Демография Эфиопии


                                 Содержание
     1. Введение
                              3
     2. Общая информация о демографии  Эфиопии                      4
              1. Демографические процессы в Эфиопии                4
              2. Национальный и религиозный состав населения 5

           2.3.               Языки            населения            Эфиопии
        6

     3.        Культура        и        быт        населения        Эфиопии
  7
           3.1.             Жилище,           литература,            музыка
        7

           3.2.   Традиционные народные ремесла                           8


           3.3.                       Одежда,                     украшения
             10

      4.  Заключение
                      13

      Список литературы
               14



      Введение

      Современная Эфиопия —  слаборазвитое  государство  в  северо-восточной
Африке. Граничит на Западе с Суданом, на юге- с Кенией, на юго-востоке  —  с
Сомали, на востоке — с Сомали  и  Джибути,  на  северо-востоке  с  Эритреей.
Площадь – 1,1 млн. кмІ. Население — 29 млн. чел. (1997). Столица — г. Аддис-
Абеба. Состоит из 13 провинций. Характерными чертами Эфиопии является  очень
низкий  уровень  жизни  населения,  высокая   смертность,   низкий   уровень
образованности  населения,  что  вызывает  особый  интерес  с  точки  зрения
рассмотрения демографии этой  страны.  Эфиопия  –  одно  из  самых  отсталых
государств на Земле.



      Общая информация о демографии  Эфиопии

      Демографические процессы в Эфиопии

      Население Эфиопии— 29 млн. человек (1997). Демографическая ситуация  в
стране  характеризуется  небольшим  преобладанием  численности  мужчин   над
женщинами (52 против 48 %). Средняя продолжительность  жизни  мужчин  –  52,
женщин – 50 лет. Возрастной состав населения характеризуется  высокой  долей
лиц младших возрастных групп. Высокая смертность (в том числе  младенческая)
(11  ‰)  компенсируется  еще  более  высокой  рождаемостью   (24   ‰),   что
обеспечивает значительный прирост населения страны (13 ‰).


      Национальный и религиозный состав населения


      Большая часть населения Эфиопии относится к эфиопской расе; западные и
юго-западные районы  населены  представителями  негроидной  расы.  В  стране
много армян и греков, давно переселившихся в Эфиопию, в  крупных  населенных
пунктах живут также арабы, индийцы, пакистанцы, выходцы из  Европы,  Америки
и соседних африканских стран. По религиозной принадлежности  около  половины
населения (45 %) — мусульмане, большинство  остальных  (40  %)  —  христиане
монофиситского толка. Небольшая группа, именующая себя  фалаша  (говорит  на
диалекте агау) исповедует иудаизм (1,5 %). На крайнем юге, севере  и  западе
страны сохраняются местные традиционные верования.  Государственный  язык  —
амхарский. Официально принятый в стране эфиопский  календарь  сохраняет  ряд
черт, восходящих к древним ближневосточным  календарям  (30  дней  в  каждом
месяце, дополнительный тринадцатый месяц); летосчисление сдвинуто на  7  лет
8 мес. назад по сравнению с другими христианскими календарями.



      Языки населения Эфиопии


      Народы Эфиопии (эфиопы)  говорят  преимущественно  на  языках  семито-
хамитской семьи. Амхара (амара), гураге, агобба,  харари,  тиграи,  тигре  и
чать бени-амер говорят на семитских языках. Наиболее крупные народы —  галла
и амхара. Северо-западные, западные и юго-западные окраины Эфиопии  населяют
народы, говорящие на нилотских языках  и  языках  Восточного  Судана:  нуэр,
анаук, бурун, туркана, бареа, кунама, берта,  ари,  диме  и  др.  В  Эфиопии
формируется  эфиопская  нация,  основным  этническим   компонентом   которой
являются амхара, гураге, частично тиграи, галла центральной  части  Эфиопии,
агау, каффа, уоламо и др.
      Семитские языки Эфиопии,  или,  как  их  иногда  называют,  эфиопские,
составляют одну из подгрупп  семитских  языков,  наиболее  приближающуюся  к
семитским языкам южной Аравии.
      Эфиопские языки подразделяются на следующие:
      (a) языки североэфиопские.  К  ним  относятся  геэз,  тигре  и  тиграи
(тигринья). Геэз — язык древнего  государства  Аксум  —  в  настоящее  время
исчез. На языке геэз в Эфиопии теперь ведется  только  богослужение,  и  его
преподают в монастырских школах как язык богослужебных книг.  Тигре  —  язык
населения основной части Эритреи, около Массауа и на всем побережье,  вплоть
до Касалы.  На  нем  говорят  также  на  островах  архипелага  Дахлак.  Язык
тигринья употребляется к югу от области распространения  тигре.Название  его
происходит от амхарского слова  "тигринья",  которым  население  центральной
части Эфиопии называет своих северных соседей тиграи. В пределах  собственно
Эфиопии живет лишь часть тиграи, остальные - в Эритрее;
      (b) языки южноэфиопские (языки собственно Эфиопии)  подразделяются  на
западные и восточные. К западным относятся  амхара  —  государственный  язык
Эфиопии,  западные  диалекты   гураге   и,   возможно,   язык   аргобба;   к
восточным—восточные диалекты гураге и язык населения Харара — харари.
      В Эфиопии формируется эфиопская нация, основным этническим компонентом
которой являются амхара, гураге, частично тиграи,  галла  центральной  части
Эфиопии, агау, каффа, уоламо и др.



                      Культура и быт населения Эфиопии

      Жилище, литература, музыка

      Традиционное народное жилище  Эфиопии  —  круглые  в  плане  плетневые
обмазанные глиной дома ("тукуль"), с конической кровлей; прямоугольные  дома
("хедме") из камня с глиной и щебнем, имеющие плоскую крышу и навес; на  юге
— также куполообразные  хижины.  Эфиопская  музыка  сложилась  под  влиянием
древнегреческой,  иудейской,  позднее   арабской   культур,   а   также   во
взаимодействии с некоторыми африканскими  культурами.  Музыкальный  фольклор
разнообразен.  Народы  Эфиопии  играют  на  струнных,  духовых   и   ударных
инструментах: однострунных скрипках, флейтах, трубах, барабанах.
      Литература Эфиопии многоязычна. Литературный язык в Эфиопии не  всегда
совпадает с языком повседневного общения и фольклора.
       В Эфиопии издается около  20  газет  и  журналов,  правительственных,
ведомственных и частных.
      Традиционные  народные  ремесла  —  гончарство  (разнообразные,  часто
глазурованные сосуды), плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины  с
конической крышкой, украшенные узором из концентрических кругов  и  ромбов),
обработка металла  (ажурные,  чеканные,  филигранные  кресты  и  украшения),
вышивка (на накидках "шамма", на женских рубахах и штанах, часто со  сложным
плетеным орнаментом), резьба по дереву, тиснение по коже.


      Традиционные народные ремесла


      Обработка кож, так же  как  и  ткачество,  имеет  большое  значение  в
хозяйстве народов Эфиопии. Из кожи изготовляют седла, сбрую,  ремни,  сумки,
щиты и ножны, кувшины для воды, формой напоминающие  чайники,  разнообразную
посуду, футляры для роговых и деревянных кубков. Щиты служат  теперь  только
для военных парадов; их выделывают из кожи быка, гиппопотама или буйвола.
      Не  менее  искусны  народы  Эфиопии  в  обработке   дерева   и   рога,
производстве глиняной посуды, плетении корзин  и  других  изделий.  Плетеные
изделия самой разнообразной формы и назначения очень распространены в  быту.
Способ  плетения  корзин  —  спиральный.  Для  отделки  пользуются  соломой,
окрашенной в разные цвета, чаще зеленый, желтый  или  фиолетовый;  сомали  и
данакиль  предпочитают  желтый  и  лиловато-красный.  Орнамент  —  шахматный
ромбовидный или в виде концентрических  кругов  разной  окраски.  В  большом
ходу  корзины  продолговатые  и  плоскодонные;  дно  и  отверстия  их  имеют
овальную форму, крышки — конусообразную. Очень  часто  встречаются  плетеные
сосуды в виде графинчиков, открытые корзины в форме вазы на  подставке.  Для
упаковки кофе амхара, галла  и  тигре  плетут  большие  мешки.  Представляют
интерес плетеные сита, стол-корзина и зонтики. Сита с подставками делают  из
толстых, предварительно плотно скрученных веревок.  Стол-корзина  —  круглое
плетеное блюдо на высокой широкой подставке в  форме  усеченного  конуса;  в
перевернутом виде стол этот может служить корзиной для хранения запасов.
      Из дерева изготовляют сосуды, части седел, плуги, древки копий и  т.д.
Выделываются всевозможные резные ложки,  деревянные  сосуды,  широкие  чашки
для хранения капусты и мяса, деревянные резные кубки для пить.  Все  изделия
орнаментированы резьбой в виде концентрических кругов  или  треугольников  и
часто окрашены в красный, желты и черный цвета. Несколько грубее и проще  по
выделке деревянная посуда сомалийцев.
      Рог идет на изготовление утвари и табакерок. Дном для  роговых  кубков
обычно служит деревянный или кожаный кружок.
      Глиняная посуда теперь вытесняется привозной металлической.
      Гончарную посуду население выделывает двумя способами: амхара, тигре и
галла — путем спирального наращивания валиков; каффичо и сомалийцы  —  путем
вытягивания. Оба способа дают прекрасный результата,,  даже  без  применения
гончарного круга. Обычно сосуды подвергаются  длительному  обжигу  на  огне.
Иногда их покрывают снаружи глазурью. Формы глиняных  сосудов  разнообразны:
для воды изготовляют большие кувшины из  белой  глины,  круглодонные  горшки
служат для хранения масла или жидкого теста; в неглубоких широких  мисках  с
двумя ручками замешивают  тесто;  на  глиняных  сковородках  пекут  лепешки;
маленькие сосуды используются для варки и хранения приправ к кушаньям.



      Одежда, украшения



        Одежду  изготовляют  из  домоткани.  Горизонтальный  ткацкий  станок
амхара, тигре и галла довольно широк и позволяет довести ширину ткани  до  1
м. Выделка тканей для широкого потребления почти прекратилась в городах  еще
до итальянской  оккупации,  так  как  местную  ткань  вытеснили  английские,
американские и японские ситцы, но она  вновь  возродилась  во  время  второй
мировой войны в связи с сокращением импорта.
      Мужской  костюм  трудящегося  населения  состоит  из  штанов,  длинной
рубашки, накидки- шаммы и бурнуса. Мужская рубаха туникообразного  покроя  —
камис шьется из одного куска ткани с  вырезом  для  головы;  вшитые  длинные
рукава сильно сужены у кисти. Ворот рубахи стоячий. Короткие и  узкие  штаны
— сури сшиваются из двух  полотнищ  и  четырехугольного  клина,  образующего
широкий шаг, и немного ниже  колен  плотно  обтягивают  ногу.  Рубаху  носят
поверх штанов. Широкий пояс (маканат) имеет в длину 6-10 м, в  ширину  15-35
см;  на  обоих  концах  пояса  вытканы   разноцветными   шелковыми   нитками
поперечные полоски. Этот пояс обертывается вокруг талии несколько раз.
      Шамму носят поверх рубахи. Шаммы бывают различные: собственно шамма  —
с узкой цветной каемкой по двум длинным сторонам,  шамма  без  каймы  —  год
зекзек,  тонкая  шамма  с  широкой  красной  полосой,  идущей  вдоль   шаммы
посредине, —  джано,  или  кута,  и  тонкая  шамма  с  широкой  разноцветной
шелковой вышивкой посредине — макалькем, и т.д. Способы ношения шаммы  очень
разнообразны.
      В холодную погоду поверх шаммы надевают  бурнус  из  черной  шерсти  с
капюшоном для головы. Бурнусы-накидки без рукавов надеваются  через  голову.
В хорошую погоду обычно головного убора не носят и в  очень  редких  случаях
повязывают голову куском белой ткани – шаш, кисейной или хлопчатобумажной.
      Обувь  в  большинстве  случаев  отсутствует.  Только  когда  крестьяне
направляются в пустынные местности, где раскаленный песок  обжигает  подошвы
ног, они надевают сандалии. Сандалии сшиваются из  семи-восьми  слоев  кожи,
вырезаемой по ступне.
      Мужская одежда имущих классов  населения  обычно  состоит  из  рубахи,
штанов и особого вида бурнуса —  каббы.  Рубаху  и  штаны  шьют  из  дорогой
тонкой материи, часто из шелковой. Ворот рубахи и  рукава  застегиваются  на
множество мелких круглых медных  или  серебряных  пуговиц  и  обшиты  черным
шелковым бордюром. Кабба, это накидка из черного тонкого  сукна,  шелка  или
атласа, часто обшитая бахромой или золотой  тесьмой.  В  качестве  головного
убора носят  белую  или  цветную  повязку  либо  соломенную  шляпу.  Кожаные
орнаментированные сандалии уступают место европейской обуви  со  шнурками  и
гетрами.
      Современный костюм — брюки, рубашку  с  галстуком  и  пиджак  —  носят
преимущественно  интеллигенты,  чиновники  и  купцы.  Большинство  населения
придерживается национального костюма.
      Одежда крестьянки состоит из длинной плотной рубахи, шаммы и  бурнуса.
Шамма иногда украшается узкой вышитой  каймой  по  бокам.  Штаны  крестьянки
носят только при верховой  езде.  Крестьянки  ходят  босиком,  с  обнаженной
головой,  лишь  изредка   повязываются   платком.   Волосы   заплетаются   в
многочисленные косички, начинающиеся у лба и спускающиеся на плечи.
      Костюм женщины имущих классов отличается  от  описанного  выше  только
качеством материала. Рубахи имеют тот же покрой, что и у крестьянок.  Рукава
очень  узкие,  иногда  более  полутора  метров  длины.  Рубаху  подпоясывают
широким поясом, как у мужчин. Шаровары  длиной  более  трех  метров,  сильно
суженные у щиколотки, образуют  поперечные  складки.  Рукава  рубах  и  края
штанов расшиты цветным шелком. Национальный эфиопский  орнамент  вышивки  на
одежде отличается очень своеобразным и  сложным  рисунком,  напоминающим  то
цветы, то геометрические фигуры,  и  выполняется  черным,  красным  и  серым
шелком. Шаммы  женщин  имущих  классов  изготовляются  из  тонкой  привозной
ткани; каббы шьют из черного сукна,  атласа  или  шелка  с  яркой  бахромой.
Женщины носят головную повязку, поверх которой надевают фетровую  шляпу.  На
ногах — кожаные сандалии или привозные европейские туфли.
      И женщины, и мужчины любят различные украшения местного  производства,
по своему качеству почти не  уступающие  тонким  изделиям  ювелиров  Европы.
Женщины  носят  разнообразные   драгоценности:   серьги   —   гутча   тонкой
филигранной  работы,  ожерелья,  браслеты,  кольца  из  золота  и   серебра,
головные шпильки — вальба, серебряные колечки, надеваемые по нескольку  штук
на первый сустав пальца — калабат. Мужчины носят медные  и  золотые  серьги,
иногда с подвесками из цепочек.
      Еще в конце XIX в. эфиопские воины носили поверх рубахи джано (шамму с
красной полосой внизу), лемд (накидку) и головные повязки из львиной  гривы.
В настоящее время лемд  (бархатная  накидка,  по  форме  напоминающая  шкуру
льва,  леопарда  или  барса)  надевается  в  очень  редких  случаях.   Почти
повсеместно введен европейский воинский костюм, которому  приданы  некоторые
национальные черты: к верху офицерской фуражки пришивается кусок  меха,  так
как раньше воины носили на голове повязки из львиной  гривы.  Иногда  вместо
погон пришивают куски меха. Воины носят обмотки и почти все  ходят  босиком,
лишь немногие имеют кожаные сандалии.



      Заключение


      Исходя  из  всего  вышеперечисленного,  можно   сделать   вывод,   что
большинство населения Эфиопии в настоящее время живет на  первобытном  этапе
развития  человечества,  доказательства  этого  (обычаи,   быт,   культурные
традиции населения) были приведены выше, кроме  того  следствием  отсталости
государства   является   низкий   уровень,   образования   и    медицинского
обслуживания.  Это  и  определяет  сложившуюся  демографическую  ситуацию  в
стране.  Как  и  большинство  слаборазвитых  стран,  в  Эфиопии  наблюдается
высокий уровень смертности, перекрываемый еще  более  высокой  рождаемостью,
отсюда – высокий естественный прирост, и  доля младших  возрастных  групп  в
возрастной пирамиде страны.
      Но нужно отметить, что в этом плане Эфиопия  не  является  уникальной,
поскольку   в   большинстве   слаборазвитых   стран   наблюдается    сходная
демографическая ситуация.



                              Список литературы


      1.   Население   мира.   Демографический    справочник.    Составитель
В.А.Борисов. Изд-во "Мысль". М., 1995.
      2. Народы мира. Этнографические очерки.  Под  общей  редакцией  члена-
корреспондента АН СССР С.П. Толстова. Изд-во Академии Наук СССР. М., 1989.
      3. Народы Африки. Под редакцией Д.А. Ольдерогге, И.И. Потехина. Изд-во
Академии Наук РФ, М., 1994.
      4.  В.  Сиверс.  Всемирная   география.   Ф.   Ган.   Африка.   Изд-во
"Просвещение". Спб, 1992.