Герцен и Огарев



                                На тему:



                                                 Работу выполнил
                                                    Ученик    8«А»    класса

                                                 Лукин      Олег.



Герцен  Александр  Иванович  –  знаменитый  русский   публицист   (псевдоним
Искандер); родился в1812г., умер в 1870г.; окончил физико-математический
Факультет.  В  1834г.  под  влиянием   произведений   Сен—Симона,   сделался
революционером и, вместе с Огарёвым,  стал  во  главе  кружка,  посвящавшего
внимание общественным  вопросам.  В  1852г.  он  переезжает  в  Лондон,  где
издавал знаменитый журнал  «Колокол».  Основную   всех  теоретических  работ
служила философия Фейербаха.
Огарёв Николай Платонович – русский  поэт и революционный  деятель;  родился
в 1813г., умер в1877г. В 1832г. поступил в  Московский  Университет,  откуда
вскоре был выгнан  за  участие  в  революционном  кружке.  В  1858г.  Огарёв
эмигрировал за границу, где близко  сошёлся  с  эмигрантами—революционерами,
сделался  ближайшим  сотрудником  Герцена  в  издании   журнала   «Колокол»,
«Полярная Звезда».
После разгрома восстания декабристов общественная жизнь в  России  проходила
в трудной обстановке политической реакции.  Как  писал  А.И.  Герцен,  после
поражения декабристов «умственная температура в  России  понизилась…развитие
было прервано, всё передовое, энергичное вычеркнуто из жизни».
Поражение  декабристов  вызвало  у  некоторой  части  общества  пессимизм  и
отчаяние.  Отражением  этих  настроений  явились   знаменитые   «Философские
письма» П.Я. Чаадаева (1794—1856 ), но по оценке Герцена данной им в  «Былом
и думах»,  «Философическое письмо» -- «выстрел, раздавшийся  в  тёмную  ночь
»,  всколыхнувший многих и заставивший задуматься о судьбах России.
Первые годы после восстания декабристов  были  временем  действия  небольших
кружков, в основном студенческой молодёжи, малочисленных по составу,  быстро
раскрываемых полицией. Это так называемый кружковой период   20-х  –  начала
30-х годов XIXв. В освободительном движении был связан с усилением  реакции,
но с изменением состава участников.  На смену декабристам пришла в  основном
студентческая молодёжь, полная революционного раздора, но ещё с  совсем  ещё
ясными взглядами и без опыта конспиративной работы. Эти  люди  рассматривали
себя  продолжателями  и  наследниками  декабристов,   предпринимали   робкие
попытки  возродить  их   дело.   Наиболее   известны   студенческие   кружки
Московского университета, который после восстания декабристов стал  основным
центром общественно-политической жизни страны. С  ним  были  связаны  первые
выступления Герцена, Огарёва, Белинского.
В 1834г. раскрыт полицией кружок Герцена и Огарёва. Официально  их  обвиняли
в «пении пасквильных песен», подслушанных доносчиком. Огарёв и  Герцен  были
отправлены в ссылку. Кружок Герцена и  Огарёва  был  собранием  студентов  и
недавних выпускников
Московского  университета.  Он   был   более   политизирован,   чем   кружок
Станкевича, его участники обсуждали не  только  философские  системы,  но  и
политические теории, в частности работы французских социалистов-утопистов.
В конце 40-х – начале 50-х ХIХв.  складывается  революционно—демократическое
направление русской общественной мысли, представителями
 которого были В.Г. Белинский,  А.И.  Герцен,  Н.П.  Огарёв,  «левое»  крыло
петрашевцев. К 40—50-м относится  и  начало  разработки  годам  относится  и
начало разработки революционно—демократической  теории,  в  основу  которого
легли    новейшие    философские    и    политические    (главным    образом
социалистические) учения, распространявшиеся в Западной Европе.
 В Росси на рубеже 40—50-х  годов  XIXв.  Складывается  оригинальная  теория
«русского социализма». Основоположником её был А.И. Герцен, который  изложил
её основные идеи в  своих  работах,  написанных  в   1849—1853гг.:  «Русский
народ и социализм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционных идей  в
России» и др.
Поражение  революций  1848—1849гг.  в  Западной  Европе  произвело  глубокое
впечатление на Герцена,  породило у него неверии  в  европейский  социализм,
разочарование в нём. Герцен  мучительно  искал  выход  из  идейного  тупика.
Сопоставляя судьбы Росси и Запада, он пришёл  к  выводу,  что  в  будущем  в
начале социализм должен  утвердиться  в  России  и  основной  «ячейкой»  его
станет    крестьянская    поземельная    община.    Крестьянское    общинное
землевладение, крестьянская идея права на  землю  и  мирское  самоуправление
явится,  по  Герцену,  главными   условиями   построения   социалистического
общества в России. Так возник русский (общинный) социализм Герцена.
Он исходил из  идеи  «самобытного»  пути  развития  России,  которая,  минуя
капитализм, через крестьянскую общину придёт к социализму. По существу,  это
были утопические мечтания о социализме, ибо осуществление на практике  целей
«русского  социализма»  привело  бы  не   к   социализму,   а   к   наиболее
последовательному решению  задач  буржуазно—демократического  преобразования
страны.  Реальное  значение  «русского  социализма»—решение  жизненных   для
страны задач в переходный период   от  феодализма  к  капитализму.  «Русский
социализм» ориентирован на  крестьянство,  как  свою  социальную  базу,  его
главные  цели  в  освобождении  крестьян  без  всякого  выкупа,   ликвидации
помещичьей  власти  и  помещичьего  землевладения,  введение   крестьянского
общинного самоуправления, независимого от  местных  властей,  демократизации
страны. Вместе с тем «русский социализм» боролся, как бы  «на  два  фронта»:
не только против старого,  феодально-крепостнического  строя,  но  и  против
капитализма,    противопоставляя    капитализму    специфически     русский,
«социалистический» путь развития.