Издержки производства


                                 Содержание:

Введение    2

Природа издержек 4

Постоянные издержки, переменные издержки и безвозвратные издержки.  6

Издержки производства в краткосрочном периоде      11

Издержки производства в долгосрочном периоде 13

Используемая литература:     15

Введение


      Главный  мотив  деятельности  любой  фирмы  в  рыночных  условиях   -
максимизация прибыли. Реальные возможности реализации  этой  стратегической
цели во всех  случаях  ограничены  издержками  производства  и  спросом  на
выпускаемую продукцию. В конкретных случаях  (завоевание  места  на  рынке,
конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли
и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может,
ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной
ограничитель прибыли и  одновременно  главный  фактор,  влияющий  на  объем
предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без  анализа
уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
      В  работе  тема  издержек  производства  и  их  эффект  на   масштабы
производства рассматривается как с  теоретической,  так  и  с  практической
точки зрения, делая акцент на сегодняшней ситуации в  экономике  Российской
Федерации.
    Сейчас,  в  условиях  небывалого  падения  производства   как   никогда
актуально оценка столь немаловажного фактора,  влияющего  как  на  политику
производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства
лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую  очередь
думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не  затрагивает
проблему издержек производства, а не вечный ли это вопрос:  "Как  увеличить
число покупателей, спрос на свою продукцию?" Все это  говорит  о  том,  что
издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства.
      На основании  маркетинговых  исследований  менеджеры  производственных
фирм  определяют  условия  производства  товаров  (услуг),   которые   будут
поставляться на рынок. Значительное внимание при  этом  уделяют  предстоящим
затратам.
      Затраты производственных факторов, используемых  для  производственной
и реализационной деятельности, называются “издержками производства”.
      С экономической точки зрения  издержки  представляют  собой  стоимость
всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая  фирма  заинтересована
в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.
      Существуют два подхода к оценке затрат бухгалтерский и  экономический.
И бухгалтеры, и экономисты согласны  с  тем,  что  издержки  фирмы  в  любой
период   равны   стоимости   ресурсов,   использованных   для   производства
реализованных в течении этого периода товаров и услуг. В финансовых  отчетах
фирмы зафиксированы  фактические  (“явные”)  затраты,  которые  представляют
собой денежные ресурсы  на  оплату  используемых  производственных  ресурсов
(сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.).
Однако экономисты, кроме явных, учитывают и “неявные” затраты.  Поясним  это
на следующем примере.
      Предположим, что в производство  продукции  фирма  вкладывает  заемный
капитал, который она взяла  в  банке;  тогда  в  издержки  включались  бы  и
средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии,  что
вкладывается привлеченный капитал,  из  дохода  фирмы  необходимо  исключить
неявные затраты в размере банковского процента.
      Любая  фирма  стремиться  поучить  максимум  прибыли  при  минимальных
совокупных затратах. Естественно, что минимальный  объем  совокупных  затрат
меняется  в  зависимости  от  объема   производства.   Однако   составляющие
совокупных затрат по-разному реагируют  на  изменение  объема  производства.
Это относится,  в  первую  очередь,  к  расходам  на  оплату  обслуживающего
персонала и  оплату  производственных  рабочих.  Поэтому  “совокупные  общие
затраты” делятся на “постоянные” и переменные.
       Любая  фирма,  прежде   чем   начать   производство,   должна   четко
представить, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она  изучает
спрос  и  определяет,  по  какой  (примерно)  цене  будет   продаваться   ее
продукция. Решение принимается  после  сравнения  предполагаемых  доходов  с
издержками, которые предстоит понести.
      Пример из жизни. После регистрации ЗАО «Аксон»  встал  вопрос  о  том,
что же  собственно  можно  делать.  После  детального  анализа  ситуации  на
автомобильном рынке г. Ульяновска,  выяснилось,  что  на  рынке  не  хватает
дисков  сцепления  для  а/м  УАЗ.  А  то,  что   имелось,   продавалось   по
фантастическим  ценам.  После  контактов  с  заводами  производителями  была
найдена  возможность  производить  диски  в  Тюмени.  Определяющим  фактором
выбора этого завода стало то (а ведь он находится  достаточно  далеко,  были
предложения и по ближе к средней полосе), что при  включении  всех  издержек
на производство и транспортировку цена одного диска  была  ровно  в  3  раза
меньше, чем у аналогов, продаваемых в Ульяновске.
      Из  всего  вышесказанного  следует  однозначный  вывод,  что  проблема
издержек очень актуальна на сегодняшний день, и не только в России.

                              Природа издержек

      Частные предприятия представляют  собой  один  из  важнейших  объектов
микроэкономического анализа. Их можно изучать с  самых  разнообразных  углов
зрения,  однако  в  первую  очередь  их  нужно  рассматривать  с  достаточно
прозаической точки зрения -  как  механизм  для  превращения  затрат  труда,
капитала и природных ресурсов  в  готовую  продукцию,  представляющую  собой
товары    и   услуги,    произведенные   для   удовлетворения   человеческих
потребностей. Фирма как производственное звено является  ключевым  элементом
неоклассической традиции микроэкономического анализа.
      В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов)
производство  без  некоторых  издержек  вообще  невозможно.  В  силу   этого
обстоятельства  любое   решение   о   производстве   чего-   либо   вызывает
необходимость отказа от  использования  тех  же  ресурсов  для  производства
каких- то иных вещей  (Издержки-  это  те  выплаты,  которые  фирма  обязана
сделать,  или  те  доходы,  которые  фирма  обязана  обеспечить   поставщику
ресурсов  для  того,  что-  бы  отвлечь  эти  ресурсы  от  использования   в
альтернативных  производствах).  Таким  образом  все  издержки  представляют
собой  альтернативные  (или  вмененные)  издержки.  Альтернативные  издержки
производства являются главным препятствием, с которым сталкивается  фирма  в
процессе реализации своих возможностей максимизации  прибыли.  Классификацию
издержек производства нужно  начать  с  того,  что  в  число  альтернативных
издержек,  с  которыми   сталкиваются   фирмы,   входят   выплаты   рабочим,
инвесторам,  а  так  же  владельцам  природных  ресурсов;  все  эти  выплаты
осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем  самым
от  альтернативных  вариантов  применения  и   т.д.   Эти   издержки   можно
классифицировать множеством способов:
 . явные
 . неявные издержки
      Явные  издержки  -  это  альтернативные  издержки,  принимающие  форму
прямых   (денежных)   платежей   поставщикам   факторов    производства    и
промежуточных   изделий.   В   число   явных   издержек   входит   зарплата,
выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные  выплаты  торговым
фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых  услуг,  гонорары  за
юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.
      Существуют также неявные издержки. К их числу относятся альтернативные
издержки  использования  ресурсов,  принадлежащих  владельцам   фирмы   (или
находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти  издержки  не
предусмотрены контрактами,  обязательными  для  явных  платежей,  и  поэтому
остаются недополученными  (в  денежной  форме).  Обычно  фирмы  не  отражают
неявные издержки в своей  бухгалтерской  отчетности,  но  от  этого  они  не
становятся менее реальными.

     Постоянные издержки, переменные издержки и безвозвратные издержки.


    Разделение издержек на явные  и  неявные  один  из  возможных  способов
классификации  издержек.  Еще  один  важный  метод  классификации  издержек
основывается  на  учете  временных  горизонтов,   на   протяжении   которых
принимаются те или иные производственные решения.
      Для того, чтобы обеспечить выпуск продукции фирма должна  осуществляет
целый спектр разного рода затрат.  Объемы  выпуска  продукции  изменяются  в
зависимости от изменения объемов этих затрат. Объемы некоторых видов  затрат
поддаются весьма быстрой  корректировке,  в  то  время  как  другие  требуют
большего времени. Если рассматривать затраты корректировка  и  регулирование
которых требует большого времени, то без нарушения общности, можно  сказать,
что именно  они  определяют  размеры  фирмы  параметры  ее  производственных
мощностей, то есть  размеры  производственных  структур  и  производственный
потенциал машинного парка фирмы. Затраты  именно  такого  рода  относятся  к
категории  постоянных  затрат.  А  издержки   сопряженные   с   обеспечением
постоянных затрат, именуются постоянными издержками.
      Помимо  постоянных  затрат,  фирмы  несут  также  переменные  затраты,
которые могут быстро и без особых трудностей подвергнуты изменению в  рамках
предприятия данного размера по  мере  того,  как  изменяется  объем  выпуска
продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда - вот  примеры  переменных
издержек большинства фирм. От конкретной  ситуации  зависит,  какие  затраты
являются постоянными, а какие переменными.
       Лучше  всего  это  видно  на  примере:  Почасовую  оплату  относят  к
переменным издержкам производства. В тех  случаях,  когда  падает  спрос  на
продукцию  фирмы,  почасовых  рабочих  обычно  увольняют,  поскольку   фирма
переориентируется на более низкий уровень производства.
      Однако в соответствии с коллективными  договорами,  которые  отдельные
фирмы заключают со своими профсоюзами, почасовая оплата (по крайней  мере  в
некоторой своей части) относится не к переменным, а к постоянным  издержкам.
Речь идет о коллективном договоре крупных сталелитейных фирм с  Объединенным
профсоюзом      рабочих      сталелитейной      промышленности.      Договор
предполагает выплату пенсий, страхование здоровья и жизни,  наличие  пособий
по безработице, а также выплату выходных пособий на случай закрытия  завода.
Общая сумма выплат может доходить до  70000  долларов  на  одного  рабочего.
Если издержки на оплату труда остаются постоянными,  то  в  случае  закрытия
предприятия  возможна   ситуация,   в   которой   дальнейшее   использование
производственных мощностей целесообразно даже  при  наличии  прямых  убытков
стоимостной оценки.
      Например, в 1980 году дирекция фирмы "Кайзер  Стил"  проголосовала  за
то, чтобы оставить на работе 11000 человек, поскольку  закрытие  предприятия
обошлось бы фирме более чем в 350  миллионов  долларов  в  виде  пособий.  В
другом случае необходимость оперировать с расходами на оплату  труда  как  с
постоянными издержками потребовала от одной из фирм  принятие  нестандартных
решений в целях недопущения убыточных операций. В 1981 году компания  "Нышнл
Стил" пришла к выводу  о  невозможности  дальнейшего  финансирования  своего
отделения в  Вейртоне,  Западная  Вирджиния.  Закрытие  завода  обошлось  бы
компании  в  320  миллионов  долларов,   которые   пошли   бы   на   пособия
квалифицированным рабочим. Чтобы снять с издержками потребовала от одной  из
фирм принятие нестандартных решений в целях недопущения убыточных  операций.
В  1981  году  компания  "Нышнл  Стил"  пришла  к  выводу  о   невозможности
дальнейшего финансирования своего отделения в Вейртоне, Западная  Вирджиния.
Закрытие завода обошлось бы  компании  в  320  миллионов  долларов,  которые
пошли бы на пособия  квалифицированным  рабочим.  Чтобы  снять  с  себя  это
бремя, "Нышнл Стил" продала право управления заводом  в  Вейртоне  трудовому
коллективу. насчитывающему 10000 рабочих и служащих. Они  же  не  прекратили
работу завода в надежде на то, что некоторое  снижение  заработной  платы  и
общий рост производительности вновь сделает предприятие прибыльным.
      Как видно из примера, затраты являющиеся для одних  фирм  переменными,
вполне  могут  для  других  фирм  относится  к  категории  постоянных.  Так,
издержки, связанные с обеспечение переменных затрат, называются  переменными
издержками.
Различие между переменными и постоянными  затратами  является  основной  для
разграничения   двух   временных   горизонтов:   краткосрочными   временными
интервалами и долгосрочными временными интервалам.
      Из определения переменных издержек следует,  что  величины  переменных
издержек в конечном счете зависят не только от объемов  производства,  но  и
от  экономии  материальных  и  трудовых  затрат  в  результате  производимой
рационализации производства и труда. Воздействие последних приводит к  тому,
что переменные издержки с  ростом  объемов  производства  увеличиваются  по-
разному. На практике выделяют три  возможных  случая  увеличения  переменных
издержек:  пропорционально  увеличению  объемов  производства,  регрессивно,
опережающими темпами в сравнении с ростом производства.

      Безвозвратные издержки.
      Безвозвратные издержки обладают отличительной чертой, которая позволят
их выделять  среди  других  затрат.  Безвозвратные  издержки  осуществляются
фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в  том  случае,  когда
фирма полностью  прекращает  свою  производственную  деятельность  в  данной
сфере.
      Если  фирма  планирует  начать  работу  в  некотором  новом  для  себя
направлении бизнеса или расширить свои операции, то безвозвратные  издержки,
связанные с этим решением,  как  раз  и  представляют  собой  альтернативные
издержки, сопряженные с началом новой деятельности.
      Как только решение об  осуществлении  издержек  такого  рода  принято,
безвозвратные издержки перестают быть для  фирмы  альтернативными,  ибо  она
раз и навсегда потеряла возможность вложить  эти  средства  куда  бы  то  ни
было. То обстоятельство, что  безвозвратные  издержки  фактически  не  имеют
никакой связи с текущими операциями фирмы,  нередко  выражается  поговоркой:
"Что с воза упало, то пропало"
      Общественные издержки включают в себя все расходы  на  изготовление  и
реализацию продукции. Они  составляют  стоимость  товара  для  изготовителя,
служат основой для определения исходной продажной цены -  цены  предложения.
Эта цена позволяет предприятию окупить себестоимость и принести прибыль.
      Например,  издержки  предприятия  на  изготовление   шариковых   ручек
включают:  затраты   на   покупку   материалов,   на   изготовление   ручек.
Общественные издержки шариковых ручек включают: общие,  совокупные  затраты,
то есть затраты на производство, на рекламу, на сбыт; они выражаются в  цене
этих ручек.
      Многие экономисты  внесли  существенный  вклад  в  изучение  издержек.
Например, теория издержек К.  Маркса  основывается  на  двух  принципиальных
категориях - издержки производства  и  издержки  обращения.  Под  издержками
производства понимаются затраты на зарплату,  сырье  и  материалы,  сюда  же
входят амортизация средств, труда и т.д. Издержки производства  представляют
собой  расходы  на  производство,  которые   должны   понести   организаторы
предприятия с целью создания товаров и  последующего  получения  прибыли.  В
стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из  двух  ее
частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.
      Категория издержки обращения связана с процессом  реализации  товаров.
Дополнительными  издержками  обращения  являются   издержки   на   упаковку,
сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек  обращения
близок к издержкам производства и, входя  в  стоимость  товара,  увеличивает
последнюю. Дополнительные издержки  возмещаются  после  продажи  товаров  из
полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки  на  торговлю
(зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение  потребительского  спроса),
рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и  т.д.  Чистые  издержки
не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после  продажи  из  прибыли,
созданной в процессе производства товаров.
      Говоря об издержках производства и обращения,  К.  Маркс  рассматривал
процесс формирования издержек непосредственно по  их  основным  элементам  в
производственном процессе. Он  абстрагировался  от  проблемы  колебания  цен
вокруг стоимости. Кроме  того,  в  двадцатом  веке  появилась  необходимость
определить изменения  издержек  в  зависимости  от  количества  производимой
продукции.
      Современные концепции издержек, разработанные экономистами Запада,  во
многом  учитывают  оба  вышеотмеченных  момента.  В   центре   классификации
издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на
данный вид товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие  от  объема
производимой продукции.
       В  западных  странах  используется   вышеописанное   деление   затрат
(издержек) на постоянные и  переменные,  причем  прямые  и  часть  косвенных
затрат относятся к переменным,  а  оставшаяся  часть  косвенных  затрат  (не
зависящих  от  объема  производства)  -  к  постоянным.  Нередко  первая  из
вышеуказанных частей  косвенных  затрат  выделяется  в  отдельную  группу  -
частично переменные затраты,  поскольку  эти  затраты  изменяются  по  своей
величине  не  в  прямо  пропорциональной  зависимости  от  изменения  объема
производимой продукции. Деление затрат  на  прямые  и  переменные  позволяет
получить показатель -  добавленную  стоимость,  определяемую  вычитанием  из
общего  дохода  (выручки)   предприятия   переменных   затрат.   Добавленная
стоимость состоит, таким образом, из постоянных  затрат  и  чистой  прибыли.
этот  показатель  позволяет  оценить  общую  эффективность  производства   и
реализации  вне  зависимости  от  прямо   зависящих   от   величины   объема
производства переменных расходов.
      В СНГ  деление  затрат  на  условно-постоянные  и  условно-переменные,
рассчитываемые по экономическим элементам, применяется при расчете  экономии
от влияния технико-экономических факторов. Подобные расчеты выполняются  для
определения будущей плановой себестоимости  продукции  на  основе  имеющейся
фактической себестоимости. Такого  рода  расчеты  не  всегда  целесообразны,
поскольку позволяют всего лишь определить увеличение затрат в  случае,  если
бы условно-постоянные расходы возрастали прямо пропорционально росту  объема
производимой продукции (практически невозможная ситуация).

      Издержки производства имеют большое значение в формировании  конечного
результата  деятельности  предприятия  -  прибыли   или   убытка.   Конечный
результат деятельности слагается из  финансового  результата  от  реализации
продукции и доходов от вне реализационных  операций,  уменьшенных  на  сумму
расходов по этим операциям.  Определяется  конечный  результат  как  разница
между выручкой от реализации продукции в действующих ценах  и  затратами  на
ее производство  и  реализацию.  Следовательно,  для  получения  максимально
возможной прибыли необходимо снижать затраты на  производство  и  реализацию
этой продукции. Основной путь снижения затрат производства  -  это  экономия
всех  видов  ресурсов,   потребляемых   в   производстве,   -   трудовых   и
материальных.


                Издержки производства в краткосрочном периоде


      Краткосрочный  период  -  это  период  времени  слишком  короткий  для
изменения  производственных  мощностей,  но  достаточный  для  того,   чтобы
изменить  интенсивность  использования  этих   мощностей.   Производственные
мощности остаются неизменными  в  краткосрочном  периоде,  а  объем  выпуска
может изменяться путем изменения количества рабочей силы,  сырья,  и  других
ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства   какого  либо
продукта зависят не только от цен  на  ресурсы  но  и  от  технологий  -  от
количества ресурсов, которое необходимо  для  производства.  Мы  рассмотрим,
каким образом будет изменяться объем выпуска по мере того как все большее  и
большее количество переменных ресурсов мы будем вводить

                           Закон убывающей отдачи
      Обычно предприятие  имеет  сразу  несколько  видов  издержек.  Мы  для
упрощения будем рассматривать один вид издержек – труд.
      Рассмотрим,  что  происходит  с   ежедневным   уровнем   производства,
измеренным в физических единицах (с  совокупным  физическим  продуктом)  при
изменении количества рабочих от 0 до 8 . Если рабочих нет то и  производства
нет, один рабочий тоже не в состоянии производить, так как  некоторые  линии
требуют как минимум двух рабочих. Выпуск растет сначала очень  быстро  -  по
мере того как к труду привлекается большее количество людей. После того  как
количество рабочих достигает семи человек, дальнейшее увеличение  количества
рабочих не дает увеличение объема выпуска.  Причина  такова:  инструменты  и
оборудование заняты, поэтому дополнительным рабочим  необходимо  простаивать
в ожиданий того, когда освободятся мощности.  Но  в  диапазоне  от  0  до  7
рабочих, выпуск растет.
      В качестве примера могу привести ЗАО «СВПК». Это предприятие выпускает
высококачественные лебедки и тали,  импортные  аналоги  которых  в  5-6  раз
дороже. Спрос на продукцию данного предприятия постоянно растет,  вследствие
чего встает вопрос об увеличении производственных  мощностей.  В  российских
условиях эта задача практически невыполнимая, т.к.  своего  оборудования  мы
практически не выпускаем, а импортное очень дорогое, как по цене, так  и  по
обслуживанию. В связи с  этим  дирекция  приняла  решение  о  введении  трех
сменной  работы.  Это  позволило  увеличить  производство,  не  прибегая   к
увеличению   производственных   мощностей.   Однако   увеличились   издержки
производства,  т.к.  пришлось  нанимать  дополнительное  число   рабочих   и
выделять дополнительные средства  на  обслуживание  оборудования,  т.к.  оно
стало быстрее  изнашиваться.  Хотя  при  увеличении  мощностей  издержки  бы
уменьшились.

                             Предельные издержки
      Предельными издержками называются дополнительные издержки, связанные с
увеличением выпуска продукций на 1 единицу.
      Зависимость  между  предельным  продуктом  и  предельными   издержками
объясняется:  при данном  уровне  цены  (издержек)  на  переменные  ресурсы,
растущая отдача (т.е. увеличение предельного продукта)  будет  выражаться  в
падении предельных издержек, а убывающая отдача  (т.е.  падение  предельного
продукта) - в росте предельных издержек.
      Кривая предельных издержек  представляет  собой  зеркальное  отражение
кривой предельного продукта. Когда предельная  производительность  достигает
максимума, предельные издержки достигают минимума.


                Издержки производства в долгосрочном периоде


      В  предыдущей  главе  мы  рассматривали   издержки   в   краткосрочном
интервале, они относились к  решениям,  касающимся  краткосрочных  изменений
объема выпуска продукций при использовании заданного  количества  постоянных
затрат. Сейчас мы будем рассматривать  предприятие в  долгосрочном  периоде,
когда  оно  может  изменить  масштабы  своих   производственных   мощностей.
Представьте себе, что небольшое предприятие  легкой  промышленности  сначала
развернуло  минимальные  производственные  мощности,  а   затем,   благодаря
успешной  экономической  деятельности  все  больше  и  больше   расширялось.
Сначала,  какое  то  время,  увеличение   мощностей   будет   сопровождаться
снижением средних общих издержек. Однако, в конце концов  все  больший  рост
мощностей приведет к увеличению средних общих  издержек.  Строительство  все
более крупных предприятий будет приводить к  снижению  минимальных  издержек
на единицу продукции.

               Экономия, обусловленная масштабом производства
      Для описания того, каким  образом  изменяются  долговременные  средние
издержки  с  изменениям  масштаба  производства,  используется   специальная
терминология.  Если  в  какой  либо  точке  выпуска  долговременные  средние
издержки падают с ростом выпуска,  то  говорят,  что  фирма  имеет  экономию
обусловленную масштабом производства. Если же в  какой  либо  точке  выпуска
долговременные средние издержки растут, то говорят об ущербе  нанесенном  от
роста  масштабов  производства  и  наконец,  если  в   какой   либо   период
долгосрочные  средние  издержки  вообще  не  изменяются  с   ростом   объема
производства, то говорят, что предприятие имеет постоянный эффект  от  роста
масштабов производства.
       Так откуда же все  таки  происходит  экономия,  обусловленная  ростом
масштабов производства. Дело в том, что по мере роста, предприятие  изменяет
свои производственные технологии и методы внутренней организации,  для  того
чтобы реализовать преимущества  крупного  производства.  В  некоторой  своей
части экономия, обусловленная  масштабом,  проистекает  из  действия  раннее
упомянутого человеческого фактора. То  есть  речь  идет  о  специализации  и
кооперации. Фирма может стать очень крупной пока она исчерпает  весь  эффект
специализаций  и  коопераций.  Например,  в  мелкой  фирме  директор   может
заниматься маркетингом всего около одного часа в день,  а  в  крупной  фирме
создаются специальные отделы, в  которых  люди  занимаются  маркетингом  все
свое рабочее время.
      Следующим источником  экономий,  являются  технологии.  В  подавляющем
своем большинстве, линии, способные сделать двойную работу  по  сравнению  с
меньшей, дешевле двух менее производительных линий. Так один “Server“  стоит
дешевле,  чем  два  обыкновенных  компьютера.   Мелкой   фирме   эффективней
использовать   менее   внушительную   технику,   чем    покупать    дорогие,
производительные линии, но по мере  роста  предприятие  будет  все  ощутимее
испытывать снижение средних издержек за счет роста масштабов производства.
      Однако   существуют   и   отрицательные   стороны   роста    масштабов
производства. С ростом предприятия начинает увеличиваться  штат  рабочих,  в
крупном предприятии становиться трудно управлять людьми.  Рабочие  перестают
работать на цель всего предприятия, а начинают стремиться  к  успеху  только
своего отдела, не учитывая  потребности  и  возможности  остальных  отделов.
Резко возрастают расходы на содержание  крупного  управленческого  аппарата.
Еще один отрицательный момент, когда предприятие не учитывает в полной  мере
совокупный  спрос  и  закупает  оборудование   больших  масштабов,  чем  это
необходимо, что ведет к существенным потерям.
      Наглядным примером такого предприятия является «Авиастар».  По  планам
«архитекторов» этого завода он должен был занимать площадь в 120  квадратных
километров и выпускать все, начиная от веников, и кончая  оборудованием  для
космических станций. Даже если бы этот проект удалось  завершить,  то  завод
не находился бы в лучшем положении, чем сейчас. Могло быть даже хуже.

                           Используемая литература:

1. Экономикс   С. Брю ,    Макконел  т.2
2. Микроэкономика Э. Д. Долан
3. Экономика предприятия и предпринимательство В. П. Грузинов М.1994
4. Экономика предприятия в условиях рынка под ред. А. И. Руденко М.93г
5. Экономика предприятия под ред. А. И. Руденко Мн.1995г
6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Перевод с английского со  2-
  го издания. - М.: Дело, 1998г.
7. Макконел К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В  2-х
  т.