Краткие характеристики экономических регионов России


   I. Северо-западный экономический район.
1. Состав района:
 - Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области;
 - 200000 км2;
 - 8 млн. человек.
2. Общие особенности региона:
 - удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток);
 - приморское положение;
 - крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской);
 - большая роль ВПК (более 70 %).
3. Природные ресурсы:
 - бокситы;
 - лесные (45 %);
 - торф;
 - водные.
Район беден природными ресурсами.
4. Население и трудовые ресурсы:
 - очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2);
 - повышенный показатель урбанизации (87 % жителей – городское население);
 - сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет);
 - высокий кадровый уровень.
5. Основные отрасли промышленности:
Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
А) Машиностроение (26 % всей продукции района):
 - судостроение;
 - электротехническое машиностроение (турбины);
 - сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).
Б) ВПК – оптика, системы наведения.
В) Химический комплекс:
 - фармация (положительное развитие – 30-40 % прибыли);
 - производство удобрений.
Г) Лесная отрасль – мебель, бумага).
Д) Товары народного потребления.
Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).
Ж) Транспорт:
 - ж/д (более 50 % всех перевозок страны);
 - речной и морской транспорт;
 - ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);
З) Наличие рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.
6. Основные проблемы:
 - ввоз энергоресурсов;
 - неудачная конверсия;
 - недостаток металла;
 - большая экономическая безработица;
 - высокий криминальный фон.

  II. Северный экономический район.
1. Состав района:
 -  Архангельская,  Вологодская,  Мурманская  области,  республики  Коми   и
   Карелия;
 - 1500 тыс. км2;
 - 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).
2. Общие особенности региона:
 - наличие крупного морского хозяйства;
 - лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь);
 - наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-Печорская
   нефтегазовая провинция);
 - экстремальные природно-климатические условия.
3. Природные ресурсы:
 - нефть, газ
 - угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн);
 - железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»);
 - сырье для цветной металлургии:
   бокситы (Средне-Тиманский рудник);
   медно-никелевая руда (Кольский п-ов);
   редкоземельные металлы;
   алмазы (Архангельск);
   лес (10 %  от  всех  лесных  ресурсов  России)  –  низко  технологическое
   производство;
   водные ресурсы.
4. Население и трудовые ресурсы:
Самый малочисленный район.
 - плотность населения 4 чел./км2;
 - высокий уровень урбанизации (76 % городского населения);
 - резкий отток кадров.
5. Основные отрасли промышленности:
Резкий спад,  падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %.
Причины: распад хозяйственных связей.
Отрасли:
 - лесная – 21 %;
 - черная металлургия – 20 %;
 - электроэнергетика – 13 %;
 - топливная промышленность – 10 %.
Лесная: одна из главных.
 - производство бумаги;
 - мебельное производство (слабо конкурентное).
Металлургическая промышленность:
Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в  РФ  по
удельному весу;
 - 4.5 млн. т. стали ежегодно;
 - 1/6 всего российского проката;
 - объем прибыли 300 млн. $;
 - конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
Машиностроение:
 - судостроение для Арктики.
Химическая промышленность:
 - фосфатные удобрения из отходов металлургии.
Топливно-энергетический комплекс:
Концентрируется в Ненецком автономном округе.
А)  угольная  промышленность  (Печорский  угольный  бассейн),   1/10   всего
российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча.
Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти  в
РФ. Идет рост добычи.
В)  электроэнергетика   (ТЭЦ   на   своем   угле,   Кислогубская   приливная
электростанция).
АПК:
 - сельхозугодья занимают 2 % территории района;
 - животноводство – 80 % (оленеводство);
 - рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.
Транспорт:
 - ж/д – 70 %  грузооборота;  вывоз  угля,  продукции  машиностроения;  ввоз
   продуктов пищевой промышленности, ТНП;
 - газопровод «Сияние Севера»;
 - Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.
6. Основные проблемы:
 - северный завоз, его ухудшение;
 - кризис в угольной промышленности;
 - слабая социально-культурная инфраструктура.

III. Центральный экономический район.
1. Состав района:
- Москва, Московская область
области:
 - Брянская; Владимирская; Ивановская;  Калужская;  Костромская;  Орловская;
   Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.
 - 500 т. км2;
 - 30 млн. чел
2. Общие особенности региона:
 - столичное значение;
 - на пересечении важнейших транспортных путей;
 - мощная промышленность (1 место по ВВП);
 - высокая степень освоенности;
 -   высококвалифицированные   кадры,   наукоемкое   производство;   большое
   количество учебных заведений.
3. Природные ресурсы:
Бедные природные ресурсы.
 - строительные материалы (известняк);
 - железная руда (Тула);
 -  имеется  бурый  уголь  невысокого  качества  (Подмосковный  буроугольный
   бассейн);
 - торф.
Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.
4. Население и трудовые ресурсы:
 - плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2);
 - очень урбанизирована (83 %);
 - очень высококвалифицированные кадры;
 - наличие существенной безработицы:
   ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.
5. Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (1 место в РФ):
 - полный производственный цикл всех подотраслей;
 -   сложное   и   точное   машиностроение    (радиотехника,    электроника,
   станкостроение);
 - автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ);
 - ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна,  пассажирские  вагоны  –  Тверь,
   вагоны метро – Мытищи);
 - авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта;
 - с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта);
 - станко- и приборостроение.
Химическая промышленность:
 - удобрения (Воскресенск) – 10 % от российского производства;
 - нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации);
 - шинное производство.
Проблемы с энергией и водой.
Легкая промышленность:
 - 1/3 всей российской промышленности;
негатив:
 - сокращение сбыта;
 - конкуренция импорта;
 - сырьевая проблема.
Полиграфическая промышленность:
 - самая крупная полиграфическая база.
Энергетика:
 - крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ);
 - мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.
Остальные отрасли:
 - наличие черной металлургии (Новотульский комбинат);
 - АПК:
   зерновые (50 % площадей);
   прокормить себя не может, т.е. завоз.
   мощная кондитерская промышленность.
 - транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий,  огромная  интенсивность,
   самые протяженные дороги в РФ;
 - главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово;
 - продукция бытового-культурного  назначения:  хрусталь,  роспись,  фарфор,
   лаковая миниатюра.
6. Основные проблемы:
 - ввоз продуктов питания;
 - ввоз энергоресурсов;
 - кризис машиностроительного производства;
 - политические проблемы.

  IV. Волго-Вятский экономический район.
1. Состав района:
 - Нижегородская, Кировская области;
 - республики:
   Мордовия;
   Чувашия;
   Марий-Эл.
 - 265 т. км2;
 - 8,5 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
 - лежит в бассейнах  рек  Волги  и  Вятки,  т.е.  обладает  дешевым  речным
   транспортом. Хорошие условия для АПК;
 - яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района).
3. Природные ресурсы:
Не очень богат.
 - фосфориты (50 % всех российских запасов);
 - строительные материалы (гипс, цементный песок);
 - водные ресурсы;
 - лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы).
Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
4. Население и трудовые ресурсы:
 - плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2);
 - высокий уровень урбанизации (70 %);
 - резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
5. Основные отрасли промышленности:
Машиностроение:
 - автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $;
 - судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород)  –  пассажирские  теплоходы.
   Малый спрос;
 - электротехническое машиностроение:
   лампы (Саранск).
Работают на привозном металле.
Химическая промышленность:
 - шинное производство;
 - лесохимия;
 - полимеры, пластмассы.
Лесная промышленность:
 - Балахнинский ЦБК.
ТЭК:
 - существенный энергодефицит, ввоз энергии;
 - ввоз угля, газа, нефти.
АПК:
 - достаточно сильно развит;
 - полностью обеспечивает внутренние потребности;
 - главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры;
 - технические культуры: лен, конопля;
 - переработка АПК – консервирование.
Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.
Транспортное хозяйство:
 - ж/д – 2/3 всех грузоперевозок;
 - речной транспорт – 1 место по грузообороту;
 - трубопроводы (Алметьевск – Н.Новгород (нефть)),
Отрицательное сальдо торгового баланса.
6. Основные проблемы:
 - дефицит топливно-энергетических ресурсов;
 - недостаток металла для машиностроения;
 - технологическая отсталость АПК.

   V. Центрально-Черноземный экономический район.
Состав района:
Области:
 - Белгородская;
 - Воронежская;
 - Курская;
 - Липецкая;
 - Тамбовская.
 - 170 т. км2;
 - 8 млн. чел.
Общие особенности региона:
 - самая большая железно-рудная база страны (КМА);
 - АПК хорошо развит – продуктовая база страны.
Природные ресурсы:
 - железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии –  600  км.,  очень
   богатые руды;
 - медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-
   ова);
 - почвы (чернозем).
Население и трудовые ресурсы:
 - 47 ч./км2;
 - средний уровень урбанизации (61 %);
 - естественная убыль населения.
Основные отрасли промышленности:
Черная металлургия ( с 17 века) на базе КМА:
 - крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский.
 - дешевое сырье.
Машиностроение:
многообразный характер:
 - сложное и точное машиностроение;
 - авиационная продукция и радиоэлектроника;
 - металлоемкое производство (50 % в Воронежской области):
   горнорудные и сельхозмашины.
Пищевая промышленность:
 - сахар;
 - мясо;
 - плодоконсервирование;
Значительный износ основных фондов до 70 %.
Электроэнергетика:
 - 80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская);
 - нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.
АПК:
 - снабжает Центральные и Северные районы, 30 % от объемов по РФ;
 - свекла;
 - подсолнечник;
 - зерно;
Транспорт:
 - выгодное положение на пересечении ж/д путей;
 - мощный транспортный комплекс;
 - большой грузопоток.
Вывоз: зерно, сахар, ж/руда;
Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.
Основные проблемы:
 - спад в АПК;
 - падение сбыта руды и металлов.

  VI. Северо-Кавказский экономический район.
1. Состав района:
Ростовская область;
Краснодарский край;
Ставропольский край;
Республики:
 - Адыгея;
 - Дагестан;
 - Кабардино-Балкария;
 - Карачаево-Черкессия;
 - Северная Осетия;
 - Ингушетия;
 - Чечня;
 - 18 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
 - между Каспийским, Черным и Азовским морями;
 - наличие морского транспорта и курортных зон;
 - наличие крупного АПК;
 - нефтехимическая промышленность;
 - национальная и политическая нестабильность.
3. Природные ресурсы:
 - высоко плодородные почвы (50 % чернозема);
 - газ (Дагестан);
 - нефть глубокого залегания (Чечня);
 - вольфрам (Карачаево-Черкессия);
 - цинк (Северная Осетия);
 - медь (Дагестан);
 - мало леса (1/200 часть запасов РФ).
4. Население и трудовые ресурсы:
 - самый многонациональный район;
 - по численности на 3 месте в России;
 - 64 % сельского населения;
 - большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).
5. Основные отрасли промышленности:
АПК (1/6 часть объемов РФ):
 - Поставка зерна (Краснодар);
 - 1/3 всех плодоовощных культур РФ;
 - почти все виноградники;
 - единственный поставщик субтропических продуктов.
Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш);
Курортные комплексы (Кавминводы);
Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса);
Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк - Владикавказ).
Транспорт:
 - ж/д;
 - автомобильный транспорт;
 - трубопроводы (Грозный-Туапсе).
6. Основные проблемы:
 - политическая, этническая нестабильность;
 - высокая миграция населения, безработица;
 -  Северо-Кавказская  железная  дорога  не   справляется   с   грузопотоком
   (двухколейная);
 - спад с/х производства;
 - сокращение спроса на агропромышленную  продукции  (Ростсельмаш  не  может
   реализовать свои комбайны);
 - большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных).

 VII. Поволжский экономический район.
1. Состав района:
Республики:
 - Татарстан;
 - Калмыкия;
Области:
 - Саратовская;
 - Самарская;
 - Волгоградская;
 - Ульяновская;
 - Пензенская.
 - 530 т. км2;
 - 17 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
Расположен вдоль обоих берегов Волги;
Запасы нефти в Татарстане;
Высоко развито автомобилестроение;
АПК находится в благоприятных условиях, высоко  развит  (1  место  в  РФ  по
зерну).
3. Природные ресурсы:
 - нефть (Ромашкинское, Альметьевское месторождения);
 - газ (Астраханское месторождение);
 - соль (Баскунчак).
4. Население и трудовые ресурсы:
 - пестрота национального состава;
 - квалифицированные рабочие кадры.
5. Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (автомобильное):
 - КАМАЗ;
 - ВАЗ;
 - Елабужский автозавод;
 - Ульяновский АЗ.
Судостроение.
Нефтехимическая промышленность:
 - Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть);
Электроэнергетика:
 - ГЭС (донор Центрального и Уральского районов).
АПК (ведущее место в России):
 - пшеница;
 - подсолнечник;
 - мясо;
 - молоко;
 - шерсть;
 - рыбная промышленность (Астрахань).
Транспорт:
 - ж/д (много магистралей);
 - речной транспорт;
 - газопроводы, нефтепроводы.
Вывоз: газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, зерно.
Ввоз: машины, лес, ТНП.

Разделен на зоны:
 - Приволжье (Ульяновск, Пенза);
 - Средняя Волга (Татарстан);
 - Нижнее Поволжье  (Астрахань, Волгоград, Саратов, Калмыкия).
6. Основные проблемы:
 - относительно благополучный, без проблемный район;
 - спад в машиностроении, в ТЭК.

VIII. Уральский экономический район.
1. Состав района:
Республики:
 - Башкортостан;
 - Удмуртия;
Области:
 - Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская;
 - 820 т. км2;
 - 20 млн. чел. (2 место после Центрального района).
2. Общие особенности региона:
 - ВПК;
 - мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35  %  чугуна;
   1/5 бумаги);
 -  выгодное  географическое  положение  в  центральной  части  России,   на
   пересечении путей на запад и восток;
 - мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК);
 - старо промышленный  район  с  устоявшимися  связями,  с  большим  износом
   основных фондов (70-75 %).
3. Природные ресурсы:
 - нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь);
 - газ (Оренбург);
 - уголь (Южно-Уральский угольный  бассейн,  Копейск  –  истощенные  запасы,
   среднего качества);
 - ж/руда (2  место  после  КМА)  –  нет  крупных  и  удобных  к  разработке
   месторождений;
 - бокситы (СУБР – 80 % всего сырья, убыточная добыча);
 - медные руды (Красноуральск, Кировград);
 - никель (Реж, Уфалей);
 - цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод);
 - золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности);
 - не рудные полезные ископаемые:
   асбест (90 % по РФ);
   лес (40 % территории района)
4. Население и трудовые ресурсы:
75 % городского населения;
высокий уровень образования, подготовки кадров;
рост скрытой безработицы.
5. Основные отрасли промышленности:
ТЭК:
 - недостаточная обеспеченность ресурсами;
 - нефть, газ;
 - электроэнергетика – Белоярская АЭС;
Черная металлургия:
 - свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА;
 - свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана;
 - нет коксующихся углей, целиком ввозятся;
 - комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский.
Цветная металлургия:
Медная промышленность:
 - полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш);
 - алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ – К-Уральский);
 - титан – ВСМПО.
Машиностроение:
 - весь спектр  машиностроения,  около  150  предприятий  (буровое,  горное,
   станкостроительное, производство турбин);
Химическая промышленность:
 - минеральные удобрения, калий, азот (Пермь);
 - на отходах металлургии;
 - производство шин;
 - смолы, пластмассы.
Лесная промышленность:
 - бумага;
 - мебель.
АПК:
 - зона рискованного земледелия;
 - на юге района – 60 % зерна, картофель. Все для собственных нужд.
Транспорт:
 - ж/д;
 - трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) – нефть и газ.
6. Основные проблемы:
 - ввоз топливных и энергетических ресурсов;
 - спад в машиностроении и ВПК;
 - экологические проблемы;
 - износ основных фондов.

  IX. Западно-Сибирский экономический регион.
1. Состав района:
Республика Алтай;
Области:
 - Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа);
 - Кемеровская:
 - Новосибирская;
 - Томская;
 - Омская.
 - 2,5 млн. км2;
 - 15 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
Сильно развита топливно-энергетическая база (уголь Кузбасса, нефть Тюмени).
3. Природные ресурсы:
 - наличие нефти, газа площадь (нефтяной провинции – 1,7 млн. км2);
 - среднее Приобъе – Нижневартовск (1/20 всей нефти Сибири);
 - Приполярный район – Уренгой;
 - Заполярье – Ямбург;
 - п-ов Ямал;
 - район дает ѕ нефти и 9/10 газа от всей добычи по РФ.
   Уголь: Кузбасс (600  млрд.  тонн  –  высококачественный,  пласты  мощные,
близко к поверхности);
   Руды:
 - ж/руда  (Западно-Сибирский  железно-рудный  бассейн)  –  Новокузнецкий  и
   Западно-Сибирский комбинаты;
 - марганец (Кемерово);
 - ртуть;
 - лес (12 % от всей РФ, 75 млн. га).
4. Население и трудовые ресурсы:
15 млн. чел.
 - 72 % городского населения;
 - национальный состав: 9/10 русские; ханты, манси, др.
5. Основные отрасли промышленности:
Нефтегазовый комплекс:
 - нефтедобыча (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск);
 - газ (Надым, Уренгой, Новоуренгой, Ямбург);
 - нефтепроводы (Сургут-Курган-Самара; Нижневартовск-Красноярск);
 - газопроводы (Игрим-Серов-Екатеринбург; Уренгой-Челябинск; Медвежье-Казань-
   Н.Новгород-Москва; Уренгой-Минск-Западная граница).
Угольно-металлургический комплекс:
 - Кузбасс – высококачественные коксующиеся угли;
 - Кузнецкий и Западно-Сибирский  металлургические  комбинаты,  полный  цикл
   переработки.
Машиностроение:
 - нефтегазовое и угольно-добывающее;
 - энергетическое (турбины, котлы);
Лес:
 - на базе огромных запасов;
 - вдоль ж/д магистрали;
 - большое производство фанеры.
АПК:
 - собственные потребности  удовлетворяются  частично  картофелем,  овощами,
   зерновыми;
 - полный ввоз теплолюбивых растений.
Подрайоны:
 - Кузнецко-Алтайский район (Кемерово, Новосибирск, Алтай);
 - Западно-Сибирский район (Тюмень, Омск, Томск).
6. Основные проблемы:
 - не адекватность специализации машиностроения нуждам региона;
 - не достаточное обеспечение продовольствием, ТНП, низкий уровень АПК;
 - есть проблемы во взаимоотношениях с автономными округами.

   X. Восточно-Сибирский район.
1. Состав района:
Республики: Тува; Хакасия; Бурятия.
Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край.
 - 4,1 млн. км2;
 - 9 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
 - огромная территория (тундра, вечная мерзлота);
 - много природных ресурсов, но слабо освоенных.
3. Природные ресурсы:
Уголь: 3,7 трлн. т.  (1/2 всей России);
 - Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ;
 - Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты;
 - Иркутское месторождение;
 - Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) – очень слабо освоен.
Нефть: Иркутская область, Эвенкия – добыча не ведется;
Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.);
Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);
Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край);  медные  руды;
никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото.
Лес (1 место в РФ): Ѕ объема заготовок леса по РФ, 50 %  территории  района,
93,6 % леса – хвойные;
Водные ресурсы – озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.
4. Население и трудовые ресурсы:
 - 9 млн. чел.;
 - плотность – 2 ч./км2;
 - 72 % городского населения;
 - высокий уровень безработицы;
 - многонациональный состав.
5. Основные отрасли промышленности:
Специализация – заготовка сырья, первичная обработка.
ТЭК:
 - уголь (Канско-Ачинский бассейн);
Электроэнергетика:
 - крупнейшая ГРЭС;
 - крупнейшие ГЭС: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская.
   Характерно:  большая  часть  энергии   вывозится;   основа   для   работы
   алюминиевых предприятий в этом районе.
Горно-металлургический комплекс:
 - медь и никель (Норильский никель – 1 место в мире по никелю, 2 место в РФ
   – по черновой меди);
 - алюминий –  самая  большая  алюминиевая  база  страны  (Красноярский  АЗ,
   Братский АЗ, Саянский АЗ, Шелеховский АЗ).
   Особенности:  дешевая   электроэнергия,   заводы-сверхгиганты,   частично
   используется свое сырье. Ачинский глиноземный завод.
Лесная промышленность:
 - много сырья; низкая себестоимость (на 20 % ниже, чем по РФ); расположение
   вдоль  Транссиба  (близко  к  транспорту,  но  и   много   не   освоенных
   территорий).
Машиностроение:
 - машиностроительные и ремонтные заводы;
 - производство грузовых вагонов (Абакан);
Химическая промышленность:
 - на запасах леса - бумага (Братский ЦБК);
 - синтетический каучук; производство шин; азотные удобрения.
АПК:
 - большие площади под пашнями, низкие урожаи;
 - пшеница, рожь, ячмень.
Транспорт:
 - ж/д (Дальний Восток и Центральная Россия) – Транссиб;
 - речной транспорт, выход к Севморпути по Енисею;
 - автомобильный (слабо развит).
Вывоз: лес, руда.
Ввоз: машины, продовольствие, ТНП
6. Основные проблемы:
 - не достаточно развита инфраструктура социального,  бытового  обеспечения,
   дорожного хозяйства;
 -  отставание  машиностроения  и  несоответствие  внутренним   потребностям
   региона;
 - низкая технологичность лесной промышленности;
 - завоз продовольствия;
 - институциональные проблемы в алюминиевой отрасли (передел собственности);
 -   задолженности   по   оплате   региону   за   электроэнергию   (является
   энергетическим донором);
 - толлинг.

  XI. Дальне-Восточный экономический район.
1. Состав района:
Республика Саха (Якутия);
Приморский край;
Хабаровский край (с Еврейской АО);
Области:
 - Амурская;
 - Камчатская (с Корякским АО);
 - Магаданская (с Чукотским АО);
 - Сахалинская
 - 6,2 млн. км2;
 - 7,5 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
 - удаленность района от центра;
 - огромная слабо освоенная территория;
 - отраслевая специализация цветной металлургии;
 - добыча алмазов;
 - рыбная промышленность.
3. Природные ресурсы:
 - ж/руда – Саха;
 - золото (Колыма, Амур – руда и россыпи);
 - алмазы (Саха);
 - уголь;
 - нефть, газ – добываются не в полной мере, много ввозят.
4. Население и трудовые ресурсы:
 - 7,5 млн. чел.
 - плотность 1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2-0,8 ч./км2);
 - разнообразный национальный состав с преимуществом русского населения.
5. Основные отрасли промышленности:
Цветная металлургия (ведущая):
 - олово (Депутатское);
 - свой ГОК;
 - свинцово-цинковые руды (Приморье);
 - вольфрам.
Алмазодобыча («Алмазы России»);
Рыбная промышленность (1 место в РФ);
Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Хабаровск, Приморье,  Амурская
область);
Машиностроение:
 - судоремонтные заводы, для собственных нужд;
 - энергетическое.
АПК (преимущественное развитие на юге):
 - зерно, яровые пшеницы, озимая рожь, овес;
 - пушное звероводство.
Транспорт:
 - ж/д (80 %) – БАМ, Транссиб;
 - речной (р. Лена – связь между Северным ледовитым океаном и БАМ);
 - автомобильный – плохо развит;
 - авиатранспорт – огромное значение из-за  удаленности  района  от  большой
   земли.
Ввоз: отрицательное сальдо – ТНП, продукцию машиностроения,  продовольствие,
энергетические ресурсы;
Вывоз: лес, цветные металлы.
6. Основные проблемы:
 - напряженность топливно-энергетического баланса;
 - неразвитость собственных запасов сырья;
 - территориальная удаленность, разрыв хозяйственных связей;
 - высокие транспортные тарифы;
 - энергодефицит;
 - недостаточно развито машиностроение;
 - диверсификация развития территорий.