Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова


      Ломоносов Михаил Васильевич первый русский  учёный-естествоиспытатель,
поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
      Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить  образование,  в
1730 году отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую  академию.
В 1735 в числе наиболее отличившихся  учеников  Ломоносов  был  направлен  в
Петербург  в  академический  университет,  а   в   1736   командирован   для
продолжения  образования  в  Германию,  где  учился  сначала  в  Марбургском
университете, а затем в университете города Фрайбурга. По возвращении  из-за
границы (1742) Ломоносов был  назначен  адъютантом  Академии  Наук  по  физ.
классу, а в 1745 стал первым  русским,  избранным  на  должность  профессора
(академика).
      Главным предметом научных работ Ломоносова в  течение  первых  10  лет
были естественные науки, особенно  химия,  физика,  металлургия,  физическая
география, а с 1753 до конца  жизни  Ломоносов  работал  в  самых  различных
областях  естественных  и  прикладных  наук,   занимался   наряду   с   этим
литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а  также  ряд
фундаментальных философских  трудов.  В  1763  году  Ломоносов  стал  членом
Академии художеств. В последние годы жизни научные  работы  Ломоносова  были
высоко  оценены  за  пределами  России.  Почётный  член   Шведской(1760)   и
Болонской (1764) академий наук.
      Ломоносов  был  инициатором  разнообразных  научных,   технических   и
культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук  и
просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии Наук  и
улучшение  её  работы  учебно-научного  учреждения.  В  должности  советника
канцелярии Академии Наук (1757)  разработал  план  реорганизации  управления
Академией и проект её устава. По инициативе Ломоносова  и  его  проекту  при
содействии И.И.Шувалова в  1755  году  был  открыт  Московский  университет.
Преподавание в нём началось на основе трудов Ломоносова  по  естествознанию,
русской  грамматике,  риторике,  поэтике.  Ломоносов  разработал  “Штаты   и
регламенты”  для  университета  и  университетских   гимназий.   Предложения
Ломоносова способствовали организации  учебного  дела  в  Академии  Наук:  в
университете  были  учреждены  факультеты,  назначены  профессора,  началось
систематическое чтение лекций, в  гимназиях  введена  должность  инспектора,
назначены преподаватели из числа адъютантов Академии  Наук.  Проведённые  по
его плану демократические  преобразования  увеличили  втрое  число  учащихся
гимназий  за  счёт  расширения  фондов  казённого  содержания  и   постройки
общежития. “Регламентами” определялись отношения гимназистов  к  учению,  их
поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана  приучать  воспитанников
“к правильному образу мышления”, то главная  обязанность  гимназистов  -  “к
наукам простирать крайнее прилежание”.
      Основой  обучения  Ломоносов  считал  родной  язык.  В   академической
гимназии Ломоносов учредил особые классы  по  изучению  русского  языка.  До
Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись  либо  на
церковнославянском языке, либо на латыни.  В  1743  году  Ломоносов  написал
“Краткое руководство к риторике” на русском  языке.  Изданная  в  1748  году
“Риторика” Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой  литературы,
включавшей также лучшие произведения отечественной  словесности.  На  основе
“Риторики”, отражающей многие теоретические вопросы  развития  отечественной
литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по  русскому
красноречию. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд  по  грамматике
русского языка - “Российская грамматике” (1755, опубликована 1757).  Большую
роль в становлении грамматических норм сыграло  собственное  литературное  и
естественнонаучное творчество Ломоносова.
      Ломоносов добивался переводов на русский язык многих учебных  пособий.
Переведённая  им   с   латинского   языка   “Волфианская   экспериментальная
физика”(1746) была первым  учебником  физики  для  высших  школ  на  русском
языке. Целям обучения  служили  и  собственные  труды  Ломоносова  по  химии
“Элементы математической химии”  (1741),  “Введение  в  истинную  физическую
химию”     (1752),     “Опыт     физической     химии,     часть     первая,
экспериментальная”(1752-53) и другие.
      Просветительская деятельность  Ломоносова  не  ограничивалась  рамками
Академии  Наук.  Он  предложил  проект  создания  а  Петербурге   отдельного
университета,  не  входящего  в  Академию  Наук,  выдвинул   идею   открытия
университета  в  Киеве,  участвовал  в   создании   Академии   Художеств   в
Петербурге,  обосновал  необходимость  учреждения  гимназий   в   губернских
городах. Однако  главная  роль  в  осуществлении  просветительских  замыслов
Петра  I  Ломоносов  отводил  Академии  Наук.  Важнейшим   направлением   её
деятельности  он  считал  создание  условий  для  воспитания   отечественных
учёных. “За то терплю, - писал  Ломоносов  перед  смертью,  -  что  стараюсь
защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали  своё
достоинство.”