Гражданское общество и право по Гегелю


                           Гражданское общество по
                      Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю

      Гениальный мыслитель,  диалектик.  Огромное  влияние  на  формирование
воззрений молодого Гегеля и все дальнейшее его духовного  развития  показала
французская революция, символизировавшая наступлению нового разумного  мира.
Признавая основную идею французской революции,  разделяя  на  ранних  этапах
своей   творческой   эволюции,   взгляды   о   необходимой   антифеодальной,
антидеспотической  буржуазной  революции,  Гегель  вместе  с  тем   отвергал
якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера.
      Проблемы государства и права находились в центре  внимания  Гегеля  на
всех этапах творческой эволюции  его  возрений.  Эта  тематика  обстоятельно
освещается во многих его произведениях, в том числе таких как:  "Конституция
Германии", "О научных способах исследования естественного права,  его  месте
в практической философии и его отношение к  науке  о  позитивном  праве",  "
философия права", "философия духа", "философия истории" и др.
      "Философия права", где наиболее цельно изложено учение  о  государстве
и праве Гегеля является одним из самых значительных произведений  в  истории
политических и правовых  учений.  Основная  задача  философии  права  -  это
научное познание государства и права,  а  не  указание  на  то,  какими  они
должны быть "Наше произведение - пишет Гегель- поскольку  в  нем  содержится
наука о государстве и праве будет  поэтому  попыткой  постичь  и  изобразить
государство  как  нечто  разумное  внутри  себя.  В  качестве   философского
сочинения оно  должно  быть  дальше  всего  от  того,  чтобы  конструировать
государство каким оно должно быть". "Наука о праве,  -  подчеркивает  он,  -
есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую  собой
разум предмета  из  понятия  или,  что  тоже  самое  наблюдать  собственное,
имманентное развитие самого предмета". Право, по Гегелю, состоит в том,  что
наличное бытие  вообще  есть  наличное  бытие  свободной  воли,  диалектика,
которая совпадает с философским конструированием системы права, как  царство
реализованной свободы.
       Понятие  "право"  употребляется  в  гегелевской  философии  права   в
следующих основных значениях:
        I. Право, как свобода ("идея права"), где на  ступени  объективного
           духа все развитие определяется идеей свободы, "свобода", "право"
           выражают   единый   смысл.   Отношение   "свобода"   и   "право"
           опосредуются через диалектику свободной воли.
       II. Право, как определенная ступень и  форма  свободы,  где  система
           права как царство реализованной  свободы  и  представляет  собой
           иерархию "особых прав". На вершине иерархии "особых прав"  стоит
           право государства. Поскольку в реальной действительности "особые
           права" всех ступеней (личности, ее совести, преступника,  семьи,
           общества,  государства)  даны  одновременно  и  следовательно  в
           актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской
           схеме окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
      III. Право, как закон - где оно  является  одним  из  "Особых  прав".
           Гегель пишет: "То, что есть  право  в  себе,  положено  в  своем
           объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания  мыслью
           и определено так то , что есть право  и  считается  правом,  что
           известно  как  закон:  право  есть   вообще,   благодаря   этому
           определению, как положительное право." Превращение права в  себе
           в  закон  путем  законодательствования   придает   праву   форму
           всеобщности    и     подлинной     определенности.     Предметом
           законодательства могут быть лишь  внешние  стороны  человеческих
           отношений, но не их внутренняя сфера.

      Различая право и закон, Гегель, в то же время, стремится исключить  их
противопоставление. Как крупное недоразумение  расценивает  он  "прекращение
отличие  естественного  или   философского   права   от   положительного   в
противоположное и противоречие между ними". Гегель признает, что  содержание
права может быть  искажено  в  процессе  законодательствования;  но  не  все
данное  в  форме  закона  есть  право,   поскольку   лишь   закономерное   в
положительном праве законно и правомерно.
      Он также различает и гражданское общество. Под  гражданским  обществом
по  существу  имеется  в  виду  буржуазное   общество.   Гегель   изображает
гражданское   общество   как    раздираемое    противоречивыми    интересами
антагонистическое общество как  войну  всех  против  всех.  Тремя  основными
моментами гражданского общества являются: система потребностей,  отправление
правосудия, полиции и корпорации. В структуре гражданского общества,  Гегель
выделяет три сословия:
        1) субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне);
        2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
        3) всеобщее (чиновники).

      Освещая социально-экономическую  проблематику,  Гегель  признает,  что
даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии  бороться
с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет  в  виду
пауперизированную  часть  населения.  Гегелевский  анализ  показывает,   что
гражданское общество  не  в  состоянии,  исходя  лишь  из  своих  внутренних
возможностей, решить проблему бедности и диалектика внутренних  противоречий
заставляет  его  (общество)  выйти  за  свои  пределы  -  в  поисках   новых
возможностей в международной торговле и колонизации.
      В разделе  о  гражданском  обществе,  Гегель  освещает  также  вопросы
положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя  эта  тематика
должна была рассматриваться в той части Философии права,  где  речь  идет  о
государстве. Гегель исходит из  того,  что  в  сфере  гражданского  общества
имеет место реальное функционирование  собственности,  сила  которой  должна
найти свое подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции.  Эти
институты призваны, в стихии частных  целей,  отстаивать  всеобщие  интересы
данного строя.
      Развитие гражданского общества уже предполагает,  по  Гегелю,  наличие
государства как его основания. "В действительности поэтому,  -  подчеркивает
Гегель, государство есть вообще  скорее  первое,  лишь  в  приделах  которой
семья  развивается  в  гражданское  общество,  и   сама   идея   государства
раскалывает себя на эти два момента."
      Гражданское общество в освещении Гегеля -  это  опосредованная  трудом
система потребностей,  покоящаяся  на  господстве  частной  собственности  и
всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества,  которого
не было в античности и средневековье,  связано  с  утверждением  буржуазного
строя.
      По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная
постановка вопроса о взаимосвязи  и  соотношении  социально-экологических  и
политических сфер, гражданского  общества  и  политического  государства,  о
необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.