Бюджет: связь с макропоказателями

|ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                               |
|ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ                                               |
|Кафедра экономики труда и основ управления                            |



|КУРСОВОЙ ПРОЕКТ                                                      |



|ПО  КУРСУ:    |“Политика доходов”                                   |
|НА ТЕМУ:      |“Бюджет РФ: связь с макроэкономическими показателями”|



|ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ          |
|5  КУРСА  1 ГРУППЫ        |
|ловчиков д.с.             |


|РУКОВОДИТЕЛЬ:             |
|К. Э. Н. , ДОЦ.           |
|смирных л.и.              |



|ВОРОНЕЖ – 1998                                                        |


                    СТРУКТУРА СТАТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
      Государственный  бюджет  служит  прежде  всего  целям   финансирования
производства тех благ, которые либо в принципе не может  производить  рынок,
либо он делает это в недостаточном — с точки зрения  общественной  выгоды  —
количестве. К первым  обычно  относятся  оборонный  комплекс,  ко  вторым  —
образование и здравоохранение. Кроме того, бюджет служит  целям  социального
обеспечения, поддержки малоимущих, не способных заработать на жизнь  в  силу
каких-то особых обстоятельств.
      В силу этого, государственный бюджет имеет огромное значение  особенно
в странах с переходной  экономикой,  так  как  именно  в  переходный  период
возникает много проблем и недочетов, которые не могут  быть  покрыты  только
за  счет  действия  негосударственных  экономических  механизмов,  требуется
государственное экономическое регулирование.
      Целью данной работы является определение взаимосвязи между  различными
макроэкономическими  показателями,  а  также  изучение  динамики   различных
статей бюджета и ее влияние на благосостояние населения России.
      Основными статьями государственного бюджета РФ на 1998 год являются:
      статья 2, определяющая совокупные доходы, расходы, дефицит  бюджета  и
источники его покрытия;
      статья 20, определяющая структуру доходов;
      статья 26, определяющая структуру расходов.
      Государственный бюджет РФ на 1998 год  выделяет  3  источника  доходов
общей стоимостью 367 548 000 млн. руб.[1]:
      налоговые доходы –  306 975 700 млн. руб. или 83,52%  от  общей  суммы
доходов;
      неналоговые доходы – 28 493 300 млн. руб. или 7,75%;
      доходы внебюджетных фондов – 32 079 000 млн. руб. или 8,73%.
      Если  посмотреть  динамику  доходов  по   различным   источникам,   то
прослеживается тенденция увеличение налоговых доходов.
                                     Табл. 1. Изменение структуры доходов[2]
|                |1994     |1995     |1996     |1997     |1998     |
|Налоговые доходы|31,78    |78,08    |81,36    |86,25    |83,52    |
|Неналоговые     |         |13,15    |11,54    |5,64     |7,75     |
|доходы          |         |         |         |         |         |
|Доходы          |         |8,77     |7,10     |8,11     |8,73     |
|внебюджетных    |         |         |         |         |         |
|фондов          |         |         |         |         |         |


      Расходная статья госбюджета состоит из 26 пунктов против 16 пунктов  в
Федеральном бюджета на 1994 год,  т.е.  можно  утверждать,  что  федеральный
бюджет становится все более подробным. Это  также  подтверждается  редакцией
закона РФ "О бюджетной классификации российской федерации" от 26.03.98 г.
      Бюджетная классификация включает:
      классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
      функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
      экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
      классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
Российской Федерации;
      классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета;
      классификацию  видов  государственных  внутренних  долгов   Российской
Федерации   и   субъектов   Российской   Федерации;   классификацию    видов
государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
      ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
      Данный  документ  является  единым  и  используется  при  составлении,
утверждении  и  исполнении  бюджетов  всех  уровней,  а  также   составлении
консолидированных бюджетов.

                         ДИНАМИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
      Нижеприведенный рисунок отражает динамику фактических реальных доходов
Федерального бюджета в % к декабрю 1995  года  как  общей  суммы,  так  и  в
разрезе трех основных видов поступлений. Как видно из графиков  в  1994-1995
года наблюдается резкий рост  доли  налоговых  и  неналоговых  доходов,  что
связано в первую очередь  с  проводившейся  в  данный  период  приватизацией
госсобственности. Далее наблюдается небольшой рост налоговых поступлений  до
1997  года  и  резкое  сокращение  неналоговых,   что   сложно   объясняется
макроэкономическими процессами в России. Необходимо  отметить,  что  рисунок
хорошо показывает,  тот  кризис  который  ожидался  нашим  правительством  в
области финансирования внебюджетных фондов и разразился в начале 1997 года.
      Вместе с доходами государственного бюджета требуется  проанализировать
динамику  расходов  бюджета,   так   как   это   является   основой   любого
правительства.
      Рисунок 2 отражает динамику фактических реальных расходов Федерального
бюджета по основным составляющим, а также в целом по бюджету.
               Рис. 2. Динамика расходов Федерального бюджета

      Из рисунка видно повышенное внимание, уделяемое  нашим  правительством
социальной политике, но нельзя не отметить тот факт, что  снижаются  расходы
на   оборону,   образование,   здравоохранение,   а   также   инвестиции   в
промышленность.

                           УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
      Рассматривая  динамику  доходов  и  расходов   Федерального   бюджета,
необходимо также проанализировать изменения, происходящие  в  благосостоянии
нации. Следует отметить, что не  смотря  на  то,  что  существует  тенденция
увеличения средней заработной платы,  но  доля  населения  с  доходами  ниже
прожиточного минимума продолжает колебаться от 20% до 26% и  на  конец  июня
составила 21,9%.


      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
      1. Закон РФ "О федеральном бюджете на 1994 год"
      2. Закон РФ "О федеральном бюджете на 1995 год"
      3. Закон РФ "О федеральном бюджете на 1996 год"
      4. Закон РФ "О федеральном бюджете на 1997 год"
      5. Закон РФ "О федеральном бюджете на 1998 год"
      6. Закон РФ "О внесении изменений в федеральный закон  "О  федеральном
бюджете на 1994 год".
      7. Закон РФ "О внесении изменений в федеральный закон  "О  федеральном
бюджете на 1995 год" – 2 редакции.
      8. Закон РФ "О внесении изменений в федеральный закон  "О  федеральном
бюджете на 1996 год" – 7 редакций.
      9. Закон РФ "О внесении изменений в федеральный закон  "О  федеральном
бюджете на 1997 год" – 5 редакций.
      10. Закон РФ "О внесении изменений в федеральный закон "О  федеральном
бюджете на 1998 год" – 4 редакции.
      11. Прочие нормативные и  законодательные  акты  по  порядку  и  факту
исполнения закона о федеральном бюджете.
      12. World Web Site of  Stockholm Institute of Transition Economics and
East European Economics.

-----------------------
[1] В целях упрощения расчетов здесь и далее суммы за 1998 год будут
указаны в неденоминированных руб.
[2] В % к общей сумме доходов.

                           -----------------------
                                    [pic]

                                    [pic]

                                    [pic]

                                    [pic]


                     Рис. 1. Динамика доходов бюджета РФ