Архитектура периода Российской Империи


         Большие успехи  зодчества  периода  Российской  империи  (18-первая
половина 19 вв.), как и всей русской экономики и культуры в  целом,  связаны
с деятельностью Петра 1 . В его царствование, в частности, было  значительно
расширено производство кирпича и других строительных материалов  и  изделий,
стандартизировалось    их    изготовление;    были     введены     различные
законоположения,   инструкции   и   кодексы   по   строительству;   началась
систематическая  подготовка  архитектурных  кадров,  издание  литературы  по
строительству  и  архитектуре,  а  так   же   изучение   опыта   зарубежного
строительства; в     Россию стали приглашать западноевропейских зодчих.
      Крупным вкладом в сокровищницу  русского  и  мирового  зодчества  было
возведение Петербурга с его ансамблями, общественными  зданиями,  городскими
и загородными дворцами, улицами, парками.
        Строительство   его   осуществлялось   по   заранее   разработанному
генеральному  плану,  основанному  на   принципах   регулярной   планировки.
Сооружение жилых домов в Петербурге велось с  обязательным  условием  выхода
их фасадов на улицу, а  не  в  усадьбу,  как  это  делалось  раньше.  Строго
регламентировалась также высота домов. Новым в архитектуре  Петербурга  было
то, что застройка его производилась не только по генеральному  плану,  но  и
по  «образцовым»  (типовым)  проектам,  в  которых  различались   дома   для
именитых, зажиточных и др.
        Одним из  первых  монументальных  сооружений  Петербурга  был  собор
Петропавловской крепости (1712-1733 гг.) с огромной колокольней,  увенчанной
34-метровым  золоченым  шпилем,  символизировавшим  величие  новой   русской
столицы. Характерным в этом соборе было то, что  по  архитектуре  он  больше
походил на светское здание типа западноевропейских городских ратуш.
        Сердцем же Петербурга, символом  морского  могущества  России  стало
Адмиралтейство с его 72-метровойбашней со шпилем, увенчанным кораблем  (1704
г. заново возведено зодчим  И.К.Коробовым  в  1732-1738  гг.  и  перестроено
затем А.Д.Захаровым). От здания, как лучи, расходятся три крупных  проспекта
города.
         Существенным отличием Петербурга от Москвы и других городов  России
является то, что зодчество в нем носило утилитарный характер.  Строительство
культовых зданий было ограничено –  их  возводили  лишь  в  случаях  крайней
необходимости.
          Сдержанная и  монументальная  в  петровскую  эпоху  архитектура  в
последующие  годы  под  влиянием   стиля   барокко   становится   пышной   и
торжественной. Образцы архитектуры русского барокко представлены
дворцовыми зданиями, дворцово-парковыми  ансамблями,  триумфальными  арками,
которые  носили  характер  показной  парадности,  роскоши  и   должны   были
демонстрировать богатство и могущество дворянства.
          Крупнейшим  мастером  русского  барокко  петербургской  школы  был
зодчий В.В.Растрелли, создавший такие  памятники  русской  архитектуры,  как
Екатеринский дворец в Царском Селе (1752-1762 гг.),  Зимний  дворец   (1754-
1762 гг.) и Смольный монастырь в  Петербурге  (1748-1757  гг.),  Андреевский
собор в Киеве (1747-1762 гг.) и другие.  Особенностями  внешней  архитектуры
зданий В.В.Растрелли, как, впрочем, и  всего  русского  зодчества,  являются
протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение  на  выступающие
и западающие объемы, применение ордеров  с  раскрепованными  антаблементами,
украшение  фасада   скульптурами,  позолоченными  белым  лепным  декором  на
цветном, чаще голубом фоне стены. Для интерьеров зданий  характерно  наличие
парадных залов, просторных вестибюлей, а так же богатство отделки.
        Типичным сооружением дворцового  зодчества  этого  периода  является
грандиозный по протяженности (около 500 м.) Екатеринский  дворец  в  Царском
Селе. Здание его состоит из центральной части и четырех флигелей,  связанных
между собой в единый корпус промежуточными  вставками.  Дворец  примыкает  к
большому  регулярному   парку,   застроенному   различными   увеселительными
павильонами.  Расположенные  анфиладой  на  втором  этаже  дворца   парадные
помещения – огромные залы – имеют большую ширину и двухстороннее  освещение,
а некоторые устраивались и двусветными, то  есть  имеют  два  яруса  оконных
проемов. Стены и потолки помещений отделаны золоченой  резьбой,  картушами*,
вензелями и др.
         Великолепен  по  национальному  колориту  динамичный,  парящий  над
днепровскими кручами на высоте более  ста  метров  над  уровнем  реки  бело-
голубой Андреевский собор в Киеве. Это  произведение  В.В.Растрелли,  помимо
своих     изумительных     художественных     качеств,     имеет     большое
градостроительноеное значение благодаря исключительно удачной постановке  на
местности. Откуда  ни  посмотришь  на  храм  –  с  близкого  ли  расстояния,
находясь  у  подножья  горы,  вдалеке  от  нее,  -  отовсюду   он   поражает
удивительной  стойкостью  силуэта,  великолепно  вписанного   в   окружающий
ландшафт и неразрывно с ним связанного.
        Архитектура  собора  отличается  четкостью  плана  (он  имеет  форму
четырех  сторон  креста),   исключительной   пластикой   объема,   легкостью
архитектурных элементов и деталей. Украшенный нарядными  люкарнами**  легкий
центральный купол,  кусты  стройных  колонн,  несущих  изящные  декоративные
боковые   главы,   замечательных   пропорций    ордер    с    раскрепованным
антаблементом, опоясывающий здание,  в  сочетании  с  хорошо  прорисованными
лепными золочеными и белыми деталями на  голубой  поверхности  стен  придают
храму необычайную живописность и выразительность.
         Андреевский  собор  –  самое  совершенное  и  зрелое   произведение
В.В.Растрелли. Он по  праву  относится  к  наиболее  прославленным  шедеврам
архитектурного наследия.
        Архитектурная школа  В.В.Растрелли  нашла  в  России  многочисленных
последователей. Вторым архитектурным направлением  барокко  была  московская
школа Д.В.Ухтомского, воспитавшего таких  выдающихся  мастеров  архитектуры,
как М.Ф.Казаков, А.Ф.Кокоринов и другие.
        Известные работы Д.В.Ухтомского – триумфальная арка  Красные  ворота
в Москве (1753-1757  гг.),  колокольня  Троице-Сергиевой  лавры  в  Загорске
(1741-1770 гг.) и ряд других  дворцовых  и  культовых  сооружений.  В  своих
проектах Д.В.Ухтомский  развивал  традиции  отечественной  архитектуры.  Его
произведения   отличаются   национальным   своеобразием   и   художественной
целостностью.
        Д.В.Ухтомский сочетал практическую работу с теоретическим  обучением
многочисленных учеников. Задолго до  открытия  Академии  художеств  им  была
создана особая школа – «Команда Ухтомского», -  в которой обучались  русские
зодчие.
        Во второй половине 18 в. барокко и рококо были  вытеснены  пришедшим
с Запада стилем классицизма, под  влиянием  которого  созданы  замечательные
творения  русского  искусства  –  величественные  городские   и   загородные
ансамбли, монументальные высокохудожественные  светские  здания  и  др.  При
этом русский классицизм, как и  русское  барокко,  был  глубоко  отличен  по
своему идейно-художественному содержанию от этого стиля  в  других  странах.
Обладая рядом прогрессивных особенностей, русский  классицизм  способствовал
созданию  сугубо  национальных,   самобытных   архитектурных   произведений,
поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире.
         Основоположниками  русского  классицизма  были  выдающиеся   зодчие
В.И.Баженов,   М.Ф.Казаков,   И.Е.Старов,    А.Ф.Кокоринов,    воздвигнувшие
замечательные  памятники,  в  которых  гениально   сочетались   классические
принципы античной архитектуры, мировой классики  и  русского  архитектурного
наследия. Зданиям  этих  архитекторов  присуще  основанные  на  классических
ордерах   простота  и  строгость  объемно-планировачных  схем,  четкость   и
ясность форм, сдержанность в применении декоративных элементов и деталей.
        Большие успехи в этот период достигнуты в  области  реконструкции  и
планировки  городов.  По  размаху  градостройства  Россия  далеко  опередила
другие европейские государства: реконструкции подвернулись многие  города  и
населенные места. Применяя  регулярную  систему,  русские  мастера  избегали
свойственному Западу схематизма,  чисто  геометрической  планировки,  широко
использовали   национальные   традиции,   умело   сочетали   планировку    с
особенностями рельефа местности и окружающей  природы.  При  планировке  они
мастерски вписывали в общий план исторически сложившиеся системы  застройки,
памятники архитектуры и другие. Площадям обычно придавали  простую  форму  и
застраивали их главным образом административными и  общественными  зданиями,
а так же капитальными каменными домами дворян  и  купечества.  Улицы  делали
прямыми и широкими. Прямоугольная сетка улиц в  большинстве  городов  удачно
сочеталась   с  радикальной.  При   планировке   улиц,   в   том   числе   в
провинциальных  городах  и  сельских   местностях,   широко   использовались
«образцовые проекты».
        Лучшими творениями зодчества  раннего  классицизма  является  здание
Петербургской академии художеств, построенное по проекту А.Ф.Кокоринова  при
участии Валлена Деламота  в  1764-1788  гг.;  произведения  В.И.Баженова  --
выстроенный в 1784-1786 гг. дом Пашкова в Москве и  неосуществленный  проект
грандиозного  Кремлевского  дворца  в   царской   резиденции   в   Царицыне;
Московский сенат в Кремле (1776-1787 гг.),  Голицинская  больница  в  Москве
(1796-1801 гг.), выстроенные М.Ф.Казаковым; Таврический дворец в  Петербурге
(1783-1789 гг.) И.Е.Старова; Камеронова галерея в Царском Селе  (  1783-1786
гг.) Чарльза  Камерона;  Смольный  институт  в  Петербурге  (1806-1808  гг.)
Джакомо Кваренги и другие.
         Среди  немногочисленных  сохранившихся  произведений   В.И.Баженова
особенно выделяется дом Пешкова – одно  из  красивейших  зданий  Москвы.  Он
отличается исключительной композицией  и  изумительными  пропорциями.  Фасад
дома имеет типичное  для  многих  русских  усадебных  дворцов  того  времени
объемное  построение  –  членение  здания   на   три   объема.   Центральный
трехэтажный  объем  и  связанные  с  ним  посредством  одноэтажных   галерей
двухэтажные боковые объемы оформленные разными ордерами. При этом  чем  выше
по  фасаду  здания  расположен  орден,  тем  он  стройнее  и  изящнее.  Этим
подчеркивается нарастающая к центру  динамичность  силуэта  здания.  Боковые
объемы  здания  приземистые,  оформлены  портиками***   ионического   ордера
грузных пропорций. Портик центрального главенствующего объема  более  тонких
пропорций и поднят на рустованном цокольном этаже. Центральный объем,  кроме
того, увенчан ротондой**** с колоннами тонких пропорций.
         Здание  это  сильно  пострадало  во  время   пожара   1812   г.   и
восстановлено в несколько искаженном виде. И все же оно  остается  одним  из
примечательных  в  Москве.  Поставленный  на   холме   дом,   особенно   его
центральная  часть,  хорошо  воспринимается  с  различных  сторон,  выглядит
величаво и свидетельствует о высоком композиционном мастерстве  автора,  его
таланте как  градостроителя.  При  проектировании  зодчий  здесь  подошел  к
отдельному зданию, как к составной части ансамбля.
        Наиболее заметный след в истории архитектуры конца  18  в.   оставил
замечательный  зодчий,  сочетавший  в  себе  талант  художника  и  инженера,
М.Ф.Казаков. В отличие  от  зданий  В.И.Баженова  произведения  М.Ф.Казакова
дошли  до  наших  дней  в  большом  количестве  и  в  хорошей   сохранности.
Архитектура его творений отличается строгостью  общей  композиции,  логичным
выявлением в наружных  формах  внутренней  структуры  здания,  сдержанностью
архитектурных форм.
         Сооружением,  в  котором  более  ярко  проявился  широкий  диапазон
мастерства зодчества, считается здание Сената в  Московском  Кремле.  Помимо
блестящего  архитектурного  решения,  в  нем  применена  технически   смелая
конструкция кирпичного купала диаметром около 25 м. (наибольшего в  те  годы
в Европе) толщиной всего  в  один  кирпич,  которым  увенчан  цилиндрический
объем зала заседаний.
        Среди  общественных  сооружений  М.Ф.Казакова  выделяется   ансамбль
Голицынской больницы в  Москве  –  усадьба  с  открытым  парадным  двором  –
курдонером***** и парком, расположенным за  центральной  частью  корпуса  на
склоне  Москва-реки.  Доминирующим  в   композиции   здания   является   его
центральный объем с портиком, за которым  размещен  торжественный  купольный
зал-ротонда,  являющийся  лучшим  образцом  интерьера   классицизма.   Купол
органически связан как с внутренним пространством зала,  так  и  с  наружной
архитектурой всего здания –  пример  единства  наружных  форм  и  внутренней
структуры здания, единства художественного и технического замысла.
         Однако  такое  ансамблевое  строительство  проводилось   только   в
центральных районах; окраины по-прежнему, бессистемно застраивались  убогими
деревянными и глинобетонными  домами  бедноты,  в  чем  сказалась  классовая
ограниченность градостроительства.



        Картуш* – орнамент с завитками по сторонам и  полем  по  середине  с
вензелями, эмблемой, надписями.
         Люкарн**  -  окно  для   освещения   чердака,   в   данном   случае
подкупольного пространства.
       Портик***  -  открытая  колоннада,  установленная  у  наружной  части
стены.
        Ротонда**** - круглое в плане строение, обычно перекрытое куполом.
        Курдонер***** -  парадный  двор,  образуемый  выступающими  боковыми
объемами здания П-образной формы.



                                                  Николай Антонович Черкасов
                                   Архитектура (издание 2-е, переработанное)
                                  Издательство “Будiвельник” Киев – 1968 год



       Реферат по истории


        тема: Архитектура


периода Российской империи



Ученицы 7 Б класса   Кравчик Ани                         2001год