Архитектурные памятники первой половины XIX века


              Архитектурные памятники первой половины XIX века.

       В первой трети девятнадцатого века создаются ни с  чем  не  сравнимые
шедевры архитектуры  высокого  классицизма,  ансамбли  красивейших  площадей
Петербурга.  При  Александре  первом  господствовал   упрощённый,   лишённый
фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в  девятнадцатом  в  основу  был
взят принцип регулярности застройки. С  особой  силой  проявляется  значение
Невы как главной артерии  и  основной  композиционной  образующей  в  центре
Санкт-Петербурга. Почти  всё  пространство,  занимаемое  в  настоящее  время
Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и  было
застроено. Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до  наших  дней  с
небольшими изменениями. Частных построек  было  мало.  Прокладывались  новые
улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником.

                             Ансамбль Смольного.
       Проект комплекса монастыря состоит из собора с колокольней, служебных
и  жилых  корпусом,  трапезной  и  других  помещений.  Собор   монастыря   –
замечательный  образец   архитектуры   этого   периода,   одно   из   лучших
произведений Ф. Б. Растрелли. Великолепный комплекс создан в стиле  русского
барокко.  Ансамбль  был  запроектирован  в  традициях  русских  монастырских
комплексов с пятиглавым собором в центре огромного  крестообразного  в  план
двора, ограждённого по периметру протяжённым монастырским зданием.  Отдельно
стоящая колокольня представляет собой многоярусное  сооружение  высотой  140
метров, – так пожелал император, чтобы превзойти колокольню Ивана  Великого.
Достройка  и  внутренняя  отделка  собора  была  осуществлена   архитектором
Стасовых  в  1832-1835-х  годах.  Монастырь  был  первым   женским   учебным
заведением в России для девушек дворянского происхождения.
       К югу от монастыря в 1806-1808 годах  по  проекту  Д.  Кваренги  было
построено здание Смольного  института  со  служебными  корпусами,  садом  ми
оградой.  Здание  предназначалось  для  закрытого   учебного   заведения   –
Института благородных девиц, который стал называться институтом  благородных
девиц.  Широкий  курдонер   охвачен   в   плане   зданием   с   великолепным
восьмиколонным портиком ионического ордера, поднятым  на  аркаду  цокольного
этажа главного  западного  фасада.  Здание  Смольного  построено  в  формах,
свойственных становлению стиля высокого классицизма.
                             Михайловский замок.
       Территория ансамбля располагалась на  правом  берегу  реки  Фонтанки,
недалеко от её истока, за вторым летним  садом,  с  южной  стороны  верховья
реки Мойки, и занимала часть  обширной  территории  Третьего  Летнего  сада.
Здесь, на берегу Фонтанки и Мойки, Пётр I для Екатерины I когда-то  построил
летний дом, вокруг которого был разведён сад. Дом  этот  посещался  редко  и
мало-помалу обветшал. В  конце  30-х  годов  восемнадцатого  века  для  Анны
Иоанновны был выстроен новый дворец, а старый  разобран.  Строился  он  Ф.Б.
Растрелли и был шедевром русского барокко. Жила же в новом дворце  Елизавета
Петровна, здесь Екатерина II принимала официальное  поздравление  по  случаю
вступления на престол. В нём же родился будущий  император  Павел  I.  После
смерти Екатерины II Павел I приказал в 1779 году разобрать дворец и  на  его
месте  построить  дворец-замок,  при  котором  должна  была   быть   церковь
архистратига Михаила, сам же замок было  принято  называть  Михайловским.  В
его торжественноё закладке принимал участие и сам император  с  императрицей
Марией Фёдоровной.  Замок  был  готов  к  1800  году,  8  ноября  состоялось
освещение, одновременно с освящением его церкви. Потайные  ходы,  окружавшие
его земляные валы и каналы с подъёмными мостами, казались Павлу  I  надёжной
защитой от дворцовых переворотов.  Но  императору  удалось  пожить  в  новой
резиденции недолго. Здесь же, в ночь на 11 марта 1801 года, он  был  задушен
заговорщиками.     Михайловский    замок    и    площадь-плац     называемая
Коннетабльской, отделялась от окружающей  территории  глубокими  каналами  с
переброшенными через них  подъёмными  мостами.  Каждый  из  четырёх  фасадов
замка  решён  своеобразно  и  не  повторяет  другой.  Стилевые   сосбенности
архитектуры замка открывают перед нами двери в XIX век.
       В ансамбль Михайловского замка включают так  же  Михайловский  манеж,
конюшни.
       В 1823 году в замке было  размещено  Главное  инженерное  училище,  с
этого времени он стал называться Инженерным замком.
       Александринский театр
       На Александринской площади находился деревянный Итальянский павильон.
Его решено было переделать в театр. В 1801 году деревянный театр по  проекту
В.  Бренны  был  готов.  Вначале  его  называли  театр  Казасси   по   имени
руководителя труппы, но с 1803  года  театр  стал  называться  Малым.  Малый
театр своим видом  не  соответствовал  тому  ответственному  месту,  которое
занимал на площади, да и вместимость зрительного зала была недостаточная.  В
1811 году принимается решение о строительстве в этом районе  нового  театра.
Начавшаяся война приостановила проектирование.  К  вопросу  о  строительстве
театра вернулись лишь в 1818 году. Проектировал театр К. И. Росси. Работа  у
архитектора  заняла  с  небольшими  перерывами  20  лет,  и   в   результате
трудоёмкой работы он создал уникальный проект театрального ансамбля.
       Строился театр с 1828 по 1832 год. Он расположен в глубине площади  и
обращён своим главным фасадом к Невскому проспекту. Здание  Александринского
театра играет в ансамбле площади доминирующую роль.  Оно  является  образцом
высокого классицизма  в  архитектуре.  Обработанные  рустами  стены  нижнего
этажа служат  как  бы  цоколем  торжественных  колоннад,  украшающих  фасады
здания. Шестиколонная лоджия коринфского ордера главного фасада  с  аттиком,
украшенным барельефными скульптурами Славы и Лиры,  на  котором  установлена
квадрига Аполлона, придают  театру  особую  величавость.  В  нишах  главного
фасада – статуи муз Терпсихоры и Мельпомены.  Задний  фасад  помимо  пилястр
украшен также статуями муз Клио и  Эвтерпы.
       Первая половина девятнадцатого века превратила градостроительное ядро
Петербурга в  уникальную,  целостную  систему  архитектурных  ансамблей,  не
имеющих себе равных истории мирового градостроительства искусства.



                                   Реферат



                   По истории и культуре Санкт-Петербурга
                                  На тему:

              Архитектурные памятники первой половины XIX века.



                              Ученицы 9а класса


                                  214 лицея

                           Петроченковой Анастасии