме   того,   по
Московским  издательствам  в  текущем  году  поступило  товаров  на   486,75
тыс.руб., хотя было запланировано  385  тыс.руб.,  по  сравнению  с  прошлым
годом этот показатель почти в два раза вырос,  т.к.  поступлений  в  прошлом
году от Московских издательств было на 280 тыс.руб. Удельный вес  в  текущем
году составил 82 %, а  в  прошлом  –  70  %  от  общего  объёма  поступления
товаров.



                                 Таблица №4.


                           «Динамика качественных

                     показателей торговой деятельности».

|показатели         |единицы |факт             |изменен. |в % к   |
|                   |измерен.|                 |в        |прошл.г.|
|                   |        |                 |динамике |        |
|                   |        |прошл.го|отчётн.г|         |        |
|                   |        |д       |од      |         |        |
|Ритмичность        |        |        |        |         |        |
|выполнения плана   |        |        |        |         |        |
|поставки товаров   |        |        |        |         |        |
|розничной торговле:|        |        |        |         |        |
|по декадам         |% к     |77,4    |79      |1,6      |102,1   |
|                   |общему  |        |        |         |        |
|                   |объёму  |        |        |         |        |
|                   |поставки|        |        |         |        |
|по месяцам         |% к     |100     |100     |-        |100     |
|                   |общему  |        |        |         |        |
|                   |объёму  |        |        |         |        |
|                   |поставки|        |        |         |        |
|Ритмичность        |% к     |95,8    |96,9    |1,1      |101,1   |
|выполнения складами|общему  |        |        |         |        |
|месячных планов    |числу   |        |        |         |        |
|реализации товаров |месяцев |        |        |         |        |
|                   |складов |        |        |         |        |
|Коэффициент        |% к     |24,6    |25      |0,4      |101,6   |
|контрольной прверки|общему  |        |        |         |        |
|качества           |объёму  |        |        |         |        |
|поступивших товаров|поступвш|        |        |         |        |
|                   |их      |        |        |         |        |
|                   |товаров |        |        |         |        |
|Коэффициент охвата |% к     |75,3    |78,8    |3,5      |104,6   |
|централизованной   |общему  |        |        |         |        |
|доставкой отпуска  |объёму  |        |        |         |        |
|товаров со складов |складско|        |        |         |        |
|оптового           |й       |        |        |         |        |
|предприятия        |поставки|        |        |         |        |
|                   |товаров |        |        |         |        |

                                  Решение:

 В % к прошл.г. = факт отчётн.г./факт прошл.г.*100%

     По декадам = 79/77,4*100 = 102,1 %
     По месяцам = 100/100*100 = 100 %
     Ритмичность выполнения = 96,9/95,8*100 = 101,1 %
     Коэффициент
       контрольн. проверки = 25/24,6*100 = 101,6 %
     Коэффициент охвата = 78,8/75,3*100 = 104,6 %

Изменение в динамике = факт отчётн.г. – факт прошл.г.

    По декадам = 79 – 77,4 = 1,6

    Ритмичность выполнения = 96,9 – 95,8 = 1,1
    Коэффициент
      контрольн. проверки = 25 – 24,6 = 0,4
    Коэффициент охвата = 78,8 – 75,3 = 3,5



                                   Анализ:

        По сравнению с прошлым годом на предприятии  улучшилась  ритмичность
поставки товаров и увеличилась проверка качества  поступивших  товаров.  Это
говорит о надёжности предприятия, о  повышенном  спросе  на  его  товары,  о
квалификации сотрудников и их добросовестном отношении  к  работе.  Возросла
доля централизованной доставки в общем объёме складской реализации  товаров.
Для того, чтобы крепко стоять на ногах оптовое предприятие  должно  и  далее
обеспечивать  ритмичную  поставку  товаров  по  декадам  и  отдельным  дням,
развивать и совершенствовать их централизованную поставку.



                          Используемая литература:



1. Раицкий К.А. «Экономика предприятия», Москва 1999 г.


2. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва 1996г.


3. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организа-
     ция», Москва 1997 г.


4. Кравченко Л.И. «Анализ  хозяйственной  деятельности  в  торговле»,  Минск
   2000 г.


5. Баканов М.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле»
                               Москва 1996 г.