Иностранные инвестиции


                Министерство образования Российской Федерации

                  Сыктывкарский государственный университет


                      Финансово-экономический факультет



                             Контрольная работа

                      по дисциплине инвестиции на тему:


    Иностранные инвестиции. Экономическое содержание и виды. Иностранные
                       инвестиции в экономике России.



                                                              Преподаватель:
                                                              Абакумова Т.А.

                                                                Исполнитель:
                                              студент 447 гр. Мантарков Г.Х.



                               Сыктывкар 2004



                                 Содержание:

|3 |
|5 |
|10|
|18|
|24|
|26|


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..


1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций…………………..


2. Отраслевая структура иностранных инвестиций в России ……………


3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России…………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………



ВВЕДЕНИЕ


    Для оценки инвестиционного климата в России  решающую  роль  продолжает
играть  сложившееся  на  Западе   представление   о   ней   как   о   стране
коррумпированной,   криминализированной,   институционально   и   технически
отсталой.  Представители   разных   стран   постоянно   ставят   вопросы   о
необходимости  создания  более  благоприятного  инвестиционного  климата   в
России, о совершенствовании законодательства,  регулирующего  инвестиционный
режим,  прежде  всего  в  сфере  энергетики,  о  совершенствовании   системы
налогообложения    зарубежных    инвесторов.     Американских     инвесторов
настораживают  особенности   деловой   практики   и   бухгалтерского   учета
российских компаний,  слабая  правовая  защищенность  предпринимательства  и
особенно  миноритарных  акционеров,  широкий  размах  теневой  деятельности,
далеко выходящий за рамки того, что принято считать  допустимым  в  рыночных
отношениях стран Запада.
    В последние годы  инвестиционный  климат  в  России  начал  улучшаться.
Одновременно  иностранные  инвесторы  стали  больше  верить   в   финансовую
устойчивость  и  платежеспособность  российского  государства  и  российских
компаний, что подтверждается и  повышением  кредитных  рейтингов  страны  на
мировых  финансовых  рынках.  Так,  в  2001  г.  международные   рейтинговые
агентства повысили  долгосрочный  кредитный  рейтинг  России  в  иностранной
валюте со «стабильного» до «позитивного».
    Постепенно  повышается  доверие  к  России   со   стороны   иностранных
инвесторов. Подтверждение этой позитивной  тенденции  содержится  в  докладе
Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о состоянии  мирового  рынка
прямых инвестиций в 2003 г. В докладе «Индекс доверия к  прямым  иностранным
инвестициям»  международной  консультационной  компании   «А.   Т.   Кирни»,
опубликованном в 2002 г., также отмечается,  что  иностранные  корпоративные
инвесторы с растущим  доверием  относятся  к  России.  В  частности,  в  нем
подчеркивается, что уровень доверия инвесторов к  нашей  стране  в  2002  г.
повысился на 19% и она поднялась на 1 7-е место, обогнав  Гонконг  (Сянган),
Нидерланды и Таиланд.  Европейские  инвесторы  поставили  Россию  на  1  0-е
место, американские — на 19-е. Каждый десятый  глобальный  инвестор  считает
вероятным свой выход на российский рынок в 2003—2005  гг.,  что  обусловлено
улучшением базовых экономических показателей  в  стране,  совершенствованием
нормативно-правовой базы  в  сфере  привлечения  иностранных  инвестиций,  а
также признанием США рыночного статуса экономики нашей страны.
    Одновременно в докладе отмечается, что Россия отстает от  других  стран
восточноевропейского региона с переходной экономикой по  темпам  привлечения
прямых  иностранных  инвестиций,   что   объясняется   относительно   низкой
репутацией  российских  компаний,   несовершенством   коммерческого   права,
коррупцией, а также значительным налоговым бременем.



    1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций


    В самом широком смысле инвестиции  обеспечивают  механизм,  необходимый
для финансирования роста и развития экономики страны.
    Инвестиция - это способ помещения капитала, который  должен  обеспечить
сохранение или возрастание стоимости капитала и или  принести  положительную
величину дохода; другими словами  это  любой  инструмент,  в  который  можно
поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их  стоимость  и  (или)
обеспечить положительную величину дохода.  Свободные  денежные  средства  не
являются инвестицией, так как ценность наличных денег может  быть  «съедена»
инфляцией и они не могут обеспечить никакого дохода.
    В соответствие с федеральным законом от 9 июля 1999  г.  N  160-ФЗ  "Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями от 21  марта,
25  июля  2002  г.)  иностранные  инвестиции  -  это  вложение  иностранного
капитала в объект предпринимательской деятельности на территории  Российской
Федерации в  виде  объектов  гражданских  прав,  принадлежащих  иностранному
инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота  или  не
ограничены в обороте в Российской Федерации в  соответствии  с  федеральными
законами, в том числе денег, ценных бумаг (в  иностранной  валюте  и  валюте
Российской  Федерации),  иного  имущества,   имущественных   прав,   имеющих
денежную  оценку  исключительных   прав   на   результаты   интеллектуальной
деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;
    По своим характеру и формам  заграничные  капиталовложения  могут  быть
различными.
      По источникам происхождения можно выделить следующие виды иностранных
инвестиций.
    Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего,  проводить
различия между государственными и частными инвестициями.
      Государственные инвестиции (в  международной  практике  называют  еще
официальными) - это средства из госбюджета, которые  направляются  за  рубеж
или принимаются оттуда по решению либо  непосредственно  правительств,  либо
межправительственных организаций. Это государственные займы,  ссуды,  гранты
(дары),   помощь,    международное    перемещение    которых    определяется
межправительственными  соглашениями.  Сюда  же  относятся  кредиты  и   иные
средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В  этом  случае
речь  идет  об  отношениях   между   государствами,   которые   регулируются
международными договорами  и  к  которым  применяются  нормы  международного
права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа)  частных
банков предоставляет инвестиции государству как таковому.
        Под   частными   инвестициями   понимаются   инвестиции,    которые
предоставляют  частные   фирмы,   компании   или   граждане   одной   страны
соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения  настолько
сложны и многообразны,  что  нередко  отношения  между  государствами  тесно
связаны с отношениями между частными лицами.
    Возможна и более  сложная  конструкция  отношений,  когда  материальные
обязательства государства-должника  по  полученным  им  кредитам  (например,
выплата процентов) удовлетворяются за счет полной  или  частичной  стоимости
имущественных  прав  частного  инвестора  в   стране   должника   (например,
представление прав на разработку собственных ресурсов).
      Даваемый в законодательных актах и в международных договорах перечень
видов  (форм)  иностранных  инвестиций  обычно  является  примерным,  а   не
исчерпывающим,   поскольку   понятие   инвестиций   охватывает   все    виды
имущественных  ценностей,  которые  иностранный   инвестор   вкладывает   на
территории принимающей страны.
    В этот  перечень  входят:  недвижимое  и  движимое  имущество  (здания,
сооружения, оборудование и другие материальные ценности)  и  соответствующие
имущественные  права,  включая  право  залога;  денежные  средства;   акции,
вклады,  облигации  или  любые  другие  формы   участия   в   товариществах,
предприятиях, в том числе и  в  совместных;  право  требования  по  денежным
средствам, которые вкладываются для создания  экономических  ценностей,  или
услугам,   имеющим   экономическую    ценность;    права    на    результаты
интеллектуальной   деятельности,   часто   определяемые   как    права    на
интеллектуальную (в  том  числе  и  промышленную)  собственность;  права  на
осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на  основе  закона
или договора,  включая,  в  частности,  права  на  разведку  и  эксплуатацию
природных ресурсов.
       По  срокам  размещения  заграничные  капиталовложения   делятся   на
краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
      К последним относят вложения более чем на 15  лет.  В  данную  группу
входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным  относятся
все вложения предпринимательского капитала  в  форме  прямых  и  портфельных
инвестиций   (преимущественно   частные),   а    также    ссудный    капитал
(государственные и частные кредиты).
       По  характеру  использования  зарубежные   капиталовложения   бывают
ссудными и предпринимательскими.
      Ссудные  инвестиции  означают,  предоставление  средств  взаймы  ради
получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно  выступают
капиталы из государственных и вложения из частных источников.
      Предпринимательскими инвестиции прямо  или  косвенно  вкладываются  в
производство и связаны с получением того или иного объема прав на  получение
прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о  вложениях  частного
капитала.
      По целям предпринимательские капиталовложения  делятся  на  прямые  и
портфельные.
            Прямые  инвестиции   -   основная   форма   экспорта   частного
предпринимательского  капитала,  обеспечивающая  установление   эффективного
контроля и  дающая  право  непосредственного  распоряжения  над  заграничной
компанией.  Являются  вложением  капитала  во  имя  получения  долгосрочного
интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в  том
случае,  когда  иностранный  собственник  владеет  не  менее  25%  уставного
капитала акционерного общества. По американскому законодательству- не  менее
10%, в станах Европейского Сообщества-  20-25%,  а  в  Канаде,  Австралии  и
Новой Зеландии- 50%.[1]
      Прямые инвестиции делятся на две группы:
      трансконтинентальные капитальные вложения,  обусловленные  возможными
лучшими  условиями  рынка,  то  есть  тогда,  когда  существует  возможность
поставлять товары с нового производственного  комплекса  непосредственно  на
рынок данной страны (континента).  Издержки  играют  здесь  небольшую  роль,
главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по  сравнению
с материнской компанией является  меньшим  фактором  влияния  на  размещение
производства на данном континенте. Издержки производства  являются  решающим
для определения страны данного  континента,  в  которой  необходимо  создать
новые производственные мощности;
      транснациональные  вложения  -  прямые  вложения,  часто  в  соседней
стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
      Черты, характерные для прямых инвестиций:
при  прямых  зарубежных  инвестициях  инвесторы,   как   правило,   лишаются
возможности быстрого ухода с рынка;
большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
более высокий срок капиталовложений, они более  предпочтительны  для  стран-
импортеров иностранного капитала.

      Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны  двумя
путями:
организация новых предприятий;
скупка или поглощение уже существующих компаний.
      «Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения,  доля  участия
которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для  прямых  инвестиций.
Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными  компаниями,
ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).
       В  ряде  случаев  международные  корпорации   реально   контролируют
иностранные  предприятия,  обладая  портфельными  инвестициями,  из-за  двух
причин:
из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;
по причине наличия дополнительных  договорных  обязательств,  ограничивающих
оперативную   самостоятельность   иностранной   фирмы.   Имеются   в    виду
лицензионные и  соглашения, контракты на маркетинговые услуги и  техническое
обслуживание.
      Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано
с возможностью  проведения  спекулятивных  операций,  наращиванию  масштабов
которых  способствовал  ряд   факторов:   интернационализация   деятельности
фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний  на  многих
крупнейших фондовых  биржах,  расширение  международных  операций  банков  с
ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.
      Прочие инвестиции - группа инвестиций, в которую  в  основном  входят
международные займы и банковские депозиты.
       Формы  заграничных   капиталовложений   в   изложенной   схеме   все
равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие  формы  инвестиций  важнее  с
точки зрения управления реальным производством. В основе  этих  разночтений,
которые  выходят  на  уровень  законодательных  актов  и   правительственных
постановлений,  лежит,   как   правило,   личный   или   групповой   интерес
соответствующих  финансово-промышленных  кругов.  Но  все  более  признается
приоритетное значение прямых инвестиций  как  наиболее  удачно  объединяющих
национальные (или государственные)  интересы  различных  слоев  общества.  К
тому же они преимущественно связаны с конкретными  международно-оперирующими
факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они  более  управляемы,
их  «правила  игры»  более  определенны,  что  особенно  важно   с   позиций
обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.[2]



    2. Отраслевая структура ИИ в России


    Отраслевое распределение иностранных инвестиций в  России  в  настоящее
время   характеризуется   значительной   неравномерностью.    Интерес    для
иностранных инвесторов представляет весьма ограниченное  число  отраслей.  В
основном это отрасли, где уровень развития и так выше  среднего  по  стране.
Как следствие, иностранные инвестиции не только не  смягчают,  но  наоборот,
усиливают диспропорции, сложившиеся в экономике страны.
    Роль  иностранного  капитала  в  экономике  современной   России   ярко
характеризуется следующими данными: в 2002 г. приток капитала  из-за  рубежа
достиг рекордной  отметки  почти  в  20  млрд  долл.,  но  доля  иностранных
инвестиций во вложениях в основной капитал в том же году едва  превысила  3%
(55,3 млрд руб.)[3].  Несколько больший вклад  в  развитие  основных  фондов
ежегодно вносят инвестиции совместных предприятий (10—12%). Но информации  о
распределении долей между российскими и иностранными участниками нет.
    В  любом  случае,  если  учесть,  что  на  вложения  в  основные  фонды
приходится порядка 98—99% всех ежегодных инвестиций в  нефинансовые  активы,
а также то, насколько остра сейчас  потребность  отечественной  экономики  в
капитале, становится ясно,  что  масштаб  участия  иностранного  капитала  в
финансировании реального сектора  российской  экономики  в  настоящее  время
недостаточен. Большая часть  ресурсов  из-за  рубежа  приходит  в  кредитной
форме и предназначена, прежде всего, для финансирования  импортных  операций
и  поддержания  необходимого  уровня  оборотного  капитала   в   собственных
структурах.
    Особняком  стоит  ряд  крупных  сделок  последнего  времени  (например,
слияние ТНК и «Бритиш петролеум», проекты серии  «Сахалин»),  которые  можно
считать  первым  шагом  к  действительно  крупномасштабному  инвестиционному
сотрудничеству с западными партнерами в производственной сфере.  В  нынешних
условиях  даже  одной  такой  сделки  достаточно  для  того,  чтобы  заметно
повысить показатель притока иностранного капитала в Россию  (слияние  ТНК  и
«Бритиш петролеум», по ряду оценок,  уже  привело  к  поступлению  в  Россию
дополнительно более чем 2 млрд долл. иностранных инвестиций, в то время  как
общий приток капитала по этой и сопряженным с ней  сделкам  может  составить
7—10 млрд).
    Очевидно, что будущее инвестиционного сотрудничества России с  миром  —
за  сделками  именно  такого  масштаба.  Но  пока  они  единичны,  и   вклад
иностранного капитала в рост нашей экономики  незначителен.  Более  того,  в
своем  нынешнем  виде  отраслевая   структура   распределения   иностранного
капитала  в   России   служит   фактором,   способствующим   развитию   ряда
диспропорций в отечественной экономике, которые будут описаны ниже.
    В  2002  г.  доля  торговли  и  общественного   питания   в   капитале,
привлеченном  из-за  рубежа,  составила  44,5%  и  впервые  превысила   долю
промышленности (37,1%).  Показательно,  что  более  половины  доли  торговли
пришлось на ее внешнюю составляющую (22,4% всех иностранных  инвестиций),  а
87%  вложений  в  сектор  сформировали  прочие  инвестиции.  Эта   тенденция
сохранилась и в первом полугодии 2003 г. В  промышленность  поступило  34,2%
всех иностранных инвестиций, а в торговлю и общественное  питание  —  44,9%,
из  них  28,9%  пришлись  на  капиталовложения  во  внешнюю  торговлю,  доля
кредитов в которых составила практически 100%.
    Начало XXI века вообще стало переломным моментом в динамике  отраслевой
структуры иностранных инвестиций в России. В 90-е годы в  качестве  основной
сферы  применения  зарубежного  капитала   выступала   промышленность,   что
объяснялось   притоком   капиталовложений,   связанных    с    приватизацией
промышленных предприятий, но  по  мере  того  как  основная  их  масса  была
распродана, на первое место стала выходить сфера услуг. В настоящий  момент,
помимо торговли, зарубежные  капиталы  активно  идут  в  общую  коммерческую
деятельность по обслуживанию рынка (6,9% в 2002 г., 8,5% в I полугодии  2003
г.), транспорт и связь. Из отраслей  промышленности  иностранных  инвесторов
сегодня привлекают цветная и черная металлургия  (12,5%  инвестиций  в  2002
г., 15% в I  полугодии  2003  г.),  топливная  промышленность  (9,8  и  8,3%
соответственно), пищевая промышленность (6,1 и 3,5%).
    Сохранение за промышленностью стабильной доли в притоке капитала  из-за
рубежа  связано  с   финансовой   поддержкой   и   частичной   модернизацией
производств, которые уже находятся в сфере внимания  зарубежных  инвесторов.
Вкладывать средства в другие предприятия отечественного  реального  сектора,
производственные фонды  которых  сильно  изношены  и  нуждаются  в  коренной
модернизации,  иностранным  инвесторам  просто  невыгодно.  Тем  более   что
вложения в эту сферу сопряжены  с  серьезными  рисками,  и  часто  требуются
значительные  первоначальные  капиталовложения.  Достаточно  проблематичными
выглядят  и  перспективы  создания  промышленных   предприятий   «с   нуля»,
поскольку условия их функционирования в России  до  сих  пор  представляются
недостаточно предсказуемыми.
    В  свою  очередь,  сфера  торговых  операций  сегодня  выглядит   более
доступной,  менее  зарегулированной   и   капиталоемкой,   а   также   более
прибыльной. Кредитуя поставки импортной продукции в нашу страну,  иностранцы
создают  дополнительные  конкурентные  преимущества  для  товаров  из  своих
стран, способствуя завоеванию ими все большей ниши на  российском  рынке.  С
российской стороны существенный  вклад  в  этот  сценарий  развития  событий
вносит  политика  поддержания  завышенного  курса  рубля,  которая   снижает
конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными.
    Складывается довольно своеобразная ситуация:  российское  правительство
благодаря  солидной  валютной  выручке   от   продажи   нефти   поддерживает
стабильный курс рубля и преподносит это  иностранным  инвесторам  как  явный
признак  финансовой  стабилизации,  а   те   в   свою   очередь,   адекватно
истолковывая  последствия   укрепления   национальной   валюты,   наращивают
инвестиции. Но не в реальное производство, где  хотело  бы  видеть  их  наше
правительство,  а  в  финансирование  импорта  и  торговлю,  где  отдача  от
капиталовложений выше.
    В структуре  накопленных  иностранных  инвестиций  промышленность  пока
сохраняет  первенство  благодаря  лидерству  на  протяжении  всего  прошлого
десятилетия. В начале 2003 г. на этот  сектор  экономики  приходилось  около
37% всех накопленных зарубежных капиталов, из которых больше  половины  было
сконцентрировано всего в двух отраслях — в нефтедобыче (1  1,2%)  и  пищевой
промышленности  (9,1%).   Менее   существенными,   но   все   же   значимыми
реципиентами выступали машиностроение и металлообработка, цветная  и  черная
металлургия, химия и нефтехимия, лесная, деревообрабатывающая и  целлюлозно-
бумажная промышленность. Обращает на себя внимание и тот факт, что 60%  всех
инвестиций, накопленных в промышленности, было осуществлено в прямой  форме.
Особенно ярко эта закономерность  проявилась  в  нефтедобывающей  и  пищевой
промышленности.
    Кстати, в пищевой промышленности, в отличие от многих  других  секторов
отечественной   экономики,   присутствие    зарубежного    капитала    часто
осуществляется в форме создания полноценных новых  предприятий,  построенных
практически «с нуля», оборудованных  современными  технологическими  линиями
по выпуску  продукции  известных  зарубежных  торговых  марок.  Значительная
часть этих  производств  размещена  недалеко  от  Москвы,  Санкт-Петербурга,
Нижнего  Новгорода  —  основных  центров   потребления   импортных   пищевых
продуктов. При этом  следует  отметить,  что,  несмотря  на  столь  заметный
интерес к пищевой промышленности со стороны  западных  инвесторов,  сельское
хозяйство  России,  призванное,  казалось  бы,   обеспечивать   ее   сырьем,
практически  не  получает   иностранные   финансовые   вложения,   оставаясь
слаборазвитым элементом в общей структуре экономики.
    Из  непромышленных  секторов  экономики  наибольший  объем   зарубежных
капиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9%  (из
них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82%  —  в  виде
кредитов). Важную роль играли  также  транспорт  и  связь  (9  и  6,3%  всех
накопленных инвестиций),  где  доля  прямых  капиталовложений  была  намного
выше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка  (4,9%),  в
которой прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.
    Отдельно следует  остановиться  на  ситуации  с  притоком  иностранного
капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее  доля  в  инвестициях
из-за  рубежа  несколько  снизилась.  Тем  не  менее,   западные   аналитики
прогнозируют,  что  в  ближайшие  пять  лет  Россия  может   стать   «точкой
притяжения массированных иностранных инвестиций  именно  в  нефтедобычу».  В
подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже  сообщила
о намерении значительно увеличить свои  инвестиции  в  РФ.  В  2003  г.  они
должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г.  —  вырасти  до  8  млрд  долл.
Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я  не  вижу  будущего
«Шелл»  в  качестве  глобальной  компании  без  значительной  инвестиционной
позиции в России»[4].
    Зарубежные аналитики прогнозируют, что  5—8%  капитала  другого  лидера
мировой  нефтедобычи  —  «Бритиш  петролеум»  —  к  2008  г.   также   будет
задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов  растущего
интереса к инвестированию средств в нашу страну  у  крупнейших  американских
нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».
    Подобное развитие  ситуации,  безусловно,  улучшит  статистику  притока
зарубежного капитала  в  нашу  страну.  При  этом  остается  надеяться,  что
государство  сумеет  выработать  и  предложить  крупным  западным  компаниям
эффективный механизм инвестиционного  сотрудничества,  который  гарантировал
бы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а  России  —  сохранение
контроля  за  стратегическими  запасами  природных  ресурсов  и  возможность
получения  достаточных  финансовых  ресурсов  для  модернизации  не   только
нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.
    Суммируя   вышесказанное,   отметим,   что   отраслевое   распределение
иностранных инвестиций в РФ в настоящее время  характеризуется  значительной
неравномерностью. Интерес для  иностранных  инвесторов  представляет  весьма
ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития  и
так  выше  среднего  по  стране.   Таким   образом,   отраслевая   структура
поступающего и накопленного в РФ иностранного капитала не  просто  отражает,
но и закрепляет углубившиеся за годы  реформ  диспропорции  между  основными
секторами экономики.
    Этот факт, наряду с доминированием  кредитной  составляющей  в  притоке
капитала  из-за  рубежа,  настоятельно  требует  более   активного   участия
государства в процессе  привлечения  иностранных  инвестиций.  Речь  идет  о
координации  видовой,  отраслевой  и  региональной   структуры   капитальных
проектов с участием партнеров из-за рубежа.  Цель  —  оптимизация  структуры
притока  капитала:  необходимо  обеспечить  переход   растущего   количества
зарубежных капиталовложений в качество.
    Но как добиться того, чтобы структура  притока  иностранных  инвестиций
улучшилась? Ответ на  этот  вопрос  может  дать  опыт,  накопленный  другими
странами с развивающимися  рынками  казалось  бы,  обеспечивать  ее  сырьем,
практически  не  получает   иностранные   финансовые   вложения,   оставаясь
слаборазвитым элементом в общей структуре экономики.
    Из  непромышленных  секторов  экономики  наибольший  объем   зарубежных
капиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9%  (из
них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82%  —  в  виде
кредитов). Важную роль играли  также  транспорт  и  связь  (9  и  6,3%  всех
накопленных инвестиций),  где  доля  прямых  капиталовложений  была  намного
выше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка  (4,9%),  в
которой прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.
    Отдельно следует  остановиться  на  ситуации  с  притоком  иностранного
капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее  доля  в  инвестициях
из-за  рубежа  несколько  снизилась.  Тем  не  менее,   западные   аналитики
прогнозируют,  что  в  ближайшие  пять  лет  Россия  может   стать   «точкой
притяжения массированных иностранных инвестиций  именно  в  нефтедобычу».  В
подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже  сообщила
о намерении значительно увеличить свои  инвестиции  в  РФ.  В  2003  г.  они
должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г.  —  вырасти  до  8  млрд  долл.
Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я  не  вижу  будущего
«Шелл»  в  качестве  глобальной  компании  без  значительной  инвестиционной
позиции в России».
    Зарубежные аналитики прогнозируют, что  5—8%  капитала  другого  лидера
мировой  нефтедобычи  —  «Бритиш  петролеум»  —  к  2008  г.   также   будет
задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов  растущего
интереса к инвестированию средств в нашу страну  у  крупнейших  американских
нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».
    Подобное развитие  ситуации,  безусловно,  улучшит  статистику  притока
зарубежного капитала  в  нашу  страну.  При  этом  остается  надеяться,  что
государство  сумеет  выработать  и  предложить  крупным  западным  компаниям
эффективный механизм инвестиционного  сотрудничества,  который  гарантировал
бы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а  России  —  сохранение
контроля  за  стратегическими  запасами  природных  ресурсов  и  возможность
получения  достаточных  финансовых  ресурсов  для  модернизации  не   только
нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.
    Суммируя   вышесказанное,   необходимо   отметить,    что    отраслевое
распределение иностранных инвестиций в РФ в настоящее время  характеризуется
значительной   неравномерностью.   Интерес   для   иностранных    инвесторов
представляет весьма ограниченное число отраслей.  В  основном  это  отрасли,
где  уровень  развития  и  так  выше  среднего  по  стране.  Таким  образом,
отраслевая структура поступающего и накопленного в РФ иностранного  капитала
не  просто  отражает,  но  и  закрепляет   углубившиеся   за   годы   реформ
диспропорции между основными секторами экономики.
    Этот факт, наряду с доминированием  кредитной  составляющей  в  притоке
капитала  из-за  рубежа,  настоятельно  требует  более   активного   участия
государства в процессе  привлечения  иностранных  инвестиций.  Речь  идет  о
координации  видовой,  отраслевой  и  региональной   структуры   капитальных
проектов с участием партнеров из-за рубежа.  Цель  —  оптимизация  структуры
притока  капитала:  необходимо  обеспечить  переход   растущего   количества
зарубежных капиталовложений в качество.[5]
    3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

    Привлечение  и  функционирование   иностранного   капитала   в   России
регулируется  нормативно-правовыми  документами,  объединяемыми   в   четыре
группы:
        1. международные договоры и соглашения, участницей которых является
           Россия;
        2. базисные нормативные акты федерального уровня;
        3.  нормативные   документы,   напрямую   регулирующие   приток   и
           деятельность  иностранного  капитала  в  России  (в  том   числе
           подзаконные акты министерств и ведомств);
        4. нормативные акты,  регулирующие  инвестиционную  деятельность  в
           субъектах федерации.
    Россия является участницей ряда международных  договоров,  конвенций  и
соглашений,  направленных  на  защиту,  поощрение  и  обеспечение   гарантий
взаимных инвестиций.  Так,  важное  значение  имеют  соглашения  о  взаимных
гарантиях, защите и поощрении  инвестиций,  а  также  договоры,  исключающие
двойное налогообложение доходов и имущества иностранных инвесторов.
    В настоящее время Россия имеет соглашения о взаимной защите и поощрении
инвестиций (включая подписанные СССР) более чем с  50  странами  и  примерно
такое же количество договоров об отмене двойного налогообложения.
    Для развития отечественной  экономики,  в  том  числе  для  продвижения
частных прямых зарубежных инвестиций, важное значение  имеет  сотрудничество
России с ведущими финансовыми организациями, прежде всего с МВФ и  Всемирным
банком  и  его  филиалами,  которые  на  международном   уровне   занимаются
регулированием движения капитала.
    Ко второй группе  документов,  регулирующих  деятельность  иностранного
капитала  в  России,  относятся  базисные  нормативные   акты   федерального
значения. Нормативные  акты  федерального  уровня  (гражданский,  налоговый,
таможенный и  другие  кодексы  Российской  Федерации,  законы  о  таможенном
тарифе, о приватизации, об акционерных обществах и обществах с  ограниченной
ответственностью,    о    государственном    регулировании    внешнеторговой
деятельности и др.) в основном не  являются  документами  прямого  действия.
Эти акты главным образом формируют ту социально-экономическую обстановку,  в
которой действуют иностранные инвесторы, закрепляют общепринятую  в  мировой
практике норму, обеспечивающую примат международных  договоров  над  нормами
внутреннего законодательства.
    К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного  капитала  и
нерезидентов  в  России,  относятся  федеральные  законы,  указы  президента
страны, постановления и  распоряжения  правительства,  а  также  нормативно-
правовые  акты  министерств  и  ведомств  (инструкции,  приказы  и  т.  д.),
разъясняющие  и  (или)  уточняющие  статьи  и  положения  законов,   указов,
постановлений.
    Важную роль в регулировании иностранного капитала  в  90-е  годы  играл
закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в 1991 г.  Он  содержал
перечень льгот, причем наиболее существенные предоставлялись предприятиям  с
иностранными  инвестициями,  в  которых  зарубежному  капиталу  принадлежали
более  30%  уставного  капитала.  В  дальнейшем  были  приняты  поправки   и
дополнения  к  этому  закону,  изданы  указы  и  постановления  в  отношении
конкретных предприятий (или отраслей), инвестиции в  которые  представлялись
наиболее предпочтительными.  Эти  документы  нередко  противоречили  данному
закону  и  другим  нормативным  актам,  которые   постепенно   теряли   свою
значимость и актуальность в вопросе регулирования деятельности  иностранного
капитала в нашей стране.
    В  1999  г.  был  принят  новый  федеральный  закон   «Об   иностранных
инвестициях  в  Российской  Федерации».  В  настоящее  время  он  регулирует
отношения, связанные  с  гарантированием  прав  иностранных  инвесторов  при
осуществлении  инвестиционной  деятельности  в  реальном  секторе  экономики
России. В нем дано  определение  термина  «прямые  иностранные  инвестиции»,
введено понятие «приоритетные инвестиционные проекты», а  также  перечислены
гарантии, на которые могут рассчитывать зарубежные инвесторы.
    Однако закон предоставил этим инвесторам только национальный  режим.  В
мировой   практике   инвестору   предоставляется   право   выбирать    между
национальным режимом и режимом наибольшего  благоприятствования.  В  статьях
закона,  касающихся   предоставления   гарантий   и   льгот   инвесторам   и
предприятиям с их участием (по  сравнению  с  законом  1991  г.)  количество
предоставляемых   льгот   было   сокращено.   Они   предоставляются   только
предприятиям, осуществляющим  приоритетные  инвестиционные  проекты,  но  на
срок не более 7 лет со  дня  начала  финансирования  проектов.  Кроме  того,
закон  1999  г.  допускает,   что   для   иностранных   инвесторов   особыми
законодательными актами  могут  быть  установлены  изъятия  ограничительного
характера. Однако, согласно  рекомендациям  Всемирного  банка,  установление
изъятий возможно лишь из соображений национальной безопасности.
    Важным  для  иностранных  инвесторов  является  федеральный  закон   «О
соглашениях о разделе  продукции»  (декабрь  1995  г.),  который  мог  стать
надежным   средством   привлечения   инвестиций   в    добывающие    отрасли
промышленности, особенно  в  разработку  месторождений,  нерентабельных  при
существующей системе налогообложения России. Однако в 1997—2002 гг.  в  этот
закон были внесены изменения и  дополнения  (в  основном  касающиеся  уплаты
налогов) затрудняющие деятельность участников  соглашений  и  операторов.  В
результате из более чем 30 территорий, имеющих полезные  ископаемые,  в  том
числе  разрешенных  к  использованию  на  условиях  соглашения   о   разделе
продукции, работы ведутся только по проектам «Сахалин-1»  и  «Сахалин-2»,  а
также на  Харьягинском  нефтяном  месторождении  (Ямало-Ненецкий  автономный
округ). Более того, не в последнюю очередь трудности в реализации  механизма
соглашения о  разделе  продукции  вынудили  американские  нефтяные  компании
«Макдермотт» и «Маратон» выйти в 2002 г. из состава консорциума  иностранных
компаний, занимающихся реализацией проекта «Сахалин-2».
    Важная роль в политике  привлечения  иностранных  инвестиций  отводится
также  законам  о  лизинге,   о   Калининградской   и   Магаданской   особых
экономических  зонах  (ОЭЗ).  Однако,  по  мнению  экспертов,  эффективность
законов, в  частности  об  ОЭЗ  для  иностранных  инвесторов,  пока  низкая.
Зарубежные инвестиции,  например,  в  экономику  Калининградской  области  в
1995—2001 гг. увеличились на 55% (прямые инвестиции уменьшились в  4  раза),
при этом объем спекулятивного капитала (прочие инвестиции) возрос в 10 раз.
    Следует подчеркнуть, что, согласно  российскому  законодательству,  для
иностранных инвесторов  установлен  правовой  режим  деятельности  не  менее
благоприятный, чем для отечественных. В последние годы отмечалась  тенденция
к уравниванию  иностранных  инвесторов  (и  предприятий  с  их  участием)  с
российскими в основном в вопросах  регистрации  предприятий  с  иностранными
инвестициями на территории  нашей  страны.  Так,  в  закон  «Об  иностранных
инвестициях в Российской Федерации»  внесено  изменение,  согласно  которому
предприятие   с   иностранными   инвестициями    подлежит    государственной
регистрации в органах юстиции не позднее 5 дней со дня предоставления в  них
соответствующих документов. Из перечня  документов  исключено  требование  о
предоставлении  документа  о  платежеспособности   иностранного   инвестора,
выданного обслуживающим его банком. Предприятие с иностранными  инвестициями
любого профиля и  с  любым  размером  уставного  капитала  регистрируется  в
едином  государственном  органе  по  тем  же  правилам,  что  и   российские
хозяйствующие субъекты. С  2002  г.  государственным  органом,  занимающимся
вопросами регистрации создаваемых предприятий, в  том  числе  предприятий  с
иностранными инвестициями, является Министерство РФ по налогам и сборам.
    Четвертую группу  законов  составляют  нормативные  акты,  регулирующие
инвестиционную деятельность в регионах. В последние годы  в  ряде  субъектов
федерации принято и  действует  региональное  законодательство  (в  пределах
предоставленной регионам  компетенции),  способствующее  улучшению  местного
инвестиционного климата и включающее освобождение  от  региональных  налогов
при  соблюдении  инвесторами  определенных  условий   (отсрочка   налоговых,
арендных и иных  платежей,  а  также  предоставление  беспроцентных  ссуд  и
различных гарантий местных органов власти и др.).
    В  настоящее  время  примерно  в  50  субъектах   федерации   действует
региональное  законодательство  об  иностранных  инвестициях.  Несмотря   на
различный уровень  эффективности  применяемого  законодательства,  некоторые
российские регионы создали благоприятный инвестиционный  климат  и  вышли  в
число  ведущих  по  привлечению  иностранных,  в  том  числе   американских,
инвестиций. Одним  из  подтверждений  этого  является  вручение  в  2002  г.
Ленинградской области  награды  в  номинации  «регион  года»  (за  2001  г.)
Американской торговой палатой в  России,  организацией,  объединяющей  около
700  компаний,  на  которые  приходится  свыше  90%  российско-американского
товарооборота  и  инвестиций  США  в  российскую  экономику.   Эта   награда
присуждается наиболее динамично и активно  развивающемуся  субъекту  РФ  «за
успехи в привлечении инвестиций». Этот выбор, отражающий мнение  влиятельных
американских бизнесменов, вполне оправдан: за  три  года  (1999—2001)  сумма
американских инвестиций в этот регион превысила два  млрд  долл.  (только  в
2001 г. в Ленинградскую область было вложено более  одного  млрд  долл.).  В
области создано  эффективно  действующее  законодательство  о  регулировании
иностранных инвестиций, в частности, она является первым регионом в  России,
который ввел «налоговые каникулы», причем не только для  иностранных,  но  и
для отечественных инвесторов. Подобные награды (в номинации  «регион  года»)
Американская  торговая  палата   вручала   Москве,   Новгороду,   Самаре   и
Приволжскому федеральному округу.
    В  целом  можно  сказать,  что,  несмотря  на  наметившееся   улучшение
инвестиционного климата в России и существование ряда  субъектов  федерации,
в  которых  созданы  благоприятные  условия   для   иностранного   капитала,
конкретная деятельность российского государства по регулированию  экономики,
являющаяся важной частью  понятия  «инвестиционный  климат»,  воспринимается
иностранными компаниями довольно критично,  что  сказывается  на  притоке  в
Россию иностранного капитала[6].



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



    Привлечение в широких масштабах национальных и  иностранных  инвестиций
в  российскую  экономику  преследует  долговременные   стратегические   цели
создания в  России  цивилизованного,  социально  ориентированного  общества,
характеризующегося высоким качеством  жизни  населения,  в  основе  которого
лежит смешанная экономика, предполагающая не только  совместное  эффективное
функционирование различных  форм  собственности,  но  и  интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
    Иностранный  капитал  может  привнести  в  Россию  достижения   научно-
технического прогресса и передовой  управленческий опыт.  Поэтому  включение
России  в  мировое  хозяйство  и  привлечение   иностранного    капитала   -
необходимое   условие   построения   в  стране   современного   гражданского
общества. Привлечение  иностранного  капитала  в  материальное  производство
гораздо выгоднее, чем получение кредитов для  покупки  необходимых  товаров,
которые  по-прежнему  растрачиваются  бессистемно    и    только    умножают
государственные  долги.   Приток   инвестиций   как   иностранных,   так   и
национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей  -  выхода
из  современного  общественно-экономического  кризиса,   преодоление   спада
производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом  необходимо  иметь
в виду, что интересы российского общества, с одной  стороны,  и  иностранных
инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают.  Россия  заинтересована
в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала,  насыщении
потребительского  рынка  высококачественными  и   недорогими   товарами,   в
развитии  и   структурной   перестройке   своего   экспортного   потенциала,
проведении антиимпортной политики, в привнесении в  наше  общество  западной
управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы  в
новом плацдарме для получения прибыли за счет  обширного  внутреннего  рынка
России, ее природных богатств, квалифицированной  и  дешевой  рабочей  силы,
достижений  отечественной  науки  и  техники   и   даже   ее   экологической
беспечности.
    Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно  деликатная
задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая  его  собственных
стимулов, направлять его мерами экономического регулирования  на  достижение
общественных целей.
    Привлекая  иностранный  капитал,  нельзя  допускать   дискриминации   в
отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять  предприятиям  с
иностранными инвестициями налоговые льготы,  которых  не  имеют  российские,
занятые  в  той  же  сфере  деятельности.  Как  показал  опыт,  такая   мера
практически не влияет на инвестиционную активность  иностранного   капитала,
но  приводит к  возникновению  на месте  бывших   отечественных  производств
предприятий с формальным иностранным  участием,   претендующих  на  льготное
налогообложение.



                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях
в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.)
2. Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией В.Е.
Рыбалкина. М.: ЗАО “ Бизнес - школа “, 1998.
3. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы
/ ВНИКИ. 2002. №2. – М.:ВНИКИ, 2002.
4.Известия 2003. №180. 2 окт.
5. Инвестиции в России №1, 2004
6. Инвестиции в России № 2, 2004

-----------------------
[1] Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и
перспективы / ВНИКИ. 2002. №2. – М.:ВНИКИ, 2002.
[2] Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией В.Е.
Рыбалкина. М.: ЗАО “ Бизнес - школа “, 1998.
[3] Известия 2003. №180. 2 окт.
[4] Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и
перспективы / ВНИКИ. 2002. №2. – М.:ВНИКИ, 2002. С33
[5] Инвестиции в России №1, 2004 Михаил Елизаветин
[6] «Инвестиции в России» № 2, 2004