Италия



  ИТАЛИЯ



         Состав территории и экономико-географическое положение.

     Италия расположена на юге Европы. На её территории можно выделить
3 части: материковую ( около 1/2 площади), полуостровную ( Апеннинский
полуостров )  и островную ( острова Сицилия,  Сардиния и ряд мелких ).
Морские границы в 4 раза длиннее сухопутных.  Даже самые глубинные ра-
йоны страны отстоят от побережья не более чем на 200 - 300 километров.
     Экономико-географическое положение  в  центре  Средиземноморского
бассейна издавна  благоприятствовало развитию связей со странами Ближ-
него Востока и Северной Африки, а также с другими странами Южной Евро-
пы. И теперь оно способствует хозяйственному развитию Италии. Сухопут-
ные границы с Францией,  Швейцарией и Австрией,  а отчасти и с бывшей
Югославией проходят  по Альпам.  Северная Италия находится в более вы-
годном чем Южная положении,  так как  имеет  возможность  осуществлять
внешние экономические связи и по сухопутным и по морским дорогам.  Че-
рез Италию проходят трансконтинентальные авиационные линии.


                                              Население.

     Италия занимает второе место в Европе ( после Германии ) по числу
жителей. Для Италии постоянно характерна массовая эмиграция.  Ежегодно
ее покидают десятки тысяч человек.  Это происходит вследствие  тяжелых
условий жизни  крестьянства,  безработицы  и низкой заработанной платы
рабочих. Жизненный уровень итальянских трудящихся - один из самых низ-
ких в развитых капиталистических странах Европы. Раньше для Италии бы-
ла характерна эмиграция за океан.  В послевоенное время усилилась вре-
менная и сезонная эмиграция в страны "Общего рынка",  особенно в ФРГ и
во Францию. Сальдо внешних миграций в Италии отрицательное.
     Италия - одна из густонаселенных стран Европы.  На размещение на-
селения влияет интенсивно протекающий  процесс  урбанизации.  Основная
часть городского населения сосредоточена в Северной Италии.  Большинс-
тво городов Италии возникло в древние и средние века.  Они  пользуются
мировой известностью как своеобразные исторические музеи с архитектур-
ными памятниками старины и произведениями искусства. Среди них выделя-
ются Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Геную, Болонья.
     Национальный состав населения  однороден  -  98%  его  составляют
итальянцы. По  вероисповеданию  итальянцы  - католики.  Хотя церковь в
Италии отделена от государства, она активно вмешивается в политическую
жизнь страны и оказывает большое влияние на широкие круги населения. В
западной части Рима один квартал занимает государство Ватикан -  теок-
ратическая монархия.  Его глава - папа римский - одновременно является
главой всей католической церкви.
     Для классового  состава населения характерен большой удельный вес
городских и сельских рабочих,  крестьян-бедняков, ремесленников
и кустарей. Господствующее положение занимает небольшая по численности
промышленная, торговая и сельскохозяйственная буржуазия.
     По государственному  строю  Италия - парламентарная республика во
главе с президентом.


                              Общая характеристика хозяйства.

     До второй мировой войны по темпам роста  и  уровню  промышленного
производства Италия  заметно  отставала от других главных капиталисти-
ческих стран.  Причины такого отставания заключались в слабости  сырь-
евой базы,  узости  внутреннего рынка.  С середины 50-х и в 60-х годах
произошел подъем  промышленного  производства.  Аграрно-индустриальная
страна стала  индустриально-аграрной.  Большую роль в этом сыграло ак-
тивное вмешательство государства в экономику.  После войны государство
стало собственником железных дорог,  средств связи,  большой части ме-
таллургических заводов и многих других предприятий.  Оно предоставляет
различные льготы и дает кредиты частным промышленным компаниям. Италь-
янские монополии усиливают свои позиции путем слияния  и  установления
связей с  транснациональными  компаниями.  Особенно  большое участие в
промышленности Италии принимает капитал США,  Германии и Швейцарии. На
основе новейших  технических достижений обновились крупные предприятия
машиностроения и химической промышленности  и  ряда  других  отраслей,
построены новые современные заводы. Однако наряду с крупными современ-
ными заводами для Италии характерно наличие множества мелких  слабоме-
ханизированных предприятий.
     Отставание сельского хозяйства в Италии значительно большее,  чем
в других капиталистических станах.
     Характерная особенность размещения хозяйства - резкая  территори-
альная диспропорция между Северной и Южной Италией.  Еще до политичес-
кого объединения страны в 70-х гг.  XIX в. в Северной Италии существо-
вали богатые торговые республики с разнообразными связями,  с большими
центрами ремесленного и фабричного производства.  Теперь Северная Ита-
лия не  уступает  по уровню экономического развития крупнейшим странам
Европы, тогда как Южная Италия близка к таким менее развитым государс-
твам, как  Греция  и Португалия.  Проводимая государством региональная
политика не в состоянии ликвидировать эту диспропорцию.  На размещение
производства все большее влияние оказывает экологический фактор,  осо-
бенно на Севере.



                                      Промышленность.

     Италия плохо обеспечена основными видами  полезных  ископаемых  -
углем, нефтью, железной рудой. Более значительны запасы природного га-
за, бокситов, полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути,
серы, мрамора.  Среди  других  стран Европы Италия выделяется также по
ресурсам водной и геотермической энергии. Промышленность Италии сильно
зависит от импорта сырья и топлива.
     Энергетика страны базируется на импортных нефти,  коксе  и  угле,
своем природном газе и гидроресурсах.  По мощности нефтеперерабатываю-
щих заводов Италия опережает другие страны  Западной  Европы.  Хотя  в
производстве электроэнергии  первое  место занимают ТЭЦ,  относительно
велика и доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Ита-
лии работают  геотермические электростанции.  Построены первые АЭС.  В
связи с развитием электроемких  производств  выработка  электроэнергии
значительно возросла.
     Исключительно важное значение в производстве и экспорте имеет ма-
шиностроение: производство автомобилей, мотороллеров ( Италия - родина
мотороллера ), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бы-
товое электрооборудование  и  пишущие машинки.  3/4 машиностроительных
заводов расположено в Северной Италии.
     В связи  с  ростом  машиностроения  увеличилась выплавка черных и
цветных металлов.  Черная металлургия основывается на импорте  лома  и
чугуна, кокса,  железной руды,  легирующих металлов. Особенности сырь-
евой базы сказывается на структуре и размещении предприятий  этой  от-
расли. Выплавка стали намного превышает производство чугуна.  Крупней-
шие комбинаты расположены в портах Таранто,  Генуя, Неаполь. Предприя-
тия предельной  металлургии  построены при больших машиностроительных
заводах ( в Милане,  Турине ).  Электрометаллургия - выплавка стали  и
алюминия - возникла вблизи альпийских ГЭС.
     Химическая промышленность базируется на привозных нефти и  фосфо-
ритах, ан природном  газе,  сере и другом местном сырье. Высокими тем-
пами развивается нефтехимия,  особенно увеличилось производство пласт-
масс и синтетических волокон на базе крекинга нефти. Большая часть хи-
мических заводов расположена в Северной  Италии,  но  новые  комбинаты
нефтехимии были построены также в портах Южной Италии.
     Текстильная промышленность  Италии   производит   преимущественно
хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетического волокна.  Эта отрасль
сконцентрирована главным образом в Милане и его  пригородах.  Экономи-
ческие кризисы  и спады производства середины 80-х - начала 90-х годов
особенно сильно отразились в Италии  на  судо-  и  автомобилестроении,
текстильной промышленности.


                                      Сельское хозяйство.

     Природные условия  Италии  позволяют выращивать все культуры уме-
ренного климата,  но особенно они благоприятны для субтропических пло-
довых растений  и  винограда.  В Северной Италии расположена Паданская
низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледе-
лия. По ней течет самая большая река Италии - По,  широко используемая
для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтро-
пическому. В Южной Италии рельеф гористый,  узкие полоски низменностей
тянутся лишь вдоль побережий.  Преобладают каменистые,  бедные гумусом
почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теп-
лой зимой благоприятен для цитрусовых,  оливковых, миндальных деревьев
ми других садовых культур, а также винограда.
     Сельское хозяйство Италии многоотраслевое,  как и во Франции,  но
уступает ему по интенсивности и уровню  развития.  Важнейшее  значение
имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору ви-
нограда, второе в Европе ( после Испании ) - по сбору маслин и  цитру-
совых. Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере,
так и по всему Апенинскому полуострову.  Побережье Сицилии  выделяется
выращиванием апельсиновых и лимонных деревьев.  Ранние овощи поспевают
на юге в зимнее время, поэтому Италия поставляет их на европейский ры-
нок раньше своих конкурентов. Главные зерновые культуры - пшеница, ку-
куруза и рис, технические - сахарная свекла и конопля.
     Животноводство развито  сравнительно слабо.  Крупный рогатый скот
разводят в хозяйствах Северной Италии. В бедных кор-мами горных  районах
Апеннин,  Сицилии  и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В приб-
режных районах подспорьем для них служат продукты моря.



                                                      Транспорт.


   Во внутренних  перевозках грузов и пассажиров главную роль играет
автомобильный транспорт,  на втором месте - железнодорожный. По уровню
электрификации железных  дорог  страна  занимает одно из первых мест в
мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает  города
Северной Италии.


                                 Экономико-географические различия.

     Лишь в  немногих странах можно встретить такиерезкие различия в
уровнях экономического  развития,  какие  существуют между Севером
и Югом Италии. В пределах Севера треугольник, который образуют города
 Милан, Турин и Генуя,  представляет собой район наиболее высокоразвитой
Промышленности. Милан - второй по населению город  Италии.  По
развитию  же промышленности, торговой  и  финансовой  функциям  этот
город занимает первое место,  поэтому его нередко называют деловой
столицей  страны. Милан окружен  городами-спутниками,  многие из
 которых обслуживают его своим производством. Милан широко известен
также своим оперным театром Ла Скала. Лицо Турина определяют автомо-
бильные заводы концерна "Фиат".
С ними связаны предприятия других фирм,  специализирующиеся на  произ-
водстве автопокрышек,  шарикоподшипников и электрокабеля.  Большую ин-
дустрию Севера обслуживает Генуя ( 1300 тыс.  жителей  )  -  крупнейший
порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, рас-
положено много промышленных предприятий.  Побережье Генуэзского залива
имеет также большое курортное значение.
Менее развита в промышленном отношении северо-восточная часть Се-
вера, где  выделяется  своей  индустрией Венеция.  Этот город славится
своеобразием улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промыш-
ленных предприятий и коммунального хозяйства,  загрязняющие Венецианс-
кую лагуну,  частые наводнения и постепенное опускание города  создают
проблему спасения всемирно известных памятников архитектуры Венеции от
разрушения.

Особое место в Италии,  как и во всех странах мира, занимает сто-
лица. Рим  расположен в центральной части  Пенинского  полуострова,  в
стороне от моря. Это главный административный, политический и культур-
ный центр страны. Хотя в настоящее время в Риме имеется военная, хими-
ческая и некоторая другая промышленность, все же его промышленное зна-
чение невелико.  Город получил всемирную известность благодаря  много-
численным историческим  и архитектурным памятникам и не случайно явля-
ется одним из крупнейших центров туризма в мире.
     Отсталость Южной  Италии создала в стране так называемую проблему
Юга. После второй мировой войны здесь были построены большой металлур-
гический комбинат  в  Таран-то,  несколько  нефтехимических комбинатов,
атомные электростанции,  но это лишь весьма незначительно повысило ин-
дустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр
Южной Италии - Неаполь Как пассажирский порт он занимает первое место
в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. В Неаполе и его ок-
рестностях расположены известные курорты.
     Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротех-
никой, низкими урожаями. В то время как часть помещичьей земли пустует
или служит  для выпаса скота,  крестьяне страдают от малоземелья.  Они
используют каждый клочок земли,  а в горных районах  проводят  сложные
работы по устройству террас,  опорных стен,  предохраняющих из участки
от эрозии.

                          Юг дает основную часть эмигрантов.

В результате сильнейшего землетрясения на юге Италии в конце 1994
года, здесь  были  разрушены многие населенные пункты.  Этим еще более
было ослаблено экономическое положение Южной Италии.


                            Внешние экономические связи.


     И импорте Италии преобладают топливо ( нефть,  уголь,  кокс  )  и
промышленное сырье ( металлолом,  хлопок );  она ввозит также машины и
продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия ( маши-
ны, оборудование, ткани ) и фрукты ( апельсины, лимоны ). Наиболее ве-
лик товарооборот со странами "Общего рынка", Швейцарией и США.
     Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают перево-
ды итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию
которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире.  Ежегодно
Италию посещают свыше 30 млн.  иностранных туристов.  Обслуживание ту-
ристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.