Военный коммунизм (Контрольная)


                       Дополнение к контрольной работе

             “Военный коммунизм”: политика, идеология, практика



            Выполнил: Кондрашкин С. А., гр. ЗЭМ-101



       В. И. Ленин впервые употребил этот термин в  апреле  1921  г.  На   X
съезде   партии   этот   термин   прозвучал   в    выступлениях    Молотова,
Преображенского, Троцкого, Рязанова. Это говорит о том. что это  было  форма
идейного утверждения нэпа, включавшая в себя элемент оправдания перед  лицом
трагических  последствий  (антоновщина,   Кронштадт)   всего   политического
предыдущего курса.

       Термин “военный коммунизм”  ввел  в  оборот  выдающийся  марксистский
теоретик А.А. Богданов еще до Октября 1917 года. Это понятие он связывал  не
с  коммунизмом  или  социализмом,  а  с  армией.  Армия  в  любых   условиях
представляет  собой  “обширную  потребительскую  коммуну   строения   строго
авторитарного”. Социализм -  это  “товарищеская  организация  производства”,
армия  -  “авторитарно-регулируемая  организация  массового  паразитизма   и
истребления”.

        По Ленину, “своеобразный “военный коммунизм” состоял  в  том,  чтобы
фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки,  а  часть
необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов  на
армию и на содержание рабочих. Брали большей  частью  в  долг,  за  бумажные
деньги“.

       Гражданская  война  вызывала  необходимость  чрезвычайных   мер,   но
изобретены они были не большевиками, а правительствами  воюющих  стран.  Это
заключалось в государственной монополии  на  важнейшие  продукты  питания  и
товары ширпотреба,  их  нормированное  распределение,  трудовая  повинность,
твердые    цены,    установление    разверсточного     метода     отчуждения
сельскохозяйственного продукта от  сельского  населения.  Однако  большевики
превратили   это   “в   орудие   организационного   утверждения    диктатуры
пролетариата”.

       “Военный коммунизм” неотделим от особого  психологического  состояния
общества. Характерным для революции является  “забегание  вперед”.  Совершая
переворот, большевики были убеждены, что  открывают  первый  этап  всемирной
пролетарской революции, которая вот-вот грядет вслед за Октябрем и  свергнет
господство мирового капитала. Считалось, что империализм - последняя  стадия
капитализма  и  уже  созданы  предпосылки  для  социалистического  развития.
Отталкиваясь  от  этого,  большевики  с  легкостью  шли   на   крайности   и
чрезвычайные меры.

       В конкретных условиях России “военный коммунизм” -  это  идеология  и
своеобразная эскалация  чрезвычайных  мер,  призванная  утвердить  диктатуру
пролетариата  в   стране   с   гигантским   преобладанием   мелкобуржуазного
населения. Субъективно “военный коммунизм” был вызван  к  жизни  стремлением
новой  власти  продержаться  до  мировой  революции,   объективно   он   был
предопределен задачей ликвидации гигантского  разрыва  между  хозяйственными
укладами города и деревни. Но "ножницы" между городом и  деревней  появились
еще до первой мировой войны и только лишь усугублялись,  так  как  город  не
мог предоставлять необходимые товары взамен сельскохозяйственной  продукции.


       После   Октября   Ленин   первоначально   считал,   что    необходимо
“предоставить полную свободу творчества  народным  массам”,  заявлял  ,  что
“Россия вообще выросла  из  того  чтобы  кто-нибудь  управлял  ею”.  Позднее
акцент  сместился  на  идею  обучения  масс  путем  участия   в   управлении
государством. Так стала главной психология управления сверху,  воплотившаяся
в идее отожествления общенародного управления с государственным. Уже в  1918
году Ленин сказал: “Революция ... требует беспрекословного повиновения  масс
единой воле руководителей трудового процесса”.

       Борьба с саботажем и  контрреволюцией  очень  скоро  стала  одним  из
важных направлений в  деятельности  новой  власти.  Вскоре  правовые  методы
борьбы с контрреволюцией били отброшены, это дало начало  красному  террору,
появились новые карательные  меры:  взятие  заложников  и  трудовые  лагеря,
давшие начало "архипелагу Гулаг".

       “Наступление  на  капитал”  вылилось  в  национализацию  предприятий,
ограничение рабочей инициативы.

       Из   ложного   вывода,   что   задачи    буржуазно    демократических
преобразований были выполнены к лету 1918  г.,  последовал  ошибочный   шаг:
постановка   для   деревни   задач   социалистического   порядка,    решение
коллективизировать крестьянские  хозяйства  за  три  года.  Большевики  были
уверены. что они лучше крестьян  понимают,  что  надо  делать  с  землей,  и
настойчиво  убеждали  крестьян  переходить  к  общественной  ее   обработке.
Крестьяне же, только получив землю во владение, не "рвались" к коммуне.

       В утверждении методов “военного капитализма” сыграли  роль  различные
обстоятельства  внутриполитического  и  внешнеполитического   характера,   а
декрет о национализации от 28 июня1918 года стал одним из  важнейших  актов,
ограничивающих  творческую  инициативу   рабочего   класса   и   укреплявших
командную систему управления народным хозяйством.

       С 1920 года организация труда принимала  военизированные  формы,  вся
народнохозяйственная жизнь  осуществлялась  военными  методами.  Олицетворял
“милитаризацию” народного  хозяйства  Троцкий,  полагавший,  что  рабочие  и
крестьяне  должны  быть  поставлены  в  положение   мобилизованных   солдат.
Примером  эффективности  армии  считалась  быстрота  завершения  гражданской
войны. Идеалы социализма, к которому стремились  большевики,  заключались  в
следующем: тотальное уничтожение  частой  собственности,  господство  единой
общегосударственной  формы  собственности,  безрыночная  система  хозяйства,
достигаемая путем ликвидации товарно-денежных отношений.

       Для  натурализации  хозяйственных  отношений  было   сделано   немало
(бесплатные коммунальные услуги, натурпаек, бесплатные  перевозки,  и  пр.).
Но до конца этот процесс доведен  не  был,  так  как  для  продуктообмена  с
крестьянством  необходимо   были   промышленные   продукты   в   необходимом
количестве.

       Троцкий, предполагая, что “кто не работает - тот не ест,  а  так  как
есть  должны  все,  то   все   должны   работать”,   выводил   необходимость
принуждения.  Население  направлялось  на  вспомогательные  работы,  что  не
прибавляло авторитета новой власти. Крестьянин в среднем  в  течении  одного
года  отрабатывал  около  30  дней  на  вспомогательных  работах  (заготовка
топлива, обустройство дорог и др.) независимо от времени года, отрывался  от
сельскохозяйственных работ. Это также вызывало недовольство.

       Получив землю, крестьяне не  получили  права  свободно  распоряжаться
продуктами своего труда. Продразверстка неизбежно  ставила  их  в  оппозицию
власти.

       Характерной   чертой   “военного   коммунизма”    является    крайняя
централизация управления народным  хозяйством.  В  основе  системы  главков,
управляющих отраслями, лежал распределительный принцип, она  была  полностью
лишена стимулов саморазвития, ибо парализовывало местную  инициативу,  могла
контролировать  лишь  количественно   производство,   но   не   качество   и
ассортимент продукции.

       В 1916 году Ленин сказал : “Экономике нельзя приказывать”, однако это
произошло при "военном коммунизме", и дальнейшее  подтвердило  невозможность
применения командного метода в экономике.

       Итогом "военного коммунизма" стал неслыханный  спад  производства:  в
начале 1921  года  объем  промышленного  производства  составил  только  12%
довоенного, а выпуск железа и  чугуна  -2.5%.  Объем  продуктов,  шедших  на
продажу, сократился на 92%, государственная  казна  на  80%  пополнялась  за
счет продразверстки. С  1919  года  целые  районы  переходили  под  контроль
восставших крестьян. Весной и летом  в  Поволжье  разразился  жуткий  голод:
после конфискации не осталось зерна.  Эмигрировало  около  2  млн.  Россиян,
большинство из них - горожане. Накануне X съезда (8 марта 1919  г)  восстали
моряки и рабочие Кронштадта, оплот Октябрьской революции.


  Доп.литература:

       Булдаков  В.П.,  Кабанов  В.В.  "Военный  коммунизм":   идеология   и
общественное развитие. /Вопросы истории.1990, 3, с. 40-58