Бюджет и его устройство


                       Бюджет и бюджетное устройство.


Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения  государства  на
федеральном  ,  регеональном(субъектов  федерации)  и  местном   уровнях   с
государственными, акционерными и  иными  предприятиями  и  организациями,  а
также населением по поводу формирования  и  использования  централизованного
фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой  образования  и  расходования  денежных  средств  для
обеспечения   функций   органов   государственной   власти.   Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации  финансовой
политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную  систему  государства  .
Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы  построения
бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные,  региональные  и  местные  органы  государственной   власти   и
управления посредством бюджетных  отношений  получают  в  свое  распоряжение
определенную  часть  перераспределяемого   национального   дохода,   которая
направляется на строго определенные  цели  в  зависимости  от  разграничения
функций между уровнями управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев :
федеральный бюджет РФ;
бюджеты   национально-государсвенных    и    административно-территориальных
образований, называемые бюджетами  субъектов  федерации,  или  региональными
бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в  составе  РФ,
бюджеты  краевые,  областные,  автономных  образований,а   также   городские
бюджеты Москвы и Санкт-Петерпурга;
местные бюджеты.
Бюджетная система  призвана  играть  важную  роль  в  реализации  финансовой
политики  государства,  цели  которой  обуславливаются   его   экономической
политикой.При  этом  значение  государственного  финансового   регулирования
через  бюджетную  систему  трудно  переоценить,  хотя  нельзя  не  учитывать
происходящие  в  настоящее  время  изменения  в  практике  перераспределения
финансовых  ресурсов.  Это   перераспределение   все   в   большей   степени
осуществляется через финансовый рынок исходя из  их  спроса  и  предложения.
Поэтому  роль  государственного  регулирования  рыночных  отношений   должна
усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.
До 1991 г. бюджетная система станы была единой.
В последние годы  в  условиях  создания  Российского  государства  ,развития
рыночных   отношений   ,   многообразие   форм    собственности,    усиления
самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в  бюджетном
устройстве.   В   соответствии   с   действующим   законодательством   стали
самостоятельными  :   республиканский  бюджет  РФ   (он   получил   название
федерального бюджета), республиканские бюджеты  республик  в  составе  РФ  ,
бюджеты   национально-государственных   и    административно-территориальных
образований.
Сегодня  бюджетная  система  России  состоит  из  федерального  бюджета,  21
республиканского бюджета республик в составе РФ ,  56  краевых  и  областных
бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных  округов
и около 29 тыс. местных бюджетов , к которым относятся  городские,  районые,
поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в  новых  условиях
реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу  ,
использование   единых   бюджетных   классификаций    и    форм    бюджетной
документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и  согласование  принципов
бюджетного процесса.
Бюджетный   процесс   представляет    собой    регламентированную    законом
деятельность органов власти  по  составлению,  рассмотрению,  утверждению  и
исполнению бюджетов.
Его  составной  частью  является  бюджетное  регулирование  ,т.е   частичное
перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей  территории  носит  название
консолидированних бюджетов.
Такой  объединенный  бюджет  законодательными  органами  не  утверждаются  и
используется для аналитических и статистических целей .
Федеральный бюджет РФ является  основным  финансовым  планом  государства  ,
утверждаемым Федеральным  Собранием  (принимается  Государственной  Думой  и
одобряется Советом Федерации) и имеющим статус  федерального  закона.  Через
федеральный  бюджет  мобилизуются  финансовые  ресурсы  ,  необходимые   для
последующего   их    перераспределения    и    использования    для    целей
государственного регулирования экономического развития страны  и  реализации
социальной политики на территории всей России. Кроме того, за  счет  средств
федерального бюджета покрываются такие  затраты  ,  как  содержание  органов
государственного  управления,  обеспечение  потребностей   обороны   страны,
обслуживание государственного долга, пополнение  государственных  запасов  ,
резервов и др.
Составление и исполнение бюджета базируется на  бюджетной  классификации,  в
которой  выделяются  целевые  направления  государственной  деятельности   ,
вытекающие из основных функций государства.
Взависимости от влияния на процесс  расширенного  воспроизводства  бюджетные
расходы  делятся  на  текущие(на   обеспечение   текущих   потребностей)   и
капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Бюджетная   классификация   является   обеспечением   адресного    выделения
финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и  на
какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
Бюджетная  классификация  должна  обеспечивать  возможность   экономического
анализа государственных расходов.
Согласно  экономической  классификации  все   затраты   разграничиваются   в
соответствии с предметной  (  экономической)  структурой  бюджета  ,т.е.  по
направлениям  расходования  (на  оплату  труда   государственных   служащих,
капитальные вложения в основные фонды  ,  выплату  субсидий  предприятиям  и
населению и т.д.
Среди  расходов  федерального  бюджета  особое  место  занимают  затраты  по
текущему обслуживанию государственного  внутреннего  и  внешнего  долга.  Он
возникает  при   использовании   государственного   кредита   для   покрытия
бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных  расходов
над доходами).Это значит , что государство становится  заемщиком  финансовых
средств у населения, банков и предприятий  или  другого  государства  или  у
международных финансовых организаций. Формами  привлечения  заемных  средств
для  финансирования  расходов  бюджета  могут  быть  выпуск   и   размещение
государственных обязательств  и  различные  займы  (Центрального  банка  РФ,
коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)
В условиях  перехода  к  рыночным  отношениям  формирование  доходной  части
бюджета приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы_-- это обязательные , безвозмездные , безвозратные  платежи
в пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов  федерального  бюджета  (  свыше  1/3)
занимает налог на добавленную стоимость.Вместе  с  таможенными  пошлинами  и
налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых доходов на 1995 г.  главными  были  :  от  приватизации  ,
внешне-экономической деятельности,  реализации  государственных  запасов.  К
неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги  и  сборы  являются  основными  источниками  формирования  не  только
федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят  название  закрепленных
доходов.Кроме того,  нижестоящему  бюджету  для  покрытия  его  расходов  из
вышестояшего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за  ним  доходов
дополнительные  средства  в  различных  формах.    Они   получили   название
регулирующих доходов.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным  органам  власти  иметь
необходимые для выполнения их  функций  финансовые  ресурсы,  сбалансировать
доходную и расходную часть бюджетов.
Передаваемые средства вышестоящего  бюджета,используемые  на  финансирование
целевого мероприятия, называются субвенциями.
Министерство   финансов   Российской   Федерации   как   федеральный   орган
исполнительной  власти  и  его  органы  на  местах  обеспечивают  управление
финансами и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая  исполнение  федерального  бюджета  ,  Минфин  РФ   осуществляет
контроль за поступлением и целевым использованием средств  ,  выделяемых  из
федерального  бюджета  предприятиям,  учреждениям  и   организациям   .   По
истечении   года   отчет    об    исполнении    федерального    бюджета    и
консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.