Искусство семнадцатого века




                    Астраханское  художественное  училище
                             ИМ.   П. А. ВЛАСОВА



                                  Конспект


                            «ИСКУССТВО XVII ВЕКА»



                                                ВЫПОЛНИЛА: Нестерович Е.

                                         ПРОВЕРИЛ:



                              Астрахань 1999 г.



                                    План

                                                                        Стр.



ВВЕДЕНИЕ

ИСКУССТВО ИТАЛИИ
ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ
ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ
ИСКУССТВО ИСПАНИИ
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ



                                  ВВЕДЕНИЕ

    Семнадцатый век имел  особое  значение  для  формирования  национальных
культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс  локализации  больших
национальных  художественных  школ,  своеобразие  которых  определялось  как
условиями  исторического   развития,   так   и   художественной   традицией,
сложившейся в каждой  стране,  -  Италии,  Фландрии,  Голландии,  Испании  и
Франции. Это  позволяет  рассматривать  17  в.  как  новый  этап  в  истории
искусства.
    По  сравнению  с  эпохой   Возрождения   искусство   17   в.   сложнее,
противоречивее в содержании и художественных формах.  Целостное  поэтическое
восприятие мира, характерное для Возрождения,  разрушается,  идеал  гармонии
гармони и ясности оказывается недосягаемым.
    Художественная культура 17 в. отражает сложность  эпохи,  подготовившей
победу капиталистического строя в передовых  странах  Европы.  В  творчестве
художников   утверждается   более   целостное    и    глубокое    восприятие
действительности. Получает  новое  истолкование  понятие  синтеза  искусств.
Отдельные  виды  искусства  как   и   отдельные   произведения,   утрачивают
обособленность и стремятся к воссоединению руг с другом. Здания  органически
включаются в  пространство  улицы,  площади,  парка.  Скульптура  становится
динамичной, вторгается в архитектуру и  садовое  пространство.  Декоративная
живопись  пространственно-перспективными   эффектами   дополняет   то,   что
заложено в архитектурном интерьере.
    В крайних проявлениях искусство барокко приходит к  иррациональному,  к
мистике,  воздействует  на  воображение  и  чувство  зрителя   драматическим
напряжением, экспрессией  форм.  События  трактуются  в  грандиозном  плане,
художники предпочитают изображать сцены мучений,  экстазов,  или  панегирики
подвигам, триумфам.
    В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным  с
точки зрения  классицизма  является  лишь  то,  что  упорядоченно,  разумно,
гармонично. Герои классицизма подчиняют свои чувства  контролю  разума,  они
сдержаны и величавы.
    Черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и
даже в творчестве одного художника, порождая в нём  противоречия.  Наряду  с
барокко  и  классицизмом  в  изобразительном   искусстве   возникает   более
непосредственно  мощное  реалистическое  отражение   жизни,   свободное   от
стилевых  элементов.  Семнадцатому  веку  принадлежат   величайшие   мастера
реализма – Веласкес, Рембранд, Хальс, Караваджо и другие . . .



                              ИСКУССТВО ИТАЛИИ

    Архитектура
    Барромини.  Свое крайнее выражение иррациональность, экспрессивность  и
живописность барокко  находят  в  творчестве  Франческо  Барромини  (1599  -
1667). Не считаясь с логикой  конструкций  и  возможностями  материалов,  он
заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скруглёнными, извивающимися.
    На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба,
строит он план небольшой церкви Сан Карло у четырёх фонтанов в Риме (1634  -
1667).   Её   сложный   волнообразный   фасад,   расчленённый   двухъярусной
колоннадой, украшен декоративной  скульптурой,  глубокими  нишами,  овальным
живописным панно, разрывающим карниз и разрушающим равновесие.
    Бернини. Подобно мастерам  Возрождения,  основоположник  стиля  зрелого
барокко  Лоренцо  Бернини  (1598  -  1680)   был   разносторонне   одарённым
человеком.  Архитектор,  скульптор,  живописец,  гениальный  декоратор,   он
исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное  направление
итальянского искусства. Одно из самых характерных его сооружений  –  церковь
Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1653 - 1658).
    Крупнейшая  архитектурная  работа  Бернини  –  окончание   многолетнего
строительства собора св. Петра  в  Риме  и  оформление  площади  перед  ним.
Сооружённые по его  проекту,  два  могучих  крыла  монументальной  колоннады
замкнули обширное пространство  площади.  Расходясь  от  главного  западного
фасада собора, колоннады сначала образуют форму трапеции, а затем  переходят
в громадный овал, подчёркивающий особую подвижность  композицию,  призванной
организовать движение массовых рецессий. 284 колонны и 80 столбов высотой  в
19 м. Составляют эту  четырёхрядную  крытую  колоннаду,  96  больших  статуй
венчают её аттик.
    Скульптура
    Бернини.  В  соборе  св.  Петра  находятся  и   виртуозно   исполненные
скульптурные произведения Бернини – алтарная Кафедра св.  Петра  с  фигурами
отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая  позолотой,  привлекающая  бурной
динамикой.
    Наряду с барочной декоративной пластикой Бернини создаёт ряд  статуй  и
портретов, подчас перерастающих  рамки  барочного  искусства.  Характер  его
новаторских  исканий  проявляется  в  статуе  «Давид»  (1623,  Рим,  галерея
Боргезо).
    Тонкость жизненного наблюдения пронизывает позднее произведение Бернини
– алтарную группу «Экстаз св. Терезы»  (1644  –  1652,  Рим,  церковь  Санта
Мария делла Виттория) послужившую образцом для многих барочных  ваятелей  не
только в Италии, но и в других странах.


    Живопись.
    Карваджо. Микеланджело Меризи да  Караваджо  (1573  -  1610).  К  числу
первых картин относится  «Девушка  с  лютней»  (1595,  Ленинград,  Эрмитаж).
Девушка музицирет. Перед на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С  отточенным
мастерством  написаны  все  эти  предметы  в   своей   плотной   округлости,
вещественности, осязаемости. Светотенью пролеплено лицо  и  фигура  девушки,
тёмный фон  подчёркивает  насыщенность  выступающих  вперёд  светлых  тонов,
предметность всего представленного.
    Как жанровая сцена решена композиция «Призвание Матфея» (1597  –  1601,
Рим, капелла Контарелли в церкви Сан Луиджи деи  Франчези),  где  изображены
два юноши в модных по тем временам костюмах,  с  любопытством  взирающих  на
входящего Христа. К Христу обратил взор  Матфей,  в  то  время,  как  третий
юноша, не поднимая головы продолжает подсчитывать деньги.
    От картины к картине нарастает трагическая сила  образов  Караваджо.  В
«Положении во гроб» (1604, Рим, Ватиканская пинакотека) на  глубоком  тёмном
фоне ярким светом  выделяется  тесно  сплочённая  группа  близких  к  Христу
людей, опускающих его тел в могилу.
    Болонская академия. Аннибале Карраччи. Наиболее талантливым из  братьев
Карраччи был Аннибале (1560 - 1609), автор большого числа  алтарных  образов
и картин на мифологические сюжеты. Совместно с братьями он расписал  палаццо
Фарнезе в Риме (1597 - 1604).
    Декоративная живопись барокко.
    Необычной пышностью, нарядной праздничностью красок отличаются  росписи
Пьетро  да  Кортона  (1596  -  1669)   в   палаццо   Барберини.   Сложнейшие
перспективные и иллюзорные эффекты применяет   в  росписях  Сант  Иньяцио  в
Риме Андреа  Поццо (1642 – 1709).
    Наряду с официальным барочным направлением, господствовавшим в  крупных
центрах, на протяжении всего 17 в. в провинциях продолжали  работать  многие
художники, сохранявшие в  своём  творчестве  традиции  реализма.  Среди  них
выделялся особой  эмоциональной  насыщенностью  искусства  болонец  Джузеппе
Мария Креси (1665 - 1747), пролагавший пути развития  реализма  последующего
периода.

                             ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

    Живопись.
    Рубенс. Питер Пауль (1577 - 1640).  Родился  в  г.  Зигене  (Германия).
Ранние произведения (до 1611  –1613  гг.)  хранят  отпечаток  венецианцев  и
Караваджо.  Одна  из  первых  картин  антверпенского  периода   «Воздвижение
Христа» (ок. 1610 – 1611, Антверпен, Собор) показывает, как  переосмысливает
фламандский живописец опыт итальянцев.
    Наиболее  значимые  работы:  «Снятие  со   креста»   (1611   -   1614),
«Вакханалия» (1615 –  1620,  Москва,  ГМИИ),  «Похищение  дочерей  Левкиппа»
(1619 – 1620, Мюнхен, Старая пинакотека)
    К 1622-25 гг. относится серия композиций на тему «Жизнь Марии  Медичи».
«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (Эрмитаж).
    30-е   годы:   «Портрет   дочери»,   «Шубка»,   «Крестьянский   танец»,
«Автопортрет»
    Ван  Дейк.  Эволюция  творчества  Антониса  Ван  Дейка  (1599  -  1641)
превосходила  путь  развития  фламандкой  школы  второй  половин  17  в.   в
направлении аристократизаии и светскости. В лучших  произведениях  Ван  Дейк
сохраняет приверженность реализму и, запечатлевая  типические  образы  людей
своего времени, даёт представление о целой эпохе в истории Европы.
    Ван Дейк  начал  вою  деятельность  со  строгих  портретов  фламандских
бюргеров: «Семейный портрет»(Эрмитаж), «Мужской портрет». Позже  он  работал
в Генуе, где стал популярным портретистом аристократии.
    К позднему творчеству относится «парадный портрет Карла I»  (ок.  1635,
Париж, Лувр).
    Иорданс.   Аристократической   изысканности   искусства    Ван    Дейка
противостоит близкое демократическим кругам  фламандского  общества,  полное
плебейской  грубости  и  силы  искусство  Якоба  Иорданса  (1593  -   1678),
создавшего галерею характерных народных типов. Известные полотна:  «Сатир  в
гостях у крестьянина», «Праздник бобового короля».
    Фламандский  натюрморт.  Снейдерс.  Крупным   мастером   монументально-
декоративного натюрморта был друг Рубенса  Франс Снейдерс   (1579  -  1657).
Выполненная Снейдерсом серия «Лавок для столового  дворца  в  городе  Брюге»
(1618 – 1621, Ленинград, Эрмитаж) ярко характеризует его творчество.
    Жанровая живопись. Браувер. Наиболее демократическую линию  фламандской
живописи 17 в.  представляло творчество Адрина Браувера  (1605\06  -  1638),
который писал  преимущественно  небольшие  картины  из  крестьянской  жизни,
продолжая в них гротескно-юморстическую линию национальной живописи,  идущей
от  Брейеля. В середине 30-х гг. острая гротескность  сменяется  у  Браувера
мягким  юмором,  сочетающимся  с  горечью  и  тоской.  Он  глубже  проникает
характер  героев.  В  его  картинах  среди  курильщиков   появляется   образ
мечтателя. погруженного в раздумья.
    Тенирс. В области жанровой живописи работал Давид Тенирс (1610  –  1690
), жанровые картины которого тяготеют  к  внешне  занимательным  и  забавным
сюжетам  («Деревенский   праздник»,   1648,   Ленинград,   Эрмитаж).   Черты
идеализации, нарастающие  его искусстве,  соответствовали  аристократической
верхушке фламандского общества к концу 17 в.


                             ИСКУССТВО ГОЛЛАНИИ

    Архитектура и скульптура.
    Пути развития голландской архитектуры и скульптуры  определялись  новым
общественным укладом и специфическими общественными условиями.