Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации



                                   РЕФЕРАТ

                      на тему: Конституционные гарантии
                      предпринимательства
                      в Российской Федерации.



            Кафедра учёта и финансов
               Группа: 969-дк
            Составитель: Андрукович К. В.



  С 1  января  1995  года  был  признан  утратившим  силу  Закон  РСФСР  «О
предприятиях  и   предпринимательской   деятельности»,   ст.   20   которого
предусматривала   гарантии   предпринимательской   деятельности.   В   новом
Гражданском кодексе аналогичной статьи нет. В этой ситуации важное  значение
приобретают  конституционные  гарантии   предпринимательской   деятельности.
Существенным новшеством  Конституции  1993  г.  является  признание  прямого
действия конституционных норм. Статья 18  Конституции  предусматривает,  что
«права  и   свободы   человека   и   гражданина   являются   непосредственно
действующими.  Они  определяют  смысл,  содержание  и  применение   законов,
деятельность   законодательной    и    исполнительной    власти,    местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием».   Конституционные  юридические
гарантии неразрывно связаны с основными правами человека и гражданина.
  Большинство конституционных гарантий носят всеобщий характер  и  касаются
как предпринимателей, так и всех других граждан: необходимость  официального
опубликования законов и неприменимость неопубликованных  нормативно-правовых
актов (4.3 ст. 15), право  граждан  обращаться  лично,  а  также  направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы  (ст.  33),
гарантия государственной защиты прав и свобод человека и  гражданина  (ч.  1
ст. 45) и право каждого защищать свои права и обязанности  всеми  способами,
не  запрещёнными законом (ч. 2 ст. 45),  гарантии судебной  защиты (ст.  46,
47), компенсация причинённого ущерба  (ст.  52)  и  возмещение  государством
вреда (ст. 53), недопустимость обратной силы  законов,  устанавливающих  или
утягчающих  ответственность  и устанавливающие новые налоги  или  ухудшающих
положение налогоплательщиков (ст. 54 и  57).  Гарантии  от  недобросовестной
конкуренции  (ч.  2  ст.  34),  свободного  перемещения  товаров,   услуг  и
финансовых   средств   (ч.   1   ст.    74)    адресованы    непосредственно
предпринимателям.
  Гарантия государственной защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина
предполагает конституционное  право предпринимателей быть выслушанным (ч.  1
ст. 4). Если, к примеру, органы исполнительной власти намерены прибегнуть  к
принудительному отчуждению  имущества  предпринимателя  для  государственных
нужд, предварительно надо обязательно выслушать  и  выяснить  позицию  того,
чьи законные экономические интересы затрагивает предполагаемый акт.
  В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции  «каждый  вправе  защищать  свои
права  и  свободы  всеми  способами,  не  запрещенными   законом».   В   эту
многозначительную   конституционную   формулу    укладывается   многое:    и
использование  возможностей  средств  массовой  информации,  и   подключение
других  институтов  гражданского  общества  к  формированию   благоприятного
общественного мнения, и лоббирование предпринимателями  своих  экономических
интересов в органах государственной власти.
  Важными  конституционными  гарантиями  предпринимательской   деятельности
являются: устойчивость рубля  (ч.  2  ст.  75),  неприкосновенность  частной
собственности  (ст.  35),  компенсация  причинённого  ущерба  (ст.   52)   и
возмещение государством вреда (ст.  53).
  Обеспечение устойчивости национальной валюты -  рубля  -  рассматривается
как основная функция ЦБ  РФ.  Устойчивость  рубля  прежде  всего  связана  с
денежной эмиссией. В соответствии  с  ч.  1  ст.  75  Конституции  «денежная
эмиссия   осуществляется   исключительно   Центральным   Банком   Российской
Федерации».
  В соответствии с законом РФ от 25 сентября 1992 года «О денежной  системе
Российской Федерации» ЦБ регулирует свободную денежную массу, находящуюся  в
обращении для поддержания покупательной способности рубля (ст. 6).
  Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно ЦБ РФ, охватывает:
     - сокращение и контроль над  кредитами,  предоставляемыми  государством
сектору предпринимательства;
     - проведение политики в вопросе об учётной  ставке  (повышение  учетной
ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы  между
учётными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов,  ликвидацию
льготных кредитов;
     - контроль над кредитами,  предоставляемыми  странам  СНГ,  особенно  в
форме «технических кредитов»;
     - необходимость  включения  всех  федеральных  расходов  в  федеральный
бюджет.
      В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются  кардинальными  в
экономической  политике,  Конституция   гарантирует   определенную   степень
независимости   Центральному   Банку.   Это   -   конституционная   гарантия
«устойчивости рубля». Обеспечение устойчивости рубля - основная  функция  ЦБ
РФ, которую он «осуществляет независимо от  других  органов  государственной
власти» (ч. 2 ст. 75).
   В ст. 35 Конституции  содержатся  сразу  три  важнейшие  конституционные
гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишён  своего
имущества иначе как по решению  суда;  принудительное  отчуждение  имущества
для   государственных   нужд   может   быть    произведено    при    условии
предварительного   и    равноценного    возмещения;    право    наследования
гарантируется.  Конституционные   гарантии   права   частной   собственности
предопределяют содержание юридических гарантий собственности в  гражданском,
уголовном, земельном,  финансовом  законодательстве.  Например,  в  ст.  306
Гражданского  кодекса  установлено,  что  «в  случае   принятия   Российской
Федерацией закона, прекращающего права  собственности,  убытки,  причинённые
собственнику причинённые собственнику в  результате  этого  акта,  в  т.  ч.
Стоимость имущества, возмещаются государством. Споры  о  возмещении  убытков
решаются судом».
   Конституционной юридической гарантией является положение об  официальном
опубликовании    нормативно-правовых     актов.     Этот     фундаментальный
конституционный принцип имеет всеобщее  применение.  Им  нужно  пользоваться
независимо от того, идёт ли речь о законах или о нормативных  актах  органов
исполнительной власти. Действует принцип: то,  что  делается  для  общества,
должно делаться на глазах общества.
   Конституционные нормы ст. 54 о  том,  что  «закон,  устанавливающий  или
утягощающий ответственность обратной силы не имеет», и ст.  57  о  том,  что
«законы,  устанавливающие  новые  налоги  или  более  ухудшающие   положение
налогоплательщиков   обратной   силы    не    имеют»,    являются    важными
конституционными  юридическими  гарантиями.  Недопустимость  обратной   силы
закона обеспечивает правовую стабильность для  предпринимателя.  В  качестве
примера можно привести Указ Президента Российской Федерации  от  24  декабря
1993 года №2285 «Вопросы соглашений  о  разделе  продукции  при  пользовании
недрами», п. 11 которого гласит: если в течение  срока  действия  соглашения
законодательными  актами  Российской  Федерации  будут  установлены   нормы,
ухудшающие  коммерческие  результаты   деятельности   инвестора   в   рамках
соглашения,   в   него   вносятся   изменения,   обеспечивающие    инвестору
коммерческие результаты, которые могли быть  получены  при  применении  норм
законодательства, действовавших на момент заключения соглашения.



   Литература:

   Журнал «Хозяйство и право», 1995 год, №8.