История природы и история человечества

                                 Тема № 30:
                  “История природы и история человечества”


                                    ПЛАН.

    1. Природа - универсум, охватывающая все  сущее.
    2. Историческое развитие представлений о природе.
    3. Историческое развитие человека во взаимоот-ношении с природой.
    4. Географическая среда - зона обитания человека.
    5. Сфера всего живого - биосфера.
    6. Ноосфера - ступень развития биосферы.
    7. Создание “второй природы”.
    8. Экологические проблемы.
    9. Осознание человечества, как единого целого с природой.



                      Список использованной литературы:

   1. Введение в философию. Учебник в двух частях./ П/р  Фролова  С.М.-  М.:
      1989г.
   2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ П/р Бычко. - К.: 1993г.
   3. Философские проблемы взаимодействия общества  и  природы./   Воронович
      Б.А. - М.: 1982г.
   4. Человек, цивилизация, общество./ Сорокин П. - М.: 1992г.

История человеческого общества в определенном смысле  являет  собой  картину
его изменяющегося взаимодействия с природой.
    Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все  сущее,  в
том числе наши познания и практическую  деятельность,  всю  Вселенную,  и  в
этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа  -  это
материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь  частичка
этого универсума, хотя и  уникальная по своим возможностям.
    В  системе  античного  мышления  природа  понималась,  как   подвижное,
изменяющееся целое, и в этом смысле человек  не  столько  противопоставлялся
природе,  сколько  воспринимался  как  одна  из  его  частей.   У   античных
философов, как мы знаем,  понятием  космоса  по  существу  охватывалась  вся
доступная человеческому понятию природа. При этом космос  противопоставлялся
хаосу  -  он  трактовался  как  нечто  не   только   всеобъемлющее,   но   и
организованное,  закономерное  и  совершенное.  Идеалом  считалась  жизнь  в
согласии с природой.
    Совершенно  другое  понимание   природы   сложилось   в   средневековой
христианской культуре. Здесь, окружающая  человека  природа  рассматривалась
как нечто сотворенное богом и  более  низкое,  чем  сам  человек,  поскольку
только он в процессе творения был наделен  Божьим  началом  -  душой.  Более
того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно  преодолеть
или  подчинить,  а  жизнь  человека  при   этом   выступала   как   творение
Божественного начала - души с греховным природным началом  -  телом.  И  это
служило  оправданием  для  негативного   отношения   к   природе    и   даже
обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не  могла
стимулировать интерес к научному познанию природы.
    В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для
себя красоту  и  великолепие  окружающей  природы,  начинает  видеть  в  ней
источник   радости,   наслаждения,   в   противовес    мрачному    аскетизму
средневековья.  Природа  начинает  пониматься  как  убежище,  противостоящее
развращенной  и  порочной  человеческой  цивилизации.  Жан-Жак  Руссо  прямо
утверждал,  что  переход  человека  от  природного  естественного  начала  к
социальному является источником всех наших несчастий.
    Зависимость  человека  от  природы,  от  естественной  среды  обитания,
существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не  оставалась
постоянной,  а   изменялась   диалектически   противоречивым   образом.   Во
взаимодействии с природой человек постепенно, в  процессе  труда  и  общения
формировался как социальное существо.  Этот  процесс  имеет  своим  исходным
пунктом  выделение  человека  из  животного  царства.  В  силу  вступает   и
социальный  отбор:  выживали  и  оказывались  перспективными  те  древнейшие
общности людей, которые в своей жизнедеятельности  подчинялись  определенным
социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе  о  судьбе
потомства, что формировало зачатки  нравственных  норм.  Социально  значимое
закреплялось и естественным  отбором  и  передачей  опыта.  Образно  говоря,
человек  в  своем  развитии  постепенно  становился  на  рельсы   социальных
законов, сходя с колеи биологических  закономерностей.  В  преобразовании  в
человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на  фоне
активного действия  биологических.  Это  осуществлялось  в  процессе  труда,
навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от  поколения  к
поколению, и образуя,  тем  самым,  вещественно  фиксированную  “культурную”
традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их  изготовление
и  употребление  может  происходить  только  в  коллективе.  Лишь  коллектив
придает  жизненный  смысл  и  могучую  силу  орудиям.  Именно  в  коллективе
предтрудовая  деятельность  наших   предков  могла  превратиться   в   труд,
являющийся  выражением  социальной  деятельности  и  формированием  зачатков
производственных отношений.
    Труд  есть  “…  процесс,  совершающийся  между  человеком  и  природой,
процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует,  регулирует  и
контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К.,  Энгельс  Ф.,
Соч., том 23, стр.188).
    Язык   -   важнейшее   средство   осуществления   трудового   процесса,
обусловивший могучий прогресс в развитии человеческого мышления.
    Между природным и общественным нет пропасти - общество остается  частью
более обширного  целого  -  природы.  Но  каждое  при  этом  обладает  своей
спецификой.  Человек  живет  на  Земле  в  пределах  тонкой  ее  оболочки  -
географической среды. Она есть зона обитания  человека  и  сфера  приложения
его сил.  С  самого  своего  возникновения  человеческое  общество  измеряло
окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в  свою  очередь,
как бы передает ее в  наследство  будущим  поколениям,  превращая  богатство
ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не  только
переместил  в  другие  климатические  условия  различные  виды  растений   и
животных, но и изменил их. Воздействие общества на  природу  обуславливается
развитием  материального  производства,  науки   и   техники,   общественных
потребностей, а также характером общественных отношений. При  этом,  в  силу
нарастания степени воздействия общества  на  природу  происходит  расширение
рамок  географической  среды   и   ускорение   некоторых   природных   рамок
географической  среды.  Если  лишить  современную  географическую  среду  ее
свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное  общество
в исходные природные условия, то оно не  сможет  существовать,  ибо  человек
геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.
    В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на
развитие  общества.  Человеческая  история  -  наглядный  пример  того,  как
условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или,  напротив,
препятствовали  развития  человечества.  Если  на  Крайнем  Севере,  в  этой
определенной  стихии,  человек  вырвал  у  негостеприимной  суровой  природы
средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках  необузданная
пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка,  на  помочах  и
не делает его развитие естественной  необходимостью.  Географическая  среда,
как условие  хозяйской  деятельности  общества  может  оказать  определенное
влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.
    Природная среда жизни общества не  ограничивается  лишь  географической
средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера  всего
живого-  биосфера,  включающая  населенную  микроорганизмами  верхнюю  часть
земли, воды, рек, морей  и  океанов,  а  также  нижнюю  часть  атмосферы.  В
результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная,  внутренне
дифференцированная равновесная система. Но она  не  остается  неизменной,  а
будучи самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией  Вселенной
и всего живого. История жизни на  нашей  планете  показывает,  что  глубокие
преобразования уже не раз происходили, и качественная  перестройка  биосферы
приводила к исчезновению  разных  видов  животных  и  растений  и  появлению
новых. Эволюционный процесс  биосферы  имеет  необратимый  характер.  Помимо
растений и животных биосфера включает в  себя  и  человека:  человечество  -
часть биосферы. Причем его  влияние  ускоряет  процесс  изменения  характера
биосферы, оказывая все более могучее и  интенсивное  воздействие  на  нее  в
связи с невиданным ранее развитием науки и техники.
    С  возникновением  человечества   осуществляется   переход   к   новому
качественному состоянию биосферы  -  ноосфере  (от  греческого  noos  -  ум,
разум)  представляющий  собой  сферу  живого  и  разумного.  Ноосфера  -  не
отвлеченное царство разума,  а  исторически  закономерная  ступень  развития
биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими  и
всесторонними формами преобразующего воздействия общества  на  природу.  Она
предполагает  не  только  использование  достижений  наук,  но  и   разумное
сотрудничество государств, человечества и высокие  гуманистические  принципы
отношения к природе - родному дому человечества.
    Экология (от греческого oikos - обиталище,  местопребывание)  -  это  и
есть наука о родном доме человечества, об условиях  обитания  тех,  кто  его
населяет.   Экология   -   комплексное   научное   направление,    изучающее
закономерности взаимодействия живого с внешними  условиями  его  обитания  с
целью поддержания динамичного равновесия системы “общество-природа”..
    В  прошлом  использование  человеком  сил  природы   носило   стихийный
характер,  человек  брал  от  природы   столько,   сколько   позволяли   его
собственные   производственные   силы.   Но   взаимоотношения   человека   с
естественной средой обитания все более опосредовались созданием  им  “второй
природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.
    Изобретая способы получения  и  использования  железа  и  его  сплавов,
человек резко увеличивает свое могущество во  взаимоотношениях  с  природой.
Вместе с тем, с  течением  времени  само  развитие  цивилизации  оказывается
зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от  их  хозяйственного
использования. В наши дни  эта  зависимость  нередко  обнаруживается  крайне
динамическим образом, поскольку масштабы применения  многих  видов  ресурсов
приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
    Таким образом, не только человек  зависит  от  природы,  но  и  природа
зависит от него.
    Взаимодействие человека и природы, общества  и  среды  его  обитания  в
результате бурного роста промышленного производства во  всем  мире  достигло
предельных критических форм  и  размеров.  Встал  вопрос  об  угрозе  самому
существованию  человечества  вследствие  исчерпания  природных  ресурсов   и
загрязнения среды его обитания.
    Вся жизнь и развитие человека  протекают  во  взаимодействующей  с  ним
части природы. Человек -  часть  и  порождение  великой  “Матери-  природы”.
“Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа  есть  его
тело, с которым человек должен оставаться в  процессе  постоянного  общения,
чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство  человека  с
природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм  человека
и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.42,  стр.
92).
    “Тело  человека”  уже  не  может   ограничиваться   его   биологическим
параметрами, а включает так же и то, что ранее воспринималось, как  “внешняя
природа”. Человек в своем природно-биологическом качестве -  это  не  просто
“часть” природы, а ее органический элемент, находящийся во взаимодействии  с
другими  элементами   и   частями,   составляющими   некоторое   динамически
противоречивое  единство.  В  настоящее  время  взаимодействие  общества   и
природы, человека и среды его обитания,  составляет  существо  экологической
проблемы. Это и загрязнение атмосферы, морей, рек, океанов, и  Чернобыльская
проблема, возникновение  эпидемий,  неизвестных  ранее  болезней,  нарушений
температурного баланса.
    Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к
необходимости разумной гармонизации  взаимодействий  в  системе  “техника  -
человек - биосфера”.
    В  настоящее  время  глобальность  экологических  проблем  требует   от
человека  иного  способа  мышления,   новой   формы   его   самосознания   -
экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество  должно
осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.