Внутрифирменое планирование


Планирование матер.-технич. обеспечения

1. Задачи и содерж-е плана МТО.
МТО – процесс приобретения и доставки на п/п-е ср-тв и  предметов  труда,  в
кол-ве и по срокам обеспечивающим его бесперебойную производ.-хоз. деят-ть.
Бесперебойное МТО имеет определяющ-е знач-е для выполн-я планов по всем пок-
лям, соверш-е егт орг-ии и планир-я способст-ет сокращ-ю простоев  оборуд-я,
рабочих, повыш-ю равомер-ти работ и тем  самым  обеспеч-ет   рост  произв-ти
труда, сниж-е себес-ти и повыш-е кач-ва прод-ии.
Кроме  того,  при  разработке  плана  МТО  нужно  иметь  в  виду,   что   от
своевременности и  точности  его  составления  зависит  не  только   выпол-е
произв-ной прог-мы данного пре-я, но и   формирования  пр-х  прог-мм  многих
др. предпр-ий, т.к. установленные в нем V-мы пос-к мат.-тех.рес-в  одновр-но
явл-ся основанием для разработки планов пр-ва и сбыта прод-ции на  этих  др.
предпр-ях.
Это обст-во опред-ет необх-ть оперекжающей разраб-ки плана МТО по  сравнению
с др. разделами плана для своевр-го провед-я договорной компании.
В связи с этим план МТО составляется уже в начале текущего года в 2 этапа:
февраль-март:  сост-ся  проект  плана  в  форме  заявок  содержащих  расчеты
потребности в отд. видах матер.рес-в (МТР) в укрупненном виде.
Исходными данными при этом явл-ся :
а) стратегич.план пр-я
б) достигнутые пок-ли года предшеств-го планир-му.
Ноябрь-дек.: проект плана МТО коррект-ся   на  основе  уточнений  производ-й
прог-мы, уточненных заданий по внедрению нов.тех-ки и провед-ю  эксперимен-х
работ,  скорректир-х  норм  расхода  матер.рес-в  и   норм   пр-х   запасов,
фактических остатков мат-лов на складе.
При разраб-ке плана МТО нужно иметь в виду решение след. задач:
ритмичное и комплектное получение предпр-ем осн. и вспом-х  мат-в,  топлива,
покупных полуфабрикатов и комплектующтх изделий, оборуд-я, инстр-тов  и  др.
ср-тв пр-ва.
Сокращение зат-т на заготовл-е и складские оперции (трансак.из-ки).
Орг-я рац-го исп-я матер. рес-в и  контроль  за  их  правильном  хранении  и
выдачей в пр-во.
План МТО состоит из расчетов потреб-ти в МТР и разраб-ки балансов МТО.
Потреб-ть в МТР опр-ся с учетом отраслевых особенностей предприятий  в  виде
отд-х расч-х таблиц, классифиц-мых по хар-ру примен-х материалов:
Потр-ть в сырье и мат-лах
Потр-ть в оборуд-ии и зап.частях к нему
Потр-ть в топливе и энергии.

2. Планир-е потреб-ти в сырье и мат-х.
Потреб-ть предпр-я в мат-х рес-сах  обоснов-ся  соотв-щими расчетами по опр-
м направл-ям их потребл-я:
Для осн. деят-ти (осн. пр-во)
Кап. стр-во
Внедрение новой техники и провед-е эксперим-х работ
Ремонт.-эксплуатационные нужды
Изгот-е технолог.оснастки и инструментов
Прирост незаверш-го произ-ва
Создание необходимых переходящих запасов мат-х рес-в.

Расчет потребности в конкретных видах мат-х рес-в:
ППЛ=РФ*КQпл*КЭ
РФ- ожидаемый или фактич-ий расход мат-в в текущем предплановом году.
КQпл - коэф-т роста V-а поиз-ва в план-м  году  по  сравнению  с  предыдущим
годом
КЭ - коэф-т, учит-ий среднее сниж-е норм расхода  данного  мат-ла  в  план-м
году.
Для более точн-х расчетов потр-ти в мат-х рес-в исп-ся метод  прямого  счета
на основе норм расхода сырья и  материалов.  В  зависимости  от  того  какие
нормы принимаются для расчёта разл-т подетальный, поиздельный метод, м-д  по
аналогии и по типовым представителям. При  подетальном  и  поиздельном  м-де
потр-ть в сырье или мат-х опред.:
[pic];
Hij – норма расхода i-го м-ла на пр-во ед-цы дет-ли или изд-я j-го наим-я.
Qjпл – прог-ма произ-ва деталей или изд-й j-го наим-я в план-м году в натур-
м выраж-ии.
М-д опр-я потр-ти в мат-х по аналогии прим-ся тогда, когда на отдельные изд-
я в период расчёта потребностей в мат-х для  их  произ-ва  нет  утверждённых
норм расходов мат-в. В этом случае такие изд-я приравниваются к  аналогичным
изд-м с учётом хар-й особенности нового изд-я по сравнению с аналог-м:
ПМ=НАН*QПЛ*ККО
НАН – норма расхода мат-ла на аналог-е изд-е
QПЛ – прогр-ма выпуска новых изд-й в план-м периоде
ККО – коэф-т, учит-й констр-е особенности нового изд-я по срав-ю  с  аналог-
м.
М-д расчёта мат-в по тепловым представителям прим-ся при  большом  разнооб-и
вып-й  прод-и,  однородной  по  конструк-ко-тех-му  принципу,  а  т.ж.   при
отсутствии уточнённой прогр-мы выпуска  по  каждой  ассортиментной  позиции.
Расчёт мат-в произ-ся так:
ПМ=НТИП*QПЛ
НТИП – изд-е представитель.
Потреб-ть предп-я в мат-х рес-хна капит-е строит-во расч-ся исходя из  план-
х V-в стр-но-монтажных работ, их структуры и объектных  норм  расхода  мат-в
на 1 млн.руб. ст-ти СМР утверж-х гос-м комитетом по стр-ву. Потреб-ть в мат-
х для проведения мероприятий по плану тех-го развития опр-ся на основе план-
х V-в этих работ и норм расходов мат-х рес-в на их осущ-е и и выпол-е. Потр-
ть предп-я в мат-х на ремонт  обор-я  опр-ся  исходя  из  V-а  рем-х  работ,
выраженного в единицах ремон-й  сложности  при  проведении  кап-го  ремонта.
Потр-ть в мат-х расч-ся сл. Обр.:
ПМ=КО *НК*(SRK+a*SRCP+b*SRM)
КО – коэф-т учит-й расход на осмотры и межрем-ое обсл-е обор-я
НК – норма расходов мат-ла на одну ед-цу ремон-й сложности, при капит-м рем-
те обор-я
SRK,SRCP,SRM – сумма ед-цы ремон-й сложности, подвергаемого кап-му,  сред-му
и малому рем-ту
а – коэф-т, хар-й соотн-е м/д расходом мат-в при сред-м и кап-м рем-те
b - коэф-т, хар-й соотн-е м/д расходом мат-в при малом и кап-м рем-те
Потр-ть в мат-х на изг-е инструментов и оснастки опр-ся так:
ПМ=НВП*ВППЛ*КИ*КТ
НВП – норма расхода мат-в на изг-е инструмента и тех-й  оснастки  в  расчёте
на 1 т.р. ВП в предш-м году
ВППЛ –выпуск ВП в план-м году в т.р.
КИ – коэф-т, учит-й измен-е расхода мат-в на изг-е оснастки  и  инструмента.
Он опр-ся с учётом снижения норм расхода инструмента  и  оснастки  в  план-м
году и возможности его закупа на стороне
КТ –коэф-т, учит-й повышение тех-й оснащённости произ-ва в  план-м  году  по
срав-ю с предш-м
На предп-и с длительным произ-м циклом изг-я изд-й учит-ся потр-ть  в  мат-х
с учётом изменения V-а и комплектности незаверш-го  произ-ва.  Общее  кол-во
мат-в, которое постоянно находится в незаверш-м произ-ве  опр-ся  умножением
длительности произ-го цикла, изг-й прод-и в днях  на  среднесуточный  расход
данного мат-ла в натур-х ед-х изм-я. При наличии данных о величине незаверш-
го произ-ва на нач-о и ко-ц план-го периода, потр-ть в мат-х расч-са так:
[pic]
Dkj – кол-во изд-й или деталей j-го наимен-я, нах-ся в  незаверш-м  произ-ве
на к-ц план-го периода
Dhj – кол-во изд-й или деталей j-го наимен-я, нах-ся в  незаверш-м  произ-ве
на начало план-го периода
Hij - норма расходов i-го мат-ла  на  изг-е  одной  детали  или  изд-я  j-го
наимен-я
Составной частью годовой потр-ти предп-я в мат-х  рес-х  явл-ся  потр-ть  на
образование переходящих произ-х запасов сырья и мат-в.
Произ-ми запасами наз-ся мат-е рес-ы, кот-е уже  поступили  на  предп-е,  но
ещё не подвергались 1-й произ-й операции.  Эти  произ-е  запасы  измер-ся  в
абсолютном  выражении  и  в  относ-м  выраж-и  –  в  кол-ве  дней   произ-го
обеспечения. В завис-ти от  назнач-я  произ-е  запасы  делятся  на  текущий,
подготовительный  и  страх-й  запас.  Текущий  запас  предназначен  для  для
обеспечения произ-ва в период м/д 2-мя очередными партиями поставки  данного
мат-ла на предп-е. Норма текущего запаса принимается равной половине м/д  2-
мя очередными партиями поставки. Подгот-й запас  нужен  для  кол-й  и  кач-й
приёмки поступающих мат-в,  их  перевозке  на  склад  предп-я.  Норма  этого
запаса приним-ся равной одному дню. Норма  страх-го  запаса  в  днях  опр-ся
средневзвешенным  кол-м  дней  отклонений  в  поставках   мат-в   фак-х   от
договорных сроков.
Исходя из нормы произ-го запаса расч-ся потр-ть в данном виде мат-в на созд-
е переходящего запаса с конца  предшест-го  года  на  начало  план-го  года.
Величина переходящего запаса:
[pic]
Пм – потр-ть в данном виде мат-в на обеспучение тов-го вып-ка  прод-и  план-
го года
Дк – кол-во календ-х дней в план-м году
Нпз – норма произ-го запаса по данному виду мат-в

3. План-е потр-ти в топливе и энергии
Топливо – это один из самых важных вспом-х мат-в. Потр-ть в  топливе  опр-ся
на предп-и по направлениям его испо-я:
На осн-е тех-е процессы
На нужды поиз-го транспорта
На коммунально-бытовые нужды
Потр-ть в топливе на тех-е нужды обосн-ся  прямым  расчётом  исходя  из  V-в
произ-ва и норм расхода топлива на нужды произ-го транспорта,  только  нормы
здесь расч-ся в кг усл-го топлива на 1 т перевозимого груза  или  на  1  час
работы транс-х ср-тв. Потр-ть в топливе  для  отопления  произ-х  и  админ-х
зданий  опр-ся  с  учётом  типа   зданий,   их   конструкции,   длительности
отопительного сезона и коэф-та калорийности испол-го топлива по формуле:
[pic]
Ht0 – норма расхода усл-го топлива за сутки на одну тыс  м3  наружного  V-ма
отапливаемых зданий при разнице наружной и внутр-й температур в 1 С0
V - наружный V-м отапливаемых зданий в м3
t0н – сред-я темпер-ра наружного воздуха в теч-и отопит-го сезона
t0b – сред-я темпер-ра внутреннего воздуха
Тс – длит-ть отопит-го сезона в днях
q – коэф-т теплотворности топлива,  кот-е  будет  исп-но  предп-м  в  план-м
году.  Он  нах-ся  отнош-м  теплотворности  1  ед-цы  конкр-го   топлива   к
теплотворности 1 ед-цы усл-го топлива.
Потр-ть в элект-й и тепловой энергии складывается из потр-ти  в  энергии  на
тех-е  цели,  потр-ти  в  энергии  для  приведения  в  движение   обор-я   и
инструмента и потр-ти в энергии на хоз.-бытовые нужды. Расчёт потребности  в
энергии на тех-е нужды произ-ся на  основе  план-х  V-в  произ-ва  прод-и  и
прогрессивных норм расхода энергии на ед-цу прод-и. Потр-ть  в  двигательной
электро-эн опр-ся исходя из суммарной мощности всех уст-х  моторов,  заплан-
го коэф-та сменности работы обор-я, продолжительности смен и  коэф-та  исп-я
обор-я по времени и по мощности.
Потр-ть в электро-эн для освещения расч-ся исходя из  мощности  ламп,  числа
часов их горения  в  сутки  и  продолжительности  работы  предп-я  в  план-м
периоде.

4. План-е потр-ти в обор-и.
Обор-е – это важ-й вид мат-но-тех-их рес-в предп-я, кот-е план-ся  отдельно.
Расчет потр-ти в обор-и осущ-ся на предп-и по след-м  направлениям:  1)  для
замены физич-ки изнош-го и  морально  устар-го  обор-я;  2)  для  увеличения
произ-й мощности в связи с увелич-м произ-й прогр-мы; 3) для  научно-исслед-
х раб-т и раб-т по внедрению new техники;  4)  на  рем-но  эксплуа-е  нужды.
Потр-ть в обор-и для замены физич-ки изнош-го  и  морально  устар-го  обор-я
опр-ся на предп-и на осн-и карточек учёта  обор-я  и  актов  о  его  дейст-м
состоянии. При этом учит-ся  возмож-ть  приобретения  нового  обор-я  взамен
списанного. Если такой возмож-ти нет, то предп-я вынуждены ремон-ть и модер-
ть старое обор-е, даже если это эк-ки неэфф-но. Потр-ть в обор-и для увелич-
я  произ-й  мощности  обосновывается  технико  эк-ми   расчётами,   доказ-ми
недостаточность имеющегося парка обор-я для выпол-я заплан-й произ-й  прогр-
мы. При этом необходимо проанализировать фак-ю мощность испол-го обор-я,  ч-
бы max выявить резервы  и  возмож-ти  его  более  полного  испол-я  за  счёт
сокращения внутрисменных простоев,  подгот-но  заключ-го  времени.  В  общем
виде потр-ть в каждом виде тех-го обор-я опр-ся:
[pic]
Hij – норма времени на выпол-е i-и раб-ты или  операции  по  изгот-ю  детали
или изд-я j-го наимен-я
Qjпл – план-й вып-к детали или изд-я j-го наимен-я в натур-х ед-х
Фнг – норм-й год-й фонд времени раб-ты обор-я
Квн – план-й коэф-т выпол-я норм времени или выработки.

5. Разраб-ка балансов МТО.
На осн-и выявл-й потр-ти в мат-х тех-х рес-х на предп-и сост-ся мат-но  тех-
е балансы, в кот-х  потр-ть  в  мат-х  рес-х  сопостав-ся  с  источниками  и
размерами ее удовл-я и опр-ся  кол-во  мат-в,  топлива,  энергии  и  обор-я,
подлежащего завозу со стороны. Источниками удовл-я потр-ей предп-я  в  мат-х
рес-х  явл-ся:  ожид-е  остатки  мат-х  рес-в  на   начало   план-го   года,
мобилизация внутр-х резервов экономии мат-х рес-в, собственное произ-во мат-
х рес-в, закупка мат-х рес-в у предп-й  изготовителей  или  в  сети  оптовой
торговли.
Абс-й размер ожид-х остатков мат-х рес-в на начало план-го  года  опр-ся  на
осн-ве данных о наличии  фактического  запаса  мат-в  на  складе  на  момент
начала разработки плана МТО, а т.ж. об ожид-м поступлении и расходе мат-в  в
текущем году за оставшийся период времени.
ООЖ=ЗФ+ВОЖ-РОЖ
ЗФ – фактич-й остаток мат-в на дату начала разраб-ки плана МТО
ВОЖ и РОЖ – ожид-е поступление и расход мат-в за период времени от даты,  на
кот-ю взят фактич-й остаток, до начала план-го года.  В  ожид-е  поступления
вкл-ся: 1) кол-во мат-в, кот-е поставщики  должны  отгрузить  за  оставшийся
период времени; 2) мат-лы, наход-ся  в  пути  к  данному  предп-ю  в  момент
начала разраб-ки им плана МТО.
Важным резервом МТО произ-ва явл-ся мобилизация  внутр-х  резервов  экономии
мат-х рес-в осущ-ся по  след-м  направлениям:  1)  экономия  мат-в  за  счёт
проведения орг-но-тех-х мероприятий; 2) утилизация отходов произ-ва за  счет
внедрения новых тех-х процессов; 3)повторное испол-е мат-в  и  обор-я  путем
ремонта и восстан-я з/ч; 4) испол-е сверхнорм-х и  излишних  запасов  мат-в,
своеврем-я реализ-я ненужных мат-в.
В отдеьных случаях при тщательном  технико-эк-м  обосновании  предп-е  орг-т
собственное произ-во мат-х  рес-в.  Гл-й  критерий  здесь  –  эк-ая  эфф-ть.
Внешним источником снабжения предп-я явл-ся закупки мат-х  рес-в  у  предп-й
изготовителей или в магазинах (базах)  оптовой  торговли.  Критерием  выбора
той или иной формы снабжения явл-ся V-м потреб-х рес-в. Если  годовая  потр-
ть предп-я в конкр-м виде мат-х  рес-в  превышает  4  транзитные  нормы,  то
целесооб-но уст-ть прямые длительные хоз-е связи поставки  прод-и  непоср-но
с предп-я изготовителя. И наоборот.
Транзитная норма – то min кол-во груза, кот-е приним-ся  транспортной  орг-й
к перевозке. Чаще всего транзитная норма  опр-ся  грузоподъемностью  транс-х
ср-в. С учётом  всего  сказ-го  баланс  МТО  по  каждому  виду  мат-х  рес-в
выглядит:
ПОП+ПКС+ПНТ+ПРЭМ+ПТОИ+ПНП+ППЗ=ООЖ+МР+СП+Закупка
Баланс МТО по каждому виду обор-я:
ПОЗ+ПНТ+ПРЭН+ПОМ=ОНО+СП+Закупка