Кодекс РФ и РСФСР об административных правонарушениях - Ответственность военнослужащих.


Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

[pic]
                       от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
Раздел I. Общие положения
     Глава 2. Административное правонарушение и административная
ответственность

 Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на
которых распространяется действие дисциплинарных уставов

     Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут
ответственность за административные правонарушения в соответствии с
дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов
уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и
таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения
в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок
прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о
выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной
безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей
природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы
Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации, а также за административные
правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных
требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или
должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном
правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных
уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на
общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены
административные наказания в виде административного ареста, а к
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде
административного штрафа.

     Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.
                                    [pic]
 Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ настоящий Кодекс признан
                 утратившим силу с 1 июля 2002 г.  Раздел II
     Административное правонарушение и административная ответственность
                               I. Общая часть
                                   Глава 2
     Административное правонарушение и административная ответственность

     Статья 16.  Ответственность  военнослужащих  и  иных  лиц,  на  которых
распространяется   действие   дисциплинарных    уставов,    за    совершение
административных правонарушений
     Военнослужащие и призванные на  сборы  военнообязанные,  а  также  лица
рядового  и  начальствующего   составов   органов   внутренних   дел   несут
ответственность  за  административные   правонарушения   по   дисциплинарным
уставам. За  нарушение  правил  режима  Государственной  границы  Российской
Федерации,  пограничного   режима,   режима   в   пунктах   пропуска   через
Государственную границу Российской  Федерации,  правил  дорожного  движения,
правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных  правил  и  за
контрабанду  эти  лица  несут  административную  ответственность  на   общих
основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные  работы
и административный арест, а к военнослужащим, кроме того,  штраф  и  лишение
права управления транспортными средствами.
     Другие, кроме указанных в  части  первой  настоящей  статьи,  лица,  на
которых распространяется действие  дисциплинарных  уставов  или  специальных
положений о дисциплине, в  случаях,  прямо  предусмотренных  ими,  несут  за
совершение административных правонарушений  дисциплинарную  ответственность,
а  в  остальных  случаях  -  административную   ответственность   на   общих
основаниях.
     В  случаях,  указанных  в  части  первой   настоящей   статьи,   органы
(должностные лица), которым предоставлено  право  налагать  административные
взыскания,  могут  вместо  наложения  взысканий   передавать   материалы   о
правонарушениях соответствующим органам для решения  вопроса  о  привлечении
виновных к дисциплинарной ответственности.
     Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и  гражданской
авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут  в
соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность  за  совершение
ими  при  исполнении  служебных  обязанностей   следующих   административных
правонарушений:
        - работники железнодорожного транспорта - нарушений,
          предусмотренных частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи
          103, статьями 104, 104.1 и частью первой статьи 126 настоящего
          Кодекса;
        - работники морского транспорта - нарушений, предусмотренных
          статьями 104.1, 109, 109.1, 110 и частью второй статьи 126
          настоящего Кодекса;
        - работники речного транспорта - нарушений, предусмотренных
          статьями 104.1, 110 - 111.3 и частью второй статьи 126 настоящего
          Кодекса;
        - работники гражданской авиации - нарушений, предусмотренных
          статьями 105 - 108 настоящего Кодекса.


|ЖУРНАЛ "ВОЕННОЕ ПРАВО"                                                              |
|А.Г. Тищенко,                                                                       |
|офицер юридической службы ВС РФ                                                     |
|ПРИНЯТ НОВЫЙ КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.                            |
|                                                                                    |
|Руководством страны в 2002 г. запланированы самые значительные изменения статуса    |
|военнослужащих за последнее время. Одно из них связано с введением в действие с 1   |
|июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее|
|– КоАП). Административной ответственности военнослужащих посвящена ст. 2.5 КоАП.    |
|Текст статьи достаточно труден для восприятия и дальнейшего ее рассмотрения. Поэтому|
|для удобства работы с этой статьей покажем ее содержание в упрощенном виде, а именно|
|те положения ст. 2.5 КоАП, которые касаются военнослужащих.                         |
|Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за      |
|административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.          |
|Военнослужащие несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами:      |
|за нарушение законодательства о выборах и референдумах;                             |
|за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия       |
|населения;                                                                          |
|за нарушения правил дорожного движения;                                             |
|за нарушения требований пожарной безопасности вне места службы;                     |
|за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды;                 |
|за нарушения таможенных правил;                                                     |
|за нарушения правил режима Государственной границы Российской Федерации;            |
|за нарушения пограничного режима;                                                   |
|за нарушения режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской     |
|Федерации;                                                                          |
|за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов;            |
|за невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего     |
|дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об            |
|административном правонарушении.                                                    |
|К военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде          |
|административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, |
|также в виде административного штрафа.                                              |
|Как мы видим, ст. 2.5 КоАП условно состоит из трех частей:                          |
|первая устанавливает общий принцип административной ответственности военнослужащих –|
|военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в           |
|соответствии с дисциплинарными уставами;                                            |
|вторая часть перечисляет виды административных правонарушений, за совершение которых|
|военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях;          |
|третья, закрепляет правило, согласно которому ко всем категориям военнослужащих не  |
|может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к|
|военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, –                 |
|административного штрафа.                                                           |
|В связи с вышесказанным нелишним будет вспомнить те положения законодательства      |
|Российской Федерации об административной ответственности, которые действуют сейчас и|
|которые утратят силу с 1 июля 2002 г. (см. Федеральный закон «О введении в действие |
|Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001|
|г.). В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от |
|27 мая 1998 г. военнослужащие несут административную ответственность на общих       |
|основаниях за нарушение:                                                            |
|правил дорожного движения;                                                          |
|правил охоты;                                                                       |
|правил рыболовства и охраны рыбных запасов;                                         |
|таможенных правил.                                                                  |
|При этом к военнослужащим не применяются административные взыскания в виде: штрафа; |
|                                                                                    |
|лишения права на управление транспортными средствами;                               |
|исправительных работ и административного ареста.                                    |
|За остальные административные правонарушения военнослужащие несут ответственность в |
|порядке, определенном общевоинскими уставами (аналогичные положения об              |
|административной ответственности военнослужащих за административные правонарушения  |
|содержит ст.16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).                  |
|Сравнивая действующие нормы об административной ответственности военнослужащих и    |
|вступающие в силу с 1 июля 2002 г., заметим, что в КоАП сохранен основной принцип   |
|административной ответственности военнослужащих, в соответствии с которым           |
|военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в           |
|соответствии с дисциплинарными уставами. Это утверждение так же верно, как и то, что|
|правовые гарантии военнослужащих в области административных правоотношений в КоАП   |
|существенно снижены. Если объем пока еще действующих административно-правовых       |
|гарантий государства военнослужащим принять за 100%, то несложный расчет покажет –  |
|со второй половины 2002 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,  |
|будет обеспечено 25% административно-правовых гарантий (в 4 раза меньше),           |
|предоставлявшихся Российским государством ранее, а военнослужащим, проходящим       |
|военную службу по призыву, – 50% (в 2 раза меньше).                                 |
|Более того, с 1 июля 2002 г. объем административных правонарушений, за совершение   |
|которых военнослужащие будут привлекаться к административной ответственности на     |
|общих основаниях, увеличен на 275% (почти в 3 раза).                                |
|Раздел II особенной части КоАП включает в себя 17 глав, каждая их которых объединяет|
|соответствующие виды противоправных, виновных действий (бездействия), за совершение |
|которых в соответствии с п. 1 ст.2.1 КоАП установлена административная              |
|ответственность, а именно :                                                         |
|Глава 5 . Административные правонарушения, посягающие на права граждан (в части,    |
|касающейся законодательства о выборах и референдумах);                              |
|Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье,                   |
|санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (в|
|части, касающейся области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия    |
|населения);                                                                         |
|Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности;            |
|Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды|
|и природопользования (в части, касающейся законодательства об охране окружающей     |
|природной среды);                                                                   |
|Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и          |
|энергетике;                                                                         |
|Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и       |
|мелиорации земель;                                                                  |
|Глава 11. Административные правонарушения на транспорте;                            |
|Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (в части,    |
|касающейся нарушения правил дорожного движения);                                    |
|Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации;             |
|Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской             |
|деятельности;                                                                       |
|Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов,     |
|рынка ценных бумаг (в части, касающейся законодательства в области налогов, сборов и|
|финансов);                                                                          |
|Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (в полном      |
|объеме);                                                                            |
|Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной  |
|власти (в части, касающейся невыполнения законных требований прокурора, следователя,|
|лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по|
|делу об административном правонарушении);                                           |
|Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы  |
|Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без|
|гражданства на территории Российской Федерации (в части, касающейся нарушения правил|
|режима Государственной границы Российской Федерации, режима в пунктах пропуска через|
|Государственную границу Российской Федерации и пограничного режима);                |
|Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления;                |
|Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и     |
|общественную безопасность (в части, касающейся нарушения требований пожарной        |
|безопасности вне места военной службы);                                             |
|Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета.                |
|Как видно из приведенного выше перечня, положения о привлечении военнослужащих,     |
|совершивших административные правонарушения, к административной ответственности на  |
|общих основаниях содержатся в 9 из 17 глав разд. II КоАП. Кроме гл. 16 (нарушение   |
|таможенных правил), восемь упомянутых глав КоАП распространяют свое действие на     |
|военнослужащих не в полном объеме, а в той или иной степени. В связи с этим         |
|необходимо обратить внимание на то, что при определении порядка привлечения         |
|военнослужащих, совершивших правонарушения, предусмотренные гл. 5, 6, 8, 12, 15, 17,|
|18 или 20 разд. II КоАП, к административной ответственности (в соответствии с       |
|дисциплинарными уставами либо на общих основаниях), определяющим критерием будет    |
|являться отдельный вид правонарушения, а не область или области законодательства,   |
|указанные в названии перечисленных глав.                                            |
|Таким образом, в установленных КоАП случаях совершения военнослужащими              |
|административных правонарушений должностные лица (органы), которым предоставлено    |
|право назначать административные наказания, будут вправе вместо передачи материалов |
|о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных|
|к дисциплинарной ответственности назначать административные наказания (за           |
|исключением административного ареста в отношении военнослужащих, проходящих военную |
|службу по контракту, и административного штрафа и административного ареста в        |
|отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву).                    |
|КоАП, как и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, устанавливает восемь  |
|видов административных наказаний (в КоАП РСФСР административные наказания именуются |
|административными взысканиями). КоАП не содержит такого вида административного      |
|взыскания, как исправительные работы, но вводит новое административное наказание –  |
|дисквалификацию.                                                                    |
|Итак, в соответствии со ст. 2.5 КоАП к военнослужащим, проходящим военную службу по |
|контракту, совершившим противоправное, виновное действие (бездействие), за которое  |
|КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях|
|установлена административная ответственность, могут быть применены следующие виды   |
|административных наказаний:                                                         |
|– предупреждение;                                                                   |
|– административный штраф (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по        |
|призыву);                                                                           |
|– возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного               |
|правонарушения;                                                                     |
|– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;      |
|– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;                    |
|– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного          |
|гражданина или лица без гражданства;                                                |
|– дисквалификация.                                                                  |
|Справедливости ради необходимо заметить, что, кроме военнослужащих, ст. 2.5 КоАП    |
|включает и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или|
|нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах   |
|внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах        |
|налоговой полиции и таможенных органах. Нет сомнения в том, что дискуссии           |
|законодателей о новом порядке привлечения военнослужащих и иных лиц, на которых     |
|распространяется действие дисциплинарных уставов, к административной                |
|ответственности, были длительными, противоречивыми, всесторонними и                 |
|всеохватывающими. Но, несмотря на эти уважительные причины, нельзя не сказать о том,|
|что результат, т.е. текст и смысл ст. 2.5 КоАП, свидетельствуют либо о спешке       |
|законодателей при его утверждении, либо о сильном желании привлекать военнослужащих |
|к административной ответственности на общих основаниях, которое, в свою очередь,    |
|помешало им с надлежащим вниманием отнестись к тексту и смыслу ст. 2.5 КоАП.        |
|Дело в том, что в соответствии с ней к военнослужащим может быть применен такой вид |
|административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской  |
|Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Но военнослужащий       |
|Российской Федерации изначально не может быть ни иностранным гражданином, ни лицом  |
|без гражданства, так как в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О воинской|
|обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. военнослужащим является гражданин |
|Российской Федерации, проходящий военную службу. Как следствие этого положения п. 7 |
|ст. 3.2 КоАП не может быть применен к военнослужащим Российской Федерации. Почему же|
|в ст.2.5 КоАП говорится только о двух видах административных наказаний, которые не  |
|могут быть применены к военнослужащим?                                              |
|Бесспорно и то утверждение, что у КоАП есть много «плюсов», первый из которых       |
|представляет собой сам факт его принятия. К сожалению, похоже на то, что остальные  |
|возможные преимущества КоАП в сравнении с действующим в настоящее время             |
|законодательством об административных правонарушениях к такой категории граждан     |
|России, как военнослужащие, отношения не имеют.                                     |
|Представляется, что чаще всего военнослужащие будут привлекаться к административной |
|ответственности согласно гл. 12 КоАП на общих основаниях за нарушение Правил        |
|дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета         |
|Министров Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (с соответствующими     |
|изменениями). Наиболее часто встречающимся административным наказанием за нарушение |
|правил дорожного движения по КоАП является административный штраф, размер которого  |
|для физического лица не может быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ (см. ст. 3.5     |
|КоАП). Таким образом, военнослужащие, которым в соответствии с п. 7 ст. 10          |
|Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 2001 г. запрещено:         |
|– заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической,      |
|научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению         |
|обязанностей военной службы;                                                        |
|– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том|
|числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, |
|когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в       |
|должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и  |
|юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое  |
|служебное положение;                                                                |
|– использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы,     |
|финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное      |
|имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за             |
|установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными    |
|правовыми актами Российской Федерации;                                              |
|– получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением            |
|обязанностей военной службы;                                                        |
|– получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные        |
|вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и  |
|иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за       |
|исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми         |
|военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими      |
|уставами;                                                                           |
|– принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных      |
|государств, международных и иностранных организаций;                                |
|– выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц,|
|за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с              |
|международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по            |
|договоренности органов государственной власти с соответствующими органами           |
|государственной власти иностранных государств либо международными организациями, за |
|нарушение правил дорожного движения чаще всего будут наказаны рублем.               |
|Необходимость платить штраф должна послужить дополнительным стимулом для            |
|безукоризненного соблюдения военнослужащими правил дорожного движения. Предположим, |
|что военнослужащие с 1 июля 2002 г. перестанут нарушать правила дорожного движения. |
|                                                                                    |
|Гораздо труднее предположить то, что в этом случае военнослужащих не будут          |
|привлекать к административной ответственности за нарушение тех же правил дорожного  |
|движения. Объяснение этому противоречивому утверждению можно проследить на примере: |
|водители автомобилей, в том числе водители-военнослужащие, безусловно, знакомы с    |
|правилами дорожного движения в том объеме, который позволил им получить право на    |
|управление автомобилем в установленном порядке. Но при встрече с автоинспектором    |
|ГИБДД эти знания не всегда позволят водителю-военнослужащему правильно определить   |
|характер противоправности совершенного (или не совершенного вовсе) им нарушения     |
|правил дорожного движения, степень и форму своей вины. За него это сделает          |
|автоинспектор ГИБДД или иное уполномоченное на то должностное лицо (орган).         |
|Таким образом, основным условием привлечения к административной ответственности     |
|установленным КоАП порядком является компетентность должностного лица или органа,   |
|уполномоченного применять административные наказания.                               |
|Безусловно, в такой же зависимости от компетентности должностного лица или органа,  |
|уполномоченного применять административные наказания, находятся не только           |
|военнослужащие, но и остальные категории граждан, что является олицетворением       |
|принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед КоАП (см.|
|ст. 1.4 КоАП). Проблема заключается в том, что по действующему законодательству     |
|объем прав военнослужащих на получение доходов, не связанных с выполнением          |
|обязанностей военной службы, несравнимо меньше, чем у обычных категорий граждан. С  |
|учетом гарантированного государством денежного довольствия военнослужащим это       |
|означает, что КоАП изначально устанавливает отягчающую административную             |
|ответственность для военнослужащих как в сравнении с действующим законодательством  |
|об административной ответственности, так и в сравнении с административной           |
|ответственностью, установленной КоАП для остальных категорий граждан.               |