Иван Крамской


                          КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
                                  1837-1887
      Русский  художник  жанровой,  исторической  и   портретной   живописи.
Вдохновитель организатор «передвижников».
      С 1856  г.  Учился  в  Петербургской   Академии  художеств.  Увлекался
революционно-демократическими   идеями   Н.Чернышевского,    Д.Писарева    и
Н.Добролюбова.
      Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую
художественную  культуру  второй   половины   Х1Х   века.   Крамской   играл
определяющую роль на всех этапах развития передовой русской  живописи  1860-
1870-х  годов.  Он  по  праву  был  идейным  лидером,  совестью   и   мозгом
передвижничества.  Сила  интеллекта,   редкий   организаторский   талант   и
темперамент  прирожденного  общественного  деятеля,  которым   был   наделен
Крамской,  дали  основание  утверждать,  что  Крамской  сделал   более   для
искусства,  чем  в  искусстве,  что  он  был  художественным   деятелем   по
преимуществу.  Крамской  безбоязненно  всматривался  в  человека,  раскрывал
глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника,  «  и  есть
действительное искусство в его настоящем значении и высший его  род».  Через
всю  жизнь  Крамского  прошла  работа  над  портретом.  Своим  стремительным
взлетом  в  1870-е   годы   Крамской   -   портретист   во   многом   обязан
П.М.Третьякову, с  которым  его  связывала  в  ту  пору  духовная  близость,
общность эстетических и  жизненных  взглядов.  Свидетельством  того  остался
камерный, не  предполагавшийся  для  публичного  показа  портрет  основателя
Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью  облика
живет  сердечное  тепло  и  подлинная  одухотворенность.   Лучшие   портреты
Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего  масштабного  замысла
Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В.Г.Перов, а в  1880-е
годы - И.Е.Репин: создание портретной галереи  выдающихся  деятелей  русской
культуры, прежде всего писателей.
           Центральным  творением  Крамского  1870-х  годов  явился  портрет
Л.Н.Толстого(1873). С силой, почти  равною  толстовской,  художник  понял  и
передал владевшее Толстым чувство единства с жизнью. М.Е.Салтыков  -  Щедрин
в  портрете1879  года  предстает,  напротив,   в   состоянии   открытого   и
вызывающего  противостояния  действительности.  Очень  интересен  и  портрет
А.С.Грибоедова (1873).
           На 2-ой  Передвижной  выставке  в  1873  году  появилась  картина
Крамского  «Христос  в  пустыне»,  которая  вызвала  долго  не  утихав-  шую
полемику.  Крамского  неоднократно  просили  пояснить  его  произведение.  В
письме-ответе В.М.Гаршину  Крамской  пишет  о  том,  что  хотел  запечатлеть
драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент  в  жизни
каждого человека, когда приходится решать - «пойти ли  направо  или  налево,
взять ли за господа бога рубль или не  уступать  ни  шагу  злу».  Эти  слова
невозможно  понимать  прямолинейно.  Для  Христа,  изображенного   Крамским,
колебаний  и  выбора  не  существует.  Для  него   нет   альтернативы,   нет
возможности отступления от  своего  трагического  пути.  Крамской  пишет  не
столько момент сомнений, сколько собирание внутренних  сил.  Эта  картина  о
нравственной предопределенности человеческого  существования,  о  том,  чего
стоит человеку жить  по  совести  при  абсолютной  невозможности   для  него
поступать иначе.
            В трех главных картинах Крамского 1880-х годов  - "Лунная ночь»,
«Неизвестная» и «Неутешное горе» - выражение  общечеловеческого  оказывается
связано с воплощением женских образов.
            Неясность сюжета «Неизвестной» (1883) повела к взаимоисключающим
толкованиям  картины.  Быть  может,  ни  в  одной  его  картине  человек  не
присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же  время  не
остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя.  «Неизвестная»  как
бы воплощает реальность  присутствия  идеала  в  жизни  и  одновременно  его
недостижимость.
             «Неутешное горе»(1884) - последняя по времени создания  большая
картина Крамского, навеянная тяжелыми личными  переживаниями,  смертью  двух
младших сыновей. Крамской пишет  «тишину  высказывания»  материнского  горя.
Картина «Неутешное горе» - о том, как много сил  требуется  человеку,  чтобы
продолжать жить.
           Крамской неизменно видел  задачу   искусства  в  том,  чтобы  оно
приходило на помощь человеку в  моменты  душевных  испытаний,  даровало  ему
«успокоение и крепость для продолжения того, что называется жизнью.  Этим  и
определяется сдержанное достоинство искусства Крамского.