Аграрные преобразования на Северном Кавказе


Министерство экономического развития Российской Федерации
        Российский государственный торгово-экономический университет
                             Ростовский Институт



                                                             (Шифр КП 00007)



                             Контрольная работа

                          по дисциплине:  «Проблемы развития
                                                  экономической истории Дона
                                                       и Северного Кавказа »
                         Тема: «Аграрные преобразования на Северном Кавказе»



                  Работу выполнил:

                   студент третьего курса

                   заочной формы обучения

                   факультета коммерции



                               Ростов-на-Дону


                                   2004 г.



                                 Содержание:

   Введение
1. Аграрные преобразования на Северном Кавказе
2. Земельная реформа на Северном Кавказе
     a. Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе
     b. Подымный сбор
3. Отмена крепостного права на Тереке и Кубани
4. Отмена крепостного права на Дону и в Ставрополье
     a. Разработка крестьянской реформы на Дону
     b. Проведение крестьянской реформы на Дону
     c. Крестьянская реформа в Ставропольской губернии
5. Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.
     Заключение
     Список использованной литературы



                                  Введение
      Развитие края в составе империи оказалось  подчинено  общим  процессам
экономической и социально-политической эволюции России в  XVIII-  начала  XX
вв.  Условия  и  характер  взаимодействия  различных  групп  населения   его
определялись социальной и этнической политикой центральной власти,  а  также
процессом модернизации, в который страна постепенно  вовлекалась  как  общим
ходом  развития   европейского   мира,   так   и   вполне   целенаправленной
реформаторской деятельностью царизма.
          Вместе с тем юго-восточная окраина Европейской  России  отличалась
зримым  своеобразием  хозяйственного  уклада  и  образа  жизни,  составом  и
обликом населения. Определялось это  в  первую  очередь  тем,  что  в  общий
контекст исторического развития страны оказались включенными территории,  на
которых сложились и существовали уникальная  горская  цивилизация  и  весьма
специфичная  казачья  культурно-историческая  общность.  Это  предопределяло
сложность  и  неоднозначность  процесса   их   интеграции   как   в   единую
хозяйственную систему империи, так и в ее социальную и политическую жизнь.
          В составе Российской империи сложно  отыскать  хотя  бы  еще  один
регион с таким  же  пестрым  этническим  и  социальным  составом  населения,
причем структура его стала, по  сравнению  с  предыдущими  веками  развития,
более дробной и сложной в процессе российской  колонизации  территории.  При
этом имперская  политика  ставила  различные  сословия  и  этносы  в  весьма
неравное положение, разделяя их на привилегированные,  полупривилегированные
и непривилегированные, что способствовало росту  противоречий  и  конфликтов
как между ними, так и отдельных групп населения с властью.
          Неизбежным результатом жизни в составе империи  стали  и  взаимное
приспособление  столь  разных   соседей   друг   к   другу,   и   деформация
социокультурных устоев и традиций жизни, характерных для таких  своеобразных
групп населения края,  как  этносы  Северного  Кавказа  и  казачество,  хотя
последнее, несомненно, в большей степени адаптировалось за два  с  небольшим
столетия к жизни в царской  России  и  к  условиям  несения  военной  службы
государю.
                 Аграрные преобразования на Северном Кавказе
      В  отличие  от  Центральной  России,  на  Северном  Кавказе   аграрно-
крестьянская реформа проводилась в два этапа. Первым этапом  была  земельная
реформа (размежевание земель и определение их юридического статуса),  вторым
– ликвидация рабства и освобождение крестьян от личной зависимости.
      При проведении  земельной  реформы  в  крае  российская  администрация
отдавала приоритет  общинному  землевладению  и  землепользованию,  что  еще
более сближало горские районы с русскими губерниями. Однако в полном  объеме
размежевание земель было проведено только в Кабарде и  Осетии.  Одновременно
с наделением землей крестьян происходило перераспределение земельного  фонда
в  пользу  местных  феодалов,  преданных  российской  власти  представителей
других горских народов и российских  военных.  Непосредственным  результатом
проведения земельной реформы на Северном Кавказе стало введение с  1  января
1866 г. государственной поземельной подати, известной как «подымный сбор».
      С начала 60-х гг. XIX в. русская  администрация  на  Северном  Кавказе
проводила  и  освобождение  зависимого  населения.  В  Терской  и  Кубанской
области  было  ликвидировано  крепостное  право,  а  в  Дагестане   отменено
рабство. При этом условия  освобождения  рабов,  дворовых  и  крестьян  были
более тяжелыми,  чем  на  Дону  или  в  Центральной  России.  Большая  часть
крестьян-рабов Дагестана оставалась в крепостной зависимости   от  беков  до
1913 г.
                    Земельная реформа на Северном Кавказе
      Аграрные преобразования на Северном Кавказе  строились  на  сочетании 
двух принципов землевладения – общинного и частного  и  призваны  были  дать
горцам землю на плоскости на основе общинного права, выделив в то  же  время
часть земель в частную  собственность  (феодалам  и  лицам,  находящимся  на
русской службе и преданным русскому правительству).
      В мае 1863 г. в Терской области образовали Комиссия по разбору  личных
и   поземельных   прав   (Терская   сословно-поземельная    комиссия)    под
председательством кабардинца Д. С. Кодзокова.  В  основу  своей  работы  она
приняла положение,  что  «земля,  занимаемая  жителями  на  плоскости,  есть
казенная» и находится в пользовании крестьян на общинном  праве.  В  Кабарде
29 августа 1863  г.   местные  феодалы  подписали  акт,  которым  вся  земля
признавалась  общинной.  Он  стал  отправным  пунктом   земельной   реформы.
Осетинская  и  балканская  знать  отказалась  подписать  подобные  акты,  но
комиссия Кодзокова сочла необходимым ввести и  в  Осетии  общинное  владение
землей.
      В Кабарде при проведении размежевании  земель  происходило  укрупнение
аулов. Норма наделения колебалась от 36 до 41 дес. на  двор,  но  около  2/3
надела составляли неудобные  земли.  В  среднем  на  одну  душу  у  крестьян
приходилось от 3,6 до 8 дес. земли. Аулы получали землю на  праве  общинного
владения,  за  передаваемые  государством   участки   члены   общины   несли
государственную и поземельную повинность.  Для  наделения  князей  и  дворян
устанавливались следующие нормы: князьям в среднем по  500,  а  дворянам  по
250 дес. на двор.
      В Осетии процесс размежевания земель начался в 1853 г.  и  продолжался
до 1867 г. В 1853-1856 гг. были отведены земли семействам знати (алдарам)  и
зависимому крестьянскому населению при нормах размежевания  –  по  225  дес.
алдарам и 36-37 дес. на крестьянский двор. Но при этом земли не получили  49
дворов алдар, которых переселили на правый берег Терека, и 334  крестьянских
двора. Затем земельные наделы были распределены между аулами в  соответствии
с количеством входящих в них дворов, причем алдары либо включались в  состав
аульных обществ (получая на  двор  по  40  дес.),  либо  получали  право  на
земельные наделы в Кубанской области (до 300 дес. на двор).
      В Кубанской  области  размежевание  земель  происходило  на  основании
проекта «Положения об устройстве поземельного быта горских племен  Кубанской
области» (1861 г.), по которому крупные феодалы получали  огромные  поместья
в индивидуальное потомственное пользование, дворяне – от 100 до 200  дес.  в
фамильное пользование, а крестьяне-общинники – по 7 дес.  на  душу  м.п.  на
правах общинного владения.
      Общий пересмотр земельных отношений в Карачае и Балкарии так и не  был
произведен.
      В плоскостной Чечне и Ингушетии размежевание закончилось  в  1876  г.,
наделы Надтеречном наибстве Чечни колебались от 28 до 34 дес. на двор,  а  в
Ингушетии –от 15,5 до 27 дес. на двор. В горной Чечне и Ингушетии  земельная
реформа не проводилась.
      В Дагестане в 1865 г. начала работать  сословно-поземельная  комиссия,
которая занялась решением земельного вопроса. Под ее  давлением  в  1865  г.
местные  феодалы  согласились   предоставить   половину   земли   крестьянам
безвозмездно. С 1865  по  1870  гг.  проводились  межевые  работы.  Так,  на
Кумыкской плоскости феодалы получили в среднем по 110 дес.,  а  крестьяне  -
менее 5 дес. душевого надела.
           Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе
      При проведении аграрных преобразований большое количество земель  было
оставлено в руках знати – кабардинских и кумыкских князей, а также  передано
офицерству. В одной Чечено-Ингушетии таким  путем  было  отторгнуто  29  629
дес. земель, не считая земель казаков. Так, Таймановы получили 6  550  дес.,
Бековичи-Черкасские – 6 350, Алхасовы – 2 800, 
      Эльдаровы – 1 400 дес.  Казачьи офицеры получали по  закону  1870  г.:
генералы – по 1 500 дес., штаб-офицеры – по  400,  обер-офицеры  –  по  200,
рядовые казаки по 30 дес. Всего офицеры Терского казачьего  войска  получили
119 760 дес. земли.
      Аналогичные  земельные  пожалования  офицерам  и  «почетным  туземцам»
происходили после 1864 г. и в  Кубанской  области.  По  5  тыс.  дес.  земли
получили абазинский князь Магомет-Гирей Лоов и ногайский  князь  Адиль-Гирей
Капланов-Нечев, более чем 2  тыс.  дес.  –  черкесский  князь  Эдык  Абуков,
карачавеские князья Крымшамхаловы и др.В одном только Балтапашинском  уезде,
в который входили карачаевские, черкесские, абазинские  и   ногайские  аулы,
из 2 400 000 дес. земли около  1  100  000  дес.  было  отдано  под  казачьи
станицы. Около 200 000  отошло  под  не  войсковые  поселения,  по  100  000
русским и горским частным владельцам и около 900 000 осталось в казне.
                                Подымный сбор
      При  исчислении  введенной  в  1866  г.  поземельной  подати  единицей
обложения было хозяйство («дым»),  поэтому  она  именовалась  еще  «подымным
сбором». Каждый «дым» независимо от количества  членов,  имеющихся  скота  и
земли платил одинаковую сумму. Горцы Кубанской области   платили по  3  руб.
с двора, Дагестанской области – от 2 до 3  руб.,  Терской  области  – от  75
коп. до 5 руб. Самая высокая подать была в Кабарде – 5 руб. с двора.  Только
в   Карачае  налог  дифференцировали  в  зависимости  от  дохода:  в  первую
категорию (платившую 15-30 руб. с «дыма»)  зачислялись  дворы  с  большим  и
средним достатком, во вторую (от 75 коп, до 4  руб.)  –  малообеспеченные  и
неимущие.
      Поземельная подать способствовала сохранению больших семей  у  горцев,
так как они оказывались в лучшем положении  при  уплате  налога,  чем  малые
разделенные семьи. В  одной  Терской  области  в  1890  г.  подымная  подать
составляла около 650 000 руб. Значительная часть населения  оказалась  не  в
состоянии ее платить, постоянно накапливалась  задолженность.  Например,  за
горскими жителями Нальчикского округа к 1884 г. числилось недоимок на  сумму
около 12  000  руб.  С  частных  владельцев  Терской  и  Кубанской  областей
правительство собирало двухкопеечный подесятинный сбор.
                 Отмена крепостного права на Тереке и Кубани
      В 1864 г. была освобождена  небольшая  часть  крестьянского  населения
Северного Кавказа – зависимые люди  «азиатского  происхождения,  находящиеся
во владении у разных лиц, приписанных к Терскому войску»,  т.е.  дворовые  и
крестьяне местных феодалов, служивших в русской  армии  (по  «Положению»  19
февраля 1861 г.).
      16 апреля 1866 г. при наместнике Кавказа вел. кн. Михаиле  Николаевиче
был создан  Особый  комитет  по  крестьянским  делам  под  председательством
генерал-адъютанта  Карцева.  В  Терской  области   подготовка   вопроса   об
освобождении крестьян  возложили  на  сословно-поземельную  комиссию  Д.  С.
Кодзокова. Свои  проекты  освобождения  крестьян  представили  кабардинские,
балкарские и осетинские феодалы. Они предлагали как добровольное  соглашение
между крестьянами и феодалами, так и  обязательное,  за  достаточно  высокий
выкуп. Тех крестьян,  которые  не  могли  выкупиться  сразу,  предполагалось
оставить на длительный (6-8 лет) срок на положении временно обязанных.
      Подготовленное этими органами Положение об  отмене  крепостного  права
было объявлено 1 октября 1866 г. предписанием Главнокомандующего  Кавказской
армией начальнику Терской области и провозглашено 18 ноября 1866 г. Как и  в
Центральной  России,  освобождение  крестьян  проводилось  либо  на   основе
добровольных  соглашений  между  крестьянами  и  их  феодалами  (на   основе
обычного права), либо по обязательным правилам. Размер  выкупной  суммы  для
взрослого трудоспособного крестьянина в возрасте 15-45  лет  составлял  180-
200 руб.  Дети до 15 лет платили по 10 руб.  за  каждый  год  возраста.  При
освобождении  к  феодалу  отходила  половина  или  даже  2/3   крестьянского
имущества. Если крестьяне не  могли  выкупиться  сразу,  то  они  оставались
временно обязанными на протяжении 6 лет и должны были отработать свой  выкуп
в хозяйстве феодала. Годовой труд мужчины-крестьянина оценивался  от  35  до
70 руб., а женщины от 25 до 40 руб. Подобные правила применялись и к  рабам.
В результате реформы в Кабарде и Балкарии было  освобождено  более  21  тыс.
чел.
      В Осетии несовершеннолетние получали свободу бесплатно, а владельцы их
получали компенсацию из средств податных сборов. Здесь было освобождено  627
взрослых и 242 малолетних раба,  а  также  822  взрослых  и  310  малолетних
крестьян.
      В Чечне и Ингушетии, где отношения зависимости  не  получили  широкого
развития, по реформе 1867 г. освободили менее 400 чел. за выкуп – от 100  до
200 руб. за взрослого и от 30 до 50 руб. за малолетнего.
      В Кубанской области ликвидация личной зависимости началась с мая  1868
г., но окончательно Положение об  освобождении  крестьян  было  утвержден  1
ноября 1868 г. , когда в зависимости оставалось уже  только  25%  от  общего
числа крепостных. По Положению  крестьяне  получали  свободу  за  выкуп,  за
исключением женщин,  мужчин  старше  50-55  лет  и  детей  до  7  лет.  Срок
обязательных работ составлял 4-5 лет. Всего в Кубанской области  в  1868  г.
на  основе  добровольного  соглашения  освободили  11   403   чел.,   а   по
обязательным правилам – 5 070 чел.
              Отмена крепостного права на Дону и в Ставрополье
      По переписи 1858 г. в Области войска Донского числилось  286  156  душ
крепостных  обоего  пола,  или  31,9%  по  отношению  к  общему   количеству
населения области, причем большинство их было сосредоточено в  двух  округах
– Миусском и Донецком.
      Началом разработки крестьянской реформы на Дону стало 6 мая  1858  г.,
когда  донское  дворянство  выразило  императору   «полную   и   совершенную
готовность донских дворян к улучшению быта  крестьян  в  войске  Донском  на
общих основаниях». Это обращение  явилось  следствием  давления  на  донских
дворян со стороны войскового начальства.  Предложения  донских  дворян  были
более жесткие, чем  проект,  составленный  Редакционными  комиссиями  в  С.-
Петербурге. Поэтому для Дона были  разработаны  специальные  «Дополнительные
правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости  в
Земле войска Донского». Они были построены по принципу общероссийских, но  с
рядом особенностей. 20 марта 1891  г.  на  Дону  было  объявлено  об  отмене
крепостного права. Проведение крестьянской реформы до  середины  70-х  годов
шло достаточными темпами, но затем замедлилось и окончательно завершилось  в
1883 г.
      Крестьянская реформа в Ставрополье, где крепостные составляли всего 2%
крестьянского  населения  края,   практически   ничем   не   отличалась   от
Центральной России.
                   Разработка крестьянской реформы на Дону
      В 1858 году  в  Новочеркасске  был  образован  Комитет  по  подготовке
проекта Положения об устройстве быта донских помещичьих крестьян. К  16  мая
1859  г.  донские  дворяне  разработали  свой  проект,   который   стремился
максимально  сохранить  преимущества  крупных  землевладельцев.   В   период
временно обязанного состояния крестьяне не могли  переходить  с  барщины  на
оброк в  течение  6  лет,  причем  количество  барщинных  дней  определялось
размерами имения: для многоземельных –  94  дня  в  году,  средних  –  75  и
малоземельных – 56 дней. Донские  помещики  также  стремились  сохранить  за
собой при выкупе земли как можно больше полевых угодий. Этой цели служили  и
предложения о «даровом» крестьянском наделе  –  получении  крестьянином  1/4
регламентированного размера надела  без  выкупа  (на  Дону  «даровой»  надел
составлял около 1 дес.).
      Эти предложения были значительно  тяжелее  для  крестьян,  чем  нормы,
определенные Редакционными комиссиями.
       «Дополнительные правила о крестьянах и дворовых  людях,  вышедших  из
крепостной зависимости в Земле войска Донского»
      Для наделения крестьян землей и угодьями  территория  войска  Донского
делилась на четыре местности:
      Часть Черкасского округа, окруженная Ростовским  уездом  (в  то  время
входившим в Екатеринославскую губ.), и ближайшая  к  ней  и  Азовскому  морю
часть Миусского округа. Здесь, как и в Ростовском уезде, крестьянский  надел
на душу составлял 3 десятины.
      Остальные части Миусского, Черкасского и Донецкого округов – около 3,5
дес.
      Хоперский и Усть-Медведицкий округа – 4 дес.
      1-й и 2-й Донские округа – около 4,5 дес.
      На период  временно  обязанного  состояния  за  полный  душевой  надел
крестьянский оброк составлял 8 руб., а барщина – 63 дня в год (36 мужских  и
27 женских дней). Переход с барщины на оброк мог  происходить  по  истечении
двух лет, как и в остальной России.  В  течение  9  лет  крестьянин  не  мог
отказаться от надела и  выйти  из  временно  обязанного  состояния.  Донским
дворянам (преимущественно  мелкопоместным)  предоставлялись  льготы,  в  том
числе возможность переселять крестьян на другие  земли  а  также  переводить
своих  крепостных  в  разряд  государственных  крестьян  (за  что  владельцы
получали компенсацию от казны) и др. Дворовые люди были  обязаны  продолжать
работать на  своих  прежних  хозяев  в  течение  2-х  лет  после  объявления
реформы.
                   Проведение крестьянской реформы на Дону
      После 19 февраля 1861 г. для проведения в жизнь  крестьянской  реформы
на Дону было образовано Областное  войска  Донского  по  крестьянским  делам
присутствие.
      Накануне реформы  на  Дону  числилось  2904  помещика.  Мелкопоместные
дворяне грамот не  составляли.  В  1863  г.  составление  грамот  фактически
закончилось. Из 1 294 грамот крестьяне подписали только 586, да и  то  часть
– вынужденно. Первоначально переход крестьян на  выкуп  на  Дону  происходил
достаточно быстрыми темпами и только 7% крестьян  воспользовались  «даровым»
наделом». С 1868 по 1878 г. количество временно обязанных сократилось  более
чем 
      в 8 раз. С середины 70-х годов темпы перехода крестьян на выкуп  резко
замедлились,  увеличилось  число  выкупов   по   одностороннему   требованию
помещика. На 1878 г.  на  Дону  числилось  99  462  крестьянина-собственника
(т.е. 69% крестьян), а оставалось  у  391  помещика  во  временно  обязанном
состоянии 17 578 крестьян м.п. Остальные крестьяне были переведены на  выкуп
с 1 января 1883 г. по «Положению о выкупе наделов крестьян,  еще  остающихся
в обязательном отношении к помещикам» (от 28 декабря 1881 г.).
      По данным советских историков (И. П.  Хлыстов)  в  результате  реформы
крестьяне Дона потеряли около 31%  земель.  В  тех  округах,  где  помещичье
землевладение было наиболее  развито,  отрезки  были  довольно  значительны,
достигая 50% дореформенного надела и даже выше. У некоторых крестьян  наделы
сократились на 84%.
               Крестьянская реформа в Ставропольской губернии
      В Ставропольской губернии существовало всего 49 помещичьих имений с 30
тыс. русских крепостных (около 2% всего крестьянского  населения  губернии).
Для подготовки реформы здесь также осенью 1858 г. был  образован  дворянский
комитет, который предложил проводить наделение  крестьян  землей  в  течение
длительного (12 лет)  временно  обязанного  состояния,  причем  крестьянские
наделы должны были составить лишь 4,5 десятин.  Как  и  предложения  донских
помещиков, этот проект не нашел в Санкт-Петербурге поддержки.
      Реформа в губернии проводилась на основании общероссийских «Положений»
19 февраля 1861  г.,  причем  Ставрополье  было  отнесено  к  степной  зоне.
Размеры наделов здесь также сокращались и составляли  8  десятин.  Как  и  в
остальной России, крестьяне в период временно обязанного  состояния  платили
помещику оброк или отбывали на барщине в течение года 70 дней (40 мужских  и
30 женских).
      Высокие  суммы   оброка  и  выкупных  платежей  привели  к  тому,  что
крестьянская реформа в Ставрополье проходила крайне медленными  темпами.   К
1881 г. 2/3 крестьян отказались  от  полевого  надела  и  перешли  в  разряд
казенных и только 31,6% – на выкуп. Из 63,5  тыс.  дес.,  по  данным  В.  П.
Крикунова, у крестьян  было  отрезано  37,1  тыс.  дес.,  или  58,4%.  Таких
отрезков не знала ни одна российская губерния.
          Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.
      В Дагестане в начале 60-х  гг.  числилось  около  4  830  рабов  обоих
полов.  Начальник Дагестанской области принял меры к ограничению рабства  на
территории феодальных владений, поэтому 
      к 1866 г. здесь осталось только 1 542 раба. В 1866-1868 гг. рабство  в
Дагестане было полностью ликвидировано, около  78%  рабов  освобождались  за
выкуп (в среднем по 145 руб.  за  душу),  остальные  бесплатно  при  условии
службы бывшим хозяевам от 4 до 6 лет.  Освобожденные  рабы  приписывались  к
крестьянским обществам.
      Однако  аграрные  преобразования  60-70-х  гг.  XIX  в.  не  затронули
крестьян-рабов, которые оставались в зависимости от беков до 1913 г.  Только
в некоторых районах (Кумыкском округе, Присулакском  наибстве)  в  60-е  гг.
XIX в. крестьяне получили свободу.
      К проведению крестьянской реформы в Дагестане российское правительство
вернулось уже перед самой Первой мировой  войной.  7  июня  1913  г.  издали
закон «О прекращении зависимых  отношений  поселян  Дагестанской  области  и
Закатальского округа к бекам и  кешкелевладельцам  и  об  учреждении  в  сих
местностях установлений по крестьянским делам», по  которому  все  зависимые
крестьяне освобождались от своих повинностей в пользу  феодалов.  Взамен  их
правительство выдавало феодалам 300  тыс.  руб.,  которые  крестьяне  должны
были погасить ежегодными взносами в государственную казну в течение 20  лет.
Реформа 1913 г. коснулась еще 70 тыс. крестьян.
                                 Заключение
      Административные преобразования XIX в. должны были подготовить горское
население «к подчинению общим полицейским и  судебным  законам  империи».  В
1870-1871  гг.  на  Тереке  и  Кубани  было  ликвидировано   военно-народное
управление  и  введена  гражданская  администрация.  Такая   политика,   как
отмечает  Н.С.Киняпина,  вполне   отвечала   общей   установке   российского
правительства в национальных регионах:  вводить  имперскую  административную
систему постепенно, через ряд переходных форм.



                              Список литературы

1. История народов Северного Кавказа. Т. 1. М. 1988
2. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX  в.):  историко-
   этнографические очерки. М. 1974
3. Мининков Н.А.  Донское  казачество  на  заре  своей  истории.  Ростов-на-
   Дону.1992.
4. Сватиков С.Г. Россия и Дон. Белград. 1924.
5. Сокуров В.Н. О характере русско-кабардинских политических связей  в  70-х
   годах  XVI  века.   //Сборник   по   истории   Кабардино-Балкарии.Вып.10.
   Нальчик.1976.
6. Цикоцкая Н.И., Черноус В.В. Как это  было.  Штрихи  к  истории  концепции
   добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России.// Известия СКНЦ
   ВШ. Общественные науки. 1990.№ 2.