И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года)

И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ
                    МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
                (Сообщение на научно-практической конференции
                 «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин».
                      Новочеркасск. 9 июня 2004 года).

      Символом Кавказских  Минеральных  Вод  издавна  стал  Орел,  терзающий
змею. Он же является главной фигурой в  гербе  Кавказских  Минеральных  Вод.
Основой этого символа давно уже  стала  скульптура  Орла,  установленного  в
Пятигорске на Горячевой горе в начале ХХ века. А так  как  она  вскоре  была
«растиражирована» в  скульптурах,  рисунках,  а  затем  стала  символом,  то
местные краеведы, историки долгие годы утверждали, что  скульптура  Орла  на
месте выхода главного, Александровского источника,  была  установлена  вовсе
не случайно и появилась здесь в 1903 году, то есть  к  100-летию  Кавказских
Минеральных вод. Символика скульптурной группы ясна:  Орел  –  это  лечебная
мощь целебных минеральных источников, змея – болезни, которые побеждаются  с
помощью минеральной воды.
      По последним разысканиям  краеведа  С.В.Боглачева,  было  установлено,
что на самом деле скульптура Орла появилась на Горячей горе раньше – в  1901
году, когда Дирекция Кавказских Минеральных вод решила устроить  на  Горячей
горе еще один курортный парк и украсить  его  различными  скульптурами.  Имя
создателя Орла – местного скульптора Л.К. Шодкого хорошо  известно  на  КМВ,
так же как и его творчество. В последние годы достаточно неплохо  прослежена
биография Шодкого.
      Но с появлением скульптуры Орла связано еще одно имя – художника  И.И.
Крылова – личности для местных историков совершенно неизвестной.
       Занимаясь  историей  постройки   казенных   театров   на   Кавказских
Минеральных Водах в начале ХХ  века  мы  обратили  внимание  на  то,  что  в
оформлении сцен Лермонтовской в  Пятигорске  и  Пушкинской  в  Железноводске
галерей (то есть казенных театров) принимал  также  участие  некий  художник
И.И. Крылов,  которому  затем  была  предоставлена  возможность  устроить  в
Пятигорске персональную  выставку.  Сопоставив  время  установки  скульптуры
Орла и устройство галерей – 1901-1902 годы мы высказали  предположение,  что
в одном и другом случае речь идет об одном и том же человеке.
      Из публикации в местной  прессе  о  персональной  выставке  Крылова  в
Пятигорске  удалось  выяснить,  что  неизвестный  нам  художник   учился   в
Петербургской Академии художеств.
      Изучив фонды архива  Академии  в  Санкт-Петербурге  С.В.Боглачев  смог
выяснить некоторые детали биографии Крылова. Так в краевой курортной  газете
появилась  публикация  «Орел  на  Горячей  горе»,  где   автор   опубликовал
результаты своих исследований. Позже эта статья  была  включена  в  альманах
«Наследие» «Кавказские Минеральные Воды» (2004 г.), как  важный  фактический
материал для истории КМВ.
      Однако никаких дополнительных сведений о  пребывании  этого  художника
нам не было известно. А имя его привлекло наше внимание еще  и  потому,  что
когда-то в Пятигорском музее «Домик  Лермонтова»  существовал  портрет  М.Ю.
Лермонтова, написанный неким художником Крыловым. История  портрета  до  сих
пор остается загадочной, его следы  затерялись  уже  в  наше  время.  Однако
портрет этот был очень  значим  для  Пятигорска.  В  Государственном  музее-
заповеднике М.Ю. Лермонтова хранится ряд фотографий  разных  лет:  1910-20-х
годов  с  изображением  различных   торжеств,   посвященных   знаменательным
лермонтовским датам. На некоторых из них запечатлены депутации  с  портретом
одного  и  того  же  портрета  Лермонтова.  Нам   было   известно,   что   в
Лермонтовской галерее долгие годы висел над сценой портрет поэта,  вероятно,
он же и запечатлен на фотографиях. Логично допустить, что его рисовал  также
И.И.Крылов, одновременно с декорациями.
      Но для этого нужны документальные доказательства.
      Наши поиски привели в Новочеркасск, на родину  художника  И.И.Крылова,
в Музей истории Донского казачества. Для нас неожиданным оказался факт,  что
в Новочеркасске существует мемориальный музей художника.
        Надеемся,   что   совместная   научно-исследовательская   работа   с
сотрудниками музея И.И.Крылова поможет  стереть  белые  пятна  и  в  истории
Кавказских Минеральных Вод.
      В заключение приводим  публикации  в  пятигорской  газете  «Кавказские
Минеральные Воды» за 1902  год  о  деятельности  Крылова  в  нашем  регионе.
Думаем, что они могут быть интересны и для изучения  биографии  художника  в
Новочеркасске.


                                  А.Н. Коваленко, зав.мемориальным
                                      отделом Гос.музея-заповедника
                                      М.Ю. Лермонтова, г. Пятигорск.



                                             Приложение к сообщению.

«Театр и музыка».
      На днях в «Лермонтовской галерее», г.  Директором  Минеральных  вод  с
участием многих служащих в Управлении  Кавказских  Минеральных  Вод,  и  при
довольно  многочисленной  посторонней  публике,  состоялся  осмотр  и  прием
театральных декораций, изготовленных и написанных  художником  И.И.Крыловым.
Осмотр декораций производился при электрическом свете, чтобы  вернее  судить
о  производимом  ими  вечером  впечатлении,   причем   применялись   эффекты
красного,  белого  и  синего  света.  Из   осмотренных   декораций,   больше
напоминающая  картину,  передняя  занавесь,   изображающая   чудный   уголок
Адриатики с бело-мраморным дворцом на берегу моря, с  красивой  и  воздушной
панорамой на заднем плане.
       Удивительно  хороша  полная  жизненной  природы  и   воздуха   лесная
декорация,  задним   планом   которой   служит   занавесь   с   изображением
таинственной лесной прогалины с застоявшимся прудом,  местами  подернувшимся
зеленью с плавающими  на  нем  водяными  лилиями.  Вода  на  этой  декорации
изображена с  реальностью,  доходящей  до  иллюзии.  Прекрасное  впечатление
также оставляет декорация горной дали с воспроизведением грозно-величавой  и
мощно-красивой природой Кавказа. Вполне художественные вещи представляют  из
себя также декорации городской площади и внутренности тюрьмы.  Остальные,  -
также не разрушают приятного впечатления,  оставленного  перечисленными  уже
декорациями.  Невольно  радуешься,  что  на   долю   этого   театра   выпала
возможность иметь не пачкотню ремесленников-декораторов, а декорации,  более
чем  наполовину,  представляющие  чисто  художественный  интерес.  Этим   же
талантливым  художником  выполнены  декорации  и  в  театре   Железноводской
галереи.

                                     Газета «Кавказские Минеральные Воды»,
                                       1902 г., № 15, 15 мая, с.3.


«Обзор картинных выставок в Пятигорске».
      К эстетическим наслаждениям кавказской природой, музыкой  оркестров  и
театральным развлечением нынешний сезон прибавил в Пятигорске  две  выставки
картин   художников   Крылова   и   Фетваджиана,    иллюстрирующих    своими
произведениями красоты Кавказских гор,  необозримый  простор  нашей  матушки
России  и  дающих  своими  жанровыми  картинами  сцены  быта  и  нравов   ее
бесчисленных народностей.
      Переходя к обзору каждой выставки отдельно,  надо  заметить,  что  г-н
Крылов  выставил  по—преимуществу  пейзажи  и,  как  природный   казак,   из
Петербургской академии  художеств  вынес  искусство  передавать  бесконечные
дали родных степей.  Одна  из  капитальных  его  вещей:  «Степь  ковыльная»,
фигурировавшая  на  последней  всемирной  Парижской  выставке,  всего  лучше
передает зрителю это волнующееся море травы,  переливающееся  серебром,  под
горячими лучами летнего солнца, степные  наездницы,  гарцующие  по-мужски  в
своих  ярких  халатах  живописно  оживляют  киргизскую  степь.  «Объездчики»
ранним утром приостановили своих  коней  и,  кажется,  залюбовались  долиной
реки тянущейся красивыми зигзагами куда-то  далеко-далеко.  «Пора  домой»  -
интересный  жанр:  козел-вожак  стада  подошел  к   заснувшему   пастуху   и
остановился в раздумьи, можно-ли обеспокоить своего отдыхающего  повелителя.
С соседнего холмика другой  козлик  наблюдает  отважится  ли  старший  вожак
разбудить их общего хозяина, а стадо овец еще  мирно  пасется,  предоставляя
решить вопрос о возвращении на ночлег  своим  бравым  вожакам.  И  снова  на
десятки верст расстилается травянистая степь.
      Кавказ с его  величавыми  горными  вершинами  дает  художнику  богатый
материал для солидных вещей; каковы: «утренняя заря», с  блистающим  снежным
Казбеком, или «аул в ущельи» сохраняющий живописные  контуры  былых  времен,
когда не было еще настроено «дымных  келий  по  уступам  гор»,  или  «долина
Терека у Владикавказа»,  рисующая  мирный  уголок,  окруженный  грандиозными
скалами.
      Окрестности Пятигорска, Железноводска  с  мирным  Машуком,  грациозной
Бештау, дают целую  серию  интересных  воспоминаний;  не  забыта  и  матушка
Москва, то в зимнем, то в летнем наряде: ее «Воробьевы горы», ее  «Бутырки»,
переданы художником с характерно выбранных точек,  москвичам  не  надо  и  в
каталог  заглядывать,  чтобы  узнать  монастырь,  вагон   конки,   ожидающей
богомольцев, и разносчика, расставившего свой лоток около самого бульвара.
      Перед нами не только картины, дающие абрисы известных  местностей,  но
передающие чарующую природу, навевающие  настроение,  подмеченное  артистом.
Взгляните № 19: «Оттаяло», и этот весенний вечер переносит вас в  иной  мир,
где вечерние золотистые переливающиеся  тона  окрашивают  все  окружающее  и
заставляют ярко блистать воду между растрескавшегося мелового льда.  Картина
эта была на Берлинской художественной выставке. Из значущихся в каталоге  70
номеров некоторые состоят из нескольких эпизодов, но это далеко не все,  что
создал художник, которого вещи ежегодно появляются на картинных выставках  и
украшают дворцы:  так  у  Государыни  императрицы  Марии  Федоровны  имеются
«Крымские берега у Ай-Тодора», у  Великой  княгини  Ксении  Александровны  –
картина «Весна»; этюд к которой подарен  художником  в  пользу  Пятигорского
Благотворительного общества…
                                  Газета «Кавказские Минеральные Воды»,
                                  1902, № 84, 23 июля, с.2-4.