Заработная плата (на примере самэпидстанции города Пятигорска)

Из предложенного перечня тем я выбрала одну из самых актуальных: "Оплата
труда". Начиная с момента рождения, человек испытывает потребность в пище,
одежде и других материальных благах, которые напрямую зависят от семейного
бюджета. В нашей стране пока основным источником дохода является заработная
плата. Семейный бюджет складывается из заработной платы членов семьи. Как
же оплачивается труд моей мамы, врача Центра ГСЭН. По каким критериям,
законам и правилам оценивается труд медицинских работников. Моими
консультантами по всем интересующим вопросам были заместитель главного
врача по экономическим вопросам Центра ГСЭН - Вишняк Л.А. и преподаватель
по экономике средней школы № 16 - Шмаркун В.И.
    При подготовке доклада использовалась следующая литература:
     1. Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц.  "Основы  экономики:  учебное  пособие  к
        курсу  "Введение   в   обществознание"   для   10   -   11   классов
        общеобразовательных учебных заведений. М.: изд-во "Просвещение" 1994
        год.  Учебное  пособие  дает   краткое   систематическое   изложение
        важнейших  категорий  и  понятий  современной  экономической   науки
        призвана помочь учащимся  разобраться  в  экономических  причинах  и
        закономерностях  социально-политических  процессов,  происходящих  в
        России.
     2. Е.Ю. Фрейнкман " Экономика и бизнес" М.: изд-во  "Начало  -  Гресс",
        1995 год. Эта книга - первое отечественное пособие  по  экономике  и
        бизнесу для  старшеклассников,  включенная  в  Федеральный  комплекс
        учебников.  Оригинальность  его  заключается  в  попытке   соединить
        традиции и манеры подачи материала западных учебников  с  изложением
        особенностей российской экономики.
     3.  Junior  Achievement  "Прикладная  экономика"  Учебное  пособие  для
        учащихся старших классов: перевод с английского языка -  М.:  изд-во
        "Прин - Ди", 1995 год. Учебник содержит основополагающую информацию,
        которая потребуется Вам для участия в различных учебных мероприятиях
        в рамках программы "Прикладная экономика".
     4.  Н.А.  Барабанова,  П.Ю.  Гамольский.  "Бюджетные  и  некоммерческие
        организации"  №  5,  1998  год.  Предназначено   для   организаторов
        здравоохранения, практических  врачей,  специалистов,  экономических
        служб   в   здравоохранении,   работников   страховых    медицинских
        организаций,  слушателей  курсов  усовершенствования   и   повышения
        квалификации студентов и преподавателей медицинских ВУЗов.
     5. Г.М. Гайдаров, С.Н. Смирнов, И.С.  Кицу  и  др.  "дифференцированная
        оплата труда  медицинских  работников  в  зависимости  от  объема  и
        качества работы". М.: Международный  Центр  Финансово-экономического
        развития, 2000 год. В монографии рассмотрены основные  теоретические
        понятия об оплате  труда  работников  здравоохранения,  существующие
        формы и системы оплаты  труда  на  современном  этапе.  Предлагаются
        методические   подходы   к    разработке    и    внедрению    систем
        дифференцированной оплаты труда в зависимости от объема  и  качества
        работы медицинского персонала.
     6.   А.Г.   Генкин.   "Совершенствование   оплаты   труда    работникам
        здравоохранения". М.: 1996  год.  №  12.  Большое  внимание  уделено
        работе  медицинских  организаций  в  условиях  рыночной   экономики.
        Приведены таблицы и формулы для расчета.
     7. А.А.  Лившиц  "Материальное  поощрение  медицинских  работников  как
        фактор повышения качества медицинской помощи". Здравоохранение. 1998
        год.,  №  4.   В   книге   даются   критерии   определения   размера
        индивидуальных  надбавок  для  медицинских  работников   структурных
        подразделений ЛПУ. Механизм расчета дифференцированной надбавки.
     8. В.Д. Камаев "Экономическая теория" В  учебнике  изложен  расширенный
        курс дисциплины "Экономика" в соответствии с федеральным стандартом,
        примерной программой.
     9. Постановление Правительства Российской Федерации от  6  ноября  2001
        года, № 775 г. Москва.
    10.  Справочник  по  кадровой  работе  и  оплате  труда  в   учреждениях
        здравоохранения. М., изд-во "Грантъ", 1997 год. Т.1.
    11. Трудовой Кодекс РФ.
    12. И.П. Васильева, Н.Н. Котляров, В.К.  Ломакин,  М.1995  год  "Мировая
        экономика" МГИМО. В книге  на  современном,  оригинальном  материале
        дается подробный анализ основных явлений в мировом хозяйстве.
    Прежде чем говорить о теме доклада, я хочу обратить  Ваше  внимание  на
новый  Трудовой  Кодекс  Российской  Федерации,  который  является   законом
обязательным для всех предприятий, учреждений и организаций,  независимо  от
форм  собственности,  ведомственной  принадлежности  и  характера   трудовой
деятельности.
    В значительной степени оплата труда работников определяется количеством
и  качеством  затраченного  труда,  однако,  на  нее  воздействуют  и  чисто
рыночные  факторы,  такие,  как  спрос  и  предложение  труда,   сложившаяся
конкретная конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы.
    Об  оплате  труда  говориться  в  статье  129  Трудового  Кодекса,  где
определены основные термины, используемые законодателем.
    Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления
и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии  с
законами,   иными    нормативными    актами,    коллективными    договорами,
соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
    Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой  работы,  а
также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
    Минимальная  заработная  плата  (минимальный  размер  оплаты  труда)  -
гарантируемый  федеральным  законом   размер   месячной   оплаты   за   труд
неквалифицированного  работника,  полностью  отработавшего  норму   рабочего
времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
    Тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты  труда  работника
за выполнение нормы труда  (трудовых  обязанностей)  определенной  сложности
(квалификации) за единицу времени.
    Тарификация работы - отнесение видов  труда  к  тарифным  разрядам  или
квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
    Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда  и  квалификацию
работника.
    Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной
подготовки работника.
    Тарифная сетка  -  совокупность  тарифных  разрядов  работ  (профессий,
должностей),   определенных   в   зависимости   от   сложности    работ    и
квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.
    Тарифная  система  -  совокупность  нормативов,   с   помощью   которых
осуществляется  дифференциация   заработной   платы   работников   различных
категорий.
    Оплата труда работников - цена  трудовых  ресурсов,  задействованных  в
трудовом процессе, это форма материального  вознаграждения  за  труд,  часть
произведенного  продукта  в  денежном  выражении,  поступающего   в   личное
потребление работников в соответствии с трудовым вкладом.
    Традиционно, выделяют следующие основные функции заработной платы.
    1. Воспроизводственная функция - является одной  из  самых  основных  и
связанных с достижением главной цели  -  трудовой  деятельности  человека  -
обеспечением средств для существования. Это означает, что  заработная  плата
должна  обеспечивать  удовлетворение  хотя   бы   минимальных   потребностей
человека. В связи с этим минимальный уровень  оплаты  труда  определяется  в
законодательном порядке. Об этом говориться в статье 133 Трудового Кодекса.
    Минимальный размер оплаты труда устанавливается  одновременно  на  всей
территории Российской Федерации Федеральным законом и  не  может  быть  ниже
размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
    Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму
рабочего времени и  выполнившего  нормы  труда  (трудовые  обязанности),  не
может быть ниже  установленного  федеральным  законом  минимального  размера
оплаты труда.
    При оплате труда на основе  тарифной  системы  размер  тарифной  ставки
(оклада)  первого  разряда  единой  тарифной  сетки  не  может   быть   ниже
минимального размера оплаты труда.
    В размер минимального размера оплаты  труда  не  включаются  доплаты  и
надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты  за  работу
в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу  в  особых  климатических
условиях и на территориях,  подвергшихся  радиоактивному  загрязнению,  иные
компенсационные и социальные выплаты.
    Порядок расчета прожиточного минимума и  его  величина  устанавливаются
федеральным законом.
    И с  1.12.2001 года размер  минимальной  оплаты  труда  составляет  450
рублей, этой суммы явно не  достаточно  для  удовлетворения  всех  жизненных
потребностей  человека.  Проанализировав  расходы  на   питание   и   другие
необходимые выплаты Правительство  Ставропольского  Края  установило  размер
"потребительской корзины", который составляет 1385 рублей. Люди,  у  которых
размер  оплаты  ниже  этого  уровня  пользуются   социальными   льготами   и
субсидиями.
    2. Компенсирующая функция заработной платы - выражается  в  компенсации
ущерба здоровью, вызванного вредными, тяжелыми и опасными  условиями  труда.
Обеспечение данной функции выражается  в  установлении  повышений  в  оплате
труда (например, для медицинских работников, принимающих участие  в  лечении
психических  больных,  больных  туберкулезом,  венерическими  заболеваниями,
СПИДом, и т.д.).
    3. Оценочная  функция  -  позволяет  оценить  размер  трудового  вклада
каждого отдельного работника, посредством определенных критериев.
    4. Распределительная функция -  позволяет  через  определение  размеров
оплаты  труда  каждого  работника  распределить  между  ними  фонд  средств,
выделенных на эти цели: фонд материального поощрения, фонд заработной  платы
и т.д.
    5. Стимулирующая функция  -  в  настоящее  время  приобретает  наиболее
существенное значение, так как она призвана обеспечить  соответствие  уровня
оплаты  объема  и  качества  вложенного  труда,  нацеливая   работников   на
достижение конечных результатов своего труда.
    В условиях перехода к рыночному хозяйствованию существенно  меняется  и
политика в  области  оплаты  труда,  материального  поощрения  и  социальной
поддержки  работников.  Так,   для   стимулирования   конечных   результатов
профессиональной   деятельности   медицинских   работников   введен    метод
дифференцированной  оплаты  труда.  Для  бюджетных   организаций   сохранено
государственное регулирование вопросов  заработной  платы.  Основой  системы
построения тарифных ставок и  окладов  является  минимальный  размер  оплаты
труда. Например, исходя из минимальной  заработной  платы  и  среднемесячной
продолжительности  рабочего   времени,   установленных   в   законодательном
порядке, определяются минимальные размеры тарифных ставок.
    По Трудовому Кодексу предусматриваются две  основные  формы  заработной
платы  работников.  Сдельная  -  оплата  за  каждую  единицу  продукции  или
выполненный объем работ, повременная - оплата за отработанное время,  но  ни
календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.
    И  сдельную  и  повременную  формы  оплаты  труда   можно   представить
системами.

    Существует целый ряд условий, при которых  целесообразно  применять  ту
или иную форму оплаты труда. Например, рассмотрим  оплату  труда  работникам
здравоохранения на современном этапе.
    Выбор системы оплаты труда  зависит  от  особенностей  технологического
процесса, форм  организации  труда,  требований,  предъявляемых  к  качеству
продукции, выполняемых услуг, состояния нормирования труда и учета  трудовых
затрат.
    СДЕЛЬНАЯ  ОПЛАТА  рассчитывается   на   основе   количества   оказанных
медицинских услуг и затрат  времени  на  их  выполнение.  В  зависимости  от
способа  организации   труда   (работы)   сдельная   оплата   труда   бывает
индивидуальной  и  коллективной  (например,  в  стоматологической  практике,
оплата врачу-стоматологу будет зависеть от  количества  поставленных  пломб,
коронок и других видов стоматологической помощи).
    Индивидуальная оплата возможна на работах, где труд  каждого  работника
подлежит точному учету. Вознаграждение зависит от  количества  изготовленной
продукции (услуг) и сдельной расценки  на  единицу  изделия  (услуги).  Если
оказываемая услуга, в частности медицинская,  состоит  из  нескольких  видов
(частей), оплачивается каждая часть по установленной для нее расценке.
    При коллективной сдельной оплате труда вознаграждение каждого работника
зависит от результатов работы бригады. При этом распределение  коллективного
заработка между отдельными работниками производится с учетом личного  вклада
каждого  в  общие  результаты  труда  коллектива,  чаще  всего   с   помощью
коэффициента  трудового   участия   (например,   частный   стоматологический
кабинет, в котором работают хирург, терапевт и протезист).
    Прямая сдельная расценка на  единицу  изделия  (услуги)  рассчитывается
путем деления тарифной ставки разряда оплаты  труда  медицинского  работника
на соответствующую норму времени услуги.
    Сдельно-прогрессивная: на  каждую  перевыполненную  медицинскую  услугу
расценка берется выше. Иначе говоря, сдельно-прогрессивная система  сочетает
прямую сдельную с выплатами  по  повышенным  расценкам  в  случае  выработки
сверх норм без снижения качества.
    Сдельно-премиальная:  кроме  прямой  сдельной  начисляются  премии   за
качество, объем и экономию ресурсов.
    Аккордно-сдельная система устанавливает оплату за весь объем работы,  а
не за отдельную операцию, и премии за сокращение сроков.
    Косвенно-сдельная   оплата   применяется   для   стимулирования   труда
вспомогательного персонала, обслуживающего основной технологический  процесс
(например,  медсестры).  Ставка  вспомогательного  работника  умножается  на
средний процент выполнения норм основных работников,  либо  находится  путем
умножения  косвенно-сдельной  расценки  на  количество  медицинских   услуг,
оказанных основным работником - врачом.
    Введение сдельной оплаты труда в учреждениях здравоохранения преследует
цель  усиления  заинтересованности  работников  в  росте  производительности
труда и повышении качества  выполняемых  работ  и  проводится  руководителем
учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.  Сдельная  оплата
труда может вводиться в пределах фонда оплаты труда работников, для  которых
она применяется. Следовательно, сдельная форма оплаты труда может  вводиться
не в целом по учреждению, а для отдельных категорий (групп) работников.  Для
медицинских учреждений выделяют три категории работающего персонала:
    непосредственные  производители  медицинских  услуг   (врачи,   средний
медицинский персонал и т.д.);
    административно-управленческий персонал;
    работники несписочного состава (выполняющие работы по договорам).
    Сдельные расценки устанавливаются исходя из расчета среднего  тарифного
коэффициента по группе  работников,  для  которых  устанавливается  сдельная
форма оплаты труда.
    ПОВРЕМЕННАЯ  ФОРМА  является  основой   заработной   платы   работников
бюджетной сферы здравоохранения и рассчитывается исходя из  тарифной  ставки
за час работы или оклада  за  проработанное  время,  учтенное  табелем.  Она
подразделяется на простую повременную и повременно-премиальную системы.
    Простая повременная - расчет зависит от тарифной ставки  или  оклада  и
отработанного времени. Является распространенной системой оплаты  труда  для
специалистов и служащих.
    Повременно-премиальная: кроме  простой  повременной  (тарифной  ставки)
предусматривается получение  премии  в  процентах  к  окладу  за  достижение
определенных количественных и качественных показателей.
    Тарифная  система  оплаты   труда   представляет   собой   совокупность
нормативов, с помощью которых осуществляются дифференциация и  регулирование
заработной платы в зависимости от качества, характера и условий  труда.  Она
позволяет  в  определенной  степени  учитывать   различия   в   квалификации
работников, сложность, степень ответственности и  интенсификации  их  труда,
условия, в которых этот труд протекает. Об  этом  говориться  в  статье  143
Трудового Кодекса.
    Тарифная  система  оплаты  труда  включает  в  себя:  тарифные   ставки
(оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.
    Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
    Тарификация   работ   и   присвоение   тарифных   разрядов   работникам
производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочного работ  и
профессий  рабочих,   единого   квалификационного   справочника   должностей
руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и  порядок  их
применения   утверждаются   в   порядке,   устанавливаемом    Правительством
Российской Федерации.
    Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых  из
бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой  тарифной  сетки  по
оплате  труда  работников   бюджетной   сферы,   утверждаемой   в   порядке,
установленном федеральным законом, и являющейся гарантией  по  оплате  труда
работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников  других
организаций может  определяться  коллективными  договорами,  соглашениями  с
учетом  единых  тарифно-квалификационных  справочников   и   государственных
гарантий по оплате труда.
    Кроме всего прочего выделяют бестарифную систему оплаты труда,  которая
учитывает квалификационный уровень  работника,  характеризующий  фактическую
продуктивность медперсонала.
    В настоящее время здравоохранение представлено  в  основном  бюджетными
ЛПУ, где все  названные  системы  оплаты  труда  ориентированы  на  заданные
бюджетным  финансированием  оплаты.  Дополнительной  к  бюджетным  средствам
оплатой труда является часть  прибыли,  идущая  на  материальное  поощрение,
экономически обоснованным источником, которой являются  платные  медицинские
услуги. Кроме того,  дополнительные  выплаты  могут  формироваться  за  счет
экономии    фонда    оплаты    труда    (не    укомплектованность    штатов,
внутриучрежденческие  совмещения  и  т.д.),  а   также   за   счет   средств
обязательного медицинского страхования.
    Кроме  вышеназванных,  выделяют  смешанную  форму  оплаты  труда.   Она
является наиболее современной, т.к. сочетает повременную и  сдельную  формы.
Кроме  того,  она  позволяет  индивидуально   подходить   к   оплате   труда
работников, гарантируя и обеспечивая лишь часть заработной платы.
    Все вышеназванные формы и системы оплаты труда могут быть  применены  в
бюджетной сфере  здравоохранения,  которая  в  этом  смысле  характеризуется
следующими особенностями.
    1. Заработная плата в здравоохранении состоит из схемного  должностного
оклада (ставки), а  также  повышений,  доплат  и  надбавок,  предусмотренных
действующим законодательством. Единая тарифная сетка определяет  минимальный
уровень оплаты труда. Трудовые доходы регулируются налогами и  максимальными
размерами не ограничиваются.
    2.   Администрации   краев,   областей,   городов   за   счет   средств
соответствующих  бюджетов  могут  направлять  средства   на   дополнительное
увеличение должностных окладов (ставок), размеров и видов повышений,  доплат
и надбавок сверх предусмотренных нормативными актами Правительства РФ.
    3. Оплата труда в здравоохранении регламентируется приказом  МЗ  РФ  от
15.10.99  №  377  «Об  утверждении  положения  об  оплате  труда  работников
здравоохранения».
    4. Заработная плата руководителя медицинского учреждения зависит от его
квалификационной категории и группы оплаты труда  руководителей,  к  которой
относится данное медицинское учреждение.
    Структура заработной платы представляет  собой  соотношение  элементов,
формирующих заработную плату.

    Тарифная часть заработной платы имеет следующие характеристики.
    Тарифные  ставки  представляют  собой  выраженный  в   денежной   форме
абсолютный размер оплаты труда различных групп рабочих  в  единицу  рабочего
времени (как правило, за месяц). Размеры тарифных ставок постоянно  меняются
и определяются  на  основе  Единой  тарифной  сетки'  (ETC).  Постановлением
Правительства РФ от 18.03.99 № 309 «О повышении  тарифных  ставок  (окладов)
Единой тарифной сетки  по  оплате  труда  работников  организаций  бюджетной
сферы» была утверждена новая Единая тарифная сетка (ETC).
    Размер  тарифной  ставки  (оклада)  первого   разряда   устанавливается
Правительством РФ. Ставки  работников  остальных  разрядов  Единой  тарифной
сетки устанавливаются  путем  умножения  тарифной  ставки  (оклада)  первого
разряда  на  соответствующий  тарифный  коэффициент.  Ставка  1  разряда   с
1.12.2002 года составляет 450 рублей.
    В зависимости от избранных единиц рабочего времени  различают  часовые,
дневные или месячные тарифные ставки,  которые  устанавливаются  по  каждому
разряду.  Тарифные   ставки   являются   основной   нормативной   величиной,
определяющей размер оплаты труда всех категорий работников.
    Тарифные сетки являются практическим  средством  дифференциации  оплаты
труда работников в зависимости от квалификации  и  квалификационного  уровня
выполняемых работ. Они представляют собой совокупность действующих  тарифных
(квалификационных)  разрядов  и  соответствующих  каждому  разряду  тарифных
коэффициентов.  Единая  тарифная  сетка,  применяемая   в   здравоохранении,
соответствует простой повременной системе оплаты труда.
    Тарифный разряд, присвоенный работнику -  это  показатель  квалификации
рабочего или  квалификационного  уровня  данной  работы.  При  оплате  труда
рабочих   по   тарифным   ставкам   каждому   тарифному   разряду   рабочего
соответствует определенный размер тарифной ставки.
    Для определения разряда оплаты труда медицинского  работника  необходим
сборник квалификационных характеристик, определяющих объем  профессиональных
знаний и трудовых навыков, которыми  должен  обладать  медицинский  работник
определенного разряда.  С  его  помощью  сопоставляются  разнообразные  виды
работ  по  степени  их  сложности,  уровню  квалификации   работников.   Все
квалификационные характеристики  утверждаются  постановлениями  Министерства
труда и социального развития РФ.
    Тарифный коэффициент, соответствующий определенному разряду показывает,
во сколько раз уровень оплаты  работника,  отнесенного  к  данному  разряду,
превышает уровень оплаты  работника,  отнесенного  к  1  разряду.  Отношение
тарифного коэффициента высшего  разряда  к  тарифному  коэффициенту  первого
разряда является диапазоном тарифной сетки.
    Оплата труда  работников  бюджетной  сферы  производится  на  основании
постановления Правительства  РФ  от  14.10.92  №  785  «О  дифференциации  в
уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на  основе  Единой  тарифной
сетки». Применение Единой тарифной сетки обязательно  для  всех  учреждений,
предприятий и организаций, находящихся на бюджетном финансировании.
    Надтарифная часть заработной платы представлена дополнительной  оплатой
и премиями.
    Дополнительная оплата включает в себя:
    Надбавки - это денежная компенсация более высокой интенсивности труда в
связи  с  выполнением  особо  важных  работ,  стимулирование  работников   к
повышению квалификации, работе на постоянном месте и др.
    К основным видам надбавок к заработной  плате  медицинских  работников,
изложенных в приказе МЗ РФ от 15.10.99 № 377, относятся следующие:
    - за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения
(свыше 5 лет - 30%);
    - за условия труда (вредность - 15 %, молоко);
    - за применение в работе достижений науки и передовых методов труда;
    - за высокие достижения в работе;
    - за выполнение особо важных или срочных работ;
    - за напряженность в труде и т.д.
    Все виды надбавок начисляются на  оклад  без  учета  других  повышений,
надбавок и доплат. Надбавки стимулирующего характера  предельными  размерами
не ограничиваются. Они устанавливаются на определенный срок, но не  более  1
года, приказом по учреждению по согласованию с выборным профсоюзным  органом
на основании представления  коллектива.  Стимулирующие  надбавки  отменяются
при ухудшении показателей в работе или окончании особо  важных  или  срочных
работ. Руководителям  учреждений  здравоохранения  надбавки  устанавливаются
решением  вышестоящего  органа  управления   здравоохранением   за   работу,
направленную  на  развитие  учреждения,  применение  в  практике  учреждения
передовых  методов  диагностики  и  лечения  больных,  новых   лекарственных
средств и медицинского оборудования,
    Доплаты представляют собой компенсацию дополнительных  трудовых  затрат
или работы в условиях, отличающихся от нормальных.
    Работникам  учреждений  здравоохранения  предусмотрены  следующие  виды
доплат:
    - за работу в ночное время;
    - за работу с разделением смены на части;
    - за работу сверх рабочего времени;
    - за совмещение должностей;
    - за работу в выходные и праздничные дни;
    - за дежурство на дому в нерабочее время;
    -  гарантийные  доплаты  несовершеннолетним  работникам   в   связи   с
сокращением их рабочего дня и др.
    Перечень должностей работников, которым могут устанавливаться указанные
доплаты,  и  размеры  доплат  определяются   руководителем   учреждения   по
согласованию с выборным профсоюзным  органом.  Во  всех  случаях  доплаты  к
должностным окладам  (ставкам)  работников  предусматриваются  в  процентах,
абсолютный  размер  каждой  доплаты  исчисляется  из   должностного   оклада
(ставки) без учета других надбавок и доплат.
   Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников
                         организаций бюджетной сферы
 Разряды оплаты труда |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |13 |14 |15 |16
 |17 |18 | |Тарифные коэффици-енты |1,00 |1,11 |1,23 |1,36 |1,51 |1,57 |1,84
     |2,02 |2,22 |2,44 |2,68 |2,89 |3,12 |3,36 |3,62 |3,9 |4,2 |4,5 | |

       Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда
                   работников организаций бюджетной сферы
 Разряды оплаты труда |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |13 |14 |15 |16
                         |17 |18 | |Тарифные ставки
  (оклады) |450 |500 |555 |610 |680 |750 |830 |910 |1000 |1100 |1205 |1300
|1405 |1510 |1630 |1755 |1890 |2025 | |

    Расчеты.
    Например, рассчитаем заработную плату начинающего врача - эпидемиолога,
работающего во вредных условиях, но не имеющего стажа  работы.  Он  проводит
прием  больных,  выходит   на   участок,   проверяет   лечебные   учреждения
(инфекционную больницу, туберкулезную и т.д.).
  Оклад по 9 разряду        -              2,22 х 450 = 1000 рублей
  Надбавка за работу во вредных условиях - 15 % = 150 рублей
  Итого: месячный ФЗП       -          1150 рублей.
    Если же врач проработал более 5  лет,  проучился  на  курсах  повышения
квалификации, получил  первую  квалификационную  категорию,  его  заработная
плата составит:
Оклад по 13 разряду               -                3,12 х 450 = 1405 рублей
Надбавка за работу во вредных условиях     -       15 % = 110 руб. 75 коп.
Доплата за стаж работу в мед. учреждениях более 5 лет - 30 % - 421  руб.  50
коп.
Итого: месячный ФЗП               -          2037 рублей 25 копеек
    Помощник  санитарного  врача  имеет  среднее  образование.  Выходит  на
объекты производственной деятельности с  забором  проб  и  смывов.  Посещает
больных на дому. Также работает во вредных условиях.  Его  заработная  плата
будет рассчитываться следующим образом.
    11 разряд               -                2,68 х 45 = 1206 рублей
    Надбавка за работу во вредных условиях труда - 15 %- 180 р. 90 к.
    Доплата за стаж более 5 лет        -     30 % - 361 р. 80 к.
    Месячный ФЗП                 -                 1748 р. 70 к.
    У санитарки, не имеющей образования, стажа работы и  работающей  не  во
вредных условиях заработная плата составит:
    3 разряд         -       1,23 х 450 = 555 рублей
    Месячный ФЗП       -      555 рублей
    Анализируя расчеты видно, что необходимо повышать  свое  образование  и
квалификация для получения более высокой заработной  платы  (барьеры  выхода
на рынок: интеллектуал и образование).
    Повышения окладов (ставок) также являются  денежными  компенсациями  за
неблагоприятные условия труда.
    К  основным  видам   повышений   окладов   работников   здравоохранения
относятся:
    - повышения окладов специалистов, работающих на селе;
    -повышение   окладов   при   обслуживании   определенных   контингентов
(работников леспромхозов, строителей железных дорог и др.);
    - повышения окладов в связи с опасными для здоровья  и  особо  тяжелыми
условиями  труда  (для  работников  структурных  подразделений  по   лечению
больных СПИД, ВИЧ-инфицированных, лепрозных,  психических  больных,  больных
туберкулезом и др.);
    -  повышения  окладов  работникам  госпиталей  для  ветеранов  войн   и
специальных  отделений,  центров  восстановительной  терапии   для   воинов-
интернационалистов;
    - для работников домов ребенка, школ-интернатов для детей-сирот и др.
    В приложении 2 к приказу Минздрава России от 15.10.99  №  377  приведен
подробный перечень учреждений, подразделений и  должностей,  работа  которых
дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с  опасными  для
здоровья и особо тяжелыми условиями труда.
    Повышения окладов устанавливаются  в  процентном  отношении  к  окладу.
Абсолютный размер каждого  повышения  исчисляется  из  оклада  (ставки)  без
учета других повышений, надбавок и доплат.
    Одним  из  вариантов  повышения  оклада  является  увеличение  разряда.
Существенным  различием  в  данном  случае  является   то,   что   повышение
производится не в процентном отношении, а путем  увеличения  разряда  оплаты
труда по ETC. Увеличение разряда связано с уровнем квалификации  специалиста
(ученая степень, почетное звание и др.).
    Как указывалось выше, одним из элементов надтарифной  части  заработной
платы является премия. Премии могут выражаться в двух основных формах:
    - поощрение за особые заслуги или определенные  достижения  результатов
труда в рамках системы оплаты труда;
    - награждение отличившихся работников вне системы оплаты труда.
    Премирование возможно тогда, когда используемая система оплаты труда не
предусматривает оценку  индивидуального  трудового  вклада  работника  и  не
несет определенной стимулирующей функции. В лечебном учреждении должно  быть
разработано  и  утверждено  положение  о  премировании,  содержащее  в  себе
конкретные  условия  и  показатели,  при  которых  возможно  премирование  и
депремирование медицинских работников. Положение утверждается  руководителем
ЛПУ  по  согласованию  с  выборным  профсоюзным  органом.  В   положении   о
премировании   учреждения   здравоохранения   предусматриваются   показатели
премирования  как  по  структурным  подразделениям  (исходя  из  показателей
деятельности подразделения),  так  и  по  отдельным  должностям,  исходя  из
утвержденных показателей деятельности  работников  этих  должностей.  Размер
премии предельными размерами не ограничивается.
    В принципе,  премирование  работников  здравоохранения,  прежде  всего,
должно  быть  направлено  на   повышение   материальной   заинтересованности
работников  в  оказании  качественной  медицинской   помощи   населению,   в
достижении наилучших результатов труда. Премия не  всегда  носит  регулярный
характер,  а  выплачивается  по  мере   достижения   каких-либо   конкретных
результатов труда. Лишение премии или снижение ее  размера  (депремирование)
возможно  только  по  основаниям,  указанным  в  Положении  о  премировании,
утвержденном в учреждении. Премии выплачиваются за счет премиального  фонда,
входящего в состав фонда заработной платы, который  создается  в  учреждении
за счет средств различных  источников  финансирования  (платная  медицинская
деятельность, средства ОМС, бюджетные средства и др.).
    В   условиях   децентрализации   управления    отечественной    системы
здравоохранения в настоящее время  многие  функции  управления  переданы  на
местный уровень.  Руководители  лечебных  учреждений  вправе  самостоятельно
принимать многие решения в рамках действующего  законодательства.  Одним  из
механизмов реализации указанных прав является использование  в  деятельности
лечебных  учреждений  экономических  методов  управления,  к  числу  которых
относится стимулирование конечных результатов профессиональной  деятельности
медицинских работников посредством дифференцированной оплаты труда.
    Первоочередное  внимание   должно   быть   уделено   Уставу   лечебного
учреждения,  поскольку  Устав  является  основным  документом,  определяющим
деятельность ЛПУ. В Уставе наряду с другими должны  быть  отражены  вопросы,
связанные  с  оплатой  труда  медицинских  работников.   Если   в   лечебном
учреждении предусматривается  стимулирующая  система  оплаты  труда,  то  ей
должен  быть  посвящен  специальный  раздел  и  разработано  соответствующее
положение.
    Положение  об  оплате  труда  является  основным   внутриучрежденческим
нормативным документом, регламентирующим  условия  оплаты  труда  работников
данного ЛПУ. В Положении  указывается  установленный  порядок  оплаты  труда
работников с учетом специфики лечебного учреждения. В учреждении могут  быть
приняты как  Единое  положение,  так  и  несколько  положений,  регулирующих
вопросы оплаты труда различных категорий работников. Для принятия  Положения
создается рабочая группа,  которая  может  включать:  заместителей  главного
врача  (по  экономическим  вопросам;   организационно-методической   работе;
лечебной  работе)   главного   бухгалтера;   главную   медицинскую   сестру;
юрисконсульта;  представителя  профсоюза  и   т.д.   Положение   принимается
большинством голосов на собрании трудового коллектива. Об изменении  системы
оплаты труда сотрудники медицинского учреждения предупреждаются за 2  месяца
до  ее  введения.  Положение  утверждается  приказом  руководителя   данного
учреждения.
    Положение должно содержать следующие моменты.
    1. Наименование медицинского учреждения.
    2. Должность, Ф.И.О. руководителя, утверждающего положение.
    3. Дата подписания (утверждения положения).
    4. Дата вступления в действие и срок действия.
    5. Данные об уполномоченном органе, с которым согласовано положение.
    6. Наименование Положения  (например,  Положение  о  дифференцированной
оплате труда медицинских работников в зависимости от объема и качества).
    7. Юридические основы, на  которых  строится  Положение  (постановления
правительства, приказы МЗ и т.д.).
    8. Цели и задачи разработки Положения.
    9.  Взаимодействие  данного  Положения  с  другими  локальными   актами
(положениями, приказами и т.д.).
    10. Источники средств для оплаты труда.
    11.  Формируемые  из  полученных  доходов  фонды:   заработной   платы,
материального поощрения, социального развития и т.д.
    12. Круг лиц, на которых распространяется Положение.
    13.  Система   оценки   деятельности   подразделения   или   конкретных
работников.
    14. Система контроля качества.
    Работники  должны  быть  поставлены  в  известность   о   существовании
Положения и ознакомлены с его содержанием. При этом не должны нарушаться  их
права и  свободы.  Кроме  того,  Положение  не  должно  содержать  незаконно
возложенных  на  работника  функций  или  обязанностей,  а  также  незаконно
привлекать работников к какой-либо ответственности.
    Администрация вправе самостоятельно определять  механизм  материального
стимулирования, что также должно найти свое  отражение  в  Положении.  Кроме
того, в Положении должны быть закреплены  полномочия  различных  должностных
лиц по реализации указанной системы (функциональные обязанности).  Положение
об оплате труда должно быть экономически и  юридически  грамотным,  так  как
это позволит не только избежать конфликтов, но  и  достигать  главных  целей
ЛПУ, ради которых организована стимулирующая система оплаты труда.
    После утверждения Устава и Положения руководитель лечебного  учреждения
должен издать организационный приказ о введении  системы  дифференцированной
оплаты труда медицинских работников в зависимости  от  конечных  результатов
их деятельности. В приказе должны  быть  указаны  сроки  перехода  на  новую
систему оплаты труда,  структурные  подразделения,  которые  переводятся  на
новые условия работы, ответственные лица и т.д.  Каждый  работник  лечебного
учреждения должен быть ознакомлен с данным приказом под роспись.
    Поскольку введение новой формы  оплаты  труда  требует  четкого  знания
всеми медицинскими работниками своих  функциональных  обязанностей,  прав  и
требований,  предъявляемых  к  ним,  в  лечебном  учреждении   должны   быть
разработаны и утверждены должностные инструкции.  В  инструкциях  необходимо
отразить виды и объем  работы,  количественные  и  качественные  показатели,
условия поощрения и наказания. Во  избежание  конфликтных  ситуаций,  каждый
работник ЛПУ обязан ознакомиться с ними под роспись.
    Кроме  прочих  нормативных  документов  разрабатываются   Положения   о
структурных подразделениях ЛПУ. Эти Положения должны  содержать  сведения  о
задачах  подразделений,  вопросы  управления,  особенности  работы  в  новых
условиях   оплаты   труда,   взаимоотношения    с    другими    структурными
подразделениями,  критерии  оценки  деятельности  отдельных   работников   и
подразделения в целом, условия поощрения за хорошую работу  и  наказания  за
дефекты.
    Одним из  обязательных  условий  внедрения  системы  дифференцированной
оплаты труда является подписание  трудового  договора  (контракта),  который
фиксирует все условия оплаты труда.
    Например,  в  Центре  Госсанэпиднадзора,  производятся   дополнительные
выплаты согласно заключенного трудового договора и осуществляется на  основе
должностных окладов, которые устанавливаются администрацией  в  соответствии
с должностью и квалификацией работника.
    Работникам,  при  наличии  средств,  выплачиваются   сверх   основанной
дополнительной  платы  вознаграждения   по   итогам   работы.   Внебюджетное
финансирование в Центре формируется в соответствии с приказом,  утвержденным
главным врачом. За счет внебюджетных средств создаются фонды:
    1. Фонд развития;
    2. Фонд санитарно-эпидемиологического благополучия.
    Порядок   направления   и   расходования   средств   указанных   фондов
определяется  Советом  руководителей  Центра,  совместно  с   администрацией
Центра ГСЭН  и  регламентируется  вышеуказанными  нормативными  документами,
приказом Центра ГСЭН в Ставропольском крае "О порядке распределения  доходов
от платных услуг хозрасчетной деятельности", приказом Госкомитета  РФ  №  91
от  07.09.1993  года  "О  выполнении  платных  медицинских  работ  и   услуг
учреждениями Госсанэпидслужбы" и рядом других нормативных документов.
    Средства направляются:
    1. На дополнительную оплату труда работников Центра ГСЭН.
    2. На формирование внебюджетного штатного расписания.
    3. На социальную защиту работников Центра ГСЭН.
    4. На премирование и различные формы поощрения труда работников  Центра
       ГСЭН.
    5. На оздоровление работников Центра ГСЭН.
    6. На развитие материально-технической базы Центра ГСЭН.
    7. На представительские расходы.
    8. На профессиональную подготовку, аттестацию, сертификацию  работников
       Центра ГСЭН и другие формы, связанные с профессиональной подготовкой
       кадрового состава.
    Норматив в образовании общего  фонда  оплаты  труда  устанавливается  в
размере 45% от суммы, поступивших внебюджетных средств,  в  том  числе  фонд
премирования подразделений, выполняющих платные работы и услуги - 30%,  фонд
главного врача - 15%.
    5.9.      При  направлении  работника,  для  повышения  квалификации  с
отрывом  от  производства  за  ними  сохраняются  гарантии,  предусмотренные
трудовым законодательством и производится оплата проезда  к  месту  учебы  и
обратно, суточные за время нахождения в  пути,  а  также  расходы  по  найму
жилого помещения.
    5.10.     Аттестация  врачей,  специалистов  с   высшим   немедицинским
образованием, средних  медицинских  работников  Центра  ГСЭН  проводится  на
договорной основе в соответствии с положением об аттестации.
    5.11.  Работникам  компенсируются  расходы,  связанные   с   получением
сертификата по предоставлении квитанции.
    Дифференцированная  система  оплаты  труда  затрагивает   вопросы   как
трудовых,  так  и  экономических  отношений,  поэтому  при   ее   построении
учитываются определенные экономические принципы.
    Одним из важнейших и непременных принципов является формирование  фонда
материального поощрения, достаточного для выплат стимулирующего характера.



    Некоторые подходы к выбору источников формирования фонда  материального
поощрения и критериев, оценивающих объем и качество труда.
    Фонд оплаты труда  (ФОТ)  может  формироваться  из  следующих  основных
источников:
    - средств бюджета в пределах планового фонда заработной платы на основе
тарификации работников и утвержденной сметы расходов на отчетный год;
    -  средств,  полученных  от  платной  медицинской   деятельности.   ФОТ
включает:
    - фонд заработной платы (ФЗП);
    - фонд материального поощрения (ФМП). Поскольку ФМП является  составной
    частью ФОТ, то в принципе он образуется за счет тех же источников.

    Бюджетные средства
    Использование средств бюджета для формирования ФМП  стало  возможным  с
выходом приказа МЗ СССР от 05.07.88 № 528 «О мерах по дальнейшему  улучшению
охраны  здоровья  населения  и   укреплению   материально-технической   базы
здравоохранения»,  в  соответствии  с   которым   руководителям   учреждений
здравоохранения  было  предоставлено  право  утверждать  штатные  расписания
учреждений в пределах установленного планового фонда оплаты труда.  Внесение
в  штатное  расписание  изменений,  направленных  на  интенсификацию   труда
конкретных подразделений, служб, (внутреннее совмещение, бригадный подряд  и
др.) позволяет сэкономить средства ФОТ. Эти средства и могут являться  одним
из   источников   формирования   ФМП,   который   в   последующем   подлежит
распределению  в  соответствии  с  действующей  системой  дифференцированной
оплаты труда.
    Средства, полученные от платной медицинской деятельности
    В  структуру  стоимости  платной   медицинской   услуги   закладывается
определенная  рентабельность,  что  предусматривает  получение   учреждением
прибыли  от  платной   медицинской   деятельности.   В   выборе   конкретных
направлений   использования   средств    прибыли    приоритет    принадлежит
администрации  учреждения.  Помимо  прочего  эти  средства   полностью   или
частично  могут  быть  направлены  на   формирование   фонда   материального
поощрения.
    Указанные источники являются не альтернативными, а  взаимодополняющими,
при этом удельный вес каждого источника в структуре ФМП  может  варьировать,
их соотношение зависит от  конкретных  условий  деятельности  ЛПУ.  Снижение
доходов по одному из указанных источников компенсируется за счет других.
    Поскольку  в  бюджетных  учреждениях   здравоохранения   финансирование
зависит  от  выполнения  показателей   ресурсного   обеспечения,   постольку
приоритет,  в  том   числе   при   использовании   бюджетных   средств   для
дифференцированной оплаты труда, принадлежит количественным показателям.
    Одним  из  основных  количественных  критериев  работы  врача  является
выполнение нормативной нагрузки.
    Индивидуальный  коэффициент  нагрузки  в   первую   очередь   учитывает
количество   больных   в   сравнении   с    нормативом    должности    врача
соответствующего клинического профиля и категории сложности курации.
    В случае, когда фактическое количество больных ниже норматива должности
врача, образуется резерв рабочего  времени.  Выработать  резерв  врач  может
путем  проведения  консультативной   помощи   и   дежурств.   Индивидуальный
коэффициент нагрузки рассчитывается как соотношение фактической  нагрузки  к
нормативной, выраженная в процентах. Надбавка начисляется  только  в  случае
выполнения врачом нормативной нагрузки (Uкн = 100 и более).  Таким  образом,
выполнение    нормативной    нагрузки    является    "пропуском"     системы
дифференцированной  оплаты  труда,  позволяющим  работнику  претендовать  на
получение  дополнительных  средств.   Например,   сотрудники   Центра   ГСЭН
выполняют платные медицинские услуги, которые формируют  внебюджетный  фонд.
Средства распределяются, исходя из заработанных средств,  а  также  согласно
квалификационной категории. В данном случае не учитываются вредность и  стаж
работы. Сумма зависит от количества выполненных платных услуг.
    Но не всегда человек  может  находиться  на  рабочем  месте.  Возникают
ситуации,  когда  человек  болен,  но  ему  также  выплачиваются  пособие  и
больничные по временной нетрудоспособности.
    Первичными учетными  документами  для  начисления  заработной  платы  и
пособий по временной нетрудоспособности являются:
     1. Приказы  по  учреждению  о  зачислении,  увольнении  и  перемещении
        сотрудников.
     2. Табели учета использования рабочего времени.
     3. Больничные листы (листки  временной  нетрудоспособности)  и  другие
        документы.
    Одним из основных первичных документов по начислению  заработной  платы
является табель учета использования рабочего времени.
    Табели ведутся ежемесячно по установленной форме  лицами,  назначенными
приказом по учреждению. Записи в них производятся  на  основании  табеля  за
прошедший месяц,  а  затем  -  по  мере  получения  приказов  о  зачислении,
увольнении, перемещении работников.
    Нельзя исключать из  табеля  работников,  находящихся  в  отпусках  без
содержания по уходу за грудным ребенком.
    Табели  ведутся  по  учреждению  в  целом  или  в  разрезе  структурных
подразделений (отделов, отделений), факультетов, лабораторий и др.
    В конце месяца по табелю  определяется  общее  количество  отработанных
дней, а также часы переработок.
    Например, расчет оплаты дней по нетрудоспособности (больничные).
    1. Заработная плата за месяц
    2. Рабочие дни (количество)
    3. Средняя заработная плата = заработная плата за месяц / рабочие дни
    4. Дни, подлежащие оплате 5 дней . 80 рублей = 400 рублей
    Стаж работы до 5 лет - 60%
    С 5 лет до 8 - 80 %
    С 8 лет и выше - 100%
    Оплата отпускных.
    Важнейшим  показателем  при  расчете   отпускных   и   компенсации   за
неиспользованный отпуск является величина среднего заработка.
    Для исчисления среднего заработка  конкретного  работника  используется
средний дневной заработок. Средний дневной заработок для оплаты  отпусков  и
выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска исчисляется:
    1) в случае, если весь  расчетный  период  отработан  полностью,  путем
деления начисленной суммы заработной платы в расчетном периоде на 3 и на:
    - 25,25  —  среднемесячное  число  рабочих  дней  при  оплате  отпуска,
установленного в рабочих днях;
    - 29,60 — среднемесячное число календарных  дней  при  оплате  отпуска,
установленного в календарных днях;
    2) в случае, если каждый из трех месяцев расчетного  периода  отработан
не  полностью,  путем  деления  начисленной  суммы   заработной   платы   за
проработанное время на:
    - количество рабочих дней по  календарю  шестидневной  рабочей  недели,
приходящихся на отработанное время (при  предоставлении  отпуска  в  рабочих
днях);
    - количество календарных дней, приходящихся на отработанное время  (при
предоставлении отпуска в календарных днях);
    3) в случае, когда в расчетном периоде один или два  месяца  отработаны
не  полностью,  —  путем  деления  начисленной  суммы  заработной  платы   в
расчетном периоде на суммарное количество дней, определенных  для  полностью
отработанных  месяцев,  исходя  из  условий,  установленных  для   полностью
отработанного периода; для месяцев, отработанных не полностью  —  исходя  из
условий, установленных для периода, отработанного не полностью.
    При определении  среднего  дневного  заработка  из  расчетного  периода
исключаются  нерабочие  праздничные  дни,  установленные   законодательством
Российской Федерации.
    Мне удалось  выяснить,  что  оплата  труда  работников  здравоохранения
осуществляется на основе Единой тарифной сетки,  которая,  к  сожалению,  не
обладает    стимулирующей    функцией    и    не     всегда     обеспечивает
воспроизводственную функцию заработной платы. У медицинских  работников  она
не зависит от конечных результатов, а  определятся  фактически  отработанным
временем. Работая  по  данной  теме,  я  пришла  к  выводу,  что  необходимо
изменить систему  оплаты  труда  и  создать  заинтересованность  медицинских
работников в конечных результатах работы. Один из таких методов  уже  введен
-  материальное  стимулирование  медицинских  работников   путем   внедрения
системы дифференцированной оплаты труда в зависимости от объема  и  качества
медицинской помощи.
    Рассмотрев формы оплаты труда в системе  Здравоохранения,  а  конкретно
Санитарной Службы, хотелось бы развивать дифференцированную  систему  оплаты
труда.  Переход  отрасли  от  бюджетного  финансирования,   основанного   на
показателях  ресурсного  обеспечения   к   многоканальному   финансированию,
сориентированному  на  конечные  результаты  работы  ЛПУ,  требует  повысить
качество медицинских услуг. К примеру, в нашей стране превосходные  хирурги,
которые виртуозно проводят сложнейшие операции, но послеоперационный  период
сопряжен со многими трудностями: низкий сестринский уход (нехватка  среднего
медицинского персонала), не  всегда  комфортабельные  условия  пребывания  в
стационаре, дефицит лекарственных препаратов. При наличии всех этих  условий
выздоровление больного было бы более быстрым и результаты операции  радовали
врача и пациента. Для достижения этой  цели,  я  считаю,  необходимо,  чтобы
средний медицинский персонал имел достойную оплату своего труда, так как  он
не менее важен, чем труд врача.
    Таким образом, система оплаты труда должна  создать  заинтересованность
медицинских работников в конечных  результатах  работы,  обеспечивая  баланс
между  уровнем  экономической  мотивации  и  результатами   профессиональной
деятельности. Необходимо улучшить  качество  медицинского  обслуживания  при
материальной заинтересованности медицинских работников.


-----------------------
                           Повременно-премиальная

                             Простая повременная

                                 Повременная

                            Сдельно-прогрессивная

                               Прямая сдельная

                                  Сдельная

Заработная плата

                                  Аккордная

                              Косвенно-сдельная

                             Сдельно-премиальная

                              Заработная плата

                              Надтарифная часть

                               Тарифная часть

                                   доплаты

                                 повышенная

                                 награждения

                                  поощрения

                                  надбавки

                                   Премии

                            Дополнительная оплата

                      Платная медицинская деятельность

                                   Бюджет

                         Дифференцированная надбавка

                        Критерии оценки деятельности

                                     ФМП

                                     ФОТ

                                     ФОТ