Банкротство предприятий


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1.Банкротство предприятия: предпосылки и последствия.
2. БАНКРОТСТВО КАК ФОРМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
3.Санация как экономическая категория, ее необходимость.
3.1.Сущность финансовой санации.
3.2. Финансовая санация по решению арбитражного суда.
3.3. Санация путем реорганизации (реструктуризации).

4. Изменения в законе "О банкротстве".
5. ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ И НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА

6. Анализ вероятности банкротства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы



                                  Введение

      Неотъемлемой   частью  рыночного  хозяйства  является  институт
банкротства.   Он   служит   мощным   стимулом   эффективной  работы
предпринимательских  структур, гарантируя одновременно экономические
интересы  кредиторов,  а  также  государства  как  общего регулятора рынка.

В  мировой  практике  законодательство о банкротстве изначально развивалось
 по  двум  принципиально различным направлениям. Одно из них   основывалось
  на   принципах   британской   модели,   которая рассматривала банкротство
как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией
должника-банкрота. Иное начало было заложено  в  американской  модели.
Основная цель законодательства здесь состоит  в  том,  чтобы
реабилитировать  компанию,  восстановить ее платежеспособность. Однако в
современных условиях в законодательстве развитых   рыночных   стран
прослеживается   линия  на  сближение, совмещение приведенных начал.
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из
основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений
является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий
момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад
промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение
денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности
хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же
делать с этими обанкротившимися предприятиями.
      Существующая до 1999 г. нормативно-правовая база (опирающаяся в
основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс
банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических
условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не
опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не
смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных
арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что
институт банкротства в Украине занимает одно из ведущих мест в развитии
нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

      Актуальность и практическая значимость темы курсовой обусловлена рядом
причин.
Во – первых, в настоящее время, в экономике ключевой проблемой является
кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало уже давно
объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу
эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению
рынка.
Во – вторых, с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с
каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный
вопрос, пока недостаточно.
      Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое.
Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве.
Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные
связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то
время носило личностный характер: “...чтобы добыть кредит, плебею
оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов”.[1] В случае
неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное
распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и
разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются
нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но,
тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.
      В России, а значит и в Украине истоки зарождения института
несостоятельности можно найти в “Русской Правде”.[2] Так, например, статья
69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в
состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника
на “торгу”, но при условии, что несостоятельность должника возникла
вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства
распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.

      Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содержится
только в Соборном уложении 1649 года, хотя и оно практически повторяет то,
что было заложено в “Русской правде”.
 Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности стал ХVIII
век. Именно в этот период создается большое количество законодательных
актов, кодификация которых была завершена в 1800 году изданием Устава о
банкротах.
      Устав, состоящий из двух частей: “Для купцов и другого звания торговых
людей, имеющих право обязываться векселями” и “Для дворян и чиновников”,
выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную,
содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых
сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия
несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о
банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были
выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято
решение создать новый Устав».[3]
      Устав о банкротах 1832 года четко определивший в качестве критерия
несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.
      После революции понятие несостоятельности в российском праве
отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски,
связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава
1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса
1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие
несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало
никакого положительного результата.

           1. Банкротство предприятия: предпосылки и последствия.

      С момента возникновения частной собственности, существующие законы
никогда не были милосердны к несостоятельным должникам. В древние и
феодальные времена, например, длительное время в качестве гаранта
обеспечения возвратности долга было нс имущество, а сам должник: его жизнь,
личная свобода и неприкосновенность. Так, в Римском праве еще в 12 столетии
было записано, что кредиторы, не получившие удовлетворение своих претензий,
имеют право разрубить должника на части.
      В Норвегии древнее право разрешало кредитору отрубать несостоятельному
должнику ту или иную часть его тела. Во время правления короля Карла V, в
Германии несостоятельных должников приравнивали к врагам, которых можно
было подвергать немедленной казни. Указом короля Франции Франциска 1,
изданном в 1536 г., предписывалось вести "против банкротов строгое
производство ... их следует подвергать телесным покараниям, нацепить на них
ошейник и поместить у позорного столба". Развитие капиталистических
отношений требовало иных средств борьбы с этими явлениями. Постепенно в
гражданском и торговом законодательстве большинства стран были введены
нормы, которые направлены не на телесные покарания банкрота, а на взыскание
его имущества с целью удовлетворения исков и претензии кредиторов. Эти
вопросы регулируются, как правило, специальным законом о банкротстве.
Закон "О банкротстве" должен выполнять три основные функции:
1. Служить в качестве механизма предотвращения непродуктивного
   использования активов предприятий.
2. Быть инструментом реабилитации предприятий, которые оказались на грани
   банкротства, однако имеют существенные резервы для успешной финансово-
   хозяйственной деятельности в будущем. Как правило, такая реабилитация
   предусматривает финансовую реорганизацию.
3. Способствовать полной оплате долгов кредиторам.
            В переходный к рыночной экономике период положения Закона "О
банкротстве" относительно государственных предприятий должны быть несколько
лояльными, чтобы предотвратить в данном периоде большую волну банкротств.
Распространить лояльный подход на частный сектор (приватизированные
предприятия) не представляется целесообразным, поскольку в этом кроется
определенная опасность. Если частные предприниматели не будут в полной мере
ограничены действием закона о банкротстве, то может существенно пострадать
финансовая дисциплина (расчстно-платежная дисциплина), а это, в свою
очередь, снизит доверие к частному предпринимательству и снизит темпы его
развития.
      Согласно статьи 1 Закона Украины "О банкротстве", под банкротством
понимается связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме
неспособность юридического лица - субъекта предпринимательской деятельности
- удовлетворить в установленный срок предъявленные к нему со стороны
кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.
      Основанием для возбуждения дела о банкротстве предприятия является
письменное заявление любого кредитора должника, органов государственной
налоговой администрации или контрольно-ревизионной службы в арбитражный
суд. Кредитор имеет право обратится с данным заявлением в случае, если
дебитор неспособен удовлетворить на протяжении одного месяца признанные им
претензионные требования.
      Арбитражный суд принимает решение о банкротстве должника в случае,
если отсутствуют предложения относительно проведения его санации, если все
предложения о санации отклонены или сторонам не удалось согласовать ее
условия. Постановлением о признании должника банкротом арбитражный суд
определяет ликвидаторов. Ликвидаторы (ликвидационная комиссия) назначаются
из числа представителей собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а
также Фонда государственного имущества, если банкротом является
государственное предприятие.
С момента признания должника банкротом:
     1. приостанавливается предпринимательская деятельность данного
        субъекта хозяйствования;
     2. к ликвидационной комиссии переходят права распоряжения имуществом
        банкрота;
     3. считаются такими, что истекли, сроки всех долговых обязательств
        банкрота;
     4. прекращается начисление пени и процентов со всех видов
        задолженности.
      Существенным также является то, что арбитражный суд может признать
недействительным любое соглашение относительно продажи имущества должника,
совершенное на протяжении трех месяцев до момента возбуждения дела о
банкротстве, если оно осуществлено в интересах должника. Кроме того, может
быть аннулировано любое соглашение должника относительно продажи имущества
или принятия на себя обязательства, на протяжении одного года до начала
производства дела о банкротстве, если продажа имущества осуществлена с
целью его сокрытия или неуплаты долгов, если должник в результате
реализации соглашения получил намного меньше, нежели реальная цена
соглашения, а также в случае, если должник в момент составления соглашения
фактически уже был неплатежеспобным, или стал неплатежеспособным в
результате исполнения данного соглашения.
      С целью погашения долгов, ликвидационной комиссией изымается и
оценивается все имущество банкрота. Для имущества, которое реализуется на
аукционе, оценочная стоимость является начальной.
      Средства, вырученные от продажи имущества банкрота, направляются на
удовлетворение претензий кредиторов.
   В первую очередь покрываются издержки, связанные с ведением дела о
   банкротстве в арбитражном суде и работой ликвидационной комиссии. Кроме
   этого удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.
   Во-вторых, выполняются обязательства перед работниками предприятия-
   банкрота (по производственным результатам).
   В-третьих, удовлетворяются требования по государственным и местным
   налогам и сборам и требования органов государственного страхования и
   социального обеспечения.
   В-четвертых, удовлетворяются требования кредиторов, необеспеченные
   залогом.
   В пятую очередь удовлетворяются требования членов трудового коллектива
   относительно возвращения взносов в уставной фонд предприятия.
      Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного
удовлетворения требований предыдущей очереди, а в случае недостаточности
имущества для удовлетворения требований одной очереди, претензии погашаются
пропорционально принадлежащей каждому кредитору сумме. Причем, требования,
неудовлетворенные из-за недостаточности средств, считаются погашенными и
переходят в состав безнадежной задолженности. Безнадежная задолженность
возмещается за счет страхового резерва и включается в состав валовых
издержек кредитора.
      Безнадежная задолженность залогодателя, признанного банкротом,
возмещается также за счет страхового резерва кредитора после принятия
арбитражным судом решения о признании дебитора банкротом. Средства,
полученные кредитором в результате завершения ликвидационной процедуры и
реализации имущества залогодателя, включаются в состав валовых доходов
кредитора в налоговый период их поступления.
      Имущество, которое осталось после удовлетворения требований
кредиторов и членов трудового коллектива, передается собственникам фирмы.
Если вследствие полной ликвидации предприятия владельцы корпоративных прав,
эмитированных таким предприятием, получают средства или имущество,
стоимость которых превышает балансовую стоимость таких корпоративных прав,
сумма превышения включается в налогооблагаемый доход таких лиц. В случае,
когда сумма средств или стоимость имущества меньше номинальной стоимости
корпоративных прав, сумма убытков относится к составу валовых издержек
плательщика налога в налоговый период получения такой компенсации, но не
ранее периода полной ликвидации предприятия-эмитента.
      На основе результатов своей деятельности ликвидационная комиссия
составляет ликвидационный баланс и предоставляет его для утверждения в
арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса после
удовлетворения требований кредиторов имущества не осталось, арбитражный суд
выносит постановление о ликвидации юридического лица - банкрота. Если
имущества банкрота хватило для удовлетворения всех требований кредиторов,
предприятие считается свободным от задолженности и может продолжать свою
предпринимательскую деятельность.

2. БАНКРОТСТВО КАК ФОРМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

      Проблемы реструктуризации и банкротства в сложившейся на Украине
кризисной экономической ситуации приобретают особенное значение.
      Это связано с тем, что на настоящий момент они представляют собой
единственно реальные и законные инструменты вывода субъектов
предпринимательской деятельности из хронического состояния
неплатежеспособности, нерентабельности, убыточности. Причем, независимо от
формы собственности, организационно-правовой формы, размера предприятия,
поскольку экономические законы, как и законы, учреждаемые государством,
действуют не избирательно, и в круг объектов, регулируемых ими, неизбежно
попадают или попадут в самом ближайшем будущем огромное количество
предприятий и производственных объединений.
      Основываясь на знании и правильном понимании сути реструктуризации и
банкротства, как одной из возможных форм осуществления реструктуризации,
можно использовать существующие правовые механизмы для преодоления
финансово-экономического кризиса на каждом конкретном предприятии.
      Говоря о реструктуризации в связи с процедурой банкротства, обычно
имеют в виду осуществление реструктуризации уставного капитала предприятия-
должника в процессе санации, то есть полная или частичная замена
собственника предприятия.
      Однако, поскольку такое понятие как "реструктуризация" на самом деле
гораздо более широкое, то и банкротство как форма реструктуризации
выступает как один из возможных механизмов ее осуществления, в том числе и
посредством утверждения арбитражным судом условий санации субъекта
хозяйственной деятельности.
      Определение реструктуризации предприятий в соответствии с нормативными
документами звучит следующим образом: "Реструктуризация предприятий - это
осуществление организационно-экономических, правовых, технических мер,
направленных на изменение структуры предприятия, его управления, форм
собственности, организационно-правовых форм, способных привести предприятие
к финансовому оздоровлению, увеличению объемов выпуска конкурентоспособной
продукции, повышению эффективности производства".
      Поскольку целью проведения реструктуризации является "создание
субъектов предпринимательской деятельности, способных эффективно
функционировать в условиях становления рыночной экономики и производить
конкурентоспособную продукцию, которая отвечала бы требованиям товарных
рынков", то и правовые формы проведения процедуры реструктуризации во
многом зависят от конкретных показателей и условий, в которых проводится
реструктуризация.
      Проведению реструктуризации обязательно предшествует анализ
экономического состояния предприятий, дающий возможность определить причины
и источники финансово-экономических проблем предприятия, его убыточности,
нерентабельности.
      Чаще всего на основе анализа финансово-хозяйственных показателей
деятельности предприятия, результатов оценок потенциальных возможностей
производства, оценки технического уровня и качества выпускаемой продукции,
а также по результатам маркетинговых исследований положения на товарных
рынках, можно сделать достаточно объективное заключение о необходимости
проведения реструктуризации, а также о возможных формах и методах ее
проведения.
      Вообще же процесс реструктуризации предприятий действующим
законодательством Украины регулируется лишь в той мере, в которой он связан
с реорганизацией предприятий и хозяйственных обществ в другие
организационно-правовые формы. Однако большинство мер, в комплексе
направленных на финансово-экономическое оздоровление предприятия путем
реструктуризации, имеют правовой характер. То есть, осуществление их
связано с изменением юридического статуса субъектов предпринимательства, их
организационно-правовой формы либо формы собственности.
      К мероприятиям правового характера, целесообразность осуществления
которых определяется результатами проведенного финансово-экономического
характера, можно отнести:
частичную или полную приватизацию,
осуществление санации государственных предприятий,
реорганизация предприятий путем выделения структурных подразделений в
самостоятельные с юридической точки зрения субъекты предпринимательской
деятельности,
создание дочерних предприятий на базе имущества предприятия,
реорганизация унитарных предприятий в хозяйственные общества,
реструктуризацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий,
проведение процедуры банкротства

      Среди правовых мер проведения реструктуризации, как видно из
приведенного перечня, есть и проведение процедуры банкротства. Хотелось бы
подчеркнуть, что грамотное применение и проведение этой процедуры позволяет
наиболее часто достичь тех целей, которые преследует вообще
реструктуризация в том смысле, в котором о ней сейчас говорится. А именно -
обеспечить очищение предприятия от долгов, возврат его дебиторской
задолженности, реструктуризацию кредиторской задолженности, привлечение
инвестора, и как следствие - финансовое оздоровление предприятия, появление
реальной возможности адаптироваться к новым условиям хозяйствования и не
только выжить в них, но и достичь существенных финансово-экономических
успехов.
Банкротство, вообще, можно рассматривать в качестве инструмента вывода
субъектов предпринимательской деятельности из кризисной финансово-
хозяйственной ситуации, поскольку в основе самой процедуры банкротства
лежат конкретные юридические и экономические действия, результатом которых
является очищение предприятия от долгов, возврат его дебиторской
задолженности, после чего становится возможным привлечение инвестора или
другие меры финансово-экономического оздоровления предприятия.
      В этом плане банкротство можно сравнить с хирургической операцией - с
одной стороны - это достаточно радикальная и опасная мера, применяемая
только в крайних случаях, когда исчерпаны все консервативные способы
лечения, с другой стороны - это иногда единственно возможный путь к
выздоровлению, последний шанс побороть тяжелый недуг.
      Говоря об институте банкротства, необходимо иметь в виду, что любое
предприятие, независимо от формы собственности и организационно-правовой
формы, осуществляя хозяйственную деятельность вступает в отношения с
налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками,
реализаторами и потребителями его продукции). В процессе этих отношений у
предприятия возникают обязательства, невыполнение которых в силу каких-либо
объективных или субъективных причин может привести к тому, что предприятие
станет должником, то есть обязано будет выполнить определенные действия в
пользу кредитора - произвести платеж, поставить товар, выполнить работы,
оказать услуги.
      Каждый кредитор имеет право требовать от должника исполнения
обязательств, а также возмещения убытков, понесенных в связи с
неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником. Это
право предусмотрено действующим законодательством Украины.
      Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для
исполнения имеющихся у него обязательств, возникает вопрос, способно ли оно
в полной мере удовлетворить требования кредиторов, то есть является ли оно
платежеспособным.
      Собственно понятие платежеспособности и состоятельности предприятия и
легло в основу определения банкротства в соответствии с Законом Украины "О
банкротстве":
"Под банкротством понимается связанная с недостаточностью активов в
ликвидной форме неспособность юридического лица - субъекта
предпринимательской деятельности - удовлетворить в установленный срок
предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и исполнить
обязательства перед бюджетом".
      Банкротство становится юридическим фактом с момента вынесения
арбитражным судом постановления о признании должника банкротом. Однако
предшествует этому достаточно длительная и сложная процедура возбуждения и
рассмотрения дела о банкротстве в процессе которой правовой статус
предприятия-должника, против которого возбуждено дело о банкротстве, может
быть изменен.
      Необходимо заметить, что любые изменения правового статуса предприятия
-должника в процессе банкротства оформляются решением арбитражного суда :
утверждение условий санации, принятие определения о реорганизации субъекта
предпринимательской деятельности после утверждения ликвидационного баланса.
      Наиболее явно цели реструктуризации достигаются в результате санации
предприятия должника в процессе банкротства.
      Санация, как известно, состоит из трех основных элементов :
соглашением между должником и санатором о переводе долга с согласия
кредиторов;
согласование условий реструктуризации уставного капитала;
согласование условий выплаты долгов предприятия-должника между санатором и
кредиторами.
      В результате реструктуризации уставного капитала происходит смена
собственника предприятия-должника. Новый собственник принимает меры для
развития предприятия, предусмотренные в бизнес-плане, представляемом на
рассмотрение арбитражного суда. Выбирая наиболее оптимальную организационно-
правовую форму для осуществления предприятием хозяйственной деятельности,
санатор может реорганизовать предприятие: преобразовать унитарное
предприятие в хозяйственное общество, выделить структурные подразделения в
отдельные юридически обособленные предприятия. В результат этих
мероприятий, направленных на снижение уровня затрат на производство
отдельных видов продукции и комплектующих к ним, увеличение экономической
самостоятельности отдельных структур, подразделений и производственных
единиц, создаются самостоятельные юридические лица, имеющие свой баланс,
свое имущество - пусть даже переданное в оперативное управление, свой
расчетный и другие счета в банках. Такое предприятие отвечает по своим
обязательствам и не несет ответственность по обязательствам головного
предприятия- учредителя. Как показывает наш опыт осуществления
антикризисных программ, это действительно часто приводит в результате к
возможности финансово-экономического оздоровления предприятия.
      Среди организационно-правовых мер, упоминавшихся мною ранее в качестве
форм и методов реструктуризации, я упоминала реструктуризацию кредиторской
и дебиторской задолженности.
      Третий элемент санации - согласование условий выплаты долгов
предприятия кредиторам - в сущности и представляет собой реструктуризацию
кредиторской задолженности, то есть совокупность оформленных и
согласованных должным образом соглашений между санатором и его кредиторами
о порядке, сроках и формах разделения суммы задолженности и ее погашения в
течение определенного срока. Соглашение это может быть реализовано, в том
числе, в виде переоформления задолженности предприятия путем выдачи
векселей и других видов долговых обязательств. Кредиторы могут договориться
с санатором об определенном дисконте при погашении задолженности.
      Реструктуризация может быть также инструментом приватизации целостного
имущественного комплекса или государственной доли в уставном фонде
хозяйственного общества. Продажа пакетов акций, принадлежащих государству
возможна на аукционе или по конкурсу под конкретные обязательства санатора
по развитию предприятия-должника, сохранение численности персонала и
профиля производственной деятельности предприятия.
Вообще же санацию можно рассматривать как инвестирование предприятия-
должника.
      Но даже если решение о санации принято не было, а было принято
постановление о признании предприятия-должника банкротом, то осуществляемые
ликвидационной комиссией мероприятия по реализации имущества предприятия-
банкрота и взысканию его дебиторской задолженности для выплаты кредиторам
задолженности предприятия-банкрота, если конечно в результате у предприятия
остается достаточно активов для продолжения хозяйственной деятельности,
предусмотренной его уставными документами, эти мероприятия могут иметь
положительный эффект. Так же как и реорганизация предприятия по решению
арбитражного суда, которая может иметь место, например, по просьбе
собственника предприятия.
      Таким образом, если рассматривать реструктуризацию в том значении
этого слова, которое было упомянуто в начале доклада, то есть как
совокупность мероприятий, направленных на финансово-экономическое
оздоровление предприятия-должника, то применение правовых механизмов
банкротств, позволяющее достигнуть именно таких результатов, можно
рассматривать в качестве реального инструмента реструктуризации.

          3. Санация как экономическая категория, ее необходимость.
                      3.1.Сущность финансовой санации.

      Мероприятия по оздоровлению финансовой системы Украины могут дать
положительные результаты только при условии санации финансов базового звена
экономики - предприятий.
В последнее время в стране наблюдается стабильная тенденция к увеличению
количества финансово- несостоятельных предприятий (в 1993 году убыточным
было каждое двенадцатое предприятие; в 1994г. - каждое девятое; в 1995г. -
каждое пятое; в 1996г. - 30%, а в 1997г. - 45% всех субъектов
хозяйствования работали с убытками). Как следствие, наибольшее количество
исковых заявлений в арбитражные суды поступает в связи с банкротствами
предприятий. Так, в 1996 году суды приняли к рассмотрению 9500 таких
заявлений, из них было реально рассмотрено - 3600 дел и только 1700
предприятий было признано банкротами. В то же время, банкротство
предприятия и его ликвидация означает не только убытки для его акционеров,
кредиторов, производственных партнеров, потребителей продукции, но и
уменьшение размеров налоговых поступлений в бюджет, а также увеличение
безработицы, что в свою очередь может служить одним из факторов
макроэкономической нестабильности. Существенным является то, что среди
предприятий, дела о банкротстве которых находятся на рассмотрении,
значительный удельный вес таких, которые временно оказались в
затруднительном положении и при условии проведения их финансовой санации
могут рассчитаться с долгами и продолжить свою финансово хозяйственную
деятельность. Однако, вследствие несовершенного законодательства,
отсутствия необходимого технико-методического обеспечения процессов
санации, дефицита квалифицированного в этих вопросах финансового
менеджмента и других субъективных и объективных причин, многие из
потенциально жизнеспособных предприятий, в том числе тех, которые относятся
к приоритетным отраслям народного хозяйства Украины, становятся
потенциальными банкротами. В связи с этим, изучение темы "Финансовая
санация предприятий" является особенно актуальным.
В чем же состоит сущность финансовой санации предприятии?
|Термин "санация" происходит от латинского "хапаге" и         |
|переводится как оздоровление или лечение.                    |


Финансово-кредитный словарь трактует это понятие, как систему мероприятий,
проводимых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских
монополий. Тут же определено, что санация осуществляется путем:
слияния находящихся на грани банкротств предприятий с более мощной
компанией;
выпуска новых ценных бумаг (акций или облигаций) для мобилизации денежного
капитала;
увеличения банковских кредитов и предоставления правительственных субсидий;

уменьшения размера процентов по облигациях, выпущенным предприятием, и
отсрочки их погашения;
полной или частичной покупки государством акций предприятия, находящегося
на грани банкротства.
            3.2.Финансовая санация по решению арбитражного суда.

      Наличие реальной возможности восстановить платежеспособность
предприятия-должника является основанием для проведения санации.
Арбитражный суд может вынести постановление о проведении санации, если
после опубликования в средствах массовой информации объявления о
возбуждении дела о банкротстве предприятия поступили предложения от
желающих лиц (как правило, инвесторов, в том числе иностранных)
удовлетворить требования кредиторов к должнику и выполнить его
обязательства перед бюджетом и целевыми фондами. Взамен, указанные лица
имеют право предлагать в свою пользу условия санации или реструктуризации
должника.
      Граждане и юридические лица, которые желают приобрести процессуальный
статус санаторов, должны согласно статье 10 Закона Украины "О банкротстве"
подать заявление в арбитражный суд с письменным обязательством о переводе
на них долга лица, против которого возбуждено дело о банкротстве. В этом же
заявлении должны быть изложены предложенные условия санации должника.
Арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если лицо, которое
желает принять участие в санации должника, не определило в заявлении
условия санации (форму реструктуризации, сроки и последовательность
выполнения долговых обязательств). Для санатора побудительным мотивом
участия в финансовом оздоровлении предприятия-должника может быть эффект
синергизма, связанный с новыми возможностями внутренней кооперации,
диверсификации продукции или рынков сбыта своей продукции, сохранения
надежного поставщика сырья и материалов и т. п.
   В соответствии с содержанием статьи 12 Закона арбитражный суд в своем
специальном постановлении утверждает условия санации предприятия-должника,
как-то:
   1) соглашение между должником и санатором о переводе долга;

   2) условия и порядок реорганизации (приватизации) юридического лица
   должника;

   3) механизм выплаты санатором долга кредиторам (сроки,
   последовательность, формы и др.).
   Относительного первого пункта следует отметить, что перевод долга
возможен только по согласию кредиторов. Решение собрания кредиторов
относительно перевода долга считается принятым, если за него проголосовали
кредиторы, имущественные требования которых составляют не менее двух
третьих общей суммы претензий. Согласие кредиторов фиксируется в протоколах
собрания или комитета кредиторов.
   Второй обязательной предпосылкой перевода предприятия на режим санации
является согласование условий реорганизации предприятия - если такая
планируется. Суть реструктуризации состоит, в полной или частичной смене
собственника его уставного фонда в пользу санатора. В свою очередь, смена
собственника обуславливает, как правило, изменение организационно-правовой
формы этого юридического лица. Выбор новых организационных форм предприятия
зависит от цели санации, собственника уставного фонда, объема задолженности
и др.
В законодательстве не определены критерии конкурсного отбора санаторов
государственных предприятий, что создает простор для свободного принятия
решений по этому вопросу. В частности, арбитражные суды допускают участие
двух и более санаторов, которые действуют на основании соглашения между
собой и принимают на себя обязательства должника в определенных долях и
предлагают согласованные условия реструктуризации. Так, арбитражный суд
Черкасской области утвердил условия санации АО "Городищенский
сахарорафинадный завод", согласно которым:
Ассоциация "Интсрагро", и торговый дом "Разгуляй" принимают на себя
задолженность санируемого предприятия и обязуются погасить ее в течение 10
дней после утверждения постановления об условиях проведения санации.
Региональное отделение Фонда государственного имущества по Черкасской
области передает санаторам пакет акций в 366788 штук (что составляет 21,7%
уставного фонда Городи щенского сахарорафинадного завода), который
распределяется между санаторами поровну в количестве по 183394 штук.
   Эти условия были предложены в совместном заявлении санаторов.
   Арбитражный суд должен утверждать и результаты конкурсного отбора
санаторов, и согласование условий реструктуризации юридического лица
должника негосударственной формы собственности. В этих случаях отбор
санаторов и согласование с ними условий реструктуризации осуществляет
собственник имущества.
   Третьим элементом санации является согласование условий выплаты долга
между санатором и кредиторами. Эти условия включают срок выплаты, ее
последовательность, форму оплаты и др.
Санация утверждается арбитражным судом только в случае согласования условий
относительно всех трех ее составных элементов. В случае несоблюдения любого
из них, участник соглашения, права или интересы которого пострадали
вследствие такого нарушения, имеет право на защиту своего гражданского
права согласно статье 6 ГК Украины. Защита нарушенного права, возникшего из
санационного соглашения, осуществляется вне пределов производства по делу о
банкротстве путем подачи соответствующего иска.
Процедура санации по делам о банкротстве пока еще не получила
распространения и применяется достаточно редко. Так, за 1996 год всеми
арбитражными судами было вынесено только 28 постановлений об утверждении
условий санации.


             3.3.Санация путем реорганизации (реструктуризации).

Целью проведения реструктуризации предприятия является создание полноценных
субъектов хозяйственной деятельности, способных эффективно функционировать
в условиях рыночной экономики, производить конкурентоспособную продукцию,
соответствующую условиям товарных рынков.
      Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение,
преобразование) производится по решению собственника его имущества или
уполномоченного собственником органа, а также по решению суда или
арбитражного суда. Основное содержание реструктуризации состоит в полной
или частичной смене собственника уставного фонда этого юридического лица.
Министерством экономики Украины утверждены методические рекомендации по
проведению реструктуризации (реорганизации) государственных предприятий. В
соответствии с данными рекомендациями,
|Реструктуризация предприятия - это проведение                     |
|организационно-экономических, правовых, технических мероприятий.  |
|направленных на изменение структуры предприятия, его управления   |
|форм собственности, организационно-правовых форм. способных       |
|привести предприятие к финансовому оздоровлению, увеличению       |
|выпуска конкурентоспособной продукции, повышению эффективности    |
|производства.                                                     |


 Следовательно, реструктуризация является комплексом финансово-экономических
  и организационно- правовых мероприятий по урегулированию проблемы долга и
    финансовому оздоровлению юридического лица должника, после проведения
       которых, как правило, происходит полное или частичное изменение
   собственника предприятия. Реструктуризация может выступать инструментом
 приватизации государственных унитарных предприятий или долей (паев, акций)
                государства в капитале хозяйственных обществ.
      Перед проведением реструктуризации, необходимо провести анализ
хозяйственного состояния предприятия, который должен базироваться на
анализе основных характеристик деятельности данного юридического лица. Для
этого целесообразно использовать такую информацию:
     7. финансовое состояние предприятия;
     8. оценку производственного потенциала, уровня прогрессивности
        технологических процессов;
     9. кооперационные связи и сбыт продукции;
    10. кадровый состав предприятия, уровень заработной платы;
    11. социальную инфраструктуру предприятия;
    12. наличие незавершенного строительства;
    13. оценку влияния производственной деятельности предприятия на
        экологическую ситуацию и занятость в регионе;
    14. иную информацию.
      Анализ финансового состояния должен содержать оценку общей стоимости
имущества, активов и пассивов баланса, их структуру, анализ нематериальных
активов, анализ кредиторской и дебиторской задолженности, анализ
себестоимости и рентабельности продукции. Важнейшими показателями,
характеризующими уровень финансового состояния предприятия, являются
коэффициенты абсолютной ликвидности и платежеспособности.
      На основании результатов анализа делается вывод относительно
ликвидации предприятия посредством процедуры банкротства или
целесообразности его реорганизации. Если принято решение о реорганизации
предприятия, необходимо составить проект мероприятий по реорганизации.
Проект реструктуризации должен содержать:
   а) экономическое обоснование необходимости проведения реструктуризаци и;

   б) предложения относительно форм и методов реструктуризации;

   в) пути решения финансовых, социальных и других проблем, связанных с
   реструктуризацией;

   г) затраты на проведение реструктуризации и источники их финансирования;

   д) конкретные мероприятия, направленные на реализацию проекта.
      Таким образом, выбор тех или иных форм и методов выхода предприятия
из кризиса зависит от ожидаемых результатов их применения, необходимых для
этого средств и возможностей их привлечения. Реорганизация
(реструктуризация) предприятия может включать в себя следующие мероприятия:

    15. замена руководства предприятием;
    16. частичная или полная приватизация;
    17. частичное закрытие;
    18. проведение процедуры банкротства;
    19. разделение больших предприятий на части;
    20. отделение от предприятий непрофильных структурных подразделений;
    21. освобождение предприятий от объектов социально-культурного
        назначения;
    22. продажа (или предоставление в аренду) части основных фондов
        предприятий;
    23. продажа лишнего оборудования, материалов и т.д.;
    24. сокращение численности запятых на предприятии.
      Важнейшим условием для принятия решения о выборе конкретных
реорганизационных мероприятий является наличие технико-экономического
обоснования целесообразности их проведения. При проведении реструктуризации
предприятия путем его разукрупнения обязательным является наличие бизнес-
планов новых предприятий.
Условия проведения санации государственных предприятий путем реорганизации,
то есть полного или частичного изменения собственника его уставного фонда,
согласовываются с органом, уполномоченным управлять государственным
имуществом, и Антимонопольным комитетом Украины в пределах его компетенции,
а условия проведения санации путем приватизации - с соответствующим органом
приватизации.
      Практика финансового оздоровления предприятий в странах с развитой
рыночной экономикой свидетельствует о том, что наиболее оптимальной
организационно-правовой формой юридического лица должника для проведения
санационной реструктуризации является хозяйственное общество, и особенно
акционерное общество. Организация бизнеса в форме акционерного общества
дает возможность легко заменить собственника его уставного фонда путем
соглашения между санатором и акционерами о передаче части акций санатору в
обмен на погашение им долга общества. Данная форма реструктуризации очень
перспективна с точки зрения углубляющегося процесса корпоратизации
государственных предприятий в Украине. Продажа пакетов акций, принадлежащих
государству в уставном фонде акционерного общества, возможна, например, на
конкурсных аукционах под конкретные санационные обязательства инвестора.
      Антимонопольным законодательством Украины предусмотрено, что в
отдельных случаях, такие виды санационных (реорганизационных) мероприятий,
как слияние, поглощение, присоединение, приобретение активов, частей
(акций, паев) других предприятий могут осуществляться только при условии
получения согласия на их проведение Антимонопольного комитета. В этой
связи, в состав рабочих групп по вопросах реорганизации могут входить также
представители Антимонопольного комитета Украины.
      Такая форма реорганизации как слияние осуществляется путем
объединения предприятия, которое находится в кризисе, с другим, финансово
устойчивым предприятием. В результате чего, предприятие-должник, в
соответствии со статьей 34 Закона "О предприятиях в Украине" исключается из
Государственного реестра и теряет свой юридический статус. Бухгалтерские
балансы обеих предприятий консолидируются.
      Поглощение осуществляется путем приобретения финансово-
несостоятельного предприятия прсдприятием-санатором. При разукрупнении,
выделенные в процессе разделения предприятия, получают статус нового
юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому
из них на основе разделительного баланса. Если предприятия злоупотребляют
монопольным положением на рынке, то может быть принято решение о
принудительном разделении данных монопольных образований. Реорганизация
предприятия, которое подлежит принудительному разделению, осуществляется
монополистом по его собственному усмотрению, при условии ликвидации данного
монопольного формирования на рынке. Принудительное разделение не
применяется в случае:
   а) невозможности организационного или территориального отделения
   предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

   б) существования тесной технологической связи предприятий, структурных
   подразделений (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой
   продукции предприятия составляет менее 30%).
      Следует отметить, что выбор условий реорганизации юридического лица
остается за должником, его администрацией - если он сам обратился в
арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Цель указанной
юридической привилегии - стимулировать руководство неплатежеспособного
субъекта хозяйствования подвергнуться судебной процедуре урегулирования его
долгов до того, как они стали безнадежными.


                   4. Изменения в законе "О банкротстве".

      В конце августа Президентом Украины Леонидом Кучмой был подписан
фактически новый закон о банкротстве, хотя документ и назывался "О внесении
изменений к Закону Украины "О банкротстве". Он вступил в силу с 31 августа,
согласно информации "Интерфакс-Украина" Объем "изменений" 50 страниц
значительно превышает объем расплывчатых понятий, изложенных на 5 страницах
существовавшего с 1992г Закона, в 8 раз.

      Прогнозировать появление обновленого Закона было несложно: этого
требовали не только правила существования рынка, которые без отработанной
процедуры банкротства просто не действуют, но и устоявшееся развитие
Украины по "российскому сценарию" Исходя из этого, можно предположить, что
и у нас, через некоторое время, банкротсво станет темой №1. В этом плане
больше повезло предприятиям - сельськохозяйственным товаропроизводителям -
дела об их банкротстве не будут открываться до 1 января 2004 года Уже
сегодня для четкой и отработанной системы банкротства, Украина является
"непаханным полем". По данным статистики, только на конец прошлого
полугодия размер кредиторской задолженности украинских предприятий
составлял 207,1 млрд. грн , а дебиторский достиг 155,8 млрд. грн С начала
года кредиторская задолженность увеличилась на 34,9%, дебиторская - на
44,4% .Так что был бы "повод, а потенциальный банкрот найдется, тем более,
что и процесс приватизации подходит к концу, что не только позволит снять
запреты на про ведение процедуры банкротства, но и создаст новую ситуацию в
борьбе за собственность, что до сих пор, из-за несовершенства
законодательной базы, было проблематичным.

      Итак, чем же отличаются "новые песни о старом" В новой редакции уже
четко сформулированы все существенные термины (см. сноску) и, впервые
введено понятие арбитражный управляющий, на кого будет падать наибольшее
бремя распряжения имуществом, санации, банкротства.

Согласно новой редакции государственную политику предотвращения банкротства
относительно государственных предприятий и предприятий, в чьем уставном
фонде доля государства больше 25%, проводит государственный орган по
вопросам банкротства, который и будет лицензировать арбитражных
управляющих.

      Кроме того, предусмотрена финансовая помощь государственным
предприятиям. Однако, общий объем этой помощи должен предусматривать в
бюджете.

Обязательным также есть списание налоговыми и другими государственными
органами

части задолженности в случае, если это предусмотрено мировым соглашением.

      Впервые вводится и понятие моратория на удовлетворение требований
кредиторов В новом документе, в отличие от предыдущего, детально описан не
только процесс рассмотрения дел о банкротстве, но и все четыре судебные
процедуры, которые применяются К должнику распоряжение имуществом должника,
мировое соглашение, санация (обновление платежеспособности) должника,
ликвидация банкрота.

      Отдельный раздел посвящен особенностям банкротства специальных
категорий субъектов предпринимательской деятельности, в том числе,
предприятий, которые создают места и особенно опасных объектов (с
возможностью продления срока санации до 10 лет)" сельскохозяйственных
производителей, страховиков, профессиональных участников рынка ценных
бумаг, обычных предпринимателей.

                5. ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ И НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА

                        Продажи имущества с аукциона

      В современном украинском законодательстве нет однозначного толкования
понятий ликвидационной стоимости и начальной цены продажи имущества с
аукциона (далее в тексте статьи для упрощения используется термин
“начальная цена”). Выработка практических подходов к расчету указанных
видов стоимости является актуальной проблемой. Ее особая злободневность
связана с массовым характером, который приобрели в последние 2 года случаи
банкротств предприятий, наложение взысканий и арест имущества должников,
реализация объектов налогового залога, а также отчуждение основных средств
госпредприятий.
      Понятие ликвидационной стоимости, как вида ограниченной стоимости или,
согласно терминологии МСОИ, отнесенной к базе оценки, отличной от рыночной
стоимости, достаточно точно сформулировано в Нормах профессиональной
деятельности оценщика УОО и в Международных стандартах.
      Два основных обстоятельства являются обязательными для квалификации
вида стоимости, как ликвидационной:
а) объект оценки продается в сроки, слишком короткие для проведения
адекватного маркетинга, необходимого для его продажи по рыночной цене;
б) ввиду того, что ни один разумный собственник не будет продавать
имущество в неоправданно короткие сроки, подобная “быстрая” продажа всегда
является вынужденной, независимо от конкретных побуждений, которыми
руководствуется продавец.
      Продажа в короткие сроки, безусловно, приводит к потерям. Поэтому
соотношение между рыночной и ликвидационной стоимостью может быть выражено
простейшей формулой:
Сл = Ср * Кл, где Кл – коэффициент ликвидности, причем 0 < Кл

      В спорах относительно пресловутого Кл сломано немало копий. Наверное,
не будет ошибкой предположение о том, что разработка универсальной формулы
определения степени ликвидности объекта оценки, является задачей
трудноосуществимой. Ликвидационная стоимость может быть определена исходя
из большого количества данных о реальных продажах имущества и об условиях
этих продаж, на базе накопленной оценщиком информации и систематического
отслеживания конъюнктуры рынка. К сожалению, рынок нежилой недвижимости,
как и рынок промышленных машин и оборудования является сегодня, во-первых,
недостаточно прозрачным, а во-вторых, по-прежнему малоактивным.
      Тем не менее, общие факторы, влияющие на величину коэффициента
ликвидности, обозначить можно. Главные из них:
 - общая инвестиционная привлекательность объекта, зависящая от его
   функционального назначения, месторасположения (для недвижимости),
   физического состояния и других факторов, прямо влияющих на уровень
   спроса;
 - абсолютная величина рыночной стоимости объекта – с ростом рыночной
   стоимости, как правило, падает ликвидность, что объясняется уменьшением
   количества потенциальных покупателей, необходимостью аккумуляции
   значительной массы денежных средств в короткие сроки и т.п.;
 - конкретная дата оценки – общая ситуация на рынке подвержена значительным
   колебаниям, влияющим на соотношение спроса и предложения на конкретный
   вид имущества;
 -  важнейший фактор – длительность продажи; при увеличении длительности
   экспозиции объект может быть продан дороже;
 - уровень маркетинга – термин “адекватный” в определении МКСОИ вовсе не
   формальность; объект можно экспонировать на рынке достаточно долго, но
   неэффективными средствами.

   Весьма примечательной является формулировка ликвидационной стоимости,
данная в Методике оценки стоимости имущества во время приватизации
(Утверждено постановлением КМУ от 22.07.199 г. № 1114): “вероятная цена, за
которую имущество может быть продано на рынке на дату оценки с учетом срока
продажи, определенного ликвидационной комиссией”. Подобная формулировка
позволяет при оценке имущества предприятий-банкротов прямо
руководствоваться общепринятым в практике оценки подходом, исходя из
концепции ликвидационной стоимости. В соответствии с Законом Украины “О
банкротстве” все действия ликвидационных комиссий должны быть направлены на
удовлетворение требований кредиторов, в первую очередь, за счет продажи
имущества предприятия-банкрота. Продажа имущества осуществляется в
соответствии с Законом Украины “О приватизации небольших государственных
предприятий (малой приватизации), а оценка – в соответствии с вышеуказанной
Методикой.
   Таким образом, продавцу в лице ликвидкомиссии предоставлено право
удовлетворять претензии кредиторов с неизбежными в процессе быстрой
распродажи потерями.
   Практически во всех других случаях законодательством Украины предписано
продавать имущество с аукционов по рыночным ценам. Следует отметить, что
срок продажи имущества с таких аукционов установлен всего в 30 дней с
возможным повторным выставлением объектов на аукцион еще на 30 дней с
понижением стартовой цены. В то же время, по мнению многих специалистов,
срок экспозиции для продажи большинства крупных объектов недвижимости и
целостных имущественных комплексов по рыночной стоимости составляет 0,5 – 1
год.
   Именно эти обстоятельства позволяют предположить, что во многих случаях
имущество на наших аукционах продается не по рыночной цене, а по цене,
близкой к ликвидационной. Речь идет, в первую очередь, о недвижимости и
имущественных комплексах, требующих и более длительного периода продажи, и
маркетинга более серьезного, чем одно объявление в “Ведомостях
приватизации” или местной прессе. В целом у нас сложилось об аукционе, как
способе продажи, несколько искаженное представление. На наших аукционах
продаются отнюдь не дорогостоящие реликвии, да и участники аукционов менее
состоятельные, чем покупатели реликвий. Аукцион, в общепринятом смысле
этого слова, есть способ быстрой распродажи имущества.
   Косвенным подтверждением правомерности такого отношения к аукциону
является предусмотренная соответствующими законодательными и нормативными
актами возможность снижения стартовых цен перед повторными аукционами, а в
некоторых случаях – на самих аукционах. Тем не менее, четко оговоренная
возможность продажи имущества с аукциона по ликвидационной стоимости
предусмотрена законодательством только для предприятий-банкротов.
   Возникает закономерный вопрос: чем в сложившихся условиях должен
руководствоваться оценщик при определении начальной цены?
   В нижеследующей таблице представлены практически все предусмотренные
сегодня законодательством Украины случаи продажи имущества с аукционов,
перечень соответствующих нормативных актов и порядок определения начальных
(стартовых) цен.
Как следует из приведенной таблицы, расчет начальной цены продажи имущества
с аукционов, как особого вида стоимости, отличного от понятия рыночной или
балансовой стоимости, возможен в случаях:
- приватизации;

|Цель аукциона        |Наименование документа,|Порядок определения начальной             |Порядок пересмотра     |
|                     |регламентирующего      |цены                                      |цены