ДУНС_СКОТ

ДУНС_СКОТ Иоанн (1265/66-1308) — видный представитель оппозиционной схоластики 13—14 вв., “тонкий доктор” (doctor subtilis), основоположник новой францисканской школы (августинианская школа, для к-рой характерно свободное отношение к авторитету Л вгусгына, использование идей Аристотеля). Научно-философское мировоззрение Д. С. сложилось под сильным влиянием оксфордской школы, менее заметное воздействие оказала на него парижская теологическая школа. Д. С. выступил с резкой критикой го-мизма. В отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию, понимаемую как теоретическое знание, постигающее внешний мир на основе разума и опыта посредством науки, от теологии, которую считал практической дисциплиной,призванной содействовать спасению души, т. е. имеющей прежде всего моральный характер; разум от веры (доказывал невозможность рационалистического обоснования теологических идей творения из ничего, троичности бога, бытия бога, бессмертия души, загробной жизни, к-рые являются объектами веры). Одно из центральных положений учения Д. С.— свобода воли и зависимость разума от воли как у бога, так и у человека; бог, в понимании Д. С.,— это абсолютная свобода. В средневековом споре о природе универсалий придерживался скорее номинализма: реальны единичные индивидуальные телесные вещи; для их характеристики, чтобы подчеркнуть примат единичного, вводит понятие haecceitas (“этость”) в смысле индивидуального отличия. В философии Д. С. прослеживается материалистическая тенденция; по словам Маркса, философ “заставлял самое теологию проповедовать материализм” (Т. 2. С. 142). Основой познания Д. С. считает чувственную интуицию, на основе к-рой интеллект создает индивидуальный образ вещи, в процессе абстракции образуется общее понятие. В основе подлинно научного знания, по Д. С., лежит математика.

Закажите новую авторскую работу