Кадровая документация организации



      Введение


      Кадровая документация играет важную роль в жизни любого человека, т.к.
она является подтверждением прав гражданина  на  социальное  обеспечение  по
старости или инвалидности и определяет трудовой стаж при начислении пенсии.
      Такая документация ведется в учреждениях,  организациях,  предприятиях
независимо  от  их  организационно-правовой  формы  и  вида  деятельности  в
соответствии  с  Кодексом  законов  о  труде  Российской  Федерации  (КЗоТ),
Инструкцией  по  ведению  трудовых  книжек,  другими  нормативными   актами.
Персональную  ответственность  за  правильное  ведение  документации   несет
руководитель  организации,  а  при  нарушении  правил  ведения,  хранения  и
использования кадровой документации руководитель может  быть  оштрафован  на
сумму от 28 до 70 минимальных окладов.
      В зависимости от вида организации, численности ее работников кадровыми
вопросами ведает структурное  подразделение  (отдел  кадров)  или  отдельное
должностное лицо. В маленьких организациях (с небольшим штатом  сотрудников)
функцию кадрового работника обычно совмещает секретарь или бухгалтер.
      В  состав  документации  по  личному  составу  входят  различные  виды
документов:
    - организационные (штатное расписание, должностная  инструкция,  правила
      внутреннего распорядка и т.д.);
    -  распорядительные (приказы по личному составу);
    -   информационно-справочные  (докладные   и   объяснительные   записки,
      справки, акты и др.);
    - документы, имеющие  юридическую  силу  (трудовые  контракты,  трудовые
      книжки, личные листки по учету кадров, учетные карточки (форма Т-2)  и
      т.п.
      Все эти документы необходимо тщательно готовить, правильно оформлять и
соблюдать меры по обеспечению их сохранности.


      1. Документирование процессов движения кадров

      1.1 Правила приема на работу.
      Прием  на  работу  производится  на  основании  заявления  гражданина.
Основанием может послужить и письменный трудовой договор (контракт).
      Заявление, как правило,  пишется от  руки,  но  некоторые  организации
имеют трафаретные бланки для  заявлений  определенных  видов.  Рекомендуемый
формат заявления - А4.
      Заявление адресуют на имя руководителя организации и составляют в виде
просьбы.
      Реквизиты заявления:
    - адресат;
    - автор;
    - наименование вида документа;
    - текст;
    - отметка о наличии приложения;
    -  подпись;
    -  дата.
      В реквизите «автор» указывают фамилию,  имя,  отчество  (полностью)  и
домашний адрес (иногда — номер телефона, паспортные данные).
      После резолюции  руководителя  заявление  подшивается  в  личное  дело
работника.
      Трудовой контракт - этот договор,  фиксирующий  письменное  соглашение
между организацией и частным лицом  об  установлении  трудовых  отношений  и
регулирующих эти отношения.
      Трудовой контракт составляется в двух экземплярах, каждый  из  которых
имеет одинаковую  юридическую  силу.  Один  экземпляр  договора  хранится  в
организации, второй — у работника.
      Реквизиты трудового контракта:
    - наименование вида документа;
    - дата;
    -  регистрационный номер документа;
    -  место составления;
    -  текст;
    -  подписи;
    -  печать.
      Текст договора должен подробно указывать условия работы, оплату труда,
права и обязанности  работника,  условия  отдыха,  социального  страхования,
дату начала и окончания работы. Контракт может содержать  и  другие  условия
(например, испытательный срок).
      Трудовой контракт, подписанный руководителем организации и работником,
хранится в личном деле работника.
      Граждане, поступающие на  работу,  обязаны  предъявить  в  организацию
паспорт, трудовую книжку  (военный  билет,  справку  о  последнем  занятии),
документы об образовании, профессии, в некоторых случаях и другие  документы
(например, медицинскую справку). Ими  заполняются  личные  листки  по  учету
кадров, составляется автобиография.
      На основании заявления о приеме на работу издается приказ  по  личному
составу.  В  тексте  приказа  обязательно  должны  быть  указаны  должность,
наименование структурного подразделения, установленный размер оплаты  труда,
при необходимости и другие сведения. Если в тексте приказа не  указана  дата
приема на работу, то действие приказа считается с момента его подписания.
      После издания  приказа  оформляется  личная  карточка  (форма  Т-2)  и
делается запись в трудовой книжке.
      В бухгалтерии организации на основании приказа заводится лицевой  счет
по зарплате, а в отделе кадров — личное дело работника.

1.2 Правила перевода работника на другую должность.
      Перевод  работника  на  другую  должность  осуществляют  на  основании
заявления  работника,  а   в   некоторых   случаях   (при   производственной
необходимости временный перевод на другую должность  может  быть  произведен
на основании актов, докладных записок, справок, других документов).
      При  переводе  работника  на  другую  должность  по   производственной
необходимости должна сохраняться средняя зарплата.
      Разработана унифицированная форма представления  о  переводе,  которая
включает в себя следующие реквизиты:
    - наименование структурного подразделения;
    -  наименование вида документа;
    -  дату;
    -  регистрационный номер;
    -  место составления;
    -  адресат;
    -  заголовок к тексту;
    -  текст;
    -  подпись.
      Представление о переводе,  подготовленное  руководителем  структурного
подразделения, адресуется на  имя  руководителя  организации,  а  после  его
рассмотрения  руководителем  является  основанием  для  издания  приказа   о
переводе работника на другую должность.
      В тексте приказа по личному составу при переводе  работника  на  новую
должность необходимо указать название должности, структурное  подразделение,
вид перевода, причину, перевода и размер оплаты труда. Текст приказа  должен
соответствовать требованиям КЗоТ. Копию  приказа  о  переводе  направляют  в
бухгалтерию для внесения изменений в расчет заработной платы.
      После издания приказа необходимо сделать записи о  переводе  работника
на другую должность в  трудовую  книжку,  в  личную  карточку  (форма  Т-2).
Сотрудник должен быть ознакомлен с приказом.


1.3 Правила увольнения работника

      Увольнение  работников  организации  производится  по  желанию  самого
сотрудника, по инициативе организации или по  другим  причинам  (по  статьям
КзоТ: нарушение трудового договора, за несоответствие занимаемой  должности,
по решению судебных органов и др.).
      Основанием для издания приказа по личному составу  являются  заявление
работника, истекший  срок  трудового  контракта,  докладные  записки,  акты,
другие документы. В тексте приказа  об  увольнении  обязательно  указывается
причина увольнения работника в  виде  ссылки  на  документально  оформленное
обоснование.
      При увольнении  материально  ответственного  сотрудника  дополнительно
разрывается  договор  о   материальной   ответственности   с   организацией.
Проводится инвентаризация.
      После издания приказа об увольнении работника  производится  запись  в
его личной карточке (форма Т-2) и в трудовой книжке.
      Кроме приказов о приеме, переводе, увольнении, отделом кадров издаются
и другие виды приказов  по  личному  составу:  о  командировании  работников
организации,  о  предоставлении  отпусков,  об  изменении  фамилии,   имени,
отчества, приказы о поощрении, другие приказы.

2. Составление и оформление приказов по личному составу.
      Приказы по личному составу  составляются,  оформляются  и  хранятся  в
отделе кадров организации. Реквизиты приказа по личному составу:
    - наименование организации;
    -  наименование вида документа;
    -  дата;
    -  регистрационный номер;
    -  место составления;
    -  заголовок к тексту;
    -  текст;
    -  подпись.
      Датой приказа является дата его подписания. Приказы по личному составу
имеют нумерацию отдельную от приказов по общим вопросам (№  5-к,  №  16-ок).
Нумеруют приказы по порядку, начиная с № 1, в течение календарного года.
      Заголовок к тексту в  индивидуальных  приказах  оформляется  следующим
образом: «О приеме  на  работу  Иванова  А.Ф.»,  в  сводных  —  «по  личному
составу», при этом в названии группа сотрудников не перечисляется.
      Текст сводных и некоторых индивидуальных приказов по  личному  составу
состоит только из распорядительной части. Они начинаются с самого  действия,
которое необходимо произвести,  выраженного  глаголом  неопределенной  формы
(НАЗНАЧИТЬ, УВОЛИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ ОТПУСК и т.д.). Затем указывается  фамилия
и инициалы работника  (в  приказах  о  приеме  на  работу  —  фамилия,  имя,
отчество полностью) и другие  данные  в  строгом  соответствии  со  статьями
КЗоТ.
      Например, текст  приказа  об  увольнении  должен  выглядеть  следующим
образом:
      УВОЛИТЬ:
      Иванова И.И, старшего мастера, 20.02.98 по собственному желанию ст. 31
КЗоТ.
      Основание: заявление Иванова И. И.
      Текст приказа заканчивают ссылкой на документ, послуживший  основанием
на издание распорядительного документа.
      Проект приказа по личному составу визируют  юрисконсульт  организации,
другие заинтересованные лица. Приказ  подписывает  руководитель  организации
или замещающее его должностное лицо.
      На  основании  КЗоТ  необходимо  каждый  приказ  по  личному   составу
обязательно доводить до сведения всех поименованных в нем лиц под  расписку.
Это условие становится особенно важным при решении трудовых конфликтов.
      Регистрируют приказы по личному составу в специальных журналах или  на
регистрационных карточках, заносят следующие данные:
    - дата приказа;
    -  регистрационный номер приказа;
    -  содержание приказа;
    -  кем подписан приказ.
      При  формировании  приказов  по  личному  составу  в  дела  необходимо
учитывать,  что  они  имеют  разные  сроки  хранения.  Например,  приказ   о
командировании хранится 3 года, а приказы о  приеме  на  работу  —  75  лет,
потому приказы по личному составу  группируются  в  дела  в  соответствии  с
установленными сроками их хранения.


3. Оформление и ведение трудовых книжек

      Трудовая книжка  —  это  основной  документ  о  трудовой  деятельности
граждан. Прием на постоянную работу без трудовой книжки не разрешается.
      На лиц, поступающих на работу впервые, заводится  трудовая  книжка  не
позднее недельного срока начала их работы. Первое заполнение  книжки  должно
происходить в присутствии работника на основании представленных  документов:
паспорта,  справки  о   последнем   занятии,   документов   об   образовании
(профессии, специальности).
      На титульный лист трудовой книжки вносят сведения о работнике:
    - фамилия, имя и отчество (указывают полностью, без сокращений);
    - дата рождения (указывают на основании  паспорта  или  свидетельства  о
      рождении. Она содержит  число,  месяц  и  год.  Например:  21  февраля
      1965г.;
    - сведения об  образовании  (среднее,  среднее  специальное,  высшее)  и
      сведения  о  профессии,  специальности   (указываются   на   основании
      аттестата,   диплома,   удостоверения,    сертификата).    Запись    о
      незаконченном  образовании  (среднем,  высшем)  делают  на   основании
      студенческого билета, зачетной книжки,   справки учебного заведения  и
      т.п.
       На этом же листе, после указания  даты  заполнения  трудовой  книжки,
работник  личной  подписью  заверяет  правильность   внесенной   информации.
Титульный лист подписывает должностное лицо, выдавшее  трудовую  книжку,  на
ней ставится печать организации.
      На следующих страницах трудовой книжки указываются сведения о  работе.
Начинают запись с наименования организации, оформленного в  виде  заголовка,
написанного от руки или проставленного с помощью специального штампа.  Затем
заполняются графы таблицы:
      графа № 1 — номер записи;
      графа № 2 — дата (число, месяц, год начала действия приказа по личному
составу);
      графа № 3 — сведения о приеме на работу, о переводах на другую работу,
об увольнении (с указанием причин и со ссылкой на статью, пункт закона);
      графа № 4 — на основании чего внесена запись  (документ,  его  дата  и
номер).
      При приеме на работу в графе №  3  указывают  само  действие  (ПРИНЯТ,
ПРИНЯТА), наименование структурного  подразделения,  наименование  должности
(профессию, разряд). Например, «Принята на должность  преподавателя  профиля
«Бухгалтерский учет».
      В дальнейшем при любых изменениях (например,  при  повышении  разряда,
изменении названия должности и др.)  это  должно  быть  внесено  в  трудовую
книжку работника.
      При переводе работника на другую работу в трудовой книжке делают новую
запись, где в графе № 3 указывают: само  действие  (ПЕРЕВЕДЕН,  ПЕРЕВЕДЕНА),
наименование структурного подразделения, наименование  должности.  Например,
«Переведен на должность зам. директора»
      При увольнении с работы, делая запись в  трудовой  книжке,  необходимо
указать причину  увольнения  и  сделать  ссылку  на  статью,  пункт  закона.
Например,  «Уволена  по  собственному  желанию,  ст.  31   КЗоТ   РФ».   При
увольнении  по   инициативе работника в связи  с  болезнью,   инвалидностью,
уходом  на    пенсию  по  старости,  с  зачислением  в  высшее  или  среднее
специальное учебное  заведение  либо  в  аспирантуру  и по другим  причинам,
 с которыми законодательство  связывает  предоставление  определенных  льгот
 и  преимуществ,  запись  об  увольнении  в  трудовую  книжку    вносится  с
указанием этих причин. Например, "Уволен по собственному желанию в  связи  с
зачислением  в  высшее учебное  заведение,  ст. 31 КЗоТ  РФ"
      Помимо  перечисленных  выше  записей,  в  трудовые  книжки  работников
вносятся на основании приказов по личному составу сведения о награждениях  и
поощрениях. При этом в графе соответствующего раздела  указывают  кем  и  за
какие  достижения  был  поощрен  работник  организации  и   вид   поощрения.
Взыскания в трудовую книжку не записываются.
       Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе   на другую
постоянную работу или увольнении, а также  о  награждениях    и   поощрениях
вносятся  администрацией   предприятия  после  издания  приказа  по  личному
составу,  но не позднее  недельного   срока,   а   при    увольнении   -   в
день  увольнения  и должны точно соответствовать тексту приказа.
      С  каждой  записью,   вносимой   на   основании   приказа  в  трудовую
 книжку    администрация  обязана  ознакомить  владельца  этой  книжки   под
расписку в   личной  карточке   (форма    №Т-2),   в   которой  должна  быть
повторена точная   запись из трудовой книжки.
      Любая запись в трудовую книжку производится  аккуратно,  без  помарок.
Все исправления в трудовой книжке заверяются подписью и печатью.
      В      разделах      "Сведения     о     работе",     "Сведения      о
награждениях",   "Сведения  о  поощрениях"  трудовой  книжки    зачеркивание
ранее внесенных неточных или неправильных записей не  допускается.
             При необходимости,   например,  изменения  записи  сведений   о
  работе  после  указания  соответствующего   порядкового    номера,    даты
внесения    записи   в   графе   3   пишется:   "Запись   за   №    таким-то
недействительна.  Принят по такой-то профессии  (должности)"  и   в    графе
 4   повторяется   дата   и  номер   приказа     администрации,   запись  из
которого неправильно внесена в  трудовую   книжку.
             В таком  же  порядке  признается  недействительной  запись   об
  увольнении   и   переводе   на   другую   постоянную   работу   в   случае
незаконного  увольнения  или    перевода,    установленного    органом    по
рассмотрению  трудовых споров,  и восстановления  на  прежней  работе    или
изменения формулировки причины  увольнения.   Например,  пишется:    "Запись
за  № таким-то  недействительна,  восстановлен на  прежней    работе".   При
изменении формулировки  причины увольнения пишется: "Запись  за  №  таким-то
недействительна,  уволен..." и указывается  новая формулировка.
             В графе   4   в  этом  случае  делается  ссылка  на  приказ   о
  восстановлении   на   работе   или   изменении    формулировки     причины
увольнения.
             При наличии  в  трудовой  книжке  записи  об  увольнении    или
  переводе      на     другую      работу,      впоследствии      признанной
недействительной,  по просьбе работника выдается дубликат  трудовой   книжки
без внесения в нее записи, признанной недействительной.
             Выдача дубликата трудовой книжки  производится   администрацией
  по  последнему  месту  работы.  Документы,  подтверждающие  стаж   работы,
предшествующий  поступлению  на   данное    предприятие,    в    учреждение,
организацию,   не  требуются.   При  этом  в  правом  верхнем  углу   первой
страницы новой трудовой книжки делается  надпись:  "Дубликат".  На    первой
 странице  прежней  трудовой книжки пишется:  "Взамен выдан    дубликат"   и
она  возвращается   владельцу   для   представления   ее    впоследствии   в
органы   социального   обеспечения   для   документального     подтверждения
трудового   стажа   до   поступления   на    работу    на    предприятие,  в
учреждение, организацию, где выдан дубликат.  Дубликат  выдается  также  при
утере трудовой книжки.
      Исправляются не только ошибочные записи, но  изменения  могут  быть  в
фамилии, имени, отчестве работника.  Они  вносятся  на  основании  паспорта,
свидетельства о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии и  т.д.  на
титульный лист трудовой  книжки  со   ссылкой   на   номер   и   дату   этих
документов.  Одной  чертой зачеркивается,  например,   прежняя  фамилия  или
имя,  отчество,  дата рождения и  записываются   новые  данные.   Ссылки  на
соответствующие документы записываются на   внутренней стороне   обложки   и
заверяются    подписью    руководителя     предприятия    или     специально
уполномоченного  им   лица   и  печатью    предприятия  или  печатью  отдела
кадров.
             В таком  же  порядке  при  необходимости  вносятся изменения  в
 сведения об образовании, профессии, специальности.
      Работник, потерявший трудовую книжку, обязан   немедленно  заявить  об
 этом  администрации  по  месту  последней   работы.  Не  позднее   15  дней
после заявления администрация выдает   работнику  другую   трудовую   книжку
  с  надписью  "Дубликат"  в  правом  верхнем углу первой   страницы.
              Дубликат трудовой книжки заполняется по   общим  правилам.   В
разделы  "Сведения  о  работе",  "Сведения  о   награждениях"  и   "Сведения
о поощрениях" при заполнении дубликата   вносятся записи о работе,  а  также
о награждениях и поощрениях  по   месту  последней   работы   на   основании
ранее  изданных  приказов.
             Если  работник   до   поступления  на  данное  предприятие  уже
работал  в  качестве   рабочего   или   служащего,   то    при    заполнении
дубликата  трудовой книжки в разделе "Сведения о работе" в графе 3    прежде
всего вносится запись об  общем  стаже  работы  в  качестве   рабочего   или
  служащего   до   поступления   на   данное  предприятие,    подтвержденном
документами.
             Общий стаж  работы записывается суммарно,  то есть  указывается
 общее  количество  лет,  месяцев,  дней  работы  без  уточнения,  на  каком
предприятии, в какие периоды времени  и  на  каких  должностях  работал    в
прошлом владелец трудовой книжки.
             После этого общий стаж,  подтвержденный надлежаще  оформленными
  документами,  записывается  по  отдельным  периодам  работы  в   следующем
порядке:  в   графе  2  указывается  дата  приема  на  работу;   в  графе  3
пишется   наименование   предприятия,    где     работал     рабочий     или
служащий, а также цех (отдел) и должность (работа), на которую был    принят
работник.
             Если из   представленных   документов   видно,   что   работник
 переводился на другую постоянную работу в том  же   предприятии,   то    об
этом делается соответствующая запись.
             Затем в графе 2 записывается дата увольнения,  а в графе  3   -
  причина   увольнения,   если   в   представленном   работником   документе
имеются такие данные.
             В том случае,  когда документы не содержат полностью  указанных
 выше  сведений  о  работе   в   прошлом,   в   дубликат   трудовой   книжки
вносятся только имеющиеся в документах сведения.
             В графе 4 указывается наименование, дата и номер документа,  на
  основании  которого  произведены  соответствующие  записи   в   дубликате.
Документы,  подтверждающие стаж работы, возвращаются их владельцу.
      В случае заполнения всей трудовой книжки к ней подшивают  вкладыш,  на
первой странице книжки делается надпись «Выдан вкладыш  серия_____  №  ___».
    Вкладыш без трудовой книжки недействителен.
      Трудовые книжки хранятся в отделе кадров  организации,  в  сейфе.  При
необходимости работник может получить трудовую книжку на короткий  срок  под
расписку.
      При увольнении из организации администрация  обязана  в  тот  же  день
выдать работнику его трудовою книжку с записью об увольнении.  При  задержке
   выдачи    трудовой    книжки    по    вине   администрации      работнику
выплачивается    средний    заработок    за    все    время     вынужденного
прогула. Днем увольнения в этом  случае  считается  день    выдачи  трудовой
книжки.  О новом дне увольнения издается приказ   и    вносится   запись   в
трудовую  книжку  работника.  Ранее  внесенная    запись  о  дне  увольнения
признается  недействительной.
      Последняя запись  организации  заверяется  подписью  руководителя  или
установленного должностного лица и печатью.

4. Оформление и ведение личных карточек

   Личная карточка (форма Т-2) заводится после подписания приказа по личному
составу на работников, принятых  на  постоянную  или  временную  работу.  Ее
заполняет  работник  отдела  кадров  организации  в  одном   экземпляре   на
основании  представленных  документов:   паспорта   (или   свидетельства   о
рождении), трудовой  книжки,  военного  билета,  документов,  подтверждающих
образование, квалификацию.
   Унифицированная форма личной карточки состоит из следующих разделов:
   1.Общие сведения;
   2. Сведения о воинском учете;
   3. Назначения и перемещения;
   4. Отпуска;
   5. Дополнительные сведения;
   6. Дата и причина увольнения.
   Все сведения заносятся в личную карточку без сокращений. В графе  «Общие
сведения»  указываются  фамилия,  имя,  отчество  работника,  дата  и  место
рождения,  образование  (подробные  сведения),  общий  и  непрерывный   стаж
работы, семейное положение, паспортные данные, домашний адрес и телефон.
   Заполняя графу «семейное положение» используют следующие   формулировки:
  «женат»,   «замужем», «вдовец»,  «вдова»,  «холост»  «не  замужем»,  после
чего указывают фамилию, имя, отчество, год  рождения  каждого  члена  семьи.
Записывая в личную карточку сведения  об  образовании,  указывают  «высшее»,
«незаконченное  высшее»,   «среднее»,   «среднее   специальное»,   «неполное
среднее», «начальное». При этом пункт «В» заполняется на  карточках  молодых
рабочих и служащих.
   Специальность  и  квалификацию  указывают  на  основании   диплома   или
свидетельства, профессия  рабочего  должна  соответствовать  ее  названию  в
Едином тарифно-квалификационном справочнике  работ  и  профессий,  должность
служащих — штатному расписанию.
       Свободные  строки  могут при необходимости заполняться  данными    по
усмотрению организаций.
       Свободные строки в п.  6  (6.3,  6.4)  раздела  1  предназначены  для
названия  и   даты    окончания    второго    образовательного    учреждения
высшего или среднего профессионального образования.
     При  заполнении   пункта  12    раздела   1   организации    необходимо
именовать  так,   как  они  назывались  в  свое   время,   военную    службу
записывать с указанием должности.
   Заканчивается эта графа личной подписью работника и датой.
   Данные о военнообязанных и призывниках заносят во второй  раздел  личной
карточки.
   Третий раздел карточки «Назначения  и  перемещения»  содержит  записи  о
назначении, перемещениях по службе и  увольнении.  При  этом  каждая  запись
визируется работником.
   В четвертом разделе фиксируются отпуска (все виды) с указанием их дат  и
ссылкой на номер и дату приказа по личному составу.
     В    разделе   личной   карточки    "Дополнительные    сведения"    для
полноты  учета  лиц,   обучающихся  в очно-заочных   (вечерних),    заочных,
экстернатных      отделениях      учреждений      высшего     и     среднего
профессионального      образования,      следует       проставлять      даты
поступления   в  образовательное  учреждение  и   его   окончания.    Личные
карточки    таких    работников    рекомендуется   хранить    отдельно    до
окончания ими образовательных учреждений.
       В том   же   разделе   следует   записывать   и   другие   данные   о
работнике.  Например,   данные  о  работающих   инвалидах:    на   основании
справки  ВТЭК    записывается    группа    инвалидности     и     дата    ее
установления  (изменения),  причина   инвалидности,   заключение   ВТЭК   об
условиях  и   характере   труда,   а   также   можно    записывать    другие
данные, необходимые для учета.
   При увольнении работника из организации в  личной  карточке  обязательно
заполняется отметка о дате и причинах увольнения.
      Личные карточки работников, как и трудовые книжки, должны храниться  в
сейфах.

5. Пример оформления кадровой документации
      Организация ООО «Вымпел» приняла на работу Иванову Е.В.  на  должность
главного бухгалтера на основании заявления  претендента.   Издан  приказ  «О
приеме на работу Ивановой Е.В.». В отделе кадров заведена  личная  карточка,
в трудовую книжку  произведена  соответствующая  запись.  Все  перечисленные
документы приведены ниже.