Дефицит государственного бюджета


           Министерство общего и профессионального образования РФ



                                    ТИУиЭ



                                   Реферат



                            По учебной дисциплине

                           «Экономическая теория»

                                  на тему:

                      «Дефицит государственного бюджета»


                                                                  Выполнила:

                                                                  Проверила:
                                                              Прохорова Л.С.

                              Таганрог, 2000 г.
    Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, количественная
                            оценка и показатели.

     Государственный долг — общий размер задолженности правительства
владельцам, государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных
дефицитов (минус бюджетные излишки).

     Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам,
фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных
бумаг, выпущенных ее правительством.

     Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам
и учреждениям.

     Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора
владельцам частных ценных бумаг.

     Государственный и частный долг являются элементами кругооборота
"доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны
быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и
остальным миром. Создание долга — это механизм, посредством которого
сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и
бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность
растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений,
эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном
случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.

     Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными
расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга
объективно усложняется следующими факторами:

     1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается
амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к
объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного
долга.

     2) Важная статья государственных расходов — обслуживание
задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение
основной суммы долга (амортизация долга).

     Государственные расходы должны включать только реальный процент по
государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD,
где D — величина государственного долга, Rr — реальная ставка процента, Rn
– номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный
дефицит часто завышается на величину (D, так как, по уравнению Фишера, ( =
Rn —Rr .  При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма
значительной, так как в периоды роста инфляции Rr =( Rn –  ()/( 1+( ).
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных
расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны
ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный
долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку
эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при
измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

|Реальный    |=|Номинальный   |– |Величина долга |x|  Темп инфляции|
|дефицит     | |дефицит       |  |на начало года | |               |
|госбюджета  | |госбюджета    |  |               | |               |


     3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как
правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь
излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают
статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить
налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна
практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к
фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального
бюджета происходит завышение.

     4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в
индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России,
существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятельностью Центрального банка, а также государственных
предприятий и коммерческих банков.

     К числу квазифискальных операций относятся:

     а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости
и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или
путем накопления взаимной задолженности;

     б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях
экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недействующих
ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов
домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном,
за чет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных
экономиках весьма значительны;

     в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий
по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов
правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов
рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а
также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных
программ по льготным ставкам и т.д.

     Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного
дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно
(например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства
на ежегодно сбалансированный бюджет.

     Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и
государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими
показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере
роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели
задолженности.

     В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика
показателей

                 ВНП                                      Долг

     ————————————   и   ———————————————.

   Численность населения страны           Численность населения страны



   Причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения государственного
                                   долга.



     Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения
государственного долга являются:

     а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды
других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита
позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав
увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

     б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;

     в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без
соответствующей корректировки госрасходов).

     Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель
налогового бремени в экономике T/Y (где У — совокупный выпуск) в
долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:

     1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается
"налоговый клин";

     2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;

     3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной
организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль,
неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.).
Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том
числе и в российской;

     4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают
из-за спада в традиционных отраслях производства;

     5) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы,
связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения
госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

     6) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в
результате:

     — увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и
здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля
пожилого населения);

     — увеличения государственных расходов на образование и создание новых
рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого
населения).



             Первичный дефицит государственного бюджета механизм
                          самовоспроизводства долга



     Одним из факторов экономического роста является соотношение  (долг /
ВНП)

     Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:

     1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер
процентных выплат по долгу;

     2) от темпов роста реального ВНП;

     3) от величины первичного дефицита госбюджета.

     Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между
величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом
финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и
коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике.
Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.

     BD общий = (G + N + F) – Т, где

     G – Государственные закупки

     N – Выплаты по обслуживанию долга

     F – Трансферты

     T – Налоговые поступления в бюджет

     BD первичный = ( G + F ) – Т,

     N=DxRR,

     где N — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, RR —
реальная ставка процента.

     Механизм самовоспроизводства государственного долга:

     BD первичный ( => государственные займы ( => государственный долг ( =>
N ( => BD общий ( => новые государственные займы ( => долг ( => N (  и т.д.


     Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то
увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост
реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и
возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.

     Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется
зависимость:

     ((=((RR – (Y/Y) – (,

     где (( — изменение соотношения долг/ВНП; ( — исходное значение
соотношения долг/ВНП; RR — реальная ставка процента; (Y/Y темп роста
реального ВНП; ( — доля первичного бюджетного излишка в ВНП.

     Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:

     1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального
ВНП;

     2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть
постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором
увеличения долгового бремени.
                       Список используемой литературы.
      1. Сажина М.А.,  Чибриков  Г.Г.  Экономическая  теория.  Учебник  для
         вузов. – М., 1998 г.
      2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. –
         М., 1999 г.
      3. Политическая экономия. Учебник для высших учебных  заведений.  Под
         редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.
      4. Курс экономической теории /под. ред. Чепурина М.Н.