Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)




    МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

       ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ



        Контрольная работа

            по курсу
  «Конституционное(государственное)право зарубежных стран»
                      Вариант 1
          «Личные (гражданские) права и свободы
  в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)»


                                         4 курс МЗФ МГЮА
                                         группа №7
                                                Дуров Р.А.
                                         Дата сдачи -
                                         Преподаватель -
                                         Оценка -



                МОСКВА, 1997


                     План
  1.Введение.
  2.Основные понятия личных прав и свобод.
  3.Краткая характеристика конституций США и Испании.
  4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобод конституций США
и Испании.
  5.Заключение.
                      1.Введение
    Человек живет, участвуя во всех сферах общественной  жизни,  тем  самым,
реализуя свои права и обязанности.
  Личные права и свободы человека составляют основу статуса гражданина,  без
них теряет смысл закрепление всех иных прав и свобод.
    Изучая конституции других стран невольно обращаешься  и  к   Конституции
РФ. Такое сравнение весьма  интересно  именно  сейчас,  когда  в  парламенте
страны,  в  политических  партиях  все  более  выкристаллизуется   мысль   о
необходимости изменения Конституции.
   Вместе с тем, декларирование прав  и  свобод  является  одним  из  важных
элементов, исследуя  который,  можно  возможно  судить  об  уровне  развития
демократии  в  стране.  Кто  для  кого  -  личность  для   государства   или
государство для личности? Что есть  личность  для  государства:  «средство»,
«винтик» в его машине,  жизнь  которых  всегда  будет  оправдана  интересами
государства, или цель существования государства ? Развитие института  личных
прав и свобод дает ответ на этот вопрос.
  США и Испания – демократические страны с различными  формами  правления  и
государственного устройства, расположенные на  разных  континентах,  имеющие
различный исторический опыт.  Учитывая  все  вышеизложенное,  представляется
интересным провести сравнение конституционных положений о  личных  правах  и
свободах, изложенные в конституциях этих стран.
              2.Основные понятия личных прав и свобод.
  Личные права и свободы определяют положение личности как  таковой.  Они  в
большей мере связаны с концепцией естественных прав  человека.  К  их  числу
относится, прежде всего,  право  на  жизнь.  Юридически  это  означает,  что
человек может быть лишен жизни  только  по  приговору  суда  с  обязательным
участием присяжных заседателей. Однако во многих государствах (в  том  числе
почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная  казнь  запрещена.  Есть,
однако, экстраординарные случаи лишения жизни,  например  применение  оружия
часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена  эвтаназия  —
лишение жизни детей-уродов,  являющихся  нежизнеспособными,  родившихся  без
необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных.
  Важнейшие  права  личности  —  свобода   и   личная   неприкосновенность,
физическая и психическая.
  Личная  неприкосновенность  означает,  что  временное  лишение   человека
свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено  только  на
определенный  срок  и  с  обязательным  соблюдением  установленных   законом
процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела  с  санкции  судьи.
Как   частный   случай   возможен   дисциплинарный   арест   —    содержание
военнослужащего на гауптвахте (мера наказания).
  Среди личных прав конституции называют достоинство личности.  Запрещаются
пытки (положения  об  этом  содержатся  в  конституциях  ряда  развивающихся
стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека,  медицинские  и
иные  эксперименты  без  согласия  лица.  В  судебном  порядке   достоинство
личности охраняется с помощью особого иска о защите  достоинства  (например,
при оскорблении в  печати),  возбуждения  уголовного  дела  по  обвинению  в
клевете,  диффамации.  Гражданский  иск  в  случае   признания   судом   его
обоснованности  влечет  обязанность  публикации  опровержения,  извинения  и
выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба.
  Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная
церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашают свободу  совести.
Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков  мировоззренческие
вопросы были тесно связаны с  религией,  с  религиозными  представлениями  о
мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию  или  не
исповедовать никакой (относиться к  религии  нейтрально),  вести  пропаганду
религиозных и иных взглядов (в конституциях стран  тоталитарного  социализма
говорится не об иных, а об  «антирелигиозных  взглядах»).  Никто  не  обязан
заявлять о своих  религиозных  или  антирелигиозных  убеждениях  (в  странах
тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической  партии
и ее молодежной организации).
   Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в  жилище
посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище»  толкуется
в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице).  Без
такого разрешения вход в жилище,  например  для  обыска,  выемки  каких-либо
предметов, документов,  возможен  лишь  на  основании  постановления  судьи.
Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ  в  жилище  возможен  и  без
разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину,  но
и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух  понятых  —
беспристрастных  свидетелей,  которые  должны  удостоверить  происходящее  и
подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.
  Конституционным правом личности является тайна  переписки,  телефонных  и
телеграфных  сообщений,  сообщений  по  факсу,  электронной  почте  и   т.д.
Ознакомление с личной  корреспонденцией  опять-таки  возможно  с  разрешения
судьи  (имеется  в  виду   переписка   лиц,   подозреваемых   в   совершении
преступления). Такой же  порядок  установлен  для  прослушивания  телефонных
переговоров,  но  в   обоих   случаях   судье   должны   быть   представлены
доказательства необходимости таких мер. Незаконное прослушивание  телефонных
переговоров своих политических противников избирательным  штабом  президента
Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США  к  отставке
президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности  парламентом
путем особой процедуры, и последующего уголовного процесса). Это
дело  широко  известно  как  «Уотергейт»   (по   названию   местности,   где
располагался избирательный штаб демократической партии).
  Свобода передвижения по территории страны  и  выбор  места  жительства  —
неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на  основании  закона
для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного  проживания  в
военные городки). Ограничения в целях обеспечения военной тайны  могут  быть
введены и для отдельных категорий граждан, а  также  в  зонах  экологических
бедствий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения.
  Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин —  и  возвратиться  в
свою страну. Положения об этом особенно характерны для  постсоциалистических
конституций, поскольку в странах тоталитарного  социализма  такое  право  не
признавалось. Однако существуют ограничения на выезд из  страны:  если  лицо
призвано  на  военную  или  альтернативную  службу,   является   обвиняемым,
осужденным, знает государственную тайну, сообщило  о  себе  ложные  сведения
при оформлении документов на эмиграцию.
  Многие конституционные права личности  связаны  с  судебной  сферой.  Это
право свободного  доступа  к  суду,  право  на  получение  квалифицированной
юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на  защиту  и
др.


          3.Краткая характеристика контитуций США и Испании.
  Концепция прав человека, лежащая в основе  конституционного  регулирования
США, исходит из идеи о естественных  и  неотчуждаемых  правах.  Политические
права гражданина были включены в конституцию впоследствии,  а  о  социально-
экономических и  культурных  правах  в  конституционных  текстах  вообще  не
говорится (за исключением поправки V  о  гарантиях  частной  собственности).
Эти  права  не  считаются  фундаментальными  и  не  обеспечиваются  судебной
защитой путем исков — защищаются лишь производные от  них  права,  например,
право  на  оплату  труда,  а  не   само   право   на   труд.   Эти   пробелы
конституционного регулирования заполняются отдельными законами.  Речь  идет,
например, о нескольких законах о  гражданских  правах,  принятых  в  50—60-е
годы, о судебных прецедентах (особенно  о  решениях  Верховного  суда  США),
конституциях штатов (многие из них  содержат  хартии  гражданских  прав),  о
законах штатов. Некоторые из этих  законов  содержат  новые  конституционные
положения, например право на информацию, на здоровую окружающую среду.
  Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах  личности
в США, была упомянутая выше Декларация  независимости  1776  г.,  в  которой
заявлялось о неотъемлемых правах человека  —о  праве  на  жизнь,  свободу  и
стремление к счастью.  Здесь  впервые  было  сформулировано  и  коллективное
право народа на восстание против  угнетения  (имелось  в  виду  колониальное
угнетение со стороны короны Великобритании).
Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы  не  столько  в
общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвы-
чайных ситуаций  она  запрещает  приостанавливать  действие  правила  хабеас
корпус, предписывает рассматривать  все  дела  о  преступлениях  с  участием
присяжных заседателей, запрещает принимать законы об  опале  (наказании  без
судебного разбирательства) и  законы,  имеющие  обратную  силу.  Конституция
запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены  за
государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в  качестве
условия для занятия какой-либо государственной должности.
  Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав.  Поэтому  его
формулировки носят запретительный характер, так как  запрещают  ограничивать
права и свободы,  которые  резюмируются.  Это  относится  и  к  политическим
правам.  Билль  устанавливает,  что  конгресс  не  должен  издавать  законы,
ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия),  право
народа  носить  и  хранить  оружие,  право  обращаться  к  правительству   с
петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода  совести,  охрана
личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества,  предусматривается
суд присяжных не только по уголовным делам, но и по  определенной  категории
гражданских дел, право обвиняемого на защиту,  право  отказываться  от  дачи
показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и  то
же преступление, запрещается требовать  большой  залог  по  судебным  делам,
налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.
  Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые
касаются прав и свобод человека. Однако в  целом  Декларация  независимости,
конституция США и поправки к ней не содержат того  перечня  прав  и  свобод,
который соответствовал бы международным  стандартам  —  Всеобщей  декларации
прав человека, принятой  ООН  в  1948  г.,  Международным  пактам  о  правах
человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки хотя  и
не полностью, но восполняются конституциями отдельных  штатов,  федеральными
законами, судебными прецедентами.
Испания  —  последнее  государство  современной   Европы,   где   фашистская
диктатура существовала наиболее длительное время. Это  единственная  страна,
в которой идеология фашизма пережила  Вторую  мировую  войну,  и  в  которой
авторитарный режим исчез естественным  путем  в  результате  смерти  Франко.
Современная политическая организация  Испании  создана  после  смерти  этого
диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время  в  течение  нескольких
лет   продолжал   действовать   ряд   институтов   прежнего   режима.    Два
последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно  А.Суареса
взяли   отчетливый   курс   на   демократизацию    страны.    Подготовленный
правительством А.Суареса законопроект о  политической  реформе  был  одобрен
национальным референдумом в декабре  1976  г.  Этот  закон  устанавливал  на
переходной период некоторые демократические начала; на  национальном  уровне
была учреждена практически новая структура органов  государственной  власти,
в  частности,  образован  двухпалатный  парламент  —  Кортесы,   формируемый
всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.
 Избранные 15 июня 1977 г. новые  Кортесы  разработали  конституцию  страны,
одиннадцатую по счету после Первой испанской революции  1808  г.  В  декабре
1978 г.  на  общенациональном  референдуме  эта  конституция  была  одобрена
подавляющим  большинством  избирателей;  она  отменила  действие  фашистских
законов и установила новый государственный  правопорядок.  Испания  получила
форму    правления    парламентарной    монархии,    унитарное     политико-
административное устройство со  значительными  правами  составляющих  страну
единиц — автономных сообществ и демократический политический режим.
 Права, свободы и  обязанности  граждан  регулируются  значительным  числом
статей конституции и серией органических и  простых  законов.  Первая  часть
конституции включает 45 статей, разделенных на пять  глав.  Названная  цифра
показывает значение, которое учредители  хотели  придать  институту  прав  и
свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая  философская  концепция
прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее  свободное
развитие,  уважение  закона   и   прав   других   людей   является   основой
политического порядка и социального мира".  Эта  норма  основывается,  таким
образом, на естественной концепции прав и  свобод  человека.  В  конституции
принята  ее  широкая  конструкция,  —  все  испанцы  пользуются  правами   и
свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев,  то
они  пользуются  правами  и  свободами,  содержащимися  в  конституции   "на
основании условий, установленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13).
 Объем прав и  свобод  весьма  обширен  и  включает  равенство  всех  перед
законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и  нравственную
неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую  свободу;  право
на личную свободу и безопасность;  на  честь,  личную  и  семейную  тайну  и
доброе имя; свободу выбора местожительства и  передвижения  по  национальной
территории; политические свободы — выражение и распространение своих идей  и
мнений;  право  на  проведение  собраний   и   манифестаций,   на   создание
объединений; право голоса и  петиций;  социально-экономические  права  —  на
образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий,
право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт,
  Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно  разделить
на три группы. Это деление  основывается  не  на  юридической  природе  этих
прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе  их
защиты. Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2  части  1
— статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на  равенство
перед законом и многие другие, а также запрещение  какой-либо  дискриминации
(ст. 14). Вторая группа — права и  обязанности  граждан  (секция  2  той  же
главы — статьи с 30 по 38).  Здесь  можно  отметить  право  собственности  и
свободу предпринимательской деятельности. Третья группа —  права  и  свободы
главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в  третьей
главе  первой  части  конституции  "Об  основных  принципах   социальной   и
экономической   политики".   Первая   группа   прав   и   свобод   действует
непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать  на
основе срочной и быстрой процедуры, в  случае  необходимости,  путем  подачи
жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая  группа  прав  и  свобод,
как впрочем, и первая, должна  регулироваться  законами,  эти  права  должны
соблюдаться всеми государственными  властями.  Это  группа,  как  и  первая,
может подпадать под контроль  Конституционного  суда.  Исполнение  и  защита
прав и  свобод  третьей  группы  возлагается  на  текущее  законодательство,
судебную практику и деятельность государственных  властей.  Последние  могут
ссыпаться только на решения судебной власти,  вынесенные  в  соответствии  с
законодательством, которое они развивают.
  Гарантии  реализации  прав  и   свобод   также   не   обойдены   испанским
законодательством, включая конституцию. Хотя прямо о материальных  гарантиях
не  говорится,  но   формулировки   сконструированы   таким   образом,   что
возложенные на государственные органы обязанности не могут быть  реализованы
без необходимых материальных расходов. Именно таким  образом  сформулирована
защита испанской семьи: "На государственных
властях лежит социальная, экономическая и правовая защита семьи" (п.  1  ст.
39). Государство защищает детей, независимо  от  того,  родились  ли  они  в
браке или  вне  его;  государственные  власти  обязаны  проводить  политику,
обеспечивающую  профессиональную  подготовку  и  переподготовку  граждан,  а
также безопасность труда (п. 2 ст. 40). Аналогичным образом  государственные
власти обязываются принимать меры по организации и охране здоровья  граждан,
они организуют санитарное  просвещение,  развитие  физкультуры  и  спорта  и
способствуют организации досуга людей; на государство  возлагается  принятие
мер по оказанию помощи, лечению  и  оздоровлению  физически  или  психически
ослабленных людей; государство гарантирует престарелым  гражданам  получение
материальных    средств    посредством    периодически     пересматриваемого
законодательства.
 Конституция возлагает на государство обязанности,  казалось  бы  прямо  не
относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего  сообщества  людей.  К
таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре,  развитие  науки,
научных  и  технических  исследований  в  общих  интересах,  наблюдение   за
разумным использованием  природных  ресурсов,  гарантирование  сохранения  и
защиты  исторического,  культурного  и  художественного   наследия   народов
Испании, способствование в  создании  необходимых  условий  для  пользования
благоустроенным жильем.
 На конституционный уровень поднято  и  регулирование  ограничений  прав  и
свобод, которые могут потребоваться при введении в стране чрезвычайного  или
осадного положения. При таких обстоятельствах могут  приостанавливаться  ряд
прав   и   свобод,   а   именно:   право   на   свободу   и    безопасность,
неприкосновенность  жилища  и  тайна  почтовых,  телеграфных  и   телефонных
сообщений; право на свободное избрание  местожительства  и  передвижения  по
национальной территории; свобода выражения мнений, право на  распространение
публикаций  и  другие  средства  передачи  информации,  в  обычных  условиях
рассматриваемых  судом;  свобода   собраний   и   манифестаций,   право   на
забастовку,  право  на  конфликт,  т.е.   право   на   локаут   со   стороны
предпринимателей. Особо выделяются (п. 2 ст. 55 конституции)  ограничения  в
борьбе  против  терроризма,  а  именно  приостанавливаются  нормы  о   сроке
предварительного  задержания  (в  обычное  время  —  максимум  72  часа),  о
неприкосновенности  жилища  и  тайны  почтовых,  телеграфных  и   телефонных
сообщений.  Последние  меры  имеют   цель   облегчить   борьбу   полиции   с
терроризмом, который до  принятия  и  во  время  выработки  конституции  был
весьма активным.
  Юридические гарантии защиты прав и свобод  выражаются,  таким  образом,  в
трех формах: обращение в обычные суды, обращение  в  Конституционный  суд  и
обращение  к  Народному  защитнику  —  разновидности  омбудсмана   (ст.   54
конституции). Народный защитник избирается на 5 лет  Генеральными  кортесами
и имеет своей задачей обеспечение защиты основных  прав  и  свобод  граждан.
Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а  именно
теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции,  и  исключают
другие возможности для граждан, вытекающие  из  норм  основного  закона.  Он
только  "охраняет"  указанные  права  и  свободы  граждан,  но  не  является
гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона.
  Народный защитник может по  долгу  службы  или  по  чьему-либо  требованию
(физического или юридического  лица)  начать  и  проводить  расследование  в
отношении действий и решений публичной администрации и ее представителей  по
отношению к гражданам. Полномочия Народного  защитника  распространяются  на
деятельность министров, административных властей,  любого  лица,  состоящего
на службе в публичной администрации. К народному защитнику могут  обращаться
и парламентарии. При выявлении  злоупотреблений,  произвола,  дискриминации,
ошибки, небрежности или упущения какого-либо  служащего  Народный  защитник,
выявив мнение нарушителя, ставит в  известность  вышестоящих  руководителей.
Не будучи  правомочным  изменять  или  отменять  акты  и  решения  публичной
администрации,  Защитник  может  предлагать  изменение  критериев   при   их
применении,  может  обращаться  с   предложением   об   изменении   норм   в
законодательный орган или к администрации, а также когда он  считает  какой-
либо  акт  противоречащим  основному   закону,   то   может   обращаться   в
Конституционный  суд.  Защитник  ежегодно  отчитывается  перед  Генеральными
кортесами.
  Названные  средства  защиты  не   исключают   возможности   обращения   в
международные органы по защите прав человека, в частности, в  органы  ООН  и
Совета Европы. 11 июня  1981  г.  Испания  признала  для  себя  обязательной
компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского  суда  по
правам человека. Следовательно, испанские граждане, как впрочем,  иностранцы
и лица без гражданства, могут предъявлять иски к испанскому  государству  по
поводу нарушения прав и свобод,  закрепленных  в  Европейской  конвенции  по
правам человека 1950 г. и в дополнительных протоколах к ней.
4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобо конституций США  и
Испании.

|                           |                   |                   |
|                           |США                |Испания            |
|Личные права и свободы     |                   |                   |
|                           |Поправка V         |      Статья 15.   |
|Право на жизнь             |Никто не должен    |Все имеют право на |
|                           |привлекаться к     |жизнь, на          |
|                           |ответственности за |физическую и       |
|                           |преступление,      |моральную          |
|                           |караемое смертью,  |неприкосновенность |
|                           |или иное позорящее |и ни в коем случае |
|                           |преступление иначе |не могут           |
|                           |как по             |подвергаться пыткам|
|                           |постановлению или  |или негуманным или |
|                           |обвинительному     |унизительным       |
|                           |акту, вынесенному  |наказаниям.        |
|                           |большим жюри, за   |Смертная казнь     |
|                           |исключением случаев|отменяется, за     |
|                           |возбуждения дел,   |исключением        |
|                           |касающихся состава |случаев,           |
|                           |сухопутных и       |предусмотренных    |
|                           |морских сил либо   |военно-уголовными  |
|                           |милиции, когда     |законами,          |
|                           |последняя в связи с|действующими во    |
|                           |войной или         |время войны.       |
|                           |угрожающей обществу|                   |
|                           |опасностью         |                   |
|                           |находится на       |                   |
|                           |действительной     |                   |
|                           |службе; никто не   |                   |
|                           |должен дважды      |                   |
|                           |отвечать жизнью или|                   |
|                           |телесной           |                   |
|                           |неприкосновенностью|                   |
|                           |за одно и то же    |                   |
|                           |правонарушение;    |                   |
|                           |никто не должен    |                   |
|Свобода и личная           |принуждаться       |                   |
|неприкосновенность         |свидетельствовать  |                   |
|                           |против самого себя |                   |
|                           |в уголовном деле;  |                   |
|                           |никто не должен    |                   |
|                           |лишаться жизни,    |                   |
|                           |свободы или        |                   |
|                           |имущества без      |                   |
|                           |законного судебного|                   |
|                           |разбирательства;   |                   |
|                           |никакая частная    |                   |
|                           |собственность не   |                   |
|                           |должна отбираться  |                   |
|                           |для общественного  |                   |
|                           |пользования без    |                   |
|                           |справедливого      |                   |
|                           |вознаграждения.    |                   |
|                           |Поправка 4         |                   |
|                           |Право народа на    |Статья 17.         |
|                           |охрану личности,   |1. Каждый человек  |
|                           |жилища, бумаг и    |имеет право на     |
|                           |имущества от       |свободу и          |
|                           |необоснованных     |безопасность. Никто|
|                           |обысков и арестов  |не может быть лишен|
|                           |не должно          |своей свободы      |
|                           |нарушаться, и      |иначе, как в       |
|                           |ордера на обыск или|соответствии с     |
|                           |арест не будут     |положениями        |
|                           |выдаваться без     |настоящей статьи и |
|                           |достаточных        |в случаях и форме, |
|                           |оснований,         |предусмотренных    |
|                           |подтвержденных     |законом.           |
|                           |присягой или       |2. Предварительное |
|                           |торжественным      |заключение не может|
|                           |заявлением. Такие  |длиться дольше, чем|
|                           |ордера должны      |это необходимо для |
|Достоинство личности       |содержать подробное|выяснения всех     |
|                           |описание места     |обстоятельств дела,|
|                           |обыска, а также    |и в любом случае — |
|                           |подлежащих аресту  |максимум семьдесят |
|                           |лиц или имущества. |два часа, по       |
|                           |                   |истечении которых  |
|                           |                   |задержанный должен |
|                           |                   |быть либо          |
|                           |                   |освобожден, либо   |
|                           |                   |передан судебным   |
|                           |                   |властям.           |
|                           |                   |3. Каждый          |
|                           |                   |задержанный должен |
|                           |                   |быть немедленно и в|
|                           |                   |понятной форме     |
|                           |                   |информирован о     |
|                           |                   |своих правах и     |
|                           |                   |основаниях         |
|                           |                   |задержания, и не   |
|                           |                   |может быть         |
|                           |                   |принужден давать   |
|Свобода совести            |                   |показания.         |
|                           |                   |Задержанному       |
|                           |                   |гарантируется      |
|                           |                   |помощь адвоката при|
|                           |                   |осуществлении      |
|                           |                   |полицейских и      |
|                           |Поправка Х11Р      |судебных актов в   |
|                           |Раздел 1. Ни в     |порядке,           |
|                           |Соединенных Штатах,|предусмотренном    |
|                           |ни в каком-либо    |законом.           |
|                           |другом месте, на   |4. Закон регулирует|
|                           |которое            |порядок применения |
|                           |распространяется их|процедуры «habe-as |
|                           |юрисдикция, не     |corpus» в целях    |
|                           |должно существовать|немедленного       |
|                           |ни рабства, ни     |предоставления в   |
|                           |подневольных работ,|распоряжение суда  |
|                           |кроме случаев      |каждого,           |
|                           |наказания за       |задержанного       |
|                           |преступление, за   |незаконно. Законом |
|                           |совершение которого|также определяется |
|                           |лицо было должным  |максимальный срок  |
|                           |образом осуждено.  |предварительного   |
|                           |                   |заключения.        |
|Неприкосновенность жилища  |                   |Статья 18.         |
|                           |                   |1. Гарантируется   |
|                           |                   |право на честь,    |
|                           |                   |личную и семейную  |
|                           |                   |интимность и на    |
|                           |                   |собственное имя.   |
|                           |Поправка V         |2.Жилище           |
|Тайна переписки            |Конгресс не должен |неприкосновенно.   |
|Свобода передвижения       |издавать законов,  |Вторжение в жилище |
|                           |устанавливающих    |или обыск не могут |
|                           |какую-либо религию |производиться без  |
|                           |или запрещающих ее |разрешения его     |
|                           |свободное          |хозяина или без    |
|                           |вероисповедание,   |предварительной    |
|                           |либо ограничивающих|санкции суда, за   |
|                           |свободу слова или  |исключением случаев|
|                           |печати или право   |задержания на месте|
|                           |народа мирно       |преступления.      |
|                           |собираться и       |3. Гарантируется   |
|                           |обращаться к       |тайна сообщений, и,|
|Конституционные права      |Правительству с    |в частности,       |
|личности связанные с       |петициями об       |почтовых,          |
|судебной сферой: право     |удовлетворении     |телеграфных и      |
|доступа к суду, право на   |жалоб.             |телефонных         |
|получение квалифицированной|                   |сообщений, кроме   |
|юридической помощи,        |                   |случаев,           |
|презумпция невиновности,   |                   |предусмотренных    |
|право обвиняемого на       |                   |судебным решением. |
|защиту.                    |                   |4. Закон           |
|                           |                   |ограничивает       |
|                           |                   |использование      |
|                           |                   |информации в целях |
|                           |                   |гарантии охраны    |
|                           |                   |чести, личной и    |
|                           |                   |семейной интимности|
|                           |                   |граждан и полного  |
|                           |                   |осуществления ими  |
|                           |Поправка III       |своих прав.        |
|                           |В мирное время ни  |Статья 16.         |
|                           |один солдат не     |1. Гарантируется   |
|                           |должен помещаться  |свобода идеологии, |
|                           |на постой в        |вероисповедания и  |
|                           |какой-либо дом без |отправления культа,|
|                           |согласия его       |осуществляемых     |
|                           |владельца; во время|индивидами и их    |
|                           |же войны это       |сообществами без   |
|                           |допускается только |каких-либо         |
|                           |в порядке,         |ограничений, кроме |
|                           |установленном      |тех, которые       |
|                           |законом.           |необходимы для     |
|                           |Поправка 4         |поддержания        |
|                           |Поправка 4         |общественного      |
|                           |Прямого указания   |порядка,           |
|                           |нет, но            |охраняемого        |
|                           |Поправка IX        |законом.           |
|                           |Перечисление в     |2. Никто не может  |
|                           |Конституции        |быть обязан        |
|                           |определенных прав  |объявлять о своей  |
|                           |не должно          |идеологии, религии |
|                           |толковаться как    |и верованиях.      |
|                           |отрицание или      |3. Никакое         |
|                           |умаление других    |верование не может |
|                           |прав, сохраняемых  |иметь характера    |
|                           |народом.           |государственной    |
|                           |                   |религии. Публичные |
|                           |                   |власти должны      |
|                           |                   |принимать во       |
|                           |                   |внимание           |
|                           |Поправка 4,5       |религиозные        |
|                           |Поправка VI        |верования          |
|                           |Во всех случаях    |испанского общества|
|                           |уголовного         |и поддерживать     |
|                           |преследования      |вытекающие из этого|
|                           |обвиняемый имеет   |отношения          |
|                           |право на скорый и  |сотрудничества с   |
|                           |публичный суд      |католической       |
|                           |беспристрастных    |церковью и другими |
|                           |присяжных того     |конфессиями.       |
|                           |штата и округа, где|Статья 18          |
|                           |было совершено     |                   |
|                           |преступление;      |                   |
|                           |причем этот округ  |                   |
|                           |должен быть заранее|                   |
|                           |установлен законом;|                   |
|                           |обвиняемый имеет   |                   |
|                           |право на           |                   |
|                           |информирование о   |                   |
|                           |характере и        |                   |
|                           |основаниях         |Статья 18          |
|                           |обвинения, на очную|Статья 19. 1.      |
|                           |ставку с           |Испанцы имеют право|
|                           |показывающими      |свободно избирать  |
|                           |против него        |свое               |
|                           |свидетелями, на    |местожительство и  |
|                           |принудительный     |передвигаться по   |
|                           |вызов свидетелей,  |национальной       |
|                           |показывающих в его |территории.        |
|                           |пользу, и на помощь|Они также имеют    |
|                           |адвоката для своей |право свободно     |
|                           |защиты.            |въезжать в Испанию |
|                           |Поправка XI        |и выезжать из нее  |
|                           |Судебную власть    |на условиях,       |
|                           |Соединенных Штатов |установленных      |
|                           |нельзя             |законом. Это право |
|                           |истолковывать как  |не может быть      |
|                           |распространяющуюся |ограничено по      |
|                           |на любое судебное  |политическим или   |
|                           |дело, решаемое по  |идеологическим     |
|                           |закону или по праву|мотивам.           |
|                           |справедливости,    |Статья 24. 1. Все  |
|                           |если это дело      |граждане имеют     |
|                           |начато или ведется |право на           |
|                           |против одного из   |эффективную        |
|                           |штатов гражданами  |судебную защиту при|
|                           |другого штата либо |осуществлении своих|
|                           |гражданами или     |прав и законных    |
|                           |подданными         |интересов; ни в    |
|                           |иностранного       |коем случае не     |
|                           |государства.       |может быть отказано|
|                           |                   |в такой защите.    |
|                           |                   |2. Равным образом  |
|                           |                   |каждый может быть  |
|                           |                   |судим только судом,|
|                           |                   |определенным       |
|                           |                   |законом, иметь     |
|                           |                   |защиту и           |
|                           |                   |использование      |
|                           |                   |адвокатской помощи,|
|                           |                   |право знать о      |
|                           |                   |предъявляемых      |
|                           |                   |обвинениях, иметь  |
|                           |                   |право на открытое  |
|                           |                   |судебное           |
|                           |                   |разбирательство,   |
|                           |                   |осуществляемое в   |
|                           |                   |установленные сроки|
|                           |                   |с соблюдением всех |
|                           |                   |гарантий, право    |
|                           |                   |пользоваться всеми |
|                           |                   |средствами при     |
|                           |                   |своей защите, право|
|                           |                   |свидетельствовать  |
|                           |                   |против себя, не    |
|                           |                   |признавать себя    |
|                           |                   |виновным, право на |
|                           |                   |презумпцию         |
|                           |                   |невиновности.      |
|                           |                   |Закон определяет   |
|                           |                   |случаи, когда на   |
|                           |                   |основании родства  |
|                           |                   |или соблюдения     |
|                           |                   |профессиональной   |
|                           |                   |тайны дача         |
|                           |                   |показаний о        |
|                           |                   |действиях,         |
|                           |                   |считающихся        |
|                           |                   |преступными, не    |
|                           |                   |является           |
|                           |                   |обязательной.      |

                   5.Заключение.

         Таким  образом,  конституции  обеих  стран  обеспечивают  довольно
высокий уровень личных прав и свобод, принятых в  демократическом  обществе.
Многие  положения  во  многом  схожи,   но   имеют   определенные   отличия,
обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод. Так,  поправка
9 Конституции США прямо указывает, что в основу положен  принцип  «разрешено
все, что не запрещено законом». Поэтому личные права и сободы  трактуются  в
самом широком плане, не подвергаются подробному толкованию.
  Дополнительный  отпечаток  на  формулировки  кионституционных   положений
накладывает система  «прецендентного  права»,  существующего  в  США,  когда
только суд может окончательно определить границы реализации личных прав.
  В конституции Испании, на мой взгляд, использован другой  подход.  Личные
права и свободы более регламентированы. Читая конституцию Испании,  невольно
обращаешь внимание на схожесть с ней конституции РФ. На  мой  взгляд,  здесь
проявляется схожесть  исторических  судеб  народов,  приученных  к  сторогой
регламентации своей жизни, минимальным правам и обширным обязанностям.
  Конституция  Испания  написана  сравнительно  недавно   (в   отличие   от
Конституции США) на основе и с учетом современных исследований, поэтому  для
нее и характерен более высокий  уровень  реализации.  Юридическая  наука  не
стоит на месте (с момента написания Конституции США  прошло  уже  более  200
лет), что и позволило  Испании  написать  и  принять  конституцию  с  учетом
исторического опыта других стран.
  Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя  говорить  о
том, где больше личных прав и свобод,  а  где  меньше,и,  исходя  из  этого,
делать вывод о степени демократизации общества. В  конечном  счете,  уровень
личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только  широтой
декларирования свобод и прав, но и способностью  государства  обеспечить  их
выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.
        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.2-е изд., исправ.  и
доп.-М:Издательство БЕК. – 586 с.
  2.Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992.
  3.Жуков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.: 1985.
  4.Защита прав человека в современном мире. М.: ИГП РАН, 1993.
  5.Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996.
  6.Мишин А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1976.
   7.Мишин  А.А.,   Власихин   В.А.   Конституция   США.   Политико-правовой
комментарий. М.: ЮЛ, 1985.
   8.Егоров С.А. Конституционализм в  США:  политико-правовые  аспекты.  М.:
Наyкa, 1993.
     9.Конституционное    (государственное)    право    зарубежных    стран.
Учебник.Отв.ред. Б.А.Страшун, БЕК,1995.
   10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М.: Юрист,1997.
   11..Фрвдмэн Л. Введение  в  американское  право.  М.:  Прогресс-Универс,
1993.
   12.Харрел М.Э., Андерсон Б. Равное правосудие на основе закона.
Верховный суда жизни Америки. М.: Манускрипт, 1995.
   13.Эбэеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.: Пул, 1992.