Как улучшить инвестиционный климат в Саратове


                      Конкурсная работа к «Дню дублера»



                          «Инвестиционная политика.
               Как улучшить инвестиционный климат в Саратове».



                                              Работа подготовлена студентами
                                                Московского Государственного
                                                      Университета Коммерции
                                                     Саратовского Института.

                                           1. ______________________________
                                      ______________________________________
                                      ______________________________________
                                           2. ______________________________
                                      ______________________________________
                                      ______________________________________
                                           3. ______________________________
                                      ______________________________________
                                      ______________________________________
                                           4. ______________________________
                                      ______________________________________
                                      ______________________________________

                                САРАТОВ 2000



                                    План:



1. Введение.
2. Инвестиционная политика.
3. Задача улучшения инвестиционного климата города Саратова.
4. Заключение



                                  Введение

    Сегодня  экономика  Саратовской губернии, и России  в  целом,  нуждается
в  притоке   иностранного   капитала.   Это   вызвано   практически   полным
прекращением  финансирования  из  средств госбюджета, отсутствием средств  у
предприятий в  связи с переходом к   рыночной  экономике,  развитием  общего
экономического   кризиса    и   спадом    производства,   большим    износом
установленного  на  предприятиях оборудования и рядом других причин.  Но,  к
сожалению, иностранные  инвесторы  всё  меньше  и  меньше  проявляют  к  нам
интерес,  не  желая  вкладывать  деньги  в  экономику   нашего   края.   Это
объясняется целым комплексом причин:
 - нестабильность экономической и политической ситуаций;
 - несовершенное и противоречивое законодательство;
 - неясность в определении прав собственности;
 - отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
 - не конвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства;
 - непредсказуемость изменений в налоговой системе.
Да,  действительно,  налоги  очень  высоки,  поэтому  иностранные  инвесторы
быстро  уходят  из  страны.  Таким  образом,  в  первую  очередь  необходимо
проводить налоговую реформу.



                          Инвестиционная политика.

                   С     самого     начала     приватизации     в     России
предусматривалась  возможность   участия   в   этом   процессе  иностранного
капитала,  прежде   всего   из-за   отсутствия   средств   у   отечественных
собственников.   При    этом   предусматривалось    установить    одинаковый
правовой  режим   для иностранных и отечественных  инвесторов.    Необходимо
доработать    законодательную  базу,  регулирующую  иностранные  инвестиции.
Так, все бизнесмены мира ведут свое дело на основе  законов,  у  нас  же  им
приходиться руководствоваться указами,  распоряжениями,   постановлениями  и
другими нормативными документами, которые постоянно  меняются,  дополняются,
уточняются,    разъясняются,     что     затрудняет     реализацию     любых
экономических программ.
Большую роль в инвестиционной политике государства и  Саратова  в  частности
способны сыграть  отечественные   инвестиционные  банки,    которые    могут
привлечь крупные  иностранные капиталы. В  Федеральной комиссии   по  ценным
бумагам   полагают,   что   между    эмитентом    и    инвестором     должны
находиться  профессиональные  посредники   -   интересы    инвестора  должен
представлять  финансовый   брокер,   интерес   эмитента    -  инвестиционный
банк.  Увязывание   возможных   противоречий   между   ними   должно    быть
осуществлено  за   счет  подготовки   соответствующей правовой базы.  Вполне
вероятно,  что  реализация   правительственных   программ   по   привлечению
инвестиций и совершенствованию  механизма послечековой   приватизации    без
таких   банков  будет    вообще чрезвычайно затруднена.
    Если в банковской сфере у иностранных инвесторов не так много  вариантов
   для    вложения    капитала,    то    в   других   секторах  возможностей
гораздо   больше.  Можно   привлечь   иностранные   капиталы   в   экономику
Саратовской  губернии  благодаря  огромнейшим  залежам  нефти  и  газа.   Но
капиталовложения (включая  иностранные)   в  нефтяной  сектор   зависят   от
создания эффективной структуры, позволяющей принимать капитал,  переваривать
его и давать прибыль.
Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время  во
многом препятствует  отсутствие  в  стране  необходимых  объемов  внутренних
ресурсов для накоплений.  Проблема  повышения  инвестиционной  активности  и
реконструкции экономики не может быть решена только  за  счет  значительного
увеличения масштабов государственного инвестирования из-за  высокой  степени
"связанности"  ограниченных  бюджетных   инвестиций   неотложными   задачами
инвестиционной поддержки жизни обеспечивающих  производств  и  необходимости
осуществления  целого  ряда  некоммерческих  (бесприбыльных)  инвестиционных
проектов социальной сферы. В этой связи в 2000 году на первый  план  выходят
задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления  национального
капитала и его трансформации в реальные  инвестиции,  содействие  реализации
инвестиционных  программ  крупного  корпоративного  национального  капитала,
усиление    функций    государства    как    "стратегического"    инвестора,
стимулирование и поддержка инвестиционной  деятельности  среднего  и  малого
предпринимательства.
Практическая реализация этих задач предъявляет жесткие требования  к  режиму
функционирования  экономики,  направлениям  и  эффективности   использования
инвестиционных  ресурсов,  скорости  и  результативности   институциональных
преобразований.

Таким образом, важнейшим условием активизации производственной  деятельности
в 2000 году остается  формирование  в  российской  экономике  благоприятного
инвестиционного климата, что предполагает необходимость:
·       устойчивой стабилизации  и  последующего  оживления  производства  с
опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;
·      осуществления комплекса мер  по  нормализации  платежной  дисциплины,
что позволит делать сбережения в денежной форме;
·     четкого разграничения сфер  ответственности  федерального  и  местного
бюджетов, а именно:

1) выделение средств на развитие федеральной собственности;
2)   в   отношении   отдельных   объектов,   находящихся   в   муниципальной
собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в  порядке
софинансирования  в  объеме,  не  большем,  чем  предусматривается  за  счет
местного бюджета;

·        дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции  и  реальной
банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего  массовые  инвестиции
в экономику;
·        проведения взвешенной инвестиционной  политики  на  фондовом  рынке
обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;
·       создания   благоприятного   налогового    режима,    способствующего
наращиванию производительного капитала;
·        стимулирования инвестиций  в  реальный  сектор  экономики  за  счет
развития  системы   государственных   гарантий,   предоставляемых   частному
инвестору на приоритетных для государства направлениях инвестирования.



          Задача улучшения инвестиционного климата города Саратова.

     Именно на этом,   в  известном   смысле   переломном   этапе   развития
страны, когда  наметился  выход из кризиса и вполне реальны стабилизация,  а
затем и оживление  в  экономике,   особенно  актуальной   становится  задача
привлечения  прямых  иностранных  инвестиций.  Они  должны  не  только  дать
серьезный импульс оздоровлению российской экономики,  но  и   способствовать
ее вхождению в мировую экономику.
     Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос-
сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,
неотработанности законодательства,  обременительной налоговой системы,
неразвитости   инфраструктуры.   Инвесторы   отличают   наличие   в   России
противоречащих друг другу  и быстро  изменяющихся  законодательных  актов  и
постановлений,  касающихся иностранных инвестиций, различное толкование  или
даже игнорирование их отдельными  организациями  и  местными  властями.   На
такие принципиальные вопросы,  как право собственности на  землю,  механизмы
реализации залоговых форм,  иностранные  инвесторы  не  получат  однозначных
ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.
     Недостаток коммерческой  информации  о  рынке  в  России,   регионах  и
конкретных     предприятиях     города     Саратова,     транспортной      и
телекоммуникационной системах, правовой базе   также  является  препятствием
на пути иностранного инвестирования в экономику России,  особенно для  малых
и средних зарубежных компаний и фирм.
Для  этого  должна   быть   срочно   разработана   и   реализована   система
стимулирующих  мер:
     - стимулирование сбережений предприятиями всех форм собственности
и населением,  а также блокирование "проедания" доходов с  целью  расширения
"национальных инвестиций";
     - предоставление  весомых налоговых льгот  производственным  инвесторам
и   банкам,    кредитующим   производственное     строительство,     которые
компенсировали бы  им   недобор   прибыли   по  сравнению  с  использованием
средств в качестве торгового или финансового капитала;
     - возврат к системе оплаты за конечную строительную продукцию;
      -  формирование  национальной  системы   мониторинга   инвестиционного
климата России и ее регионах и ряд других.
     Наряду с этими  мерами  важную  роль   играют   предотвращение   оттока
национального капитала за рубеж и стимулирование  притока  в  страну  прямых
иностранных инвестиций.



                                 Заключение


      Подводя  итоги  проведенного   анализа,   можно   выделить    основные
направления по созданию благоприятного инвестиционного климата  в  России  и
конкретно в Саратовской губернии.
    Во-первых,  необходимо  законодательно  обеспечить одинаковый  для  всех
инвесторов,  а  в  отдельных  случаях,  и  льготный,   правовой  режим   для
иностранных   вкладчиков,    предоставить   гарантии   права   собственности
иностранного     инвестора,      а      также     права   беспрепятственного
распоряжения своей долей прибыли.
    Во-вторых,  следует  упростить  нормативную  базу   проведения  денежной
приватизации,   что  позволит   обеспечить  реальный   доступ   иностранного
капитала   на   рынок   недвижимости,    устранить бюрократические   препоны
 через   систему  подзаконных  актов   и инструкций.
    В-третьих, целесообразно  создать  экономические   предпосылки,  включая
предоставление льгот  по налогообложению прибыли,  земли, собственности    и
  объектов   инфраструктуры,   для    повышения прибыльности  инвестирования
в  российскую  экономику  по  сравнению  с  другими   видами   экономической
деятельности.
     В-четвертых,   необходимо   установить   приоритеты   для   направления
иностранных инвестиций,  прежде  всего  в  приватизируемые  предприятия  тех
отраслей,     в    которых     страна-импортер    обладает     значительными
преимуществами    и    которые    обеспечивают    структурную    перестройку
экономики.
    В-пятых,  следует  ввести  двойное   подчинение    региональных  таможен
и  таможенных  постов,  что  позволит  с  учетом местных
интересов  регулировать  пошлины,  налоги  и  акцизы,  предоставить  местным
региональным  таможням  право  устанавливать  льготы  на    ввоз   и   вывоз
продукции, а часть полученных от этого доходов оставлять в местный бюджет.
    В-шестых, необходимо создать понятную и работающую  структуру  фондового
 рынка,  установить  жесткие   правила  игры  для   его участников.
    В-седьмых, в значительной мере проблемы могут  быть  решены  участием  в
проектах  отечественных  инвестиционных  банков,  но  для  этого  необходима
отлаженная работа банковской системы, надежные  и  сильные  банки,  а  также
четкие и рассудительные меры ЦБ РФ.
    В-восьмых,  для  эффективного  использования  иностранных  капиталов   в
национальной   экономике    России    должен    быть    определен   перечень
приоритетных  отраслей   промышленности,  требующих   инвестиций,  причем  и
на  правительственном,  и  на  региональном   уровне.      Все   это   будет
способствовать увеличению притока  и повышению эффективности   использования
 иностранных   инвестиций  с    целью  ускорения   структурной   перестройки
нашей  экономики и выхода из кризиса.  Но   мешают   отсутствие   финансовой
стабильности,   высокие цены, риски. Отсутствуют      действенные    стимулы
    вкладывать      капиталы      в    производство,         инфраструктуру,
долгосрочные     проекты.
Подводя итог  вышесказанному,  наша  группа  факультета  внешнеэкономической
деятельности  считает,  что  нашему  городу  необходимо  в  первую   очередь
расширять внешнеэкономические связи со странами Европы, Азии, а в будущем  и
Америки. Это первоочередная задача в  улучшении  инвестиционного  климата  в
городе Саратове.