Государственная дума


                                      3

                                 1. ВВЕДЕНИЕ

           Революция  1905  года  привела   к   превращению   неограниченной
самодержавной  власти  в  конституционную  монархию  .  Однако  ,  пережитки
неограниченного самодержавия сохранились во  многих  областях  жизни  .  При
обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи  ,
в которых был определён характер царской власти  ,  Николай  II  с  неохотой
согласился на исключение термина «неограниченная» .
          На пути конституционного строительства в России важнейшими  вехами
стали  :  Манифест  17  октября  1905  года   ,   провозгласивший   введение
гражданских  свобод  и  организацию  законодательного  органа  ,  а   именно
Государственной думы , ограничивающего монархическую  власть  ,  и  Основные
законы 23  апреля  1906  года  ,  определившие  двухпалатную  парламентарную
систему , но сохранившие весьма широкие пределы для императорской  власти  .
В Основных законах  отмечалось  ,  что  вместе  с  Думой  и  Государственным
советом   император   осуществляет   законодательную   власть   ,   но   без
императорского утверждения ни один закон не приобретает силы .
         Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года  ,  а  в
апреле ему был придан государственно – правовой статус второй  парламентской
палаты  .  Новая  структура  Совета  состояла  из  общего  собрания  ,  двух
парламентов , двух присутствий и канцелярии .

                      2. ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

          Система  представительных  учреждений  вводилась  в  России  рядом
государственных актов , начиная с Манифеста 6 августа  1905  года  и  кончая
«Основными  государственными  законами»   23   апреля   1906   года   .   По
первоначальному проекту  (  6  августа  1905  года  )  Государственная  дума
предполагалась  как  «законосовещательное  установление»  ,  избираемое   на
основе цензового представительства от трёх курий .  Обострение  политической
ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта .
         17 октября 1905 года принимается  «Манифест  об  усовершенствовании
государственного порядка» , провозгласивший:
дарование свободы совести , слова  ,  собраний  и  союзов  ;  привлечение  к
выборам  широких  слоёв  населения  ;   обязательный   порядок   утверждения
Государственной думой всех издаваемых законов .
                                      4
         В  стране  возникают  и  легализуются  многочисленные  политические
партии , в своих программах формулирующие требования  и  пути  политического
преобразования  строя  :  РСДРП  ,  С-Р  ,  Радикальная  партия   ,   Партия
свободомыслящих , Конституционных демократов , Умеренно – прогрессистская  ,
Торгово-промышленный  союз  ,  Союз  17  октября  ,  Партия  правопорядка  ,
Монархистов – конституционалистов , Союз русского народа ,  Союз  Михаила  –
архангела и другие .
           В  ноябре  1905  года  в  Совете  министров   обсуждался   проект
избирательного закона , большинство  высказалось  за  сохранение  куриальной
системы и двухступенчатой системы выборов . Было  отклонено  предложение  об
особом представительстве рабочих .
          Но  уже  11  октября  1905  года  ,  после  разгрома  вооружённого
восстания в Москве , издаётся указ  «Об  изменении  положения  о  выборах  в
Государственную думу» , которым значительно расширяется круг  избирателей  .
Практически всё мужское население страны в возрасте старше 25  лет  ,  кроме
солдат ,  студентов  ,  подённых  рабочих  и  части  кочевников  ,  получило
избирательные права . Право выбора не было прямым и оставалось неравным  для
избирателей разных категорий ( курий ) .
          Депутаты избирались  избирательными  собраниями  ,  состоящими  из
выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов . Выборщики  избирались
четырьмя отдельными куриями  избирателей  :  землевладельцами  ,  городскими
жителями , крестьянами и рабочими .
          Землевладельцы  с  полным  земельным  цензом  ,  150   десятин   ,
непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев,  голосовавших
за выборщиков от губернии . Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных  в
уездный съезд по одному на каждый полный ценз .
          Городское население  малых  городов  голосовало  за  выборщиков  в
губернские  избирательные  собрания  ,  крупные  города  имели   собственные
избирательные собрания , наравне с губернскими .
          Крестьянские выборы  были  четырехстепенными  :  сначала  выбирали
представителей в волостной сход , затем – на  уездный  съезд  уполномоченных
от волостей , на съезде  избирались  выборщики  в  губернское  избирательное
собрание .
           Рабочие  выбирали  съезд  своих  уполномоченных  ,   на   котором
избирались выборщики на избирательное собрание губернии или крупного  города
.
         Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым .
                                      5

                        3.ПОЛНОМОЧИЯ ДУМЫ И ДЕПУТАТОВ

          20 февраля 1906 года вышло «Учреждение Государственной думы»  ,  в
котором  определялась  её  компетенция  :   предварительная   разработка   и
обсуждение  законодательных  предложений  ,   утверждение   государственного
бюджета , обсуждение вопросов о строительстве железных  дорог  и  учреждении
акционерных обществ.
Дума избиралась на пять лет . Депутаты Думы были не  подотчётны  избирателям
, их отстранение могло осуществляться  Сенатом  ,  Дума  могла  распускаться
досрочно решением императора . С законодательной инициативой  в  Думу  могли
входить министры , комиссии депутатов и Государственный совет .
          Одновременно  с  «Учреждением»  было  принято  новое  Положение  о
Государственном совете , который был реформирован и стал верхней  палатой  ,
обладающей теми же правами , что и Дума. Все законопроекты , принятые  Думой
, должны были затем поступать  в  Государственный  совет  и  лишь  в  случае
принятия их Советом представляется  на  утверждение  императора  .  Половину
реформированного  Государственного  совета  составляли  выборные   члены   ,
половину – члены  «по  высочайшему  назначению»  ,  председатель  и  вице  –
председатель ежегодно назначались императором .
          В избираемую часть Совета входили представители от  духовенства  ,
Академии наук и университетов , от земских собраний, от  дворянских  обществ
, от торговли и промышленности ( всего 98 членов ) . Такое же  число  членов
ежегодно  назначалось  императором  во  вторую  часть   Совета   из   высших
государственных сановников . Одно и то же лицо не  могло  одновременно  быть
членом Государственной думы и Государственного совета .
          23 апреля 1906 года были изданы «Основные государственные  законы»
, изменение которых могло осуществляться только по инициативе  императора  ,
но не Думы или Совета .
           Императору всероссийскому  принадлежала  верховная  самодержавная
власть , власть управления также принадлежала императору во всём  её  объеме
,   но   законодательную   власть   император   осуществлял   совместно    с
Государственным советом и Государственной думой и  никакой  новый  закон  не
мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения  императора
. Однако , статья 87 Основных законов  представляла  возможность  императору
по  представлению  Совета   министров   принимать   указы   законодательного
характера в случаях , когда имелась такая
                                      6
необходимость , а сессия Думы и  Совета  прерывалась  .  Но  после  открытия
законодательной  сессии  в  течение  двух  месяцев  такой  указ  должен  был
вноситься  на  одобрение  Думы  ,  иначе  он  автоматически  прекращал  своё
действие .
          Не подлежали обсуждению Государственной  думой  и  Государственным
советом вопросы об исключении или  сокращении  платежей  по  государственным
долгам , о кредитах Министерству двора , о государственных займах .

                        4.ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

          Весной 1906 года Дума начала работу .  Источник  будущих  коллизий
был   заложен   в   самом   устройстве   русской   конституции   ,    давшей
Государственному  совету  одинаковые  законодательные  права   с   Думой   .
Состоявший наполовину из  высших  чиновников  ,  Государственный  совет  был
консервативным  органом  ,   постоянно   сдерживающим   либеральные   порывы
Государственной думы . В своём адресе царю депутаты первой Думы  потребовали
:   отмены   исключительных    законов    ,    принудительного    отчуждения
частновладельческих  земель  ,  полной  амнистии  политзаключённым,   отмены
смертной  казни  и  др.  Государственный  совет  ,  например  ,   затормозил
распространение закона о земском  самоуправлении  на  окраинные  губернии  ,
воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений .
          Наиболее острым был конфликт  между  Думой  и  правительством  при
обсуждении аграрного  вопроса  .  Правительство  доказывало  ,  что  проекты
кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь  небольшую  привеску  земли  ,  но
неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит  большие  убытки
экономике .  В  июне  1906  года  правительство  обратилось  к  населению  с
сообщением  по  аграрному   вопросу   ,   в   котором   отвергался   принцип
принудительного отчуждения . Дума , со своей стороны , заявила , что она  не
отступит от этого принципа , требовала отставки правительства .
          Правительство , усмотрев в действиях Думы признаки  «незаконности»
, 8 июня распустило Думу . Первая Дума просуществовала всего 72 дня .

                        5.ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

           Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес  левым  партиям  ,
чем это было в первой Думе . В  феврале  1907  года  Дума  начала  работу  ,
наметились её попытки сотрудничества с
                                      7
правительством , даже эсеры  объявили  ,  что  на  время  деятельности  Думы
прекращают свою террористическую деятельность .
           Премьер – министр П.А.Столыпин  сообщил  о  мерах  ,  принятых  в
период между первой и второй думами . В соответствии со статьёй 87  Основных
законов правительство провело : Закон о военно –  полевых  судах  в  августе
1906 года ( он не был представлен на  утверждение  Думы  ,  и  его  действие
прекратилось весной 1907 года , но на его основании было казнено  около  700
человек ) , Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями   от  5
октября 1906 года , Указ о праве крестьян закреплять за собой  их  наделы  ,
превращая в свою личную  собственность  ,от  9  ноября  1906  года  .  Глава
правительства изложил программу будущих реформ : крестьянское равноправие  и
крестьянское землеустройство  ,  бессословная  самоуправляющаяся  волость  в
качестве мелкой земской единицы ,  реформа  местного  управления  и  суда  ,
передача  судебной  власти  мировым  судьям  ,   избираемым   населением   ,
легализация профсоюзов ,  наказуемость  экономических  стачек  ,  сокращение
рабочего  времени  ,  школьная  реформа  ,  финансовая  реформа  ,  введение
подоходного налога .
           Думская оппозиция критически встретила программу правительства  .
С трудом были проведены законопроекты о  государственном  бюджете  и  наборе
новобранцев  .  Была  отвергнута  резолюция  правых  депутатов  о  порицании
революционного   террора.   Проведение   аграрного   закона   правительством
наталкивалось  на  жёсткую  оппозицию  ,  и  оно  ,  чтобы  преодолеть   это
сопротивление и  сформировать  новый  порядок  формирования  Государственной
думы  (  по  действующему  закону  состав  Думы  мог  постоянно   оставаться
радикальным и оппозиционным правительству ) , пошло на  шаг  ,  который  был
оценен  как  «государственный   переворот»   .   Дума   была   распущена   ,
просуществовав 102 дня . Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело  о
сближении думской  фракции  социал  –  демократов  с  «военной  организацией
РСДРП» , которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня  1907  года
. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано  новое  Положение  о
выборах  .  Изменение  избирательного  закона  было  проведено  с  очевидным
нарушением Манифеста 17 октября  1905  года  ,  который  подчеркивал  ,  что
«никакие новые законы не могут  приниматься  без  одобрения  Государственной
Думой» .

                       6. ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА



                                      8
         Новый  избирательный  закон  существенно  урезал  представительство
окраин – Польши , Кавказа , Средней Азии , европейская Россия  избирала  403
члена Думы , Азиатская – 15 .
         Возросло число выборщиков от землевладельческой курии с 31 % до  50
% , сократилось от крестьянской с 42 %  до  22  %  .  Городская  курия  была
разделена на две : в первую входили «цензовые элементы» , то есть  владельцы
недвижимости , избиравшие более половины выборщиков  .  Отдельное  городское
представительство сохранилось в семи  из  27  городов  .  Каждое  губернское
избирательное  собрание  должно  было  избирать  хотя  бы  по   1   депутату
Государственной  думы  от  каждой  курии  .  Кроме  того  ,  в  6   наиболее
промышленных губерниях хотя бы по 1  депутату  Думы  следовало  избирать  от
рабочих .
          Выборы , проведённые на  основе  нового  избирательного  закона  ,
дали большинство в Думе «Союзу 17  октября»  ,  консервативным  политическим
элементам . Крайне правые и  левые  получили  незначительное  число  мест  .
Такой состав Думы позволил правительству в  сотрудничестве  с  ней  провести
ряд важнейших преобразований .
          Наиболее существенным  оставался  аграрный  вопрос  .  В  аграрной
комиссии третьей Думы , а затем в общем собрании  долго  обсуждался  указ  9
ноября 1906 года , представлявший крестьянам право по их  желанию  закрепить
свои участки общинной полевой земли в личную собственность .  Дополнительный
указ  вызвал  резкую  критику  слева  и  справа  ,  с  трудом  был   одобрен
Государственной думой и Государственным советом . Только 14 июня  1910  года
был издан  закон  «Об  изменении  и  дополнении  некоторых  постановлений  о
крестьянском землевладении» , а 29 мая 1911 года было  издано  «Положение  о
землеустройстве» , регулировавшее работу землеустроительных комиссий .
        В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих  :
при  потере  трудоспособности  от  несчастных   случаев   полностью   пенсии
оплачивали  владельцы  предприятий  ,  для  выплаты   пособий   по   болезни
учреждались «  больничные  кассы»  ,  взносы  в  которые  делали  рабочие  и
предприниматели .
         Дума  по  инициативе  правительства  принимала  законы  о  введении
земского  самоуправства  в  южных   и   западных   губерниях.   Однако   эта
деятельность натолкнулась  на  оппозицию  консервативного   Государственного
совета , отклонившего проект весной 1911года. По настоянию Столыпина  проект
был проведён в порядке статьи 87 Основных законов  .  Государственный  совет
отклонил проекты о введении земств в Сибири , на Дальнем

                                      9
Востоке, Архангельской губернии  ,  а  также  проект  о  введении  волостных
земств .
          В июне 1912 года  Государственная  дума  и  Государственный  совет
одобрили законопроект  «О  преобразовании  суда  в  сельских  местностях»  .
Судебная власть от земских начальников вновь  передавалась  в  руки  мировых
судей , избираемых уездными земскими собраниями .
          Блокируясь с правыми депутатами Думы ,  правительство  проводит  в
июне 1910 года закон «О  порядке  издания  касающихся  Финляндии  законов  и
постановлений   общегосударственного   значения»   ,   открывающий   широкие
возможности для вмешательства в финские внутренние дела . В 1912  году  Дума
проводит закон о выделении из состава Польши  новой  губернии  (  в  которой
наряду с польским населением проживало русское )  ,  что  так  же  усиливало
русское  вмешательство  в  польские  дела  .  Негативное   влияние   вызвало
проведённое Столыпиным положение о введение земств в  западных  губерниях  ,
которое так же имело сильную национальную окраску .
          В сентябре 1911  года  Столыпин  был  убит  анархистом  (  агентом
охранного отделения ) . Осенью  1912  года  истёк  срок  полномочий  третьей
«столыпинской» Думы . Осенью 1912 года проходили  выборы  в  Государственную
думу четвёртого созыва . Председателем Думы был избран М.В.Родзянко .

                                7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Начало  первой  мировой  войны  было  встречено   демонстрацией
единения большинства Думы с правительством . Трудности  военного  времени  и
поражения русской армии обусловили раскол этого единства . Летом  1915  года
звучала резкая  критика  действий  правительства  и  выдвигалось  требование
создать Министерство общественного доверия , ответственное  перед  Думой.  В
ответ на эти требования производилась частая смена  министров  и  премьер  –
министров  .  В  августе  1915  года  император  принял  на  себя  верховное
командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилёв .
         В августе 1915 года в  Думе  образовался  Прогрессивный  блок  ,  в
который  вошли  три  четверти  её  депутатов  .  Программа  блока  требовала
создания Министерства общественного  доверия  ,  проведения  ряда  реформ  и
политической амнистии .
          В  январе  1916  года  председателя  Совета  Министров  Горемыкина
сменяет Штюрмер , в ноябре Штюрмера сменяет

                                     10
Трепов , Трепова – Голицын . Оппозиция требует ухода и  этого  правительства
в отставку .
           25  февраля  1917  года  император   издаёт   указ   о   роспуске
Государственной думы , её депутаты  создают  27  февраля  Временный  комитет
Государственной  думы  ,  на  основе  которого  будет  впоследствии  создано
Временное правительство .