Биография Мао Дзедуна

                                    [pic]

                          Мао Дзедун (1883 - 1976)
                            Биография Мао Дзедуна


    Мао Дзедун (1883 - 1976) основал Китайскую Народную Республику  в  1949
году. Он также был одним из основателей Китайской Коммунистической партии  в
1921 году и расценивается, наряду с Карлом Марксом  и  В.  И.  Лениным,  как
один  из  трех  великих  теоретиков  марксистского  коммунизма.  Мао  Дзедун
родился 26 декабря 1893  в  зажиточном  крестьянском  семействе  в  Шао-Шане
(Shao-shan), в провинции Хунан (Hunan). Будучи ребенком, он работал  в  поле
и посещал местную начальную школу,  где  изучал  традиционных  конфуцианских
классиков. Он часто  конфликтовал  со  своим  строгим  отцом,  которого  Мао
хорошо изучил, чтобы противостоять ему с поддержкой своей нежной  и  любящей
матери, которая была истинной буддисткой.
    Начиная с 1911 года, когда республиканские силы Сан Ят-Сена  (Sun  Yat-
Sen) начали ниспровержение  династии  Ч'инг  (Ch'ing)  (или  Маньчжур),  Mao
провел больше 10 лет в Чанг-ша (Chang-sha) - провинциальной столице. Он  был
подвержен влиянию быстрых политических и культурных изменений, охвативших  в
то время страну. Он некоторое время служил в республиканской армии, а  затем
провел пол года, самостоятельно обучаясь в  провинциальной  библиотеке.  Это
помогло ему взять в привычку самообразование.
    К 1918, Mao закончил Первую Нормальную  Хунанскую  школу  (Hunan  First
Normal School) и переехал в Пекин, национальную столицу,  где  он  некоторое
время работал помощником библиотекаря в Пекинском  Университете.  У  Мао  не
хватало денег на учебу, и, в отличие от многих своих одноклассников,  он  не
изучал никакой иностранный язык и не выезжал за рубеж, чтобы учиться.  Из-за
его относительной бедности  во  время  учебы  в  университете,  его  никогда
полностью  не  относили  к   космополитическим  буржуазным   интеллектуалам,
которые доминировали над китайской студенческой жизнью.  В  университете  он
сходился с радикальными интеллектуалами, которые  позже  вошли  в  Китайскую
Коммунистическую партию. В 1919  году  Мао  возвращается  в  Хунан,  где  он
участвует  в  радикальной  политической  деятельности,  организуя  группы  и
издавая политические  обзоры  при  непосредственной  поддержке  руководителя
начальной школы. В 1920 Мао женится на Янг Кьяй-хуи (Yang K'ai-hui),  дочери
одного  из  его  преподавателей.  Янг  Кьяй-хуи  была   казнена   китайскими
националистами в 1930 году. В том же году Мао женился на Хо Цу-чен (Ho  Tzu-
chen), которая сопровождала его во время "Длинного Марта"  (Long  March).  В
1937 году Мао разводится с ней и в 1939 году женится на Чианг Ч’инг  (Chiang
Ch'ing).
    Когда Китайская  Коммунистическая  партия  (ККП)  была  организована  в
Шанхае в 1921 году, Мао стал одним из основателей и  лидером  ее  Хунанского
отделения. На этой стадии новая партия  сформировала  объединенный  фронт  с
Коуминтангской (Koumintang) партией республиканских последователей  Сан  Ят-
сена. Мао работал в  пределах  объединенного  фронта  в  Шанхае,  Хунане,  и
Кантоне   (Canton),   сосредотачивая   усилия   на   трудовой   организации,
организации партии, пропаганде и Институте Обучения  Крестьянского  Движения
(the Peasant  Movement  Training  Institute).  Его  "Сообщение  относительно
Движения  Крестьянства  в  Хунане"   (1927)   выражало   его   представление
революционного потенциала крестьянства, но это  представление  было  еще  не
сформулировано в надлежащей марксистской форме.
    В 1927 году Чан Кай-Ши  получил  контроль  над  Коуминтангской  партией
после смерти Сан Ят-сена  и  полностью  изменил  политику  сотрудничества  с
коммунистами. Через год, когда он получил  контроль  над  Националистической
армией также как и над  Националистическим  правительством,  Чан  производит
чистку движения от коммунистов. В результате Mao  был  вынужден  скрыться  в
сельской местности. В горах юга Китай он обосновался с Чу  Техом  (Chu  Teh)
под защитой партизанской армии. Это было почти случайное новшество  -  сплав
Коммунистического руководства с партизанской силой, действующей  в  сельских
районах с поддержкой крестьян, который должен был сделать Мао  лидером  ККП.
Их все возрастающей военной мощи скоро стало  достаточно,  чтобы  Мао  и  Чу
были способны к 1930 году бросить вызов  порядкам,  установленным  советским
руководством ККП,  которое  предписало  им  пробовать  захватить  города.  В
дальнейшем, несмотря на факт, что его положение в партии было слабое  и  его
политика критиковалась, китайские советы были основаны в  Юичине  (Juichin),
Киангская (Kiangsi) область, председателем которых стал  Мао.  Ряд  кампаний
истребления  проведенных  националистическим   правительством   Чан   Кай-Ши
вынудил ККП покинуть Юичин в октябре 1934 года и начинать "Длинный Март".  В
Цун-и  (Tsun-i)  в  Квейчове  (Kweichow)  Мао  впервые  получил  эффективный
контроль над ККП. Этим закончилась эра советского контроля над  руководством
ККП.
    Остатки Коммунистических сил достигли Шенси  (Shensi)  в  октябре  1935
года, после 10,000 км (6,000 миль) марша. После чего они создали новый  штаб
партии в Ён-ан (Yen-an). Когда Японское вторжение 1937 года вынудило  ККП  и
Куоминтанга еще раз  формировать  объединенный  фронт,  Коммунисты  получили
законный статус, и Мао становится  национальным  лидером.  В  течение  этого
периода он утверждается как военный теоретик, а опубликованные в  1937  году
эссе  "На  Противоречии"  ("On  Contradiction")   и   "На   Практике"   ("On
Practice") позволили причислить его  к  важнейшим  марксистским  мыслителям.
Эссе  Мао  "На  Новой  Демократии"  ("On  New  Democracy")  (1940)  выделило
уникальную  национальную  форму  марксизма,  подходящую  Китаю;   его   труд
"Переговоры на Ён-анском Форуме по Литературе и Искусству " ("Talks  at  the
Yen-an Forum on Literature and Art") (1942) обеспечил основание  для  партии
контролировать культурные дела.
    Правильность уверенности в своих  силах  Мао  и  сельских  партизанских
стратегий была доказана быстрым ростом ККП в течение  Ён-анского  периода  -
от 40,000 членов в 1937  году  до  1,200,000  членов  в  1945  году.  Шаткое
перемирие между Коммунистами и Националистами было нарушено в  конце  войны.
США  предприняли  меры,   чтобы   возглавить   коалиционное   правительство.
Гражданская война прорвалась, однако, в  следующие  3  года  (1946-49)  было
заметно быстрое поражение Куоминтанга. Правительство  Чанга  было  вынуждено
бежать в Тайвань, оставляя  Китайскую  Народную  Республику,  сформированную
коммунистами   в   конце   1949   года,   контролировать    большую    часть
континентального Китая.
    Когда усилия Мао по улучшению отношений с Соединенными Штатами в  конце
1940-ых годов провалились, он решил, что Китай будет  должен  "склониться  к
одной  стороне",  и  наступил  период  закрытого  сотрудничества   с   СССР.
Враждебность к  Соединенным  Штатам  была  усугублена  Корейской  Войной.  В
начале 1950-ых годов, Мао  являлся  председателем  Коммунистической  партии,
главой государства  и  председателем  военной  комиссии.  Его  международный
статус  марксистского  лидера  повысился  после  смерти  советского   лидера
Сталина в 1953 году.
    Уникальность Мао как лидера очевидна из  его  обязательства  продолжить
классовую  борьбу  во   имя   социализма,   которое   подтверждено   в   его
теоретическом трактате "На правильном  пути  решения  проблемы  противоречий
среди людей" ("On the Correct Handling of Contradictions among the  People")
(1957). Неудовлетворенность медлительностью развития, потеря  революционного
импульса в сельской местности и тенденции  членов  ККП  вести  себя  подобно
привилегированному классу, привела Мао к тому, что он  стал  брать  на  себя
необычные инициативы  в  конце  1950-ых  годов.  Он  поощрял  конструктивную
критику управления партии  со  стороны  движения  1956-57  годов  "Цветочной
Сотни" (Hundred Flowers) . Эта критика  показала  глубокую  враждебность  по
отношению к руководству  ККП.  Примерно  в  то  же  самое  время,  Mao  стал
ускорять реформы в отношении сельской собственности,  призывая к  устранению
последних остатков сельской частной собственности  и  формированию  народных
коммун  для  инициирования  быстрого  индустриального  роста  по  программе,
известной под  названием  "Большой  Прыжок  Вперед"  (Great  Leap  Forward).
Поспешность этих шагов привела к административным  беспорядкам  и  народному
сопротивлению.  Кроме  того,  неблагоприятные  погодные  условия  привели  к
плохому урожаю и серьезным нехваткам продовольствия. В результате всех  этих
перемен, Мао потерял свое положение главы государства, его влияние в  партии
было сильно  подорвано.  Это  привело  к  тому,  что  к  концу  50-ых  годов
появились сильные различия между правительством Мао и СССР.
    В течение 1960-ых годов Мао контратаку против лидеров  партии  и  новой
главы государства Лю Шао-Чи  (Liu  Shao-Ch'i),  через  Большую  пролетарскую
культурную  революцию  (Great  Proletarian  Cultural  Revolution),   которая
достигла своего апогея в период с 1966 по  1969  год.  Культурная  революция
была в значительной степени организована женой Мао, Чианг  Ч’инг.  Это  было
возможно самое большое новшество Мао, и стало, по  существу,  идеологической
борьбой за общественное мнение в форме жестоких  национальных  споров.  Мао,
как оказалось,  был хорошим тактиком. Когда он потерял возможность  печатать
свои идеи в  Пекине,  он  использовал  шанхайскую  прессу,  чтобы  атаковать
пекинских лидеров. Студенческое ополчение, известное как  "Красная  гвардия"
("Red Guards"), стало его главной опорой. Поскольку обстановка  обострялась,
и ситуация угрожала выйти из-под контроля,  Мао  был  обязан  положиться  на
военных  под  руководством  Лин  Пиао  (Lin  Piao).  Взамен   этой   военной
поддержки, партия Лина была  признана  приемником  Мао  в  конституции  1969
года.  К  1971  году,  однако,  Лин,  как  сообщали,   погиб  в  авиационной
катастрофе после того,  как  попытался  подготовить  убийство  Мао,  который
снова получил твердый контроль  над  властью.  Толчок  Культурной  Революции
передался китайским массам, и народ понял, что у них было "право  восстать",
что это их привилегия критиковать власти  и  принимать  активное  участие  в
выработке решений. Во  время  Культурной  Революции  высказывания  Мао  были
напечатанные в небольшой красной  книге,  которая  распространялась  народу;
его слова рассматривали, как окончательное руководство, а его  персону,  как
предмет восторженной лести. Несмотря на то, как могло  показаться,  что  Мао
имел  больше  власти,  чем  ККП,  он  показывал  истинную   убежденность   в
ленинистских представлениях о коллективном руководстве партией.  Он  выразил
свое недовольство "культом личности", явно прося уменьшить количество  своих
памятников.
    К концу своем жизни, Мао выдвигает новый анализ международной ситуации,
в котором всемирные  государства  разделены  на  три  группы:  слаборазвитые
нации, развитые нации и две супердержавы (Соединенные Штаты и СССР), обе  из
которых ищут всемирную гегемонию. Этот  анализ  подчеркнул  положение  Китая
как лидера Третьего мира (то есть, слаборазвитая группа) и  помог  прийти  к
рационализированному  восстановлению  отношений  с   Соединенными   Штатами.
Создание более близких отношений с Соединенными Штатами рассматривалось  как
способ  уменьшить  влияние  СССР,  чьи   отношения   с   Китаем   продолжали
ухудшаться.  В  1972  году  Mao,  воспользовавшись  своим  престижем   чтобы
изменить  эту  политику,   принимал  американского  президента  Ричарда   М.
Никсона в Пекине.
    Мао умер в Пекине 9 сентября 1976 года.  В  течение  следующего  месяца
Ч’инг и его радикальные соратники, известные как  "Бригада  четырех"  ("Gang
of Four"), были арестованы.  Преемник  Мао  Хуа-Фенг  (Hua-Feng)  был  лишен
своих влиятельных постов, поскольку партия находилась под контролем Ден-Сяо-
Пина (Teng Hsio-P'ing), проводящего смягчающую политику. В 1981 году  партия
критиковала  избыточность  Культурной  Революции,  которая  восхвалялась  во
время правления  Мао.  Конституция  1982  года  заявила,  что  экономическое
сотрудничество и прогресс были более важными вопросами, чем борьба  классов,
и запретила все формы культов личности. В течение 1980-ых годов  расхождение
с идеями Мао стало настолько велико, что в некоторых районах  стали  убирать
его  памятники.  В  феврале  1989  года  член  Центральной   консультативной
комиссии  Коммунистической партии написал  в  официальную  Пекинскую  газету
Гуанминг дейли (Guangming Daily), что "Мао был  большим  человеком,  который
олицетворяет бедствия китайских людей, но позднее он делал большие ошибки  в
течение  длительного периода, и результатом стали еще большие  бедствия  для
людей и страны. Он создавал историческую трагедию".  Наряду  с  основателями
Хань и Минь династий,  Мао  Дзедун  был  одним  из  трех  правителей  Китая,
которые были выходцами из крестьян и добились своей власти с нуля в  течение
только  своей  жизни.  К  самым  большим  достижениям  Мао   можно   отнести
объединение  Китая  через  разрушение  Националистической  власти,  создание
объединенной  Народной   Республики   и   предводительство   самой   большой
социальной революции в человеческой истории. Эта революция включила  в  себя
коллективизацию земли  и  собственности,  разрушение  класса  собственников,
ослабление городской буржуазии и повышение статуса крестьян и  рабочих.  Как
марксистский  мыслитель  и  лидер  социалистического  государства,  Mao  дал
теоретическую законность продолжению  борьбы  класса  в  социалистических  и
коммунистических стадиях развития. Он подчеркнул важность  перераспределения
земли  для  выгоды  крестьянства,  и   его   теории   сильно   повлияли   на
непромышленный третий мир.