Атомные многоцелевые подводные лодки


                    АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

       Современные подводные лодки капиталистических государств по характеру
решаемых  задач,  составу  вооружения  и   типу   энергетической   установки
подразделяются  на  ПЛАРБ  -  атом-ные  подводные  лодки  с  баллистическими
ракетами,  ПЛА  -  атомные  многоцелевые  и  дизельные.  В   данной   статье
рассматриваются   атомные  многоцелевые   подводные  лодки  ВМС  стран  НАТО
(общее количество - около 120 ПЛА), их состояние и перспективы развития.
       По взглядам командования ВМС НАТО,  на  современные  ПЛА  может  быть
возложен широкий круг задач - поиск  и  уничтожение  ПЛ  противника,  прежде
всего ПЛАРБ, в районах боевого патрулирования и  на  переходах;  уничтожение
надводных кораблей и транспортов; борь-ба (совместно с надводными  силами  и
авиацией) за завоевание господства на море; организация рубежей  в  узкостях
с целью воспрепятствования выходу  кораблей  противника  в  открытый  океан;
участие в блокадный действиях;  охранение  авианосных  групп  и  соединений;
защита морских коммуникаций;  нанесение  ударов  КР  по  наземным  объектам;
скрытая  постановка  мин,   ведение   разведки,   высадка   разведывательно-
диверсионных групп.
       На  современных  атомных  подводных  лодках  запас  ядерного  топлива
рассчитан на дальность плавания около 400 000 миль, что соответствует  10-13
годам  службы   без   перезарядки   реактора.   Большая   мощность   ядерной
энергетической установки (ЯЭУ) позволяет обеспечить не только движение  ПЛА,
но и действие разнообразных систем оружия, бортового  оборудования,  средств
жизнеобеспечения и обнаружения, а также электронных приборов.
       В иностранной печати подчеркивается, что ПЛА обладают  стратегической
мобильнос-тью и способны быстро осуществить переразвертывание в любую  точку
Мирового океана. При этом трудно определить, сколько лодок развернуто в  том
или ином районе, поскольку их основ-ное тактическое свойство  -  скрытность.
Это качество является одним  из  основных  преимуществ  стороны,  обладающей
атомными подводными лодками. Например,  появление  английских  ПЛА  в  Южной
Атлантике в период англо-аргентинского военного  конфликта  в  1982  году  и
последую-щее  торпедирование  крейсера  «Генерал  Бельграно»  ВМС  Аргентины
фактически сковало  их  надводные  силы,  и  борьба  с  английской  эскадрой
продолжалась в основном самолетами берего-вого базирования. Особое  значение
стратегическая мобильность ПЛА приобретает для америка-нских ВМС, которые  в
соответствии с положениями наступательной  «морской  стратегии»  (под-робнее
об этом см.: Зарубежное  военное  обозрение.  -  1986.-  №11.-  С.  49-53  )
намерены исполь-зовать их в районах, находящихся  на  значительном  удалении
от своих баз и непосредст-венно примыкающих к территории Советского Союза.
       Ядерная энергетика позволила  подводным  лодкам  при  любых  погодных
условиях  ос-воить  новые  районы,  где  противник  имеет   преимущество   в
надводных и воздушных силах и где не могут  быть  развернуты  обеспечивающие
корабли и суда (в частности в Баренцевом, Карском и Охотском морях),  в  том
числе подо льдом. Благодаря новым возможностям ПЛА меняются  взгляды  на  их
роль и место в составе оперативных формирований.
       В зарубежной прессе отмечается ,что ПЛА присущи  следующие  качества:
скрытность действий, позволяющая выбирать время, место и  способ  атаки  при
сохранении инициативы в от-ношении объекта удара; большая автономность,  или
способность выполнять боевые задачи без пополнения запасов и  смены  личного
состава  в  течение  60-90  сут.  при  сохранении  высокой   бое-готовности;
значительные ударные возможности по уничтожению не только морских целей,  но
и береговых объектов.
       США. Строительство американских атомных подводных  лодок  началось  в
1952  году  с  закладки  ПЛА  «Наутилус».  Ее  первый   выход   в   море   с
использованием ядерной энергетической  установки  состоялся  в  начале  1955
года. За 35 лет в США построено около 120 ПАЛ.  Из  низ  две  («Скорпион»  и
«Трешер») погибли,  десять  выведены  из  состава  флота,  пять  переданы  в
резерв. Подкласс  многоцелевых  лодок  пополнился  двумя  переоборудованными
ПЛАРБ типа «Этен Ал-лен», которые используются в интересах  сил  специальных
операций. Сейчас в боевом составе флота насчитывается 99 ПЛА.
       Основу сегодняшних подводных сил общего назначения  американских  ВМС
составля-ют ПЛА типов «Стерджен» (37 единиц, построены в 1967-1975 годах)  и
«Лос-Анджелес» (46 единиц). Последние  являются  наиболее  современными,  их
поступление в состав флота,  начавше-еся  во  второй  половине  70-х  годов,
продолжается и в настоящее время со средним темпом три-четыре лодки  в  год.
Головной корабль («Лос-Анджелес») строился около пяти лет и вступил в  строй
в конце 1976 года  (к  середине  1990  года  построено  еще  45  единиц).  В
различных стадиях строительства находится еще 16 ПЛА этого  типа.  Стоимость
одной ПЛА около 700 млн. долла-ров (в ценах финансового 1987 года).
       В соответствии с принятыми  нормативами  американские  ПЛА  до  шести
месяцев в го-ду проводят вне пунктов постоянного  базирования  -  на  боевой
подготовке, на переходах и в сос-таве передовых группировок. В это же  время
они    могут    совершить    один-два    длительных    автоно-мных    похода
продолжительностью до двух месяцев каждый. Для поддержания  высокого  уровня
боеготовности командование ВМС стремится повысить  коэффициент  оперативного
использова-ния ПЛА при снижении  расходов  на  их  содержание  и  сохранении
уровня безопасности эксплуа-тации. Так, еще в 1973  году  принята  программа
SEOC,  согласно  которой  оперативный  цикл  (пе-риод   между   капитальными
ремонтами) для ПЛА типов «Пермит» и последующих был  увеличен  с  43  до  70
месяцев. Позднее (1981) этот период для кораблей типов  «Стерджен»  и  «Лос-
Андже-лес» достиг 84 месяцев. В результате в течение всего жизненного  цикла
на 17-19 % сокращается время  нахождения  ПЛА  в  ремонте  и  соответственно
увеличивается  время  пребывания  в  боегото-вом   состоянии.   Для   второй
подгруппы лодок  типа  «Лос-Анджелес»  (SSN700-718)  предполагает-ся  вместо
ранее  запланированного  16-месячного  капитального  ремонта   (без   замены
активной зо-ны ядерного реактора) провести модернизационные работы.
       В связи с  увеличением  межремонтных  сроков  на  ПЛА  осуществляется
аналитический  контроль  за  техническим  состоянием  основных   систем,   а
выявленные неполадки устраняются в ходе ограниченных ремонтов.
       При модернизации атомных подводных  лодок  командование  американских
ВМС исхо-дит из того, что они будут, как  правило,  действовать  одиночно  в
водах,  контролируемых  против-ником.  Поэтому  ПЛА  должны  быть   способны
противостоять любому  виду  угрозы.  Планируется  провести  модернизацию  37
кораблей типа «Стерджен», в  ходе  которой  намечается  повысить  их  боевые
возможности, а затем постепенно начать выводить их  из  боевого  состава  (в
период   1997-2005   годов).   Большую   часть   работ    по    модернизации
предусматривается  провести  в  ходе   плано-вых   ремонтов;   устанавливать
гидроакустический комплекс (ГАК)  AN/BQQ-5,  систему  управле-ния  стрельбой
Мк117, новую навигационную аппаратуру, использовать последние  достижения  в
области    снижения    шумности,    повышения     безопасности     плавания,
ремонтопригодности аппара-туры. Все лодки типа «Стерджен»  будут  оснащаться
КР «Томагавк» и модернизированными торпедами Мк48 мод.5 ADCAP.
       Основные  направления  модернизации  ПЛА  типа  «Лос-Анджелес»   (как
существующих ,так и строящихся) сводятся к следующему: оснащение  начиная  с
32-го корабля - SSN719 «Про-виденс» - установкой вертикального  пуска  (УВП)
Мк45 для 12 крылатых ракет «Томагавк»  мон-таж  бортовой  автоматизированной
системы боевого управления (АБСУ) AN/BSY-1 начиная с 40-го корабля -  SSN751
«Сан Хуан»; дооборудование для подледного  плавания  Арктике,  в  том  числе
усиление ограждения выдвижных устройств, применение  носовых  заваливающихся
гори-зонтальных    рулей    (с     SSN751),     установка     дополнительных
гидроакустических средств, устройств для постановки мин;  снижение  шумности
ядерной  энергетической  установки;   применение   проти-вогидроакустических
покрытий и ГАС с  протяженными  антеннами.  Кроме  того,  повышение  бое-вых
возможностей ПЛА связывается с оснащением крылатыми  ракетами  «Томагавк»  и
ПКР «Гарпун» новых модификаций, торпедами Мк48 мод.5 АDCAP, а  также  новыми
или модернизи-рованными ПЛУР.
       С 1978 года по программе ASWSOW  велась  разработка  новой  ПЛУР  «Си
Ланс» (под-робнее см.: ЗВО.- 1989.- №7.-  С.56-58).  Однако  при  обсуждении
бюджета  на  1991  финансовый  год  министерство  обороны  США  объявило   о
замораживании работ по этой программе,  посколь-ку  устранение  вскрытых  на
испытаниях  опытных  образцов  технических  проблем  требует  допол-нительно
около 1 млрд. долларов. В связи с этим  в  американской  печати  отмечается,
что ВМС в настоящее время прорабатывают несколько вариантов замены ПЛУР  «Си
Ланс».  В  частности,  ожидается,  что  можно  использовать  технологические
новшества, применяемые в ракете АСРОК с вертикальным  пуском  (VL-ASROC  или
VLA) для модернизации ПЛУР САБРОК.
       Наряду с  реализацией  намеченных  мероприятий  по  совершенствованию
кораблей типа  «Лос-Анджелес»  развертывается  программа  строительства  ПЛА
нового поколения «Сивулф». В 1988 году было выделено 213  млн.  долларов  на
завершение исследований по корпусу и  борто-вым  системам  вооружения  новой
ПЛА,  а  также  258  млн.  долларов  на  закупку  компонентов   дли-тельного
изготовления. В 1989  году  заключен  контракт  на  строительство  головного
корабля SSN21 «Сивулф», ввод его  в  боевой  состав  намечен  на  1995  год.
Постройку второй и третьей ло-док предполагается финансировать в 1991  году,
а в дальнейшем  ежегодно  выделять  средства  на  три  ПЛА.  Ориентировочная
стоимость строительства серии из 29 единиц составляет 32 млрд. долларов.
       При разработке проекта лодок типа «Сивулф» ставилась задача  добиться
качественно-го скачка - резкого повышения  характеристик  лодок.  Во-первых,
это относится к уровню первич-ного и вторичного акустических полей,  ходовым
и маневренным качествам и глубине погруже-ния. Кроме того, новая  ПЛА  будет
приспособлена к плаванию подо льдом, значительно увеличи-вается  боекомплект
(50 единиц оружия,  включая  ракеты,  торпеды  и  мины).  Подводное  водоиз-
мещение составит 9150 т, длина 99,4 м, диаметр корпуса 12,9 м,  осадка  10,9
м.  Как  сообщается  в  зарубежной  печати,  перечисленные  выше  и   другие
характеристики корабля, опубликованные во  время  работы  над  проектом,  не
являются окончательными и по ходу строительства могут из-меняться.
       Корпус лодок типа «Сивулф» будет короче и шире, чем у  кораблей  типа
«Лос-Андже-лес». Отношение его длины к ширине (7,7:1) близко  к  оптимальной
величине (7:1). В результате снижается гидродинамическое сопротивление,  что
способствует увеличению скорости хода при заданных водоизмещении и  мощности
ЯЭУ  и  сокращению   эффективной   поверхности   рассеяния   при   отражении
гидролокационных сигналов.  Кроме  того,  улучшается  компоновка  внутренних
помещений, уменьшается радиус циркуляции  и  повышается  маневренность.  При
выборе   диамет-ра   корпуса   учитывались    ограничения,    связанные    с
необходимостью выполнения доковых работ, а также с  глубинами  в  акваториях
военно-морских баз и пунктов базирования лодок.
       Прочный корпус и забортные системы первых лодок в  серии  планируется
изготавли-вать из стали марки HY-100, а в дальнейшем предполагается  перейти
на  новую  марку  HY-130.  Предусматриваются  также   установка   обтекателя
(волнореза) в нижней части ограждения выдви-жных  устройств  и  новая  форма
кормового  оперения,  которое  включает  шесть,  а  не   четыре   эле-мента.
Увеличение более чем на 2 тыс. т водоизмещения данных кораблей по  сравнению
с суще-ствующими лодками типа «Лос-Анджелес»  позволит  внедрить  результаты
НИОКР  по  созданию  перспективных  гидроакустических  средств,  объединению
всего электронного оборудования в единую  АСБУ  AN/BSY-2  (программа  SubACS
[подробнее см.: ЗВО.- 1988.- №9.- С.55]), приме-нению дополнительных мер  по
обесшумливанию лодки и повышению ударостойкости  ее  обору-дования.  Глубину
погружения предполагается увеличить до 600 м, а скорость хода -  до  35  уз.
Основное вооружение составят  КР  «томагавк»,  ПКР  «Гарпун»,  торпеды  Мк48
мод.5, новые или модернизированные ПЛУР.
       В   результате   рассмотрения   некоторых   вариантов   проекта   ПЛА
разработчики отказа-лись от намеченного на  начальном  этапе  проектирования
расположения  торпедных  аппаратов  (ТА)   в   носовой   части   параллельно
диаметральной плоскости. Как и на  существующих  американ-ских  лодках,  они
размещаются побортно под углом 10 град. Количество ТА возрастает с  четы-рех
до восьми, их диаметр  впервые  в  американской  практике  достигнет  762-мм
(вместо 533-мм). Благодаря этому  можно  будет  применять  бесшумный  способ
стрельбы  самовыходом  торпед,  а   также   зарезервировать   габариты   для
вероятного увеличения калибра торпед в  будущем.  Кроме  того,  их  этих  ТА
можно  выпускать  необитаемые  подводные  аппараты,  позволяющие   расширить
боевые возможности ПЛА  по  обнаружению  целей,  распознаванию  миноподобных
объектов, оп-ределению благоприятных маршрутов в ледовых условиях.  Принятое
расположение торпедные аппаратов имеет  серьезный  недостаток  -  затрудняет
или исключает возможность производить стрельбу на  высоких  скоростях  хода,
но одновременно позволяет в носовой оконечности  разме-щать  крупноразмерные
акустические антенны ГАК, включая сферическую антенну диаметром 7,3 м.
       Основное требование к ПЛА нового поколения состоит в том,  чтобы  они
стали в пол-ном смысле многоцелевыми, то есть имели вооружение,  необходимое
для боевых действий  в  различных  условиях.  За  счет  использования  более
совершенных средств связи они  могут  дейст-вовать  совместно  с  надводными
кораблями  в  составе  тактических  групп.  ПЛА  будут   привлекать-ся   для
нанесения ударов по береговым  объектам  крылатыми  ракетами,  осуществления
минных постановок, ведения противолодочных действий подо льдом.
       В энергетической установке ПЛА «Сивулф»  предполагается  использовать
новый водо-водяной реактор S6W с естественной циркуляцией  теплоносителя  на
малошумных ходах (макси-мальная мощность 60  тыс.  л.с.).  При  изготовлении
активной зоны применяются улучшенные ма-териалы и топливо. В  состав  ГЭУ  с
частичным  вспомогательным  электродвижением  на  мало-шумном  ходу   войдут
турбогенераторы, насосы  и  другие  механизмы  с  уменьшенными  габарита-ми.
Традиционный  гребной  винт  будет  заменен  низкооборотным   многолопастным
винтом в на-садке (pump-jet).
       Особое   место   среди   американских    кораблей    занимают    ПЛА,
приспособленные для пе-реброски подводных  диверсантов.  В  1983-1985  годах
две лодки типа «Этен Аллен» (SSN609 «Сэм Хьюстон» и SSN611  «Джон  Маршалл»)
переоборудованы  в  транспортно-десантные.  На  них  имеются  помещения  для
личного состава подразделений  сил  специальных  операций  (так  на-зываемые
команды SEAL), в которых можно разместить до  65  десантников  с  оружием  и
снаря-жением. На верхней палубе установлены фундаменты  для  крепления  двух
контейнеров цилинд-рической формы (DDS- Dry Deck Shelter), имеющих  шлюзовую
и декомпрессионную камеры и служащих для доставки боевых пловцов. В  тех  же
целях  на  ПЛА  типа  «Стерджен»  устанавлива-ется  один   такой   контейнер
(переоборудование прошла SSN684 «Кавелла», планируется произ-вести еще  пять
таких контейнеров для пяти других кораблей данного типа).
       Великобритания. Первая английская атомная подводная лодка  «Дредноут»
(в настоя-щее время исключена из состава  флота  и  находится  в  Розайте  в
небоеготовом состоянии) была заложена в 1959 году, введена в строй  в  1963-
м. Остальные 17 ПЛА  (строились  с  1966  по  1990  год)  составляют  основу
подводных сил английского флота.
       «Дредноут» была построена при технической помощи США и имела  ядерный
реактор американского  производства.  Все  последующие  ПЛА  создавались  по
национальным проектам, причем каждая  серия  основывалась  на  предыдущей  и
являлась ее дальнейшим развитием. Эво-люционный  характер  совершенствования
английских  атомных  подводных  лодок  можно  проил-люстрировать  следующими
примерами.
       При проектировании ПЛА типа «Вэлиант» (пять  единиц)  для  устранения
недостатков, присущих «Дредноут», был применен ряд  новшеств.  В  частности,
носовые горизонтальные рули были несколько сдвинуты в сторону рубки с  целью
уменьшения  помех  работе  ГАС.  На  малых  ходах  стал  применяться   режим
вспомогательного (частичного) турбоэлектродвижения. Для  сни-жения  шумности
произведена амортизация турбин и главного  турбозубчатого  агрегата  (ГТЗА),
которая  достаточно  эффективна  при  работе  ГЭУ  на  мощности  до  50   %.
Применение на третьей и последующих ПЛА  в  этой  серии  американской  стали
марки  HY-80  (вместо  английской   QT-35)   позволило   увеличить   глубину
погружения до 300 м.
       В ходе строительства  очередной  серии  ПЛА  типа  «Свифтшур»  (шесть
единиц) стави-лась задача  повысить  их  эффективность  благодаря  улучшению
таких характеристик, как глуби-на погружения, наибольшая подводная  скорость
хода, уровень  шумности  и  помех  работе  ГАС,  безопасность  эксплуатации,
надежность и ремонтопригодность ГЭУ.  За  счет  использования  но-вой  марки
стали и выбора цилиндрической формы прочного корпуса (ПК),  заканчивающегося
полусферическими переборками (вместо ПК переменного сечения ПЛА  «Вэлиант»),
глубина погружения достигла  400  м.  Носовые  горизонтальные  рули  (высоко
расположенные у «Вэли-ант»)  перенесены  на  осевую  плоскость  и  выполнены
заваливающимися   (убирающимися   за   об-шивку   легкого   корпуса),    что
обеспечивает  их  сохранность,  а  также  облегчает  действия  экипажа   при
швартовке и всплытии во льдах.  Такое  расположение  способствовало  хорошей
управляемос-ти при  минимальных  размерах  рулей  и  снижению  сопротивления
движению  ПЛА.  Размеры  ог-раждения  выдвижных   устройств   уменьшены.   В
сочетании с другими конструктивными  мерами  это  обеспечило  рост  скорости
хода.
       Корпус и надстройка ПЛА покрыты специальным материалом для уменьшения
акусти-ческого поля корабля. Обтекатель носовой антенны  ГАС  изготовлен  из
стеклопластика, что,  по  мнению  английских  специалистов,  снижает  потери
гидроакустических сигналов.
       Для дальнейшего  уменьшения  уровня  шумоизлучения  применена  единая
амортизаци-онная платформа, на которой размещаются турбины,  турбогенераторы
и ГТЗА, часть  крупных  вспомогательных  механизмов.  Водозаборники  главных
конденсаторов, чтобы обеспечить цирку-ляцию забортной воды  самопротоком  на
средних  и  высоких  скоростях  хода,  расположены   в   пе-редних   кромках
горизонтальных  стабилизаторов.  Улучшены  виброакустические  характеристики
вспомогательных механизмов и их звукоизолирующих фундаментов. Снижено  число
оборотов гребного винта.
       С  целью  повышения  безопасности  плавания  сокращены  количество  и
протяженность забортных систем, существенно  увеличена  скорость  продувания
цистерн  главного  балласта,  раз-работаны  пределы  оптимальных   сочетаний
скорости и глубины хода с углами перекладки гори-зонтальных рулей.
       В  наиболее  современной  серии  английских  ПЛА  (тип  «Трафальгар»)
завершается строительство седьмого корабля  -  S93  «Триумф».  Его  намечено
передать флоту в 1991  году.  После  этого  количество  многоцелевых  ПЛА  в
английских ВМС  достигнет  18  единиц.  Проект  «Трафальгар»  разрабатывался
модификация лодок типа «Свифтшур».  Различные  усовершенст-вования  и  новые
технические решения включались в него с таким расчетом,  чтобы  в  последст-
вии использовать их  для  модернизации  лодок  предыдущих  серий.  В  начале
проектирования  бы-ло  принято  решение  о  размещении  всего   оборудования
энергетического  отсека  на  единой  амор-тизированной  платформе,   которая
крепилась  бы  не  к  прочному  корпусу,  а  непосредственно  к  по-перечным
переборкам.  Впоследствии  оказалось,   что   такое   решение   связано   со
значительным   те-хническим   риском   и   может   привести   к   удорожанию
строительства, увеличению главных разме-рений ПЛА и снижению  скорости  хода
на 2 уз. Поэтому работы по снижению  шумности  свелись  к  совершенствованию
уже  применяемых  в  подводном  кораблестроении  амортизационных  плат-форм,
виброизолирующих фундаментов, противогидроакустического покрытия, а также  к
разра-ботке нового винта в насадке (pump-jet).
       Замеры уровней шумности, выполненные  в  1984  году  на  акустическом
полигоне в Шотландии,  показали,  что  головной  корабль  («Трафальгар»)  на
малошумных режимах хода пре-восходит  по  этому  показателю  даже  дизельные
подводные лодки «Оберон». Последующие ПЛА серии  должны  иметь  еще  меньший
уровень первичного акустического поля,  поскольку  на  них  вместо  обычного
семилопастного гребного винта установлен винт в насадке.  Кроме  того,  хотя
лодки строятся по единому проекту, годовой интервал между сроками  их  ввода
в  строй  позволя-ет  постоянно  совершенствовать  технологию  и   применять
новейшие технические решения. Одна-ко в связи с  этим  неуклонно  повышается
стоимость лодок этой серии (200 млн. фунтов стерлинг-ов в  1985  году  и  до
380 млн. фунтов стерлингов в 1990).
       ЯЭУ английских атомных подводных лодок первоначально  создавались  по
американс-кой технологии. Для первой ПЛА («Дредноут»)  в  США  был  закуплен
ядерный реактор S5W. Его активная зона, а также главные  турбины,  редуктор,
турбогенераторы, конденсаторы произведе-ны в Великобритании. На  последующих
лодках устанавливался реактор PWR-1 английской  раз-работки.  Для  испытаний
ЯЭУ и подготовки специалистов в  Даунри  (Шотландия)  создан  испыта-тельный
центр. Одновременно проводить работы по совершенствованию ЯЭУ,  направленные
на  снижение   шумности,   упрощение   конструкции   и   улучшение   условий
эксплуатации,  повышение  надежности  и  безопасности,  увеличение  кампании
ядерного  реактора.  Были  спроектированы  не-сколько  типов  активных  зон.
Вместе с тем при создании ЯЭУ для ПЛА «Трафальгар»  английс-кие  специалисты
пришли  к  выводу,  что  возможности  по  совершенствованию  ЯЭУ  на  основе
реактора PWR-1 исчерпаны полностью. Со второй половины  70-х  годов  ведется
разработка реактора (PWR-2), который должен иметь  повышенную  мощность  (27
500   л.с.),   меньшие    массо-габаритные    характеристики,    увеличенный
межремонтный  период,  улучшенную  ремонтопригод-ность,  а   также   меньшую
шумность.
       Первые ЯЭУ с реактором PWR-2 намечено установить на строящейся  ПЛАРБ
типа «Вэнгард», а также на перспективные английские ПЛА (SSN-20), которые  в
конце 90-х годов на-чнут заменять лодки типа «Вэлиант». Строительство  лодок
новой  серии  предполагается  начать  в  1993  году.  Их  водоизмещение   по
сравнению  с  ПЛА  «Трафальгар»  увеличиться  на  несколько  сот  тонн,  что
позволит провести дополнительные мероприятия по снижению шумности и увеличе-
нию боекомплекта, в состав которого войдут модернизированные ПКР «Гарпун»  и
новые торпе-ды «Спирфиш».
       Франция. Строительство французских ПЛА началось в 1976 году. Головной
корабль серии из восьми единиц - «Рубис» вошел в боевой состав в 1983  году.
Построены еще  три  ПЛ,  а  последующие  создаются  по  усовершенствованному
проекту. Завершение серии планируется  на  1995  год.  Период  строительства
одного корабля достигает шести лет, а срок службы - 30 лет. Общая  стоимость
восьми лодок составит 14 млрд. франков (в ценах 1986 года).
        По конструкции ПЛА «Рубис» однокорпусная с  развитой  надстройкой  и
ограждением выдвижных устройств  крыльевого  профиля,  с  рубочными  рулями.
Кормовое оперение состоит из вертикальных и горизонтальных стабилизаторов  и
рулей. Плоскими поперечными переборками  прочный  корпус  разделен  на  пять
отсеков. В первом (носовом) отсеке расположены четыре тор-педных аппарата  и
стеллажи для торпед, ракет или мин. Во втором (на  трех  палубах)  находятся
центральный пост, пост  управления  движением,  навигационное  оборудование,
жилые помеще-ния, а  также  аккумуляторная  батарея,  компрессоры  и  другое
оборудование.   В   третьем    отсеке   ра-змещен    ядерный    реактор    с
паропроизводительной установкой, в четвертом смонтированы  турбо-генераторы,
в пятом - гребной и  вспомогательный  электродвигатели,  а  также  аварийный
дизель-генератор и пост управления ЯЭУ. Особенностью  ЯЭУ  французских  ПЛА,
составные компонен-ты которой монтируются  на  амортизированных  платформах,
является отсутствие в ней  главного  турбозубчатого  агрегата  и  применение
естественной  циркуляции  теплоносителя  на  малых  и  сре-дних  ходах.  Оба
обстоятельства способствуют снижению шумности.
       Основным  оружием  ПЛА  типа  «Рубис»  считаются   торпеды,   которые
выстреливаются из 533-мм торпедных аппаратов. С 1985  года  французские  ПЛА
(начиная со второго корабля се-рии)  оснащаются  ПКР  «Экзосет»  (SM-39).  В
состав  радиоэлектронного  оборудования   входят   ак-тивная   (DUUA-28)   и
пассивная (DSUV-22) ГАС с цилиндрической антенной, пассивная ГАС (DUUX-5)  с
антеннами, разнесенными по бортам лодки, аппаратура звукоподводной связи,  а
также  РЛС,  средства   радиосвязи,   навигации,   радио-   радиотехнической
разведки. Рабочая глуби-на погружения не менее 300  м,  автономность  до  60
сут.
       Оценивая  французские  ПЛА  типа  «Рубис»,  иностранные   специалисты
подчеркивают,  что  этот  проект   по   критерию   «стоимость/эффективность»
позволяет иметь  необходимое  количес-тво  достаточно  современных  кораблей
стоимость лодки  в  настоящее  время  достигает  350  млн.  долларов).  Хотя
«Рубис» уступает всем американским  ПЛА по размерениям и водоизмещению,  это
вовсе  не  означает,  что  она  соответственно  уступает  им   по   основным
показателям боевого по-тенциала.

                   Тактико-технические характеристики ПЛА

|Тип       |          |        |          |         |              |
|подвод-   |          |        |          |         |              |
|ной лодки |          |        |          |         |              |
|-         |          |        |Тип,      |         |              |
|количество|          |        |мощ-ность |         |              |
|в строю   |Водоизмеще|Главные |энерге-тич|Экипаж,  |              |
|(запла-нир|-ние, т:  |размерен|еской     |че-ловек |              |
|овано в   |надводное/|ия, м:  |ус-тановки|(в том   |Вооружение [1]|
|серии),   |          |длина   |, л.с. /  |числе    |              |
|борто-вые |подводное |ширина  |скорость  |офицеров)|              |
|номера    |          |осадка  |под-водног|         |              |
|находящихс|          |        |о         |         |              |
|я в строю |          |        |(над-водно|         |              |
|(строящихс|          |        |го) хода  |         |              |
|я и       |          |        |узлов     |         |              |
|планируем-|          |        |          |         |              |
|ых к      |          |        |          |         |              |
|построй-ке|          |        |          |         |              |
|), годы   |          |        |          |         |              |
|строительс|          |        |          |         |              |
|тва серии |          |        |          |         |              |
|1         |2         |3       |4         |5        |6             |

                                     США

|«Сивулф» -|     * /  |99,4    |S6W, 60   |   130   |762-мм ТА - 8,|
|          |9150      |12,9    |000 /     |(12)     |до 50 КР      |
|0 (29)    |          |10,9    |35 (20)   |         |«Томагавк»,   |
|(SSN21-   |          |        |          |         |Мк48, ПЛУР и  |
|*),       |          |        |          |         |ПКР           |
|1995-*    |          |        |          |         |«Гарпун»      |
|«Лос-Андже|6000 /    |109,7   |S6G, 35   |133 (13) |533-мм ТА Мк67|
|-лес» - 46|6900      |10,1    |000 /     |         |- 4 26 торпед |
|(62)      |          |9,9     |30 / 20   |         |Мк48 и ПЛУР   |
|SSN688-725|          |        |          |         |САБРОК, вместо|
|,         |          |        |          |         |части тор-пед |
|750-757   |          |        |          |         |могут         |
|(758-773).|          |        |          |         |загружа-ться 8|
|          |          |        |          |         |КР «Тома-гавк»|
|1974-1994 |          |        |          |         |(при          |
|          |          |        |          |         |отсутст-вии   |
|          |          |        |          |         |УВП) и 4-6    |
|          |          |        |          |         |ПКР, УВП Мк45 |
|          |          |        |          |         |для 12 КР     |
|          |          |        |          |         |«Томагавк» (на|
|          |          |        |          |         |SSN719 и      |
|          |          |        |          |         |после-дующих) |
|«Стерджен»|4460 /    |89      |S5W, 15   |107 (12) |533-мм ТА Мк63|
|-37,      |4960      |9,7     |000 /     |         |- 4           |
|SSN637-639|          |8,8     |30 (20)   |         |23 торпеды    |
|,         |          |        |          |         |Мк48 и ПЛУР   |
|646-653,  |          |        |          |         |САБРОК, вместо|
|660-      |          |        |          |         |части торпед  |
|670,      |          |        |          |         |могут         |
|672-684,  |          |        |          |         |загружаться 8 |
|686,687.  |          |        |          |         |КР «Томагавк» |
|1967-1975 |          |        |          |         |и 4 ПКР       |
|          |          |        |          |         |«Гарпун»      |
|«Пермит» -|3750 /    |84,9    |S5W, 15   |127 (13) |533-мм ТА Мк63|
|12 [2]    |4300      |9,6     |000 /     |         |- 4           |
|SSN594-596|          |8,7     |30 (20)   |         |24 торпеды    |
|,         |          |        |          |         |Мк48 и        |
|603-607,61|          |        |          |         |ПЛУР САБРОК,  |
|2-        |          |        |          |         |вместо части  |
|615,621.  |          |        |          |         |торпед        |
|1962-1968 |          |        |          |         |могут         |
|          |          |        |          |         |загружаться 4 |
|          |          |        |          |         |ПКР «Гарпун»  |
|«Гленард  |5813 /    |111,3   |S5WА, ок. |129 (14) |533-мм ТА Мк63|
|П.        |6480      |9,7     |15000 /   |         |- 4           |
|Липскомб» |          |9,5     |25 (20)   |         |16 торпед     |
|- 1,      |          |        |          |         |Мк48, ПЛУР    |
|SSN685,   |          |        |          |         |САБРОК, 4 ПКР |
|1974      |          |        |          |         |«Гарпун»      |
|«Нарвал» -|5284 /    |95,9    |S5G, 15   |129 (13) |533-мм ТА - 4,|
|1, SSN671,|5830      |11,5    |000 /     |         |16 торпед Мк48|
|          |          |8,2     |25 (20)   |         |и 4 ПКР       |
|1969.     |          |        |          |         |«Гарпун»      |
| «Этен    |6955 /    |125     | S5W, 15  |126 -132 |533-мм ТА - 4,|
|Аллен» - 2|7880      |10,1    |000 /     |(12)     |8 торпед      |
|[3]       |          |9,8     |30 (20)   |         |              |
|SSN609,611|          |        |          |         |              |
|,         |          |        |          |         |              |
|1962      |          |        |          |         |              |

                               Великобритания

|«Вэлиант» |4300 /    |86,9    |PWR-1,1500|116 (13) |533-мм ТА - 6,|
|- 5,      |4800      |10,1    |0 /       |         |32 торпеды    |
|S102,103,4|          |8,4     |28 (18)   |         |Мк24          |
|6,        |          |        |          |         |«Тай-герфиш», |
|48,50,    |          |        |          |         |вместо ча-сти |
|1966-1971 |          |        |          |         |торпед могут  |
|          |          |        |          |         |за-гружаться  |
|          |          |        |          |         |ПКР «Га-рпун» |
|«Свифтшур»|4400 /    |82,9    |PWR-1,1500|116 (13) |533-мм ТА - 5,|
|- 6,      |4900      |9,8     |0 /       |         |25 торпед Мк24|
|S126,108,1|          |8,5     |30 (18)   |         |«Тай-герфиш», |
|09,       |          |        |          |         |вместо ча-сти |
|104-106.  |          |        |          |         |торпед могут  |
|1973-1981 |          |        |          |         |за-гружаться  |
|          |          |        |          |         |ПКР «Га-рпун» |
|«Трафальга|4200 /    |85,4    |PWR-1,1500|97 (12)  |533-мм ТА -5, |
|р» - 6    |5208      |9,8     |0 /       |         |25 торпед Мк24|
|(7),      |          |8,5     |30 (*)    |         |«Тай-герфиш», |
|S107,87,88|          |        |          |         |вместо ча-сти |
|,         |          |        |          |         |торпед могут  |
|90-92     |          |        |          |         |за-гружаться  |
|(93),     |          |        |          |         |ПКР «Га-рпун» |
|1983-1991 |          |        |          |         |              |

                                   Франция

|«Рубис» - |2385 /    |72,1    |CAS-48,   |66 (9)   |533-мм ТА - 4,|
|4 (8),    |2670      |7,6     |9500/     |         |18 торпед L5  |
|S601-604  |          |6,4     |25 (*)    |         |или F17,      |
|(605-608),|          |        |          |         |вместо части  |
|          |          |        |          |         |торпед могут  |
|1983-1995 |          |        |          |         |загружаться   |
|          |          |        |          |         |ПКР «Экзосет» |
|          |          |        |          |         |(SM-39);      |
|          |          |        |          |         |возможен прием|
|          |          |        |          |         |на борт до 32 |
|          |          |        |          |         |мин           |


1. Условные сокращения: ТА - торпедный аппарат, КР - крылатая ракета, ПКР  -
  противокора-бельная ракета, ПЛУР -  противолодочная  управляемая  ракета,
  УВП - установка вертикально-го пуска.
2. SSN603 «Поллак» выведена в резерв в январе 1989 года.
3. Бывшие ПЛАРБ, переоборудованные в атомные многоцелевые подводные лодки.