Государственная безопасность Латвийской Республики



                                   Реферат


                        По Системе Правоохранительных
                        Органов Латвийской Республики


                    Понятие государственной безопасности



                                                             Работу выполнил
                                                              ЧЕРНЫШЕВ  И.Е.
                                      Студент  1 курса ( заочное отделение )
                                                    ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.
                                                 БАЛТИЙСКИЙ РУССКИЙ ИНСТИТУТ
                                                                      г.Рига



             Понятие безопасности и ее объекты

  Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
   Жизненно важные интересы - совокупность потребностей,  удовлет-
ворение которых надежно обеспечивает существование  и  возможности
прогрессивного развития личности, общества и государства.
   К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права
и свободы;  общество - его материальные и духовные ценности; госу-
дарство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная
целостность.
 Национальная безопасность в Латвийской Республике предстовляет собой
совокупность политических,экономических,социальных,военных и
правовых мероприятий,реализуемых институциями государственной вла-
сти,управления,судебной власти и самоуправлений с целью защиты
конституционного устройства,государственной независимости и терри-
ториальной неприкосновенности государства,экономического,научного,
технического и военного потенциала государства,с целью охраны го-
сударственных секретов,среды (экологической ситуации)и прочих жиз-нено
важных интересов государства от внешней и внутренней угрозы, а также с
целью обеспичения политических прав и свабод граждан го-
сударства,нормальной дейтельности в приделах Сатверсме общест-    венных и
политических организаций,институций,реализующих государ-ственную власть и
управление.
Субъекты обеспечения безопасности
 Основным субъектом   обеспечения  безопасности  является  госу-
дарство, осуществляющее функции в этой области через органы  зако-
нодательной, исполнительной и судебной властей.
   Государство в  соответствии  с  действующим   законодательством
обеспечивает безопасность   каждого   гражданина   на   территории
государства. Гражданам Латвийской Республики, находящимся за ее  пределами,
 государством  гарантируется  защита и покровительство.
   Граждане, общественные и  иные организации и объединения явля-
ются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по
участию  в  обеспечении  безопасности  в  соответствии с законода-
тельством  страны. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту
гражданам,общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим
содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Угроза безопасности
 Угроза безопасности - совокупность условий и факторов,  создаю-
щих опасность жизненно важным интересам личности, общества и госу-
дарства.
   Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности,  исходя-
щая от  внутренних и внешних источников опасности,  определяет со-
держание деятельности по обеспечению внутренней  и  внешней  безо-
пасности.
 Обеспечение безопасности
 Безопасность достигается проведением единой государственной по-
литики в области обеспечения безопасности,  системой мер  экономи-
ческого, политического,  организационного и иного характера, адек-
ватных угрозам жизненно  важным  интересам  личности,  общества  и
государства.
   Для непосредственного  выполнения  функций по обеспечению безо-
пасности личности, общества и государства в системе исполнительной
власти в  соответствии с законом образуются государственные органы
обеспечения безопасности.
 Учереждениями государственной безопасности являются государствер- ные
институции,которые для реализации заданий и достижений целий,в пределах
своей компитенции осуществляют разведывательные(контрраз-
ведывательные)действия и мероприятия оперативной дейтельности.
Принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
   законность;
   соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества
и государства;
   взаимная ответственность личности,  общества и  государства  по
обеспечению безопасности;
   интеграция с международными системами безопасности.
  Правовая основа обеспечения безопасности
   Прававой основой дейтельности учериждений государственной безопасности
Латвийской республики являются Сатверсме,Закон об учериждениях
государственной безопасности,Закон об оперативной дейтельности,другие
законы и нормативные акты,а также международные соглашения,регламентирующие
защиту национальной безопасности и экономического суверенитета государства,
задания,обязанности и права субьектов общественной безопасности.
Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности
 При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав  и
свобод граждан,  за исключением случаев, прямо предусмотренных за-
коном.
  Граждане, общественные  и  иные организации и объединения имеют
право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и  свобод
от органов,  обеспечивающих  безопасность.
 По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в
установленные  законодательством сроки.
  Должностные лица,  превысившие свои полномочия в процессе  дея-
тельности по  обеспечению  безопасности,  несут  ответственность в
соответствии с законодательством.

Компетенция реализующих государственную власть и управление институцией в
руководстве учреждениями государственной безопасности
1.Компитенция Саэйма
-формирует правовую базу деятельности учреждений государственной
безопасности
-утверждает асигнования средств государственного бюджета учреждений
государственной безопасности,реализует парламентский коннроль за
дейтельностью данных учериждений и контроль за использованием выделенных
бюджетных средств
-ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения по вапросам
национальной безопасности
-назначает на должность и освобождает от должности директора Бюро по защите
Сатверсме.
2. Компитенция Совета национальной безопасности
-оценивает состояние безопосности государства и защиты населения,
степеньопасности внешних и внутренних угроз,устанавливает средства и методы
предотврашения и нейтрализации данных угроз
-контролирует учреждения государственной безопасности и выполнение
главных заданий данных учреждений
-устанавливает приоритетные направления и задания дейтельности учреждения
государственной безопасности
-рассматривает и акцентирует представленные учреждениями государственой
безопасности предложения об их количественном сос- таве,структуре,штатном
расписании,заработной плате,необходимых
бюджетных средствах
-заслушивает сообщения и отчеты руководителей учреждений государственной
безопасности,расматривает данные проверки дейтельности данных учреждений
-рассматривает вопросы совершенствования учреждений государственной
безопасности
-утверждает положение о Бюро по защите Сатверсме
-вносит предложения Саэйму о назначении на должность и освобождение от
должности директора Бюро по защите Сатверсме,а также утверждает челенов
колегии данного бюро.
Совет национальной безопасности возглавляет президент страны.
3. Компитенция Кабинета министров
 Кабинета министров реализует исполнительную власть в сфере госбезопасности
и с этой целью:
-организует исполнение принятых законов илиисполняет их сам
-оценивает угрозы безопасности государства,опредиляет и реализует
меры по устранению и нейтрализации данных угроз
-обеспечивает образование инфраструктуры госбезопасности и руково-
дитдейтельностью находящихся в его подчинении или под его надзором
учреждений государственной безопасности
-реализует право законодательной инициативы,издает подчиненые законам
нормативные акты по вапросам госбезопасности
-в пределах своей компитенции назначает на должность и освобождает от
должности руководителей учреждений государственной безопасности


     СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 Совокупность учериждений государственной безопасности
1.Бюро по защите Сатверсме;
2.Служба военной контрразведки Министерства обороны;
3.Полиция безопасности Министерства внутренних дел;
4.Служба информации штаба Ополчения.
 Указанные учериждения государственной безопасности в пределах ус-
тановленной для них компитенции действуют самостоятельно.
 Совет национальной безопасностиили Кабинет министров,по саглосо-  ванию с
Советом национальной безопасности или во исполнение его постановления,могут
привлекать к выполнению мероприятий государственной безопасности также
другие институции государственногоуправления.

 Главные задания учереждений государственной безопасности
  1.сбор,накопление,анализ и использование в установленном законом порядке
политической,экономической,социальной,военной,научной,тех-нической и прочей
связанной сугрозами безопасности государства и экологической угрозой
информации;
  2.защита государственных секретов и прочих жизнено важных для
государства интересов;
  3.прогнозирование угроз безопасности государству,разработка
предложений,рекомендаций и программ по вопросам безопасности государства;
  4.предотвращение или нейтрализация угрозы безопасности государства;
  5.своевременное и полное информирование реализующих государст-   венную
власть и управление институций о любой угрозе безопасности государства;
  6.предоставление прокуратуре информации и материалов о преступ-
лениях,констатированных в сфере безопасности государства;
  7.осуществление дознания в пределах установленной для их компитенции;
  8.сотрудничество и участие в международном поддержании мира.

 Дейтельность учереждений государственной безопасности направлена
Только на обеспечение безопасности Латвийской Республики,и не должна
угрожать безопасности других стран.

   Учреждения государственной безопасности

1.Совет учреждений государственной безопасности – совакупность ру-
ководителей учреждений государственной безопасности.
 Совет-совещательный и координирующий орган учериждений государст-  венной
безопасности.Постановления Совета имеют рекомендательный характер.
 Председатель совета – директор бюро по защите Сатверсме.
2.Бюро по защите Сатверсме – не военная институция государственной
безопасности.
 Бюро по защите Сатверсме
-организует и координирует разведывательную и контрразведыватель-
ную,оперативную дейтельность;
-собирает,получает,обобщяет,накапливает,сохраняет,анализирует и в
установленном порядке использует связанную с госбезопасностью инфорвацию;
-обеспечивает государственную власть и ответственных должностных лиц
своевременной,полной и обьективной информацией;
-отпровляет собранную информацию другим учреждениям государственной
безопасности в соответствие с их компитенцией.
   Бюро защите Сатверсме является субьектом оперативной
дейтельности,обладает правом дознания в сфере госбезопасности или когда
дознание поручино Генеральным пркурорам.Бюро защите Сатверсме подчиняется
Совету национальной безопасности.Бюро защите Сатверсме является юридическим
лицом. Бюро защите Сатверсме имеет и другии полномочия.
3.Служба военной контрразведки Министерства обороны – институция
Министерства обороны,осуществляет разведывательную и контрразведывательную
дейтельность в военной сфере и подчинено министру обороны,действует в
соответствии с утвержденным Кабинетом министров положением. Служба военной
контрразведки является субектом оперативной дейтельности. Служба военной
контрразведки является юридическим лицом.
4.Полиция безопасности Министерства внутренних дел – состовная часть
государственной полиции,является отдельной самостоятельной
службой,выполняющей установленные законом ''об учериждениях государственной
безопасности '' задания и отвечает за их выполнение. Полиция безопасности
подчиняедся министру внутренних дел. Полиция безопасности является субектом
оперативной дейтельности. Полиция безопасности является юридическим лицом.
Полиция безопасности обладает правом дознания в пределах своей компитенции
или когда дознание поручино Генеральным пркурорам.
5.Служба информации штаба Ополчения – контрразведывательная институция
Ополчения.Действует в соответствии с утвержденным командиром Ополчения
положением.
 Служба информации
-осуществляет информационное обеспичение дейтельности Ополчения;
-осуществляет необходимые для защиты структур Ополчения
контрразведывательные мероприятия;
-в сотрудничестве с государственной полицией получает информацию,
связанную с обеспичением и поддержанием общественной безопасности и
порядка;
- Служба информации является cубьектом ограниченной оперативной
деятельности.Она не имеет права осуществлять указанные в законе''Об
оперативной деятельности'' мероприятия оперативной деятельности особого
рода.
Служба информации является юридическим лицом.
 Финансирование деятельности по
                     обеспечению безопасности
  Финансирование деятельности  по  обеспечению безопасности осуществляется
из средств государственного бюджета.Порядок использования средств и
внутреннего контроля устанавливает руковадитель учериждения государственной
безопасности.

 Контроль за деятельностью по
                     обеспечению безопасности
 Контралируют учреждения государственной безопасности:
-Саэйм;
-Совет национальной безопасности;
-Кабинет министров;
-Руководство соответствующих министерств.
 Надзор за законностью деятельности
                 органов обеспечения безопасности
 Надзор за  законностью  деятельности  органов обеспечения безо-
пасности осуществляет прокуратура  Латвийской Республики и особо
уполнамоченные ею прокуроры.