Исторический портрет и реформы Ивана Грозного


      Балтийский государственный технический университет
                                  "Военмех"



                                   ДОКЛАД
                       Исторический портрет и реформы
                               Ивана Грозного.



                                                       Студент группы СИ-327
                                                         Судомоин  Д.Д.



                               Санкт-Петербург
                                    2002



                                  ВВЕДЕНИЕ.

      Вторая половина 16 века стала важным этапом в истории Русского
государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и
последовавший затем опричный террор – таковы основные вехи развития страны
того времени.

Иван Грозный – личность, неоднозначно оцениваемая, как  современниками,  так
и  историками наших дней.
Мы его почти не знаем, разве что с внешней  стороны.  Он  губил  животных  и
даже людей, будучи еще ребенком. Почему? Как  он  рос?  Как  создавался  его
характер? Был ли он зверем от природы? Ответы на эти  вопросы  я  постарался
найти и отразить в своем реферате.


                       ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ ИВАНА.
      Ивану было три года,  когда  умер  его  отец,  Василий  III  (1533г.).
Правительницей  государства   стала  его   мать,   Великая   княгиня   Елена
Васильевна. Дяди Ивана, удельные  князья  Юрий  и  Андрей,  которых  считали
опасными претендентами на престол, были посажены в тюрьму и скоро умерли.  В
1538г. умерла и сама Елена,  и  малолетний  великий  князь  остался  круглым
сиротой.
       Наступила  мрачная  эпоха  боярского  правления,  эпоха   беззакония,
насилия, смут, вражды и борьбы за власть.  Эта  борьба  шла  преимущественно
между двумя наиболее знатными боярскими  фамилиями  –  князьями  Шуйскими  и
Бельскими.  То  одна,  то  другая  партия  захватывала  власть  в  стране  и
преследовала побежденных противников.
      Мальчик  -  государь,  от  природы  умный,  живой,  впечатлительный  и
наблюдательный, жил и рос в обстановке заброшенности и пренебрежения.  Бояре
- правители  не  только  не  заботились  о  правильном  воспитании  будущего
государя, но даже плохо кормили его и  его  маленького  брата,  а  иногда  и
прямо обижали или оскорбляли его; но  во  время  торжественных  церемоний  и
парадных приемов, на глазах народа или  иноземных  послов,  бояре  оказывали
юноше все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в  душе  мальчика
рано образовалось чувство вражды и ненависти к  боярам,  как  его  врагам  и
похитителям  его  власти.  Сцены  боярского  своеволия  и  насилия   и   его
собственная  беспомощность  и  бессилие  развили  в  нем   подозрительность,
недоверие  к  людям,  пренебрежение   к   человеческому   достоинству.   Так
называемое  "боярское   правление"   надолго   запомнилось   русским   людям
беззастенчивым  расхищением  казны,  раздачей  должностей   "своим   людям",
расправами и разбоями.
      Имея в своем расположении много свободного  времени,  Иван  предавался
чтению и перечитывал все книги, которые мог найти  во  дворце.  Единственным
его  искренним  другом  и  духовным  наставником  был  митрополит   Макарий.
Образованный и умный, он составлял в те годы свой знаменитый  сборник  житий
и поучений и обладал огромной библиотекой. Он  и  приучил  Ивана  к  чтению,
образовав его ум, рано внушив юноше понятие о Москве, как о третьем Риме,  и
воспитав  в  нем  желание,  превратить  великое   княжество   Московское   в
православное  царство.  Но,  к  сожалению  даже  влияние  Макария  не  могло
истребить в будущем царе нравственную  порчу.


                            ПЕРВЫЕ ДНИ ПРАВЛЕНИЯ
      Достигнув  совершеннолетия,  Иван  торжественно  венчался  на  царство
«венцом царским» или «шапкой Мономаха»,  и официально принял  титул  царя  и
великого князя всея Руси ( 16 января 1547г. ).  Надобно  было,  чтобы   этот
новый  титул  признали  восточные  правители,   а   затем   и   все   прочие
государства. Патриарх Константинопольский прислал Ивану lV свое  согласие  и
благоволение; многие же другие государи долго отказывали московским царям  в
 их царском титуле, именуя их по-прежнему только великими князьями.
      Через две недели  Иван  женился  на  Анастасии  Романовне  Захарьиной-
Юрьевой, с которой он счастливо  прожил  более  тринадцати  лет,  и  которая
имела на него благотворное моральное влияние. В апреле и июне того  же  года
в Москве произошел ряд  страшных  пожаров.  На  пятый  день  после  великого
пожара  москвичи  подняли  бунт,  обвиняя  родственников  царя  Глинских   в
поджогах; они убили царева дядю, боярина Юрия  Глинского  и  его  детей.  Их
имущество  было  разграблено.  Впечатлительный  царь,   напуганный   жуткими
картинами пожаров  и  бунта,  каялся  в  своих  грехах  и  дал  обет  отныне
посвятить все свои силы служению государству и народу.


                          ПЕРЕОД ВНУТРЕННИХ РЕФОРМ
      Со времени женитьбы и венчания  на  царство  началась  самостоятельная
деятельность царя Ивана.  К  концу  40-х  годов  вокруг  молодого  правителя
образовался круг советников, который составляли главным  образом  митрополит
Макарий, священник Сильвестр, Алексей Адашев и князь  Андрей  Курбский.  Это
новое правительство  позднее  было  названо  "Избранной  радой".  Начиная  с
1550г. правительство Ивана IV провело в жизнь целый  ряд  важных  реформ.  В
том  же  году  был  созван  «собор»  духовных  и  светских  сановников   для
обсуждения необходимых мероприятий. Был создан новый судебник.  Главные  его
особенности заключались в том, что он всячески заботился о праведном суде  и
для правосудия требовал, чтобы на суде  присутствовали  выборные  от  народа
старосты и «целовальники» (то есть присяжные). Через год собором был  создан
сборник правил церковного порядка и благочиния, содержавший в себе 100  глав
и потому названный «Стоглавом». Он имел целью обновить и улучшить  церковно-
общественную жизнь и уничтожить злоупотребления  в  церковном  управлении  и
хозяйстве.  В  то  же  время,  кроме  составления  законов,   шли   меры   и
практические. Было установлено, что как помещики, так  и  вотчинники  должны
обязательно и одинаково нести  государеву  воинскую  службу  согласно  общей
установленной норме, пропорционально их землевладениям.
      Была проведена военная реформа, призвано 1000  боярских  и  дворянских
детей и даны им  земельные участки возле Москвы. Они составили  особый  полк
«московских  дворян».   Войско   получило   более   правильное   устройство.
Дворянское ополчение обыкновенно собиралось  на  службу  так,   что  дворяне
каждого  города  с  уездом  составляли  один   отряд   (туляне,   коломничи,
ярославцы). Эти-то отряды и были поделены при Иване на «сотни» и  поставлены
под начальство особых «голов». Кроме того, была образована особая  пехота  с
ружьями и устроена хорошая артиллерия. Наконец был  произведен  пересмотр  и
уравнение  поместий  с  тем,  чтобы  государевы   земли   были   справедливо
распределены между помещиками. В  придачу  к  поместьям  помещикам  давалось
иногда и денежное пособие.
      Таковы были меры Ивана IV, выработанные им вместе  с  кружком  бояр  и
Сильвестром в 50-х годах XVI века.

                ЗАВОЕВАНИЕ КАЗАНСКОГО И АСТРАХАНСКОГО ЦАРСТВ
                           НАЧАЛО ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ.
      Не менее славны и внешние дела Ивана, современные его реформам. Первым
его великим успехом было завоевание татарского Казанского царства.
      Казанские ханы и эмиры из года в год нападали на  пограничные  русские
земли, разоряли города и селения, уводили  в  плен  горожан  и  крестьян.  К
началу 50-х годов более 100 тысяч человек томились в плену и были продано  в
рабство.
      В 1552г. огромное русское войско во главе с самим  царем  двинулось  к
Казани. После продолжительной бомбардировки, взрывов, подкопов  и  страшного
кровопролитного штурма татарская столица была  взята.  Город  был  сожжен  и
разграблен;  остатки  татарских  ратей  были  добиты  в   окрестных   лесах;
казанский царь был взят в плен и крещен;  таким  образом  татарское  ханство
было уничтожено. Вместо татарской Казани Иван построил русскую. Но  несмотря
на это понадобилось несколько лет,  чтобы были покорены  подвластные  Казани
народы (черемисы, мордва, чуваши, вотяки, башкиры).
      В 1555г. в Казань был направлен архиепископ Гурий для  распространения
здесь христианской религии.
      В 1556г. царь, ободренный успехом  в  Казанском  походе,  сравнительно
легко завоевывает Астрахань, и таким образом все нижнее и  среднее  Поволжье
вошло  в  состав  Московского  государства.  Этими  военными  успехами  были
открыты  для   русской   колонизации   огромные   пространства   плодородных
малонаселенных и пахотных  земель.  Со  второй  половины   XVI  века  в  эти
области устремляется широкий поток русских колонизаторов. В 80-х  гг.  здесь
возникают новые русские города - Самара, Уфа, Саратов, Царицын  и  множество
других городов, сел и деревень.
      Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван обратил свое внимание  на
запад. Здесь он поставил себе целью пробиться к побережью  Балтийского  моря
для установления непосредственного сообщения России со  странами  Средней  и
Западной Европы.  препятствием  на  этом  пути  лежали  владения  Ливонского
ордена,  издавна  враждебного  к  России  и  всячески  препятствовавшего  ее
сношениям с Европой. Политическая сила Ливонии была  в  то  время  ослаблена
внутренними  раздорами  и,  в  частности   религиозной   рознью   вследствие
распространения здесь протестанства. В 1558г. царь  послал  свои  войска  на
Ливонию. Война сначала была удачной для русских: были взяты Нарва,  Юрьев  и
еще около 20 городов, но потом повела  к  тяжелым  потерям  и  неудачам.  Не
желая подчиняться московскому царю, магистр Ливонского  ордена  отдался  под
покровительство и защиту великого князя Литовского, а  Ревель  с  Эстляндией
признали над собой власть Швеции. Таким образом,  Ливонская  война  повлекла
за собой войну с Литвой и Швецией. Иван, однако, решил продолжать  борьбу  и
в 1563г. его войска опустошили литовские  владения  и  взяли  древний  город
Полоцк. Это был его последний успех.
      Далее дела внешние представляют ряд неудач. Сила  страны,  истомленной
долгой войной и опричниной, слабела и истощалась. В 1571 г. крымский хан  со
своей конницей прорвался до самой Москвы, взял город, сжег и разграбил.
      Затянувшаяся Ливонская война  продолжалась,  но  уже  без  успеха  для
русского  оружия.  Пользуясь  ослаблением  России,  шведы  также  перешли  в
наступление на севере и  взяли  города,  расположенные  на  южном  побережье
Финского залива. В 1583 г. со шведами была заключено перемирие, по  которому
они удержали за собой все свои завоевания, и таким образом  Грозный  потерял
и тот последний кусочек Балтийского  побережья,  которым  владел  в  старину
Новгород Великий.
      Во время этих сплошных неудач на западе на востоке случилось  событие,
которое явилось началом покорения русскими необъятных  просторов  Сибири.  В
1581 г.  атаман  донских  казаков  Ермак  с  небольшим  отрядом  (около  800
человек) перешел Уральские горы и завоевал  Сибирское  царство  –  небольшую
область сибирского царя Кучума. Восточные пределы  государства  были  сильно
расширены. Из Западной Сибири в европейскую часть  России  потекли  пушнина,
рыба и иные  товары.  Позднее,  исследование  этих  земель  было  взято  под
царское руководство, как задача первостепенной важности.

                          ОПРИЧНИНА; ЭПОХА ТЕРРОРА.
      В неудачном исходе Ливонской войны и  разорении  страны  немалую  роль
сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного.
Отношения с боярством начали портиться  еще  в  период  «избрания  рады».  В
1553г.  царь тяжело  заболел  и,  ожидая  смерти,  потребовал,  чтобы  бояре
присягнули его  малолетнему  сыну  Дмитрию.  Но  бояре  начали  смуту:  одни
присягнули, другие не захотели присягать, говоря, что Дмитрий еще  младенец.
К удивлению, Иван узнал,  что  против  его  сына  высказались  и  члены  его
избранной рады и  то,  как  бояре,   так  и  Сильвестр  желали  бы  воцарить
двоюродного  брата  государя,  князя  Владимира  Андреевича  Старицкого.   С
большим трудом удалось царю настоять на своем требовании  и  заставить  всех
своих бояр поцеловать крест Дмитрию. Затем он  сам  выздоровел,  а  его  сын
вскоре же скончался. Все это происшествие  потрясло Ивана и очень  настроило
его против Сильвестра и рады,  в  душе  его  возросло  чувство  недоверия  и
неприязни  к  своим  советникам.  Однако  по  внешности  хорошие   отношения
сохранились до 1560г.; в этом  году  скончалась  царица  Анастасия,  оставив
государю двоих   сыновей:  Ивана  и  Федора.  Со  смертью  жены  царь  круто
изменился  около него появились новые любимцы, с  которыми  он  начал  вести
недостойную жизнь, а старых советников Иван отдалил от себя.  Сильвестр  был
отправлен в монастырь, Адашев – в Ливонию, где он и умер, а  в  1563г.  умер
митрополит  Макарий,  который  был  последним  нравственным  авторитетом   и
нравственной сдержкой  для царя
      Действия свои против бояр царь открыл невиданным поступком. В  декабре
1564г. он со всем своим  семейством  и  имуществом  выехал   из  Москвы,  не
сказав куда. Царь поселился  в  Александровской  слободе,  откуда  3  января
1565г. отправил в Москву грамоту,  в  которой  известил  всех,  что  оставил
столицу из-за боярской измены. Эти письма  произвели  действия,  на  которые
царь и рассчитывал. Москва, брошенная на произвол судьбы во время тяжелой  и
опасной войны, пришла в смятение и отправила к царю  многолюдное  посольство
с духовенством во главе, с просьбой не  покидать  царства.  Иван  согласился
остаться у  власти  с  условием,  что  ему  не  будут  мешать  вершить  свое
правосудие над изменниками, как ему угодно. При этом он установил  для  себя
особый двор, знаменитую опричнину, для которой сначала набрал одну, а  затем
и еще пять тысяч человек. Они были одеты в черную одежду, ездили  на  черных
конях, к седлу которых были привязаны символы их  власти  и  деятельности  –
метла и собачья голова в знак того,  что  они  выметают  измену  из  Русской
земли и грызут царских недругов.
      На содержание своего нового двора  царь  забрал  около  20  городов  с
уездами и отдельных  волостей,  преимущественно  в  центральных  и  северных
областях государства и несколько улиц в  самой  Москве,  а  также  несколько
подмосковных слобод. В тех  уездах,  которые  он  забирал  в  опричнину,  он
забирал поместья  и  вотчины  у  прежних  владельцев  и  раздавал  их  своим
опричникам, а старым помещикам и вотчинникам  давал  земли  в  иных  уездах,
производя  таким  образом  полную  ломку  и  перетасовку  землевладельческих
отношений в «опричных» областях.
             Когда  опричнина  устроилась,  она  начала  действовать.   Цель
опричнины состояла в  том,  чтобы  отнять  всякую  силу  и  значение  у  той
княжеской  аристократии,  которая  образовывалась  в  Москве  из   потомства
удельных князей и считала себя как бы соправительницей государя. Испытав  на
себе властолюбие своих бояр, царь  Иван  счел  их  «изменниками»  и  задумал
обезвредить  все  боярство.  В  своем  новом  «дворе»,  куда  он  не  пустил
«изменников-бояр», он получил силы  и средства для действий против  них.  Он
брал к себе в опричнину один за другим те города  и  уезды  в  которых  были
старые  удельные  вотчины  бояр  и  применял  к  ним  тот  порядок,  который
применялся Москвою  в  завоеванных  областях  (Новгороде,  Пскове,  Рязани).
Именно  из  взятых  в  опричнину  уездов  выводились  вон  все   опасные   и
подозрительные для Ивана IV люди, обыкновенно потомки  удельных  князей.  Их
переселяли на окраины государства, на  новые  земли,  где  не  было  никаких
удельных воспоминаний, и где эти люди не могли быть  опасны.  Старые  же  их
земли отбирались «на государя» и шли в раздачу. Вместо удаленной знати  царь
селил в их старых вотчинах  мелких  помещиков-опричников,  преданных  ему  и
зависевших только от него. Он делал это до самой смерти, в течение почти  20
лет, и понемногу забрал в опричнину половину своего  государства.  Остальная
половина  оставалась  в  старом  положении,  управлялась  боярскою  думой  и
называлась «земщиной».
      Опричнина была жестокой  мерой,   разорившей  не  только  бояр,  но  и
многих других людей, - всех тех, кого насильственно переселяли  с  места  на
место, у кого отнимали вотчины и хозяйство. Сама по  себе  опричнина  должна
была возбудить ненависть гонимых, но действия опричнины  сопровождались  еще
чрезвычайными зверствами. Царь Иван не только выгонял знать  из  ее  вотчин:
он мучил и казнил неприятных ему людей. По царскому  велению  рубили  головы
«изменникам» не только десятками, но и целыми  сотнями.  В  1570  году  царь
подверг  разорению  Великий  Новгород.  Заподозрив  новгородцев  в  какой-то
измене, он ходил на них войною, как на настоящих врагов.
      Страна стояла на грани катастрофы.
       Как  же  и  почему  русский  народ  молча  терпел  эту  бессмысленную
вакханалию убийств и грабежей? Прежде  всего,  конечно,  действовала  долгая
привычка беспрекословно подчиняться воле  и  приказаниям  государя-царя,  но
кроме того, надо иметь в виду, что эпоха террора совпала с периодом  тяжелой
и кровопролитной войны на западе.
      И, наконец, не все молчали! В 1568г. митрополит Филипп,  после  долгих
и бесплодных  увещеваний  наедине  перед  всем  народом  в  Успенском  храме
обличил жестокого царя и, угрожая ему  гневом  Божьим,  требовал,  чтобы  он
перестал проливать кровь невинных…   В  результате  Филипп  был  свергнут  с
митрополии и сослан в Тверской  монастырь,  где  в  следующем  году  он  был
задушен царским опричником Малютой Скуратовым.
      Цель, которую поставил себе Иван Грозный,  устраивая  опричнину,  была
достигнута.  Княжеская  аристократия  была  разгромлена  и  унижена,  старые
удельные вотчины перешли к государю и были  обменены  на  другие  земли.  Но
опричнина, несомненно, повела к разорению государства, потому что  разрушила
хозяйственный порядок в центральных областях. Когда Грозный выселял  крупных
помещиков из их старых земель, оттуда уходили с  ними  их  холопы,  а  затем
стали уходить  и  крестьяне,  которым  невыгодно  было  оставаться  у  новых
владельцев. Народ охотно шел на окраины  государства,  где  не  было  ужасов
опричнины.

      Общий результат опричнины можно коротко описать как  введение  анархии
и при защите  государя,  колебания  самих  основ  государства.  Направленная
против воображаемой измены, она подготавливала действительную.



                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      … 18 марта 1584 года. Царь Иван IV умер. В свои неполные 54 года  этот
человек, исключительно  одаренный,  жестокий  и  маниакально  подозрительный
выглядел глубоким стариком. Сказались долгие годы борьбы, страха, расправ  и
покаяний.
      Не только в русской но и во всей нелегендарной  истории  человечества,
образ  царя  Ивана  Грозного  является   одним   из   самых   непонятных   и
разнотолкуемых, а период его правления вызывает самые противоречивые  оценки
современников и потомков.
      Все почти, кто не особенно подробно знакомился с историческим  обликом
царя Ивана, представляют его себе  жестоким  по  природе  тираном,  больным,
безумным и бесчеловечным. Даже все доброе, чем отмечена "светлая пора"   его
царствования, общее мнение приписывает это заслугам  Сильвестра  и  Адашева.
Врожденное людям стремление  к  прекрасному  присвоило  этим  двум  деятелям
сияние безукоризненных правителей народных,  умевших  управлять  даже  таким
"нечеловеком",  как  Иван  IV.  Между  тем  это  не  совсем  так.   Реформы,
проводимые   Иваном   Грозным   в   период   его   царствования,    укрепили
государственное   управление,   военную   систему    государства,    заметно
способствовали его централизации. Все преобразования  имели  своей  целью  в
первую очередь укрепление мощи державы.
      Подводя итог эпохе Грозного , можно сказать, что при всех  ее  успехах
она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому  в  истории
Отечества "Смутному времени"



                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жданов Л.  Царь Иоанн Грозный // Современник  93.
1. Пушкарев С.Г.  Обзор русской истории //  Наука 91. С. 137-147.
1. Платонов С.Ф.  Учебник  русской истории // Наука 94. С. 126-139.
1. Ключевский В.О. Курс русской истории // Просвещение 93.   Т.2 С.145-165.
5.  Павленко Н.И.,  Кобрин В.Б.,  Федоров В.А.  История СССР с древнейших
времен до 1861г. // Просвещение 1989г. С. 121-153.
6.  Сахаров А.Н., Буганов В.И История России // Просвещение 95.   Т.1 С.200-
235.