Жилищный кодекс


            I. Конституционное право граждан Российской Федерации
                                  на жилище

    В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года (ст. 25)
«каждый человек имеет  право  на  такой  жизненный  уровень,  включая  пищу,
одежду, жилище, медицинский уход и необходимое для  поддержания  здоровья  и
благосостояния его самого и его семьи»[1].
    Конституция  Российской  Федерации  1993  года  провозгласила  в  числе
основных социально-экономических прав и свобод человека и  гражданина  право
на жилище (ст. 40): «Каждый имеет право на жилище».
    Провозглашая  право  каждого  на  жилище,  часть   первая   статьи   40
Конституции РФ устанавливает гарантию охраны этого права:  «Никто  не  может
быть произвольно лишен жилища».
    По своей юридической природе конституционное право на  жилище  является
государственно-правовым институтом,  призванном  на  государственном  уровне
защищать права граждан. Вместе с  тем,  оно  служит  юридической  базой  для
развития и совершенствования жилищного  законодательства,  системы  жилищных
правоотношений, пользования жилыми помещениями, совершения сделок  и  других
юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления  и
обеспечения сохранности жилищного фонда.
    В отношении содержания права граждан на жилище в литературе  существуют
различные точки зрения. По мнению С.М. Корнеева, право на жилище  имеет  две
составные части:  во-первых,  право  на  жилище  означает,  что  государство
гарантирует каждому гражданину возможность пользования тем жилищем,  которое
у  него  имеется;  во-вторых,  государство  принимает  на  себя  обязанность
содействовать  тому,  чтобы  каждый  гражданин  был   обеспечен   жильем[2].
Аналогичного мнения придерживается и ряд других правоведов[3].
    В.П. Грибанов считает, что право  на  жилище  означает  гарантированную
законом возможность удовлетворения потребности в жилье  нуждающихся  граждан
различными  способами  и  средство,  обеспечивающее  удовлетворение   данной
потребности[4].  Конституция  РФ   (ч.  2  ст.  40)  возлагает   на   органы
государственной  власти  и  органы   местного   самоуправления   обязанность
поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления  права
на жилище.
    Малоимущим, иным указанным в законе гражданам,  нуждающимся  в  жилище,
оно предоставляется бесплатно или за  доступную  плату  из  государственных,
муниципальных и других  жилищных  фондов  в  соответствии  с  установленными
законом нормами                     (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
    Право на жилище носит многоаспектный характер и может  быть  сведено  к
нескольким  основным  юридическим  возможностям,  вытекающим  из  содержания
                                 статьи  40 Конституции РФ:
    1) возможность стабильного пользования занимаемым  жилым  помещением  в
домах государственного, муниципального и других жилищных фондов;
    2) возможность улучшения  своих  жилищных  условий,  получения  другого
жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными  в
законе гражданами, нуждающимися в жилище – путем получения жилья  бесплатно
или за  доступную  плату  из  государственного,  муниципального  или  иного
жилищного фонда в соответствии с установленными  законом  нормами;  другими
лицами – путем строительства  или  приобретения  жилых  помещений  за  счет
собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и
кредитов банка;
    3) возможность использования жилого помещения не только для  проживания
гражданина – собственника этого помещения и членов его семьи,  но  и  путем
передачи жилого помещения для  проживания  другим  гражданам  на  основании
договора (коммерческого найма  и др.);
    4) обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды
обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;
    5) с конституционным правом на жилище тесно и непосредственно связаны и
такие  нормы  Конституции  РФ,  которые  предусматривают  неприкосновенность
жилища и защиту от проникновения в него других лиц помимо  воли  проживающих
в нем  (ст.  25),  неприкосновенность  частной  жизни  (ст.  23),  право  на
судебную защиту (ст. 46) и др.
    Право на жилище является непосредственно  действующим.  Оно  определяет
смысл, содержание  и  применение  законов,  деятельность  законодательной  и
исполнительной власти,  органов  местного  самоуправления  и  обеспечивается
правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
    В качестве одного из основных социально-экономических  прав,  право  на
жилище входит  в  состав  конституционно-правового  статуса  гражданина  РФ.
Наличие  этого  права   у   граждан   РФ   корреспондирует   соответствующие
обязанности   органов   государственной   власти    и    органов    местного
самоуправления, связанные прежде всего с предоставлением жилых  помещений  в
пользование   в   случаях,    предусмотренных    в    законе,    расширением
государственного и муниципального жилищных фондов,  содействием  в  развитии
частного  фонда,  всемерной  поддержке  в   приобретении   и   строительстве
гражданами жилья,  гарантированием  устойчивого,  стабильного  осуществления
права пользования жилыми помещениями.
    Провозглашенное  в  Конституции  РФ   право   на   жилище   носило   бы
декларативный  характер,  если  бы  не  был  создан  государственно-правовой
механизм его реализации.
    Общие  положения  Конституции  РФ  о  праве  на   жилище   не   требуют
дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем ст.  40  Конституции  РФ
предполагает, что ее отдельные положения конкретизируются и  раскрываются  в
нормах  жилищного  и  других  отраслей   законодательства,   устанавливающих
соответствующий  правовой  механизм,  посредством  которого   обеспечивается
реализация конституционных прав.
    Конституционное понятие права  на  жилище  не  сводится  к  гражданско-
правовому   понятию   право   на   жилую   площадь,   под   которым   обычно
подразумевается   комплекс   правомочий   нанимателя   по   пользованию    и
распоряжением жилым помещением,  предоставленным  ему  по  договору  или  по
другому законному основанию.
    По мнению С.И. Аскназия, право на жилище выражает  комплекс  правомочий
нанимателя на пользование и распоряжение  жилым  помещением[5].  Ю.Г.  Басин
считает, что термин «право  на  жилище»  является  неудачным,  поскольку  он
используется  на  практике  лишь   для   обозначения   субъективного   права
нанимателя[6].
    Главным содержанием конституционного права граждан на  жилище  является
право   владения,   пользования   и   распоряжения    жилыми    помещениями,
принадлежащими гражданам на праве собственности,  по  своему  усмотрению,  в
определенных законом пределах; право на получение  гражданами,  нуждающимися
в жилье, жилых помещений  по  основаниям  и  в  порядке,  предусмотренных  в
законе;  право  иметь  жилище  для  проживания;  право  на  реализацию  иных
правомочий, предоставленных Конституцией РФ и законами РФ.
    Конституция Республики Башкортостан, основанная на воле проживающего на
ее территории  народа,  общепризнанных  принципах  и  нормах  международного
права, также провозгласила право граждан Республики Башкортостан  на  жилище
как одно из наиболее важных и  значимых  социально-экономических  прав  (ст.
51).

-----------------------
[1] Международное публичное право. Сборник документов. В 2-х томах. – М.:
БЕК, 1997. С. 242.
[2] См.: Гражданское право. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. – М.: БЕК,
1993. С. 149.
[3] См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий. – М.: БЕК, 1994. С.
223.
[4] Грибанов В.П. Основы советского жилищного законодательства. – М.: Юрид.
лит., 1983. С.25, 27.
[5] Приводится по: Гражданское право. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 2
/ Под  ред.  Е.А. Суханова. – М.: БЕК, 1993. С. 163.
[6] Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. – Алма-Ата, 1963. С. 18.