Государственный совет



                            Государственный совет

      Государственный совет относился к органам верховного управления в
Российской империи. 1 января 1810 года манифестом Александра I был  учрежден
высший  законосовещательный  орган,  получивший  название   Государственного
Совета. Государственный Совет был создан по инициативе  М.  М.  Сперанского,
его  предшественником  был  Непременный  совет,  учрежденный  в  1801  году.
Состав Государственного Совета  назначался  императором  из  числа  наиболее
влиятельных чиновников и  приближенных  лиц..  Их  число  в  различные  годы
колебалось от 40 до 80 человек.  В состав  Совета  входили  также  министры.
Председателем Государственного Совета был царь, а в его отсутствие  один  из
членов  Совета  по  назначению  императора.  Это  назначение  осуществлялось
только на один год.
Структура Совета: общее собрание, четыре департамента (департамент  законов,
департаменты  дел  военных,  дел  гражданских  и  духовных,  государственной
экономии),  две  комиссии  (по  охране  государственного   порядка,   Особое
совещание для охраны спокойствия)  и государственная канцелярия.
Через Государственный совет должны были проходить все  законопроекты.  Он  и
сам  должен  был  разрабатывать  важнейшие  из  них.  Государственный  Совет
обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором,  вопросы  войны  и
мира, введение  в  отдельных  местностях  чрезвычайного  положения,  бюджет,
отчеты всех  министерств и ведомств и  некоторые  судебные  и  другие  дела,
которые выносились царем на его рассмотрение.  Проекты  законов  обсуждались
вначале в департаментах, затем в общем собрании,  после  чего  поступали  на
утверждение   императора.   Но   император   мог   издать   закон   и    без
предварительного рассмотрения его Государственным  Советом,  т.е.  царь  мог
одобрить решение Государственного Совета или отвергнуть его, не  считаясь  с
тем,  что  это  решение  принято  большинством  членов  Совета.   Со  второй
четверти 19 в. законопроекты стали  разрабатываться  в  царской  канцелярии,
министерствах,  специальных  комитетах.  Обсуждение  их  в   Государственном
Совете стало носить формальный характер.
 Государственный Совет ведал и кодификацией законов. С 1882 по 1894 г. этим
   занимался Кодификационный отдел, а с 1894 г. – Отделение свода законов
       Государственной канцелярии. Государственный Совет контролировал
    деятельность Сената через созданное в 1884 г. «Особое присутствие для
     предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения
      департаментов Сената». Предпринимавшиеся попытки расширить состав
   Государственного Совета за счет выборных членов от дворянства, земств и
                       городов не увенчались успехом.
   На  Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому
                                 управлению.
Государственный Совет просуществовал с некоторыми изменениями до 1917  года.
 В 1906 году в связи с учреждением Государственной думы был  реформирован  и
Государственный  Совет.  Царь  наделил  Совет  полномочиями,  которые  Совет
раньше не имел. Состав, структура и  компетенция  обновленного  Совета  были
определены актами от 29  февраля  1906  года  «О  переустройстве  учреждения
Государственного Совета» и 23 апреля 1906 года «Учреждение  Государственного
Совета».  Суть  преобразования  –  превращение  Государственного  Совета   в
верхнюю  палату,  что,  естественно,  существенным  образом  умаляло   права
Государственной думы. Выборы в Государственный Совет были организованы  так,
что демократические элементы и трудящиеся туда попасть  не  могли.  Половина
членов Совета назначалась царем из крупных чиновников, занимавших в  прошлом
министерские и прочие  высшие  посты  в  государстве,  а  другая  избиралась
узкими корпорациями – от  губернских  земских  собраний,  дворянских  общин,
буржуазных организаций, от  духовенства  православной  церкви,  от  Академии
наук и университетов.  Следовательно,  и  назначаемая,  и  избираемая  части
Государственного   Совета    обеспечивали    царизму    возможность    через
Государственный  Совет  не  допустить  принятия  Думой  закона,   неугодного
режиму. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет. Каждые три  года  треть
их  обновлялась.  Структура  государственного  совета  была  такова:   общее
собрание, два  номерных  департамента,  два  присутствия  и  государственная
канцелярия. По мере надобности образовывались комиссии и  особые  совещания.
Из членов Совета царь ежегодно  назначал  председателя  и  вице-председателя
Государственного Совета.  Во главе канцелярии Государственного Совета  стоял
государственный секретарь.
В целях изоляции Государственного Совета  от  народа,  в  Совет  запрещалось
подавать просьбы и заявления, а также принимать депутации  от  народа.  Хотя
закон  предоставил  Государственному  Совету  равные  с   Думой   права,   в
действительности  он  был  поставлен  над  Думой,   стал   верхней   палатой
российского  «парламента».  Государственный  Совет,  как  и  Государственная
Дума, имел право законодательной инициативы. А главное –  без  его  согласия
законопроект, принятый Думой, не представлялся для утверждения.   Он  отверг
ряд важных  думских  законопроектов,  например,  о  введении  Архангельского
земства.  Государственный Совет мог отклонить любой  законопроект,  принятый
Думой, но неугодный  царскому  правительству.  В  случае  разногласия  между
этими палатами дело передавалось в  согласительную комиссию.  Если  не  было
достигнуто соглашение, законопроект  считался  отклоненным.  Считался  также
отклоненным и законопроект, приятый Думой и Государственным Советом,  но  не
утвержденный царем.
     Преобразуя Государственный совет в законодательную палату, царское
 правительство грубо нарушило свой Манифест, в котором говорилось только об
          одном законодательном учреждении – Государственной Думе.