Государственный строй древнего Рима


В  период   республики  организация
власти  была достаточно  проста и  некоторое время  отвечала усло-
виям, какие  были  в  Риме  ко времени  возникновения государства.
На  протяжении  последующих   пяти  веков   существования  респуб-
лики  размеры  государства значительно  увеличились. Но  это почти
не отразилось  на структуре  высших органов  государства, по-преж-
нему  находившихся  в   Риме  и   осуществлявших  централизованное
управление  громадными  территориями.  Естественно, что  такое по-
ложение  снижало  эффективность  управления  и  стало  со временем
одной из причин падения республиканского строя.
В отличие от  рабовладельческой демократии  в Афинах,  в Рим-
ской  республике   сочетались  аристократические   и  демократиче-
ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-
вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки
рабовладельцев.  Это  отразилось  в  полномочиях  и взаимоотноше-
ниях   высших  государственных   органов.  Ими   являлись  народные
собрания,  сенат  и  магистратуры.  Хотя  народные  собрания счита-
лись  органами  власти  римского   народа  и   были  олицетворением
свойственной  полису  демократии,  не  они  преимущественно  управ-
ляли  государством.  Это  делали  сенат и  магистраты -  органы ре-
альной власти нобилитета.
В  Римской  республике  существовали  три  вида   народных  со-
браний - центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную   роль   играпи  центуриатные   собрания,  обеспечивав-
шие  благодаря  своей  структуре  и  порядку принятие  решений пре-
обладающих  аристократических  и  богатых   кругов  рабовладельцев.
Правда, их структура с середины ||| в.  до н.э.  с расширением пре-
делов  государства  и  увеличениеж  числа  свободных  изменилась не
в  их  пользу:  каждый  из  пяти разрядов  имущих граждан  стал вы-
ставлять  равное  количество  центурий  -  по  70,  а  общее  число
центурий  было  доведено  до  373. Но  преобладание  аристократии и
богатства все  же сохранилось,  так как  в центуриях  высших разря-
дов  было  гораздо меньше  граждан, чем  в центуриях  низших разря-
дов,  а  неимущие  пролетарии, чья  численность,значительно возрос-
ла, по-прежнему составляли только одну центурию.
В   компетенцию   центуриатного   собрания   входило   принятие
законов,  избрание  высших   должностных  лиц   республики  (консу-
лов,  преторов,  цензоров), объявление  войны и  рассмотрение жалоб
на приговоры к смертной казни.
Второй  вид  народных   собраний  представляли   трибутные  со-
брания,которые  в  зависимости  от  состава жителей  триб, участво-
вавших  в  них,  делились  на  плебейские   и  патрицианско-плебей-
ские.  Поначалу  их  компетенция  была  ограниченной.  Они избирали
низших  должностных лиц  (квесторов, эдилов  и др.)  и рассматрива-
ли  жалобы  на  приговорь~  о  взыскании штрафа,  Плебейские собра-
ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с 111 в. до н.э. они
получили  и право  принятия законов,  что привело  к росту  их зна-
чения  в  политической  жизни Рима.  Но вместе  с тем  в результате
увеличения  к этому  времени числа  сельских триб  до 31  (с сохра-
нившимися  4  городскими  трибами  всего  стало  35  триб)  жителям
отдаленных  триб  стало  затруднительно  являться  в  собрания, что
позволило  богатым  римлянам  усилить  свои  позиции в  этих собра-

Куриатные   собрания  после   реформ  Сервия   Туллия  потеряли
былое  значение.  Они  лишь  формально  вводили  в  должность  лиц,
избранных  другими  собраниями,  и  в  конце  концов  были заменены
собранием тридцати представителей курии - ликторов.
Народные  собрания  в  Риме   созывались  по   усмотрению  выс-
ших  должностных  лиц,  которые  могли и  прервать собрание,  и пе-
ренести его на другой  день. Они  же председательствовали  в собра-
нии  и  объявляли  вопросы,   подлежащие  решению.   Участники  со-
брания  не  могли  изменять  внесенные предложения.  Голосование по
ним  было  открытым  и  только  в  конце  республиканского  периода
было  введено  тайное  голосование  (участникам  собрания  раздава-
лись  специальные  таблицы  для  голосования).  Важную,  чаще  всего
определяющую  роль  играло  то  обстоятельство,  что   решения  цен-
туриатного  собрания  о  принятии  законов  и  избрании  должностных
лиц  в   первый  век   существования  республики   подлежали  утвер-
ждению сенатом, но и затем, когда в 111 в. до н.э. 'это правило было
отменено,   сенат   получил   право   предварительного  рассмотрения
вопросов,  выносимых  в  собрание,  что  позволяло   ему  фактически
направлять деятельность собрания.
Важную  роль  в   государственном  механизме   Римской  респуб-
лики играл сенат.  Сенаторы (вначале  их было  300, по  числу патри-
цианских родов,  а в  1 в.  до н.э.  число сенаторов  было увеличено
сначала до 600,  а затем  до 900)  не избирались.  Специальные долж-
ностные  лица  -  цензоры,   распределявшие  граждан   по  центуриям
и тр~бам, раз  в пять  лет составляли  списки сенаторов  из предста-
вителей  знатных  и  богатых  семей,  уже  занимавших,  как правило,
высшие  государственные  должности.  Это  делало сенат  органом вер-
хушки   рабовладельцев,   фактически   независимым  от   воли  боль-
шинства свободных граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его поста-
новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената
была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-
ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний,
утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат-
ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-
тролировалось иабрание народными собраниями должностных лиц
(вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур).
Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се-
ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-
ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената
относились постановленйя по общественной безопасности, благоус-
тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-
политические полномочия сената. Если войну объявляло центури- .
атное  собрание,  то  мирный договор,  а также  договор о  союзе ут-
верждал  сенат.  Он  же  разрешал  набор   в  армию   и  распределял
легионы   между  командующими   армиями.  Наконец,   в  чрезвычайных
обстоятельствах  (опасная  война,  мощное  восстание  рабов  и т.п.)
сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Магистратурами   в   Риме  именовались   государственные  долж-
ности.  Как  и  в  Древних  Афинах,  в  Риме  сложились определенные
принципы   замещения   магистратур.   Такими  принципами   были  вы-
борность,  срочность,  коллегиальность,  безвозмездность  и ответст-
венность.
Все  магистраты   (кроме  диктатора)   избирались  центуриатны-
ми  или  трибутными  собраниями  на  один год.  Это правило  не рас-
пространялось  на  диктаторов,  срок   полномочий  которых   не  мог
превышать  шести  месяцев.  Кроме  того,  полномочия   консула,  ко-
мандовавшего  армией,  в   случае  незакончившейся   военной  кампа-
нии  могли  быть  продлены сенатом.  Как и  в Афинах,  все магистра-
туры   были   коллегиальными   -   на   одну   должность  избералось
несколько  человек  (диктатор  назначался один).Но  специфика кол-
легиальности  в  Риме  заключалась  в  том,  что  каждый магистрат
имел  право  самостоятельно  принимать  решение. Это  решение мог-
ло быть  отменено его  коллегой (право  интерцессии). Вознагражде-
ния  магистраты не  получали, что,  естественно, закрывало  путь к
магистратурам  (а затем  и в  сенат) малоимущим  и неимущим.  В то
же  время  магистратуры,  особенно  в  конце  республиканского пе-
риода,  стали  источником.  значительных  доходов.  Магистраты (за
исключением  диктатора,  цензора  и плебейского  трибуна) по исте-
чении  срока  их  полномочий могли  быть привлечены  к ответствен-
ности народным собранием, избравшим их.
Необходимо  отметить  и еще  одно существенное  отличие рим-
ской  магистратуры  -  иерархию  должностей   (право  вышестоящего
магистрата отменить решение нижестоящего).
Власть  магистратов  подразделялась  на высшую  (~гпрепыт) и
общую  (ро1ея1ая). В  ~трепыт включались  высшая военная  власть и
право  заключать  перемирие,  право  созывать  сенат   и  народные
собрания и председательствовать  в них,  право издавать  приказы и
принуждать  к их  испоЬнению, право  суда и  назначения наказания.
Эта  власть  принадлежала  диктатору,  консулам  и  преторам. Дик-
татор   имел  "высочайший   империум"  (яыттпыт   )трепыт),  вклю-
чавший  право  приговаривать  к  смертной  казни,   не  подлежащее
обжалованию.   Консулу   принадлежал   большой   империум  (тпа]ыя
~трегШт)  -   право  выносить   смертный  приговор,   который  мог
быть  обжалован  в центуриатном  собрании, если  он был  вынесен в
городе  Риме,  и  не  подлежал  обжалованию,  если был  вынесен за
пределами  города.  У  претора  был  ограниченный  империум (ипре-
пцтп пипця) - без права приговаривать к смертной казни.
Власть  ро1ез1ая  принадлежала  всем магистратам  и включала
в  себя  правр  отдавать  распоряжения  и  налагать  штрафы  за их
невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-
ординарные, (чрезвычаййые). К ординарным магистратурам отно-
сились должности консулов,  преторов, цензоров,  квесторов, эдилов
И Д~.
Консулы  (в Риме  избирались два  консула) были  высшими ма-
гистратами  и  возглавляли всю  систему магистратур.  Особенно су-
щественными  были  военные  полномочия  консулов:  набор  в  армию
и  командование  ею,  назначение  военачальников,  право заключать
перемирие  и  распоряжаться  военной  добычей.  Преторы  появились
в середине 1Ч в. до н.э.  в качестве  помощников консулов.  В силу
того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме,
к  преторам  перешло  управление  городом  и, что  особенно важно,
руководство  судопроизводством,  позволявшее  в   силу  имевшегося
у  них  империума  издавать  общеобязательные постановления  и тем
самым  создавать новые  нормы права.  Вначале избирался  один пре-
тор, затем два, один  из которых  рассматривал дела  римских граж-
дан (городской  претор), а  другой -  дела с  участием иностранцев
(претор  перегринов). Постепенно  число преторов  увеличилось до
восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи-
сков римских граждан, распределения  их по  трибам и  разрядам и
для составления списка сенаторов. Кроме  того, к  их компетенции
относилось  наблюдение за  нравственностью и  издание соответст-
вующих  эдиктов.  Квесторы,  бывшие  сначала  помощниками консу-
лов без специальной компетенции, со  временем стали  ведать (под
контролем  сената)  финансовыми  расходами и  расследованием не-
которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу
республики достигло двадцати. Эдилы (их  было два)  наблюдали за
общественным порядком  в городе,  торговлей на  рынке, организо-
вывали празднества и зрелища.
Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести
человек, входивших в пять коллегий,  ведавших надзором  за тюрь-
мами,  чеканкой  монеты, очисткой  дорог и  некоторыми судебными
делами.
Особое место среди магйстров занимали  плебейские трибуны.
Их право  че1о играло  большую роль  в период  завершения борьбы
плебеев за равноправие. Затем, по  мере увеличения  роли сената,
активность  плебейских трибунов  пошла на  убыль, а  попытка Гая
Гракха во 11 в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.
Экстраординарные магистратуры  создавались только  в чрез-
вычайных,  грозящих особой  опасностью Римскому  государству об-
стоятельствах - тяжелая война, большое восстание  рабов, серьез-
ные  внутренние беспорядки.  Диктатор назначался  по предложению
сената  одним  из консулов.  Он обладал  неограниченной властью,
которой подчинялись все магистраты. Право че1о  плебейского три-
буна на него не действовало, распоряжения диктатора  не подлежа-
ли обжалованию, и за  свои действия  он не  нес ответственности.
Правда, в  первые века  существования республики  диктатуры вво-
дились не только в чрезвычайных  обстоятельствах, а  для решения
конкретных  задач и  полномочия диктатора  ограничивались рамка-
ми этой задачи. За ее  пределами действовали  ординарные магист-
ратуры. В период расцвета республики к  диктатуре почти  не при-
бегали.
Срок  диктатуры  не  должен  был превышать  шести месяцев.
Вместе  с  тем  в  период  кризиса  республики это  правило было
нарушено  и  появились  даже  пожизненные  диктатуры  (диктатура
Суллы "для издания законов и устройства государства").
К  экстраординарным  магистратурам  могут быть  отнесены и
комиссии децемвиров,  образованные в  период одного  из подъемов
борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов  Х11 таблиц,
созданных в 450 - 451 гг. до н.э.