Менеджмент

                                  Введение

  Радикальная  перестройка   системы   управления   экономикой,
переходящей на рельсы рыночных отношений, -  одно  из  важнейших
направлений программы реформ, проводимых в нашей стране.  Особое
значение эта проблема имеет  на  уровне  предприятий,  положение
которых в рыночной экономике коренным образом  меняется.  Именно
поэтому  данная  исследовательская  работа  представляет   собой
анализ   менеджмента   как   особого    вида    профессиональной
деятельности,   направленного   на   достижения    предприятием,
действующим  в  рыночных  условиях   оптимальных   хозяйственных
результатов  на  основе  применения   многообразных   принципов,
функций    и    методов    социально-экономического    механизма
менеджмента.
  Данная  работа  представляет  собой  общий   обзор   развития
менеджмента в России в период с  1993  по  1999  год.  В  работе
рассмотрены  основные  понятия,   сущность,   функции   и   цели
управления в различных отраслях экономики.
  Целью  написания  работы  являлся  подробный   анализ   общих
характеристик  менеджмента,  а   также   оценка   корпоративного
управления предприятиями в России.
     Работа  состоит  из  нескольких  частей.   Впервой   части
приводится необходимый теоретический материал, включающий в себя
описание  основных  характеристик  и  функций    менеджмента   в
макроэкономике. Во второй части дается  общая  оценка  тенденций
развития корпоративного управления и  менеджмента  в  Российской
Федерации. Особое внимание уделяется, так называемому,  женскому
менеджменту в России. Третья часть включает в себя  исследование
представлений женщин о карьере,  а  также  затрагивает  проблемы
развития данной области экономического управления в сравнение  с
некоторыми западными странами.
  В  процессе  написания  данной  работы  мною  был  исследован
обширный   теоретический   материал:   различные   учебники   по
экономической  теории,  в  том   числе   «Учебник   по   основам
экономической  теории»  Камаева,  а  также  такие  периодические
издания   как   «ЭКО»,   «Вопросы   экономики»,   «Социально   –
политический журнал», «Российский экономический журнал».



   Менеджмент  означает   сферу   деятельности,   связанную   с
организацией работы людей на предприятиях различного рода. В  то
же время —  это  область  знаний,  в  рамках  которой  изучаются
возможности  эффективного  управления.  Кроме   того,   термином
"менеджмент" часто обозначается управляющий персонал предприятий
и фирм.
   Менеджмент как  управление  в  условиях  рынка  обеспечивает
ориентацию компании на  удовлетворение  потребностей  рынка,  на
запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех
видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить
фирме прибыль. Для современного менеджмента характерны:
   —   стабильное   стремление   к   повышению    эффективности
производства и бизнеса в целом;
   — широкая  хозяйственная  самостоятельность,  обеспечивающая
свободу принятия  решения  тем,  кто  несет  ответственность  за
конечные результаты  функционирования  на  рынке  фирмы  или  ее
подразделений;
   — постоянная корректировка целей и программ в зависимости от
состояния рынка, изменений внешней среды;
   —  ориентация  на  достижение   запланированного   конечного
результата деятельности фирмы;
   —  использование   современной   информационной   базы   для
многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
   —  изменение  функции   планирования   —   от   текущего   к
перспективному;
   — упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
   — оценка управления работы  в  целом  только  на  фундаменте
реально достигнутых конечных результатов;
     .  максимальное   применение   математических   методов   и
       достижений информатики на базе ЭВМ;

   — привлечение всех сотрудников компании к управлению ею;
   — осуществление управления на основе предвидения  изменений,
гибких решений;
   —  опора  на  инновации  в  каждом  сегменте  работы  фирмы,
нестандартные решения;
   —  проведение  глубокого  экономического   анализа   каждого
управленческого решения;
   — способность разумно рисковать и управлять риском;
   — возрастание роли маркетинга до ключевой.
   Понятие  "менеджмент"  по  сути  является  аналогом  термина
"управление", хотя последний намного шире, поскольку применяется
к  самым  разным   видам   человеческой   деятельности.   Задача
менеджмента состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое
возможным, а потом реальным. Все чаще  использование  потенциала
менеджмента приносит компаниям большой хозяйственный эффект  при
относительно  минимальных  затратах.  Менеджмент   выступает   в
качестве  важного  фактора  и  при  решении  социальных  проблем
коллектива  предприятия.  Условия  бизнеса  сегодня   в   России
настолько отличаются от развитого рынка, что  использование  его
возможностей не может не носить творческий, новаторский характер
при максимальном учете особенностей, традиций и  специфики  всей
страны в целом, каждого региона, отрасли и трудового коллектива.
   Термин  "менеджмент"  по-разному  трактуется  у  нас  и   за
рубежом. Можно дать следующее общее его определение:
   менеджмент —  это  система  программно-целевого  управления,
текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-
технических  разработок,  организации  производства,  реализации
продукции   и   услуг   с    целью    повышения    эффективности
хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и  общества  в
целом, увеличения прибыли.
   Предприятие   в   условиях   рынка   создается   и   успешно
функционирует   только   тогда,   когда   имеет   широкий   круг
потребителей, клиентов. Это дает возможность определить одну  из
основных  целей  предприятия  —   расширение   круга   клиентов,
являющихся   объективной   основой   дальнейшего   существования
предприятия.
   Менеджмент не является лекарством от хозяйственных  бед  или
совокупностью готовых, устоявшихся рецептов на все случаи жизни,
как, скажем, поваренная книга. Менеджмент — явление  творческое,
достаточно быстро преобразующееся в  совершенно  новые  формы  и
направления. Как только  он  отстает  от  реальных  потребностей
обстановки, он перестает отвечать  предъявляемым  требованиям  и
изменяется. Управленческие решения, эффективные б одной  отрасли
и в конкретной ситуации,  могут  оказаться  очень  опасными  для
других отраслей и ситуаций. Многовариантность  решений  и  ходов
управления, гибкость и неординарность хозяйственных  комбинаций,
уникальный   характер   каждой   ситуации   составляют    основу
менеджмента. Поэтому упор в деятельности менеджеров делается  не
на стандартные решения, а  на  способность  быстро  и  правильно
оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный
возможный  в  данном  положении  подход,  который   является   в
конкретных условиях оптимальным.
   Эффект экономической самостоятельности и  самофинансирования
в значительной мере предопределяется масштабами  и  результатами
внедрения прогрессивных форм организации хозяйствования.  Теперь
производственное и социальное развитие коллекитивов определяется
объемами заработанных ими денег. Появляется  объективная  основа
для экономической заинтересованности и усиления  ответственности
за  конечные  результаты  работы.  Коллективы  ныне  во   многом
самостоятельно  распоряжаются   создаваемыми   на   предприятиях
фондами. Отсюда резкое  возрастание  интереса  к  менеджменту  с
учетом специфики каждого предприятия.
   Менеджмент, как  известно,  регулируется  законами  развития
рыночной  системы   хозяйствования   и   направлен   на   гибкое
приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия
к  изменяющимся  условиям  рынка.  Подход  к  управлению  как  к
процессу оценивает его в качестве  системы,  в  которой  работа,
направленная на достижение целей предприятия, рассматривается не
как   единовременное   действие,   а   как   серия   непрерывных
взаимосвязанных   деловых   акций,    материализующих    функции
управления. В  рамках  последних  —  планирование,  организация,
мотивация,  руководство,  координация,  контроль,  коммуникации,
исследования,  оценки,  принятие  решений,   подбор   персонала,
представительство, ведение переговоров, заключение  сделок.  Все
это и должен в полной мере уметь делать руководитель предприятия
или его менеджер, то есть, наемный управляющий.
   Основные функции менеджмента, следовательно, — планирование,
организация, мотивация, контроль и координация. Планирование,  в
рамках  которого  определяются   цели   рыночной   деятельности,
необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее
эффективные  в  конкретных  условиях.  На  основе  прогнозов  на
будущее  и  стратегических  планов  обеспечивается  вся   работа
предприятия.
   Организация, задачей которой является формирование структуры
компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной  работы
(персоналом,  материалами,  оборудованием,  зданиями,  денежными
средствами  и   др.).   Организация   направлена   на   создание
необходимых условий для достижения запланированных целей.
   Мотивация имеет целью активизировать работающих, побудить их
трудиться эффективно для реализации намеченных целей. Для  этого
внедряется разнообразное материальное и моральное стимулирование
работающих,  создаются  условия   для   проявления   творческого
потенциала и развития работников.
   Контроль, задача которого — в количественной и  качественной
оценке и учете результатов работы.  Главные  инструменты  данной
функции — наблюдение, проверка всех сторон  деятельности  фирмы,
учет и анализ. Контроль выступает в качестве  элемента  обратной
связи.  На  основе  его  данных   осуществляется   корректировка
принятых решений, планов, норм и нормативов.
   Координация — важнейшая функция  менеджмента,  гарантирующая
бесперебойность и непрерывность  действий.  Цель  координации  —
достижение согласованности в  работе  всех  звеньев  организации
посредством установления оптимальных связей (коммуникаций) между
ними. Здесь  широко  используются  отчеты,  интервью,  собрания,
компьютерная связь, средства радио- и  телевещания  и  т.  д.  С
помощью различных форм связи обеспечивается взаимодействие между
подсистемами,    осуществляется    маневрирование     ресурсами,
достигается единство и согласование всех функций менеджмента,  а
также действий руководителей.

         Основные   цели   менеджмента    —    прогнозирование,
планирование  и  достижение  намеченных   результатов   бизнеса.
Задачей    менеджеров    является    обеспечение    прибыльности
деятельности   фирмы   посредством   рациональной    организации
производственного процесса, включая управление  производством  и
развитие  технико-технологической  базы,  а  также   эффективное
использование кадрового потенциала при  одновременном  повышении
квалификации и творческой активности каждого работника.
   Налаживание  эффективной  деятельности  фирмы  на  рынке   в
текущее  время  и  в  перспективе  —  главное   в   менеджменте.
Управление путем постановки и реализации целей осуществляется  с
учетом   оценки    потенциальных    возможностей    фирмы,    ее
обеспеченности  необходимыми  ресурсами,  условий   конкурентной
борьбы.   Характерны   цели   общие   и   специфические.   Общие
(стратегические) цели отражают концепцию развития фирмы в целом,
а специфические  —  разрабатываются  в  рамках  общих  целей  по
основным видам деятельности  фирмы.  Рациональное  использование
материальных и трудовых ресурсов предполагает  достижение  целей
при  минимуме  затрат   и   максимуме   эффективности,   что   и
осуществляется  в  процессе  управления,  когда  работники  сами
направляют свои действия на достижение  общих  целей  на  основе
мотивации их труда.
   Менеджмент    функционирует    на    основе     собственного
экономического   механизма,   который   направлен   на   решение
конкретных  проблем  взаимодействия  коллективов   подразделений
фирмы, ее сотрудников в  реализации  поставленных  перед  фирмой
задач. Этот  механизм  объективно  обусловлен  работой  фирмы  в
рыночных  условиях,  когда  результаты  всей   ее   деятельности
получают оценку на рынке. В  основе  менеджмента  как  концепции
рыночного управления лежит объективный процесс обобществления  и
укрепления производства, который дает фирмам возможность  влиять
на состояние рынка, характер и механизм экономических  отношений
на нем, осуществлять его раздел и передел.
         Понятие "менеджмент" трактуется в  мировой  литературе
по управлению  и  практике  весьма  широко.  Поэтому  любое  его
определение  будет  неполным.  В   фундаментальном   Оксфордском
словаре английского языка, например, менеджмент определяется как
способ  (манера)  обращения  с  людьми,   власть   и   искусство
управления, особого рода умение и административные навыки, орган
управления, административная единица. В одном из наших  словарей
иностранных  слов  "менеджмент"  переводится  на  русский   язык
следующим  образом:  "управление   производством,   совокупность
принципов, методов, средств и форм  управления  производством  с
целью повышения эффективности производства и его прибыльности".
   В  специальной  литературе   по   управлению   этот   термин
трактуется в еще более многостороннем плане.  Но  между  разными
вариантами   нет    противоречий.    Они    взаимодополняют    и
конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность
и  содержание  менеджмента,  сделать  правильный  вывод  о   его
общественной значимости и необходимости изучения.
   Наиболее часто  в  характеристике  менеджмента  используются
подходы, которые трактуют  его  как  науку  управления,  процесс
управления, искусство управления, функцию управления, органы или
аппарат управления, людей, управляющих организацией.
   При   определении   сущности   и   содержания    менеджмента
подчеркивается прежде всего его процессный характер.  Менеджмент
характеризуется  прежде  всего  как  интеграционный  процесс,  с
помощью  которого  профессионально  подготовленные   специалисты
формируют организации и  управляют  ими  посредством  постановки
целей и разработки способов и методов их достижения.
   В отличие от теории  управления,  развиваемой  до  недавнего
прошлого в нашей стране, современный менеджмент  не  может  быть
представлен  в  виде  четко  сформулированных  правил,  рецептов
деятельности. В нем находит отражение  понимание  того,  что  мы
живем в очень  сложном  и  быстро  меняющемся  мире,  в  котором
подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым  этот
мир существует и развивается. И попытки изложить наши знания,  о
таких сложных системах, как современные  организации,  в  рамках
жестких  схем  и  правил  неизменно  приводят  к  неоправданному
упрощению, искажению истинной  картины,  а  значит  к  иллюзиям,
заблуждениям  и  ошибкам.  Поэтому  современный  менеджмент  это
скорее система наиболее  общих  представлений  об  организациях,
новая   "управленческая   философия",   нежели   свод    готовых
рекомендаций. Кстати, отсутствие точных предписаний деятельности
нередко  приводит  в  замешательство   некоторых   руководителей
российских предприятий,  которые  уже  успели  успешно  овладеть
современными  финансовыми  инструментами,  но  в  управленческой
сфере  все  еще   несут   на   себе   груз   заблуждений   своих
предшественников.
   Менеджмент обеспечивает системное воздействие  на  отдельных
людей или коллектив в целях согласования совместной деятельности
для    получения    предполагаемого    результата.    Управление
предполагает  выбор  действий,   их   комбинирование,   фиксацию
последовательности, корректировку по промежуточным  результатам,
оценку по окончательным итогам и т. д.  Практика  показала,  что
совместной  деятельностью  людей  реально  достичь  результатов,
каких невозможно получить в рамках деятельности  индивидуальной.
Но  подобная  деятельность  осложняется  действием   разночтения
потребностей  и  интересов,  натур  и  характеров,  ценностей  и
установок.
   Основные    инструменты    менеджмента    —     предвидение,
планирование, организация, контроль, координация, активизация  и
мотивирование    людей.    Целенаправленное    концентрированное
воздействие   на   процессы   совместной   деятельности    людей
обеспечивает согласование и активизацию труда.

               О содержании понятия «Муниципальный менеджмент»

 Понятие «муниципальный менеджмент» — новое для отечественного
управления, хотя вопросы территориального управления, развития
местного хозяйства имеют давнюю историю.
   Термины «муниципалитет», «муниципальное хозяйство» отражали
политико-правовое  и  экономическое  своеобразие   исторически
сложившейся    городской     общины.     Появление     термина
«муниципалитет»  (от  лат.  «municipium»:  «mums»  —  тяжесть,
тягота,  бремя,  a  «capio»,  «recipio»  —   беру,   принимаю)
относится к республиканской эпохе истории Древнего  Рима:  так
назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.
В настоящее время «муниципалитеты» — это избираемое  городское
и сельское самоуправление, хотя  надо  иметь  в  виду,  что  в
некоторых странах (например, в  США)  муниципальным  именуется
лишь городское управление.
Таким образом, имеются все основания называть  деятельность  в
области местного  самоуправления  муниципальной  деятельностью
или муниципальным управлением.
   Термин «менеджмент»  по  сути,  является  аналогом  термина
«управление», его синонимом, однако не в  полной  мере  Термин
«менеджмент»  применяется   лишь   к   управлению   социально-
экономическими  процессами  на  уровне  фирмы,  действующей  в
рыночных условиях, хотя в последнее время его стали  применять
в США и в отношении непредпринимательских организаций.
   Термин     «менеджмент»     (management)      американского
происхождения и не переводится на другой язык дословно.
   Следует выделить сформировавшиеся аспекты этого понятия:
   — менеджмент — функция,  вид  деятельности  по  руководству
людьми в самых разнообразных организациях;
   — менеджмент —  это  также  область  человеческого  знания,
помогающего осуществить эту функцию;
   —  менеджмент  —  как   собирательное   от   менеджеров   —
определенная  категория  людей,  социальный  слой   тех,   кто
осуществляет работу по управлению.
   Менеджеры  работают  в  организациях,  наличие  которых   в
современном мире и является причиной существования  менеджеров
и менеджмента.
   муниципальная  собственность  является  главным   элементом
экономической основы местного самоуправления,  основанием  для
выделения  специфического  уровня  управления  —муниципального
управления
   Муниципальное образование — городское, сельское  поселение,
несколько поселений,  объединенных  общей  территорией,  часть
поселения,   иная   населенная    территория    «муниципальный
менеджмент» применим к  управлению  в  особых  организациях  —
муниципальных  образованиях,  объединяющих   членов   местного
сообщества с целью удовлетворения  территориальных  социально-
экономических интересов.
   Термин  «(муниципальный  менеджмент»  употребляется  в  двух
основных значениях.
   1)  Местное  самоуправление  —  многосторонняя  деятельность
      местного  сообщества  по  решению  собственных  и  других
      стоящих   перед   ним   задач   на    основе    принципов
      самоорганизации. самофинансирования и самоответственности
      с    целью    улучшения    качества    жизни    населения
      соответствующей территории  и  увеличения  его  вклада  в
      развитие всего общества.
   2) 2) Учебная дисциплина «Муниципальный менеджмент», имеющая
      своей   целью    рассмотреть    особенности    управления
      муниципальным  образованием  в  соответствии   с   общими
      подходами,   разработанными    в    рамках    менеджмента
      (системный,   процессный,   ситуационный   и   др.),    и
      сложившимися методами исследования.

                Собственность и контроль: единство и различия
   Промышленные предприятия в их нынешнем  виде  сформировались
под воздействием не только факторов макроэкономической политики,
но и  институциональных  перемен,  обусловленных,  прежде  всего
приватизацией. В результате проведенного  авторами  обследования
выявлен  факт   отделения   контроля   от   собственности,   как
формального, так и реального. Хотя подтвердился вывод (сделанный
на основе данных 1993-1994 гг.)1 о  доминировании  инсайдеров  в
приватизированных  предприятиях   России,   однако   стандартный
подходок   инсайдерам   как   единой    группе    собственников,
противостоящей аутсайдерам (внешним собственникам), не является,
по мнению авторов, в большинстве случаев правильным.
   Происходит сильная дифференциация  инсайдеров,  связанная  с
консолидацией контроля внутри менеджерских команд3, с отделением
контроля от собственности. Формально  это  осуществляется  через
укрупнение пакетов акций, но, на наш взгляд, более важно то, что
меняются ориентиры поведения менеджмента, происходит  разделение
интересов менеджеров и рабочих.

                         Соотношение типов контроля

       Существует различное понимание сути контроля:
   - контроль как собственно власть;
   - контроль как некий механизм (технология) власти;
   - контроль как принадлежность власти ее субъекту (тому, кто
несет власть, обладает ей).

   Последнее определение исходит из наличия интересов субъекта,
несущего в себе и реализующего практически  властные  полномочия
на предприятии. Опираясь на него, авторы выделяют  три  основных
типа контроля, сложившихся к настоящему времени на  промышленных
предприятиях, и два дополнительных - смешанных.
   Тип  контроля,  известный  как  "рабочий",   или   "контроль
трудового коллектива", предполагает не столько  непосредственное
участие в  принятии  решений,  сколько  то,  что  менеджеры  при
осуществлении своих функций не отделяют собственные интересы  от
интересов трудового коллектива. В наибольшей степени предприятия
с  таким  типом  контроля  сходны  с  традиционными   советскими
предприятиями. Менеджеры действуют самостоятельно, но  при  этом
для них предприятие - прежде всего трудовой коллектив.  Подобный
тип    контроля    присущ    предприятиям    с    преобладающими
традиционалистскими установками.
   Из 53  приватизированных  предприятий  (акционерных  обществ
открытого и закрытого  типа)  на  38  формально  господствуют  -
доминируют   среди  собственников  -  трудовые  коллективы,   но
реально традиционалистский тип контроля сохраняется только на 21
предприятии из 38 и на 33 из 66 (см. табл. 1).
                                      Таблица 1 Собственность и тип контроля
|Доминирующий    |Контроль   |Менеджерский  |Внешний и        |Всего  |
|собственник     |трудового  |контроль      |ограниченный     |       |
|                |коллектива |              |внешний контроль |       |
|                |64%        |56°           |33%              |58%    |
|Трудовой        |21         |15            |2                |38     |
|коллектив       |           |              |                 |       |
|                |55%        |39%           |5%               |100%   |
|                |0%         |19%           |0%               |8%     |
|Менеджеры       |0          |5             |0                |5      |
|                |0%         |100%          |0%               |100%   |
|                |30%        |19%           |0%               |23%    |
|Государство     |10         |5             |0                |15     |
|                |67%        |33%           |0%               |100%   |
|                |6%         |7%            |66%              |12%    |
|Внешние         |2          |2             |4                |8      |
|акционеры       |           |              |                 |       |
|                |25%        |25%           |50%              |100%   |
|                |100%       |100%          |100%             |100%   |
|Всего           |33         |27            |6                |66     |
|                |50%        |41%           |9%               |100%   |


   Госпредприятия  пока  обеспечивают  питательную  среду   для
формирования контроля трудовых  коллективов.  С  одной  стороны,
юридический статус защищает от вторжения внешних  собственников,
с  другой  -  менеджеры  также  имеют  меньше  возможностей  (по
сравнению  с  приватизированными  компаниями)  для  осознания  и
реализации  собственных  интересов  на  предприятии,   поскольку
возможности   формализации   контроля   ограничены   или   вовсе
отсутствуют  директора  государственных  предприятий   заключают
контракты с министерством на право руководства заводами). Из  15
государственных (по признаку  доминирующего  собственника)  фирм
2/3, контролируется трудовыми коллективами, 1/3- менеджерами.
   Там,  где  разделение  интересов   менеджмента   и   рабочих
произошло и при этом не появилось  сильных  внешних  акционеров,
контроль   становится   "менеджерским".    Как    правило,    он
осуществляется командой  управленцев,  а  не  одним  директором.
Работники  в  таком  случае  становятся  элементом  издержек   в
деятельности предприятия, объектом, а не субъектом контроля.
   Под явным контролем менеджмента  находится  27  предприятий,
хотя  лишь  на  5   менеджеры   формально   являются   основными
собственниками.  Все  предприятия,  где  менеджмент  располагает
значительными
    пакетами акций, контролируются менеджерами. Иными  словами,
способ завоевания контроля через обладание правами собственности
представляет собой один из возможных (но далеко не единственный)
вариантов получения контрольных функций на предприятии.  В  этом
смысле тип собственности жестко обусловливает тип  контроля.  Во
всех  компаниях,  где  менеджеры  имеют  крупные  пакеты  акций,
продолжается процесс концентрации прав собственности в их руках.
    В нашей выборке практически отсутствуют акционерные общества
с четким ("классическим") разделением  функций  собственности  и
ведения бизнеса, то есть фиpмы, на  которых  менеджмент  (и  тем
более рабочие) выступает в качестве нанятого  акционерами  извне
(третий, "внешний"  тип  контроля).  Внешний  контроль,  скорее,
осуществляется  на  основе  некоторого   разделения   власти   -
соглашения  или  перемирия  между  внешними   собственниками   и
менеджерами,  что  позволяет  охарактеризовать   его   как   тип
смешанного, или ограниченного  внешнего  контроля-  всего  таких
предприятий 6, или 9% выборки.