Анализ товарного рынка основных продуктов питания


№ 2.2 Анализ уровня концентрации и степени конкурентной среды на рынке
хлебопродуктов.

       Для  определения   уровня   концентрации   используется   коэффициент
концентрации производства (G), который рассчитывается по формуле:

      G(2) = (V1+V2)/Vт.р. *100%,

где V1 и V2 – объёмы производства двух хозяйствующих субъектов  на  товарном
рынке, а Vт.р. – объём товарного рынка.
      Таким образом, в базисном периоде:

      G(2) = 32.39 %
      G(4) = 43.02 %
      G(6) = 48.21 %
      G(8) = 52.78 %
      HHI = 756.58,
т.е.  рынок  не  монополизирован  и  включает  более  десяти   хозяйствующих
субъектов.

      В отчётном периоде:

      G(2) = 39,66 %
      G(4) = 52,37 %
      G(6) = 58,55 %
      G(8) = 63,36 %
      HHI = 950.84,
т.е.  рынок  не  монополизирован  и  включает  более  десяти   хозяйствующих
субъектов.

      Так как коэффициент концентрации (G(4))  в  отчётном  периоде  четырёх
хозяйствующих субъектов больше  45  %  и  индекс  Герфиндаля-Гиршмана  (HHI)
стремиться к 1000, то за анализируемый период степень конкурентной среды  на
товарном рынке хлебопродуктов ослабла, а уровень монополизации увеличился.



          № 2.3 Оценка степени дефицитности данного товарного рынка

      Для оценки дефицитности товарного рынка необходимо определить  влияние
четырёх факторов на коньюктуру данного  товарного  рынка  (общеэкономическая
или   общехозяйственная   коньюктура   (ЭК),   влияние   спроса   с   учётом
платёжеспособности   (С),   влияние   предложения   (П),   влияние   ценовой
эластичности спроса (Ц).
       Интегральный  показатель   степени   дефицитности   товарного   рынка
вычисляется о формуле:

      Д = ЭК+С+П+Ц.

      ЭК может принимать значения от 0 до  0,4.  Если  показатель  принимает
минимальное   значение,    то    экономическая    коньюктура    способствует
затовариванию рынка. Если показатель  принимает  максимальное  значение,  то
экономическая  коньюктура  способствует  возникновению  дефицита.  В   нашем
случае, на примере рынка хлебопродуктов в Читинской  области,  ЭК  примем  –
0,2, т.к. предложение полностью  удовлетворяет  спрос  на  хлебопродукты,  а
затоваривания не наблюдается.
      С принимает значения от 0 до  0,2.  Если  С=0,  то  спрос  уменьшается
более, чем на 10%. Если С=0,2, то спрос увеличивается  более,  чем  на  10%.
Если с=0,1,  то  возникает  равновесие,  т.е.  спрос  не  изменяется.  Здесь
принимается во внимание динамика  потребления  хлебопродуктов  (относительно
устойчива),  экономическую  ситуацию  потребителей   (среднедушевые   доходы
увеличились за этот период на 357,7%), а также взаимозаменяемость с  другими
товарами (см. пункт № 2.1). Таким образом, можно сделать вывод о  равновесии
на рынке хлебопродуктов, т.е С=0,1.
      П изменяется в  пределах  от  0  до  0,3.  Если  П=0,  то  предложение
увеличивается  более,  чем  на  10  %.  Если  П=0,15,  то   предложение   не
изменяется. Если же П=0,3, то предложение уменьшается более, чем  на  10  %.
Здесь учитывается объём собственного  производства,  импорт  (в  наш  регион
хлебопродукты не ввозятся, т.к. это экономически невыгодно) и т.д.  В  нашем
случае примем П=0,15, т.к. предложение не изменяется.
      Ц изменяется в пределах от 0 до 0,1. Если Ц=0, то эластичность  спроса
высокая. Если Ц=0,1, то продукт слабо реагирует на изменение его цены.  Если
Ц=0,05,  то  эластичность  нормальная.  На  нашем  товарном   рынка   (рынок
хлебопродуктов в Читинской области) Ц =0,1, т.к. хлеб и хлебопродукты  слабо
реагируют на изменение их  цены,  потому  что  относятся  к  товарам  первой
необходимости.
      Таким образом интегральный показатель степени дефицитности равен:

      Д=0,2+0,1+0,15+0,1=0,55

      Это свидетельствует об  относительно  устойчивом  состоянии  товарного
рынка хлебопродуктов в Читинской области.