Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)


Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)

4 касты («варны»):
брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),
кшатрии – из рук (управление государством, война),
вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов  и  кшатриев,  ремесло
…),
шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).

Рабы – не люди, а орудия труда.

Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой  иерархии,  то
следует наказание («данду» - палка).

Если исполняет то - ?????

Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы –  обычая,  священного  писания,
судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии  их  норм,
царский указ».

В брахманизме приоритет явно  у  священного  писания,  т.е.  вышеприведенное
высказывание – явно отход от брахманизма.

Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).

«Будда» - просветленный.
Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего  состояния  духа  –
достигаемого  через  ограничение/отказ  от  желаний   (именно   неисполнение
которых и вызывает основные страдания).

«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его  мать»  -
идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.

«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием  насилия  уничтожается  оно»,
(или «ненависть» вместо «насилие»).

Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.


Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)

Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек  по
своей природе («зверь или нет») и откуда лучше  черпать  идеи:  из  прошлого
или из будущего.

Конфуций:

1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма:
      государство – это разросшаяся семья,
      монарх – отец большого семейства с  соответствующими  обязанностями  и
      функциями;
      патернализм – власть отца и его забота о семье,
2) идея меритократии – власти достойных
      власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и  морали
      – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,
3) идея человеколюбия:
      забота старших о младших и уважение младшими старших,
      «человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль»  -
      идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,
4) отрицательное отношение к законам:
      закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и
      полное отсутствие совести,  насилие  над  внутренним  миром  человека,
      вынужденного давить себя просто ради выживания,
5) советы чиновникам:
      древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,
      в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а  в
      стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях,  но  осторожен  в
      речах,
      и т.д. (очень много советов)

Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)

возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).

Противоположность Конфуция:
   1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а  монарх  –
      это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ  –
      слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,
   2) доброта и человечность – мать всех проступков,
           т.е. в государстве должно быть много  наказаний  и  мало  наград
           (соотношение  9:1).  За  малейший   проступок   следует   сурово
           наказывать, вплоть до смертной казни – тогда  не  будет  больших
           преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не
           будет поджогов»),
   3) необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять
           в империи Цинь, где эта нашла применение,  были  уничтожены  все
           философские книги и сами философы, за хранение  книг  –  суровое
           наказание,
   4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,
   5) разрешил покупать чиновничьи должности.
           Ранее в Китае чиновник был «царь и  бог»,  духовенства  не  было
           вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником  мог
           стать только человек из знатных родов.
           Шань-Ян изменил эту  систему:  благодаря  покупке  должностей  к
           власти пришли энергичные и умные люди.

Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.
Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».


Греция. Политико-правовые идеи софистов.

Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.
Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.

Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную  логику,
которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).
Их советы адвокатам: вывести соперника  из  равновесия  (чтобы  было  сложно
уследить за  логикой),  говорить  либо  очень  быстро  (чтобы  слушающие  за
логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо  наоборот  –  медленно.
Т.е. – психологический подход к адвокатской  практике.  Многозначные  слова,
игра слов, …

Старший софист Протагор:
   1) золотой век человечества – в будущем:  люди  раньше  были  как  звери,
      отличающиеся от зверей огнем. И только когда  боги  дали  людям  стыд,
      правду/закон – люди стали жить не так, как звери.
   2) справедливость – понятие относительное (что  справедливо  сегодня  или
      для одного – не справедливо завтра или для другого),
   3) мера всех вещей – человек (идея «что для  чего  существует»:  личность
      для государства или государство для личности:  всё  должно  быть  ради
      человека).



Афины: Сократ


По решению суда  был  приговорен  к  смерти,  из  уважения  –  самым  мягким
способом – ядом.
Идеи:
   1) управлять должны знающие,
   2) закон и справедливость – понятия тождественные.

Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным  и  был  казнен  за  подрыв
конституционного строя и за развращение молодежи.
Причина такого решения суда:
   1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч.  ремесленники  …),
      жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,
   2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки  –  то
      атеист, а атеизм – совращение молодежи.


Платон (ученик Сократа).

о формах правления: иерархия в порядке ухудшения:
   1)  аристократия  (власть  лучших,  сначала  под  лучшими  имелись  ввиду
      философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),
   2) олигархия  (власть  немногих  богатых;  поскольку  бедных  больше,  то
      существует недолго, превращается в демократию),
   3) демократия (власть народа, необученных,  неграмотных  людей,  путающих
      многие понятия: «свобода – вседозволенность»,  «хамство  –  доблесть»;
      демократия перерастает в охлократию),
   4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он  легко  в
      ней появляется – появляется тимократия),
   5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои  и
      военные  не  мыслят   своего   существования   без   войны,   жестокой
      централизации и т.п. – перерастание в тиранию),
   6) тирания – жестокая власть одного (против тирании  выступают  лучшие  –
      опять возврат к аристократии).

Идеальное  государство  (вечная  и  оптимальная  аристократия)  по   Платону
соответствует сущности человека:
      - разумность – стремление думать,
      - честолюбие – стремление к славе,
      - вожделение – необходимость физиологического комфорта.
Тогда в идеальном государстве  –  соответствующие  три  сословия:  философы,
воины  и  ремесленники/земледельцы  (в  зависимости  от   сути   конкретного
человека).

Принципы жизни философов и стражей:
   1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,
   2) общность жен  (семья  автоматически  воспроизводит  неравенство,  т.к.
      каждый опекает именно своего ребенка, а идея  –  все  дети  –  каждого
      члена общества),
   3) общественное воспитание детей.


Аристотель.

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.  Разошелся  с  Платоном
по вопросу об оптимальном типе собственности:  о  личной  собственности  все
заботятся гораздо больше, чем об общественной.

Формы правления по Аристотелю:
|      |Вла|Влас|Влас|
|      |сть|ть  |ть  |
|      |одн|немн|мног|
|      |ого|огих|их  |
|«Прави|мон|арис|поли|
|льная»|арх|токр|тия |
|      |ия |атия|    |
|«Непра|тир|олиг|демо|
|вильна|ани|архи|крат|
|я»    |я  |я   |ия  |

Черчилль: «Демократия – самая плохая  форма  правления,  но  лучше  пока  не
придумали».

Демократия:
   1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через
      равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.
   2) к власти  могут  прийти  люди,  не  имеющие  собственности  и  поэтому
      поступающие безответственно.

Полития – власть образованных людей, имеющих имущество –  симбиоз  олигархии
и демократии: всегда будут богатые  и  бедные,  но  большая  часть  общества
имеет собственность и, одновременно, грамотна.

Два вида справедливости:
         -  уравнивающая  справедливость  деяствует  в   отношениях   между
           гражданами,
         -  распределяющая  справедливость  действует  в  отношениях  между
           гражданином и государством (государство не может  «любить»  всех
           одинаково).

Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)


Основные принципы организации жизни общин:

   1) общность имущества,
   2) обязательность труда для всех,
   3) равенство,
   4) отсутствие духовенства и культов,
   5) осуждение богатства.

Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:
«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».

Два аспекта:
   1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,
   2) каким судом судите – таким судимы будете.

Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».
   1)  человек,  живущий   по   собственной   воле,   уподобляется   дьяволу
      (неравенство, несправедливость),
   2) человек живет по божественной воле.
Государство и город – синонимы.

Идея 1: те, кто живут по варианту «1»  -  рано  или  поздно  погибнут,  т.к.
живут во грехе.
Идея  2:  насильственная  борьба  с  еретиками  оправданна  (пастырь  должен
загонять заблудших овец).
Идея 3: концепция «как спастись от греха».

Различие между проступком и преступлением:
«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,
если действует во вред другому – это преступление».


Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.

Основное произведение – «Сумма теологии».
Признан официальным теологом католической церкви.

В Библии – вся власть от бога.
Выделение трех элементов государственной власти:
   1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.
   2) Происхождение власти: по наследству или силой.
   3) Использование власти:
        a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях  церкви,
           то этой власти необходимо подчиняться,
        b. если монарх не заботится о подданных и церкви,  то  народ  имеет
           право на восстание.
«Возможно, тиран послан народу за его грехи».

Субординация законов:
   1) Вечный закон – закон мироздания, «божественный разум».
   2)  Естественный  закон  («естественный»  -   «человеческий»,   осознание
      человеком вечных законов; в  природе  действуют  законы  сохранения  и
      законы размножения; человеческие  естественные  законы:  стремление  к
      самосохранению, размножению, познанию истины).
   3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы  не  должны
      противоречить естественным законам, но отличаются от них:
        a. записаны (тогда как естественные законы не записаны),
        b. предусматривают наказание за нарушение.
   4) Божественный закон – Библия.

Призывал  силой  (с  помощью  государства)  бороться  с  еретиками:  еретики
подрывают основы жизни.


Средневековая ересь о праве и государстве.

Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.

Два вида ереси:
   1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:
        a. требует социального и имущественного равенства,
        b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.
           Представители плебейской ереси – «богомилы»???.
           Помещики – слуги дьявола.
   2) бюргерская ересь:
        a. требует юридического равенства (бюргеры в правах  ограничены,  в
           отличие от феодалов),
        b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и
           1/10 часть отдают церкви).

Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.

Основное произведение – «Государь».
Основные идеи:
   1) выделил политику  как  особую  сферу  человеческой  жизни,  в  которой
      действуют свои  законы  (главное  в  политике  –  человек,  в  истории
      неизменны интересы людей),
   2) отделил политику от религии и  морали  (против  католической  религии,
      т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая  к  борьбе
      за  справедливость;  «Цель   оправдывает   средства,   если   цель   –
      благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).
   3) советы государю:
        a. государь должен добиваться любви людей, но  нужно  опираться  на
           страх – все наказания проводить разом,
        b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то  не  может  дать
           всем одинаково),
        c.  дела,  угодные  подданным  –  совершать  самому,  а   неугодные
           подданным – поручать подданным,
        d. государь никогда не  должен  посягать  на  имущество  подданных,
           «лучше убить, чем грозить».


Политико-правовые  идеи  утопического  социализма  (Томас   Мор   и   Томазо
Кампанелла).

Основные произведения: Томас Мор –  «Утопия»,  Томазо  Кампанелла  –  «Город
солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.

Жанр – утопический социализм.
Утопия – несбыточное (ни где я ????), блаженная страна. Характерная черта  –
не  думать  о  материальном  благополучии,  только  о   духовном   развитии.
Материальное развитие вредит духовному.

Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».
Государство ответственно за своих подданных.
Государство – орудие для угнетения бедных.
Запутанные  законы  выгодны  для   богатых   (бедный   не   может   получить
образование).

Основные идеи:
   1) общественная собственность,
   2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в  «Городе
      солнца» – 4 часа),
   3) все должны приносить пользу обществу,
   4) общественная трапеза,
   5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов –
      регламентация семейно-брачных отношений,
   6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.

Два вида  исполнения  смертной  казни  (Т.  Кампанелла):  все  ударяют  его,
уговаривают самого обложиться порохом.

Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)

Права, которыми люди обладали  до  появления  государства,  после  появления
государства оно наделяет позитивными правами.

Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).
   1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет  война
      всех  против  всех;  источник  происхождения  государства   –   разум;
      политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,
   2) законов должно быть как можно меньше.

Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и  не
нужен».
Для защиты  собственности  своей  –  договориться  о  создании  государства.
Государство – это сторож.
Идеи либерализма.
Три  ветви  власти:  исполнительная,   законодательная,   союзная   (внешних
отношений).
Разработал  теорию  трудовой  собственности.  Труд  является   определителем
собственности.

Различия в подходах:
         - Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),
         - Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.


Классическая теория демократии.

Монтескье: «О духе законов».

Есть буква законов и дух законов.
На дух законов влияют:
         - физический фактор (климат, территория и т.д.),
         - моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).

Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

Разработал теорию сдержек и противовесов: ни  одна  ветвь  власти  не  имеет
права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.

Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:
   1)   отметил   опасность   свободе   человека   со   стороны   уголовного
      законодательства,
   2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,
   3) недопустимость наказания за помыслы,
   4) о нескромных словах.


Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».
   1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,
   2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и
      монарх – тоже),
   3) нельзя вмешиваться  в  сферу,  которую  нельзя  чем-либо  изменить  ни
      посулами наград, ни страхом наказания.